Цели и направления деятельности
Целью проекта является создание в г.Томске коворкинг-центра для создание специализированных офисных мест для совместной работы людей, занимающихся деятельностью самостоятельно (фрилансеров).
Также выделяются цели, по которым можно определить успешность проекта:
· Создание концепции с положительными финансовыми показателями;
· Достичь посещаемости от 10 до 20 чел./день;
· Достичь проведение не менее 2-х мероприятий в месяц на базе коворкинг-центра;
· Предложить клиентам качественно новый уровень сервиса, новые услуги, не представленные в г.Томске.
Для обеспечения выполнения этих целей предусматривается создание общей офисной площади (коворкинг-пространство), которая включает:
· Коворкинг-пространство на 12 мест
· Зону для отдыха и обеда
· Переговорную комнату
Организационная структура предприятия
Для обеспечения деятельности коворкинг-центра необходим следующий персонал:
· Директор коворкинг-центра. Обязанности:
o Управление текущей деятельностью организации
o Найм и увольнение сотрудников компании
o Работа с документами организации
o Организация мероприятий
· Администратор коворкинг-центра (2 человека). Обязанности:
o Работа с клиентами
o Поддержание чистоты в помещении
Ниже представлена организационная структура (Рисунок 1):
Директор |
Администра-торы |
Рисунок 1 – Организационная структура коворкинг-центра.
Данный перечень персонала коворкинг-центра позволяет решать все текущие и долгосрочные задачи его работы. Для коворкинг-центра на постоянной основе необходимы директор и администраторы, работающие посменно. Бухгалтер и системный администратор необходимы не регулярно, поэтому они должны быть нештатными – то есть специалистами со стороны.
Описание услуги
Коворкинг (co-working, в переводе с английского языка означает «совместно работающие») – это оборудованное всем необходимым для работы общее пространство, которое сдается в аренду любому желающему на необходимый период времени (час, день, месяц). В коворкинг-центрах объединяются, в основном, фрилансеры (самозанятые люди), они используют общее пространство для своей деятельности.
Термин «коворкинг» появился в 2005 г. благодаря программисту Бреду Ньюбергу и связан с появлением на рынке такой группы рабочих, как фрилансеры – свободные наемные рабочие, работающие удаленно и без заключения долговременного договора с работодателем. Бред Ньюберг как фрилансер понимал все преимущества и неудобства такого рода деятельности, поэтому в процессе своего карьерного роста совместил офисную работу с её определённостью и общением с сотрудниками и фриланс с его свободой и независимостью. Он арендовал офисное помещение и предложил использовать его для работы таким же вольным (удаленным) работкам, как и он сам. Форму организации такого рабочего места он назвал коворкинг.
Первый российский коворкинг «Башня» открылся в Екатеринбурге в 2008 году. Вскоре коворкинги появились в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Тольятти и других крупных городах.
Коворкинг-центр предлагает:
Аренда пространства для работы по цене более низкой, чем при аренде стандартного офисного помещения;
Совместное пространство для работы – оно позволяет налаживать контакты с коллегами, делиться идеями и мнениями;
Беспроводной высокоскоростной Интернет и техническая помощь;
Зона отдыха и зона для обедов и все необходимые удобства на одной площади коворкинга – это позволяет поддерживать удобные для клиентов