Институциональные основы функционирования рыночной экономики. Отношения собственности. Экономические функции государства.
Институциональные основы функционирования рыночной экономики. Отношения собственности. Экономические функции государства.
Институциональное устройство характеризуется определенными социальными институтами, которые выступают в форме организации, регулирования и упорядочения общественной жизни, а также поведения людей. Обычно выделяют экономические, политические, культурные, воспитательные институты. Они включают, с одной стороны, совокупность социальных норм и образцов поведения людей; с другой – совокупность норм права, регулирующих определенные общественные отношения.
Собственность один из основных институтов рыночной экономики.
Собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.
Система отношений собственности включает:
Присвоение. Экономическая наука исследует присвоение в виде приобретения благ в процессе производственно-экономической деятельности, рассматривая его как общественный способ овладения вещью в процессе экономических взаимодействий между людьми.
Отчуждение – это процесс перехода определенного предмета (земля, товар, капитал) в собственность одного лица и его отчуждение от другого, лишение последнего возможности использовать этот предмет в производстве или потреблении.
Производственно-хозяйственное использование собственности. В процессе функционирования между собственником и предпринимателем складываются определенные производственно-экономические отношения, которые возникают в результате того, что собственник на определенных условиях передает свое имущество другим лицам для использования в производственно-хозяйственных целях.
Отношения собственности – это отношения между несколькими организациями или людьми, которые определяются правами на конкретные объекты собственности, которые, в свою очередь, касаются перехода указанной собственности из рук одного собственника в руки другого. Субъектами отношений собственности выступают и собственники, и не собственники. Отношения собственности между несколькими гражданами либо организациями, вытекают из прав на определенные объекты собственности. В качестве прав на собственность могут выступать следующие документы: право владения; право распоряжения; право пользования.
Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.
Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты.
Бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства для воздействия на экономическую конъюнктуру через изменение величины государственных расходов и налогов.
Цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс, в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП.
Осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, основным источником пополнения которого являются налоги. Поэтому содержательно бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительство воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).
Недостатки СНС
Достоинства СНС.
- Благодаря использованию принципа двойной записи, данную систему учета трудно фальсифицировать – если неточно отразить одну из статей любого счета, то по цепочке изменяются соответствующие записи всех других счетов, что приводит к нарушению сальдо всех учетов.
- Связи между счетами имеют глубокий экономический смысл: можно проследить цепочку взаимосвязей макроэкономических показателей развития экономики.
Двойная запись.
Сумма каждой хоз операции отражается на счетах бухучета дважды: по дебету одного и кредиту другого счета. Это и называется метод двойной записи. Взаимосвязь между счетами возникающую при отражении хозяйственной операции с помощью двойной записи называют корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции отраженной в док-те. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах называется контировкой.
Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды по дебету и кредиту другого счета, поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка. Корреспонденция счетов бывает простая – когда хозяйственная операция затрагивает дебет одного и кредит другого счета, т.е. в ней участвуют только 2 счета. Также корреспонденции счетов бывают сложными, которые отражаются по дебету одного и кредиту нескольких счетов, а также по кредиту одного и дебету нескольких счетов.
Банковский кредит
При данной форме кредита используется лишь денежный капитал. Данный кредит предоставляется исключительно финансово-кредитными учреждениями, имеющими лицензию ЦБ РФ на ведение такого вида операций. Сфера применения этого кредита значительно шире коммерческого.
Коммерческий кредит означает, что кредитором является не кредитная организация, а кредит предоставляется в ходе торговой сделки, поэтому его называют еше и торговым. Кредит может предоставить любой субъект, имеющий в своем распоряжении временно свободные денежные средства.
Государственный кредит
Основной признак — участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.
Международный кредит - совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых являются государство и международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.). Отличительным признаком является принадлежность одного из участников кредитных отношений к другой стране.
Производственный кредит предоставляется на предпринимательские цели: расширение объема производства, работ, услуг, активов. Производственный кредит напрямую воздействует на увеличение предложения товаров, работ, услуг, активов, факторов производства, повышение уровня жизни населения.
Потребительский кредит. Характерной чертой потребительского кредита являются отношения как денежного, так и товарного капитала, причем потенциальными заемщиками выступают физические лица.
В отличие от производственной формы этот кредит используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости.
Виды кредита
Банковский кредит - одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом сделки выступают денежные средства.
Коммерческий кредит - одна из первых исторических форм кредита, которая породила вексельное обращение. Сторонами сделки выступают юридические лица — хозяйственные субъекты. Способствует развитию безналичного оборота. Ссуженная стоимость обращается между юридическими лицами в форме реализации продукции, оказания услуге отсрочкой платежа.
Государственный кредит - государство выступает кредитором в лице органов государственной власти и осуществляет кредитование через ЦБ РФ конкретных отраслей и регионов, коммерческих банков при продаже кредитных ресурсов на межбанковском рынке, а также на международном уровне. В роли заемщика государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций с государственными ценными бумагами.
Международный кредит - это совокупность кредитных отношений на мировом уровне. Участниками сделок являются международные финансово-кредитные институты, правительства, банки, монополии. Выступает преимущественно в денежной форме, по внешнеторговым операциям — в товарной форме. Кредиты подлежат частному страхованию (в зависимости от характера кредита) и государственному гарантированию.
