Соблюдение этических норм в ПР
Теоретическая часть
Вопросы этики и профессиональной ответственности имеют существенное значение для специалистов паблик рилейшнз. Эти вопросы рассматриваются на двух уровнях. Во-первых, это касается этики поведения каждого, кто профессионально практикует связи с общественностью, а во-вторых, - этики поведения собственно организации, представляемой специалистом.
Паблик рилейшнз часто называют «совестью» менеджмента, тем самым подчеркивая обязанность ПР-специалистов напоминать организации о ее социальной ответственности перед различными группами общественности. Этические кодексы паблик рилейшнз запрещают профессиональному специалисту демонстрировать неэтичное поведение. Будучи поборником принципов социальной ответственности специалист в области ПР просто не сможет быть «совестью» менеджмента при руководстве, пренебрегающем такой ответственностью. Отсюда проистекает множество проблем, стоящих перед ним. Ему, как правило, приходится выбирать одно из двух: быть слугой, работающим по найму ради денег, или оставаться честным профессионалом в своей области. Чтобы быть настоящим профессионалом, придерживаться норм этического кодекса профессии («кодекса чести»), необходимы мужество и сильный характер.
Проблемы этики профессионального поведения и социальной ответственности во многих случаях обусловлены тем, что сотрудники сферы паблик рилейшнз по специальности являются работниками, призванными убеждать других, то есть выступают в роли адвокатов. Но в то же время они и просветители, поскольку способствуют распространению информации определенного содержания.
Задания
Задание 1.Проанализируйте предложенные преподавателем этические кодексы ПР-агентств и разработайте собственные вариант этического кодекса специалиста в области ПР.
Вопросы к практическому занятию:
1. Обоснуйте необходимость соблюдения этических норм специалистами.
2. Перечислите наиболее известные кодексы поведения?
3. Какие вопросы этики и социальной ответственности находятся в центре внимания международных организаций?
Литература:[1, 10, 11].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4
Правовые основы ПР
Теоретическая часть
Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в паблик рилейшнз, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.
Правовое регулирование – это система регулирования поведения людей в обществе посредством правовых норм, устанавливаемых органами государственной власти и выполняемых гражданами под контролем уполномоченных организаций с возможностью применения фиксированных санкций за отклонение от данных норм. Это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система норм.
Саморегулирование– гораздо более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет «общественно опасного деяния» с точки зрения права, но есть морально-этическая сторона, порой более негативная по своим последствиям для общества, чем любой правовой поступок. Саморегулирование не может носить обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Роль саморегуляторов играют в данном случае нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки как отдельно взятых поступков, так и всей деятельности в целом.
Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы.
Воздействие связей с общественностью, СМИ, рекламы на общество происходит, прежде всего, с помощью информации. Таким образом, нормативно-правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования ПР, отражены в достаточно новой отрасли права – информационной.
Задания
Задание 1.Сеть кафе нанимает вас в качестве директора по связям с общественностью и маркетингу. Среди ваших идей: серия рекламных объявлений, с фотографиями и цитатами клиентов; наем внештатного фотографа для создания серии снимков с целью использования в журналах и брошюрах; перепечатка и распространение журнальных статей, в которых писалось о компании; организация внутреннего бюллетеня для сотрудников; цитирование медицинского исследования с рейтингом качества кофейных бобов с указанием что ваши кафе использует только кофе высочайшего качества.
Подготовьте меморандум, обрисовывающий юридические и директивные факторы, которые следует принять во внимание, осуществляя данную деятельность.
Вопросы к практическому занятию:
1. Почему сотрудникам и фирмам по связям с общественностью необходимо знать юридические аспекты создания и распространения сообщений?
2. Какие предосторожности может принять сотрудник ПР, чтобы избежать судебных исков о клевете?
3. Если организация хочет использовать фотографию или комментарии своего работника или клиента в рекламе, какие предосторожности должны быть приняты?
4. Сравните правовые основы ПР в нашей стране и за рубежом?
5. Каковы должны быть взаимоотношения в организации между персоналом по связям с общественностью и юридическим консультантом?
Литература:[1, 10, 11].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5