Понятие и сущность конкурентоспособности экономики региона
В настоящее время серьезной проблемой, требующей незамедлительного решения, является отсутствие единого подхода к определению понятия «конкурентоспособность региона». Между тем, различные российские экономисты в своих работах характеризуют конкурентоспособность региона как «способность выявлять, создавать и использовать конкурентные преимущества для удержания или улучшения своей позиции на рынках товаров среди соперничающих регионов». Например, известные экономисты Л.И. Ушвицкий и В.Н. Парахина предлагают дать такое определение конкурентоспособности региона, включив туда 3 важные составляющие:
- необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность, обеспечиваемая населением);
- эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность, обеспечиваемая производством);
- в-третьих, его инвестиционную привлекательность (конкурентоспособность, которая обеспечивается финансами).
Данная концепция оценки конкурентоспособности региона – см. Рис. 10[15] [5, С.196-197]
Рисунок 10 – Составляющие конкурентоспособности региона
Согласно приведенной выше схеме, конкурентоспособность региона – это способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг.
Можно привести следующую группу факторов, которая определяет конкурентоспособность конкретного региона, а именно:
- конкурентоспособность страны, в состав которой входит регион;
- природно-климатические, географические и социально-экономические параметры региона;
- предпринимательская и инновационная активность в конкретном регионе;
- уровень соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормам;
- уровень международной интеграции и кооперирования региона.
К основным факторам региональной конкурентоспособности и национальной экономики можно отнести природные ресурсы, инвестиционный потенциал, уровень доходов населения.
Оценка уровня конкурентоспособности того или иного региона может быть выполнена, применяя следующие методологические подходы:
1) Метод активного четырехуровневого позиционирования (определение места и роль региона в различных системах со следующими уровнями: внутренний, межрегиональный, национальный и международный;
2) Ранговый метод (определение места региона в системе сопоставляемых регионов);
3) Оценка потенциалов региона – ресурсного, экспортного, качества жизни, финансового и других;
4) Оценка величины и динамики ВРП на душу населения.
Касательно 1-го метода можно сказать, что внутреннее позиционирование региона осуществляется посредством опросов и анкетирования, в ходе которых определяется значимость региона, его конкурентные преимущества для определенных целевых групп. Ранговый, 2-ой метод оценки региональной конкурентоспособности предполагает выбор группы нескольких показателей, наиболее ярко характеризующих конкурентоспособность территории в конкретном временном периоде и отражающих тенденции развития региона. 3-ий метод отличается от других тем, что его основными характеристиками являются природные ресурсы и географическое положение, земельные и человеческие ресурсы, иначе говоря, основной капитал региона. Если более внимательно рассмотреть этот метод оценки, то следует отметить, что в экспортный потенциал региона входят как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести глобальную конкуренцию, государственную и региональную политику, ко внутренним факторам- экономическое развитие региона, его географическое положение и прочее. 4-ый метод (оценка ВРП на душу населения) – это такой же масштабный фактор региона, как и его территория, численность населения, заселенность, индексы промышленного производства и другие показатели, которые отражают инвестиционную активность региона. Все эти методы являются разновидностью позиционирования.[16] [19]