Частный кредит - кредитная сделка между частными лицами, основанная преимущественно на долговых расписках. Срок сделки зачастую не является строго оговоренным, проценты устанавливаются в меньшем размере, чем в банке; носит дружеский характер, выступает как в денежной, гак и в товарной формах.
Ростовщический кредит - в настоящее время имеет нелегальный характер, характеризуется сверхвысокими ставками процента и зачастую криминальными методами взыскания долга.
Методика М.Н.Крейниной
В основе этого подхода – сопоставление налога и источника его уплаты.
Общий знаменатель, к которому, в соответствии с данным подходом, можно подвести сумму всех налогов, - прибыль предприятия.
Предлагается исходить из ситуации, когда предприятие вообще не платит налогов и сравнить эту ситуацию с реальной: (В-СР-Пч)/(В-Ср)*100% или (В-СР-Пч)/Пч*100%
В - выручка от реализации (себестоимость + прибыль); Ср-затраты на производство реализованной продукции без учета налогов; Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.
Эта формула показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Методика Е.А.Кировой
Источник уплаты налоговых платежей – добавленная стоимость (стоимость товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления, т.е. за вычетом потребления ради последующего производства). С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки предлагается фискальное изъятие соизмерять с вновь созданной стоимостью: ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР, В – выручка от реализации ТРУ, МЗ –мат.затраты, А – амортизационные отчисления, ВД – внереализационные доходы, ВР – внереализационные расходы.
НН = НП (налоговые платежи)/ВСС
Методика М.И.Литвина
Рассчитывается как отношение налоговых платежей к добавленной стоимости:
НН= НП/ДС, ДС = З/п+А+ПРИБЫЛЬ+СУММА НАЛОГОВ)
27. Прогнозирование и планирование в налогообложении: цели, задачи, сфера применения.
Налоговое прогнозирование - оценка налогового потенциала и вероятных объемов и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды на основе прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, источников уплаты налогов налогоплательщиками.
Задача налогового прогнозирования:
Определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.
Налоговое планирование - процесс обоснования налоговых доходов бюджетной системы внебюджетных фондов и разработка мер по мобилизации налоговых доходов, а также налоговых платежей налогоплательщиков.
Целью налогового планирования на макроуровне является достижение оптимального уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды страны при обеспечении благоприятного налогового климата субъектам хозяйствования.
Целью налогового планирования на микроуровне является содействие увеличению собственных финансовых ресурсов организации, путем регулирования величины и структуры налоговой базы и других элементов налогообложения, снижения налоговых рисков.
Задачами налогового планирования на макроуровне являются:
-обеспечение высокого уровня обоснования возможного объема налоговых доходов бюджетной системы;
-достижение оптимального уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды страны при обеспечении благоприятного налогового климата субъектам хозяйствования;
-обеспечение межбюджетного регулирования налоговых доходов субъектов РФ.
Задачами налогового планирования на микроуровне являются:
-обоснование объемов налоговых платежей по срокам их уплаты в соответствии с планами хозяйственно-финансовой деятельности;
-минимизация налоговых рисков при соблюдении действующего законодательства о налогах и сборах;
-использование законодательно допустимых способов оптимизации налоговых платежей;
-своевременное обеспечение собственника и руководства организации проектировками по корректировке планов налоговых платежей под влиянием внутренних и внешних факторов.
Институциональные основы функционирования рыночной экономики. Отношения собственности. Экономические функции государства.
Институциональное устройство характеризуется определенными социальными институтами, которые выступают в форме организации, регулирования и упорядочения общественной жизни, а также поведения людей. Обычно выделяют экономические, политические, культурные, воспитательные институты. Они включают, с одной стороны, совокупность социальных норм и образцов поведения людей; с другой – совокупность норм права, регулирующих определенные общественные отношения.
Собственность один из основных институтов рыночной экономики.
Собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.
Система отношений собственности включает:
Присвоение. Экономическая наука исследует присвоение в виде приобретения благ в процессе производственно-экономической деятельности, рассматривая его как общественный способ овладения вещью в процессе экономических взаимодействий между людьми.
Отчуждение – это процесс перехода определенного предмета (земля, товар, капитал) в собственность одного лица и его отчуждение от другого, лишение последнего возможности использовать этот предмет в производстве или потреблении.
Производственно-хозяйственное использование собственности. В процессе функционирования между собственником и предпринимателем складываются определенные производственно-экономические отношения, которые возникают в результате того, что собственник на определенных условиях передает свое имущество другим лицам для использования в производственно-хозяйственных целях.
Отношения собственности – это отношения между несколькими организациями или людьми, которые определяются правами на конкретные объекты собственности, которые, в свою очередь, касаются перехода указанной собственности из рук одного собственника в руки другого. Субъектами отношений собственности выступают и собственники, и не собственники. Отношения собственности между несколькими гражданами либо организациями, вытекают из прав на определенные объекты собственности. В качестве прав на собственность могут выступать следующие документы: право владения; право распоряжения; право пользования.
Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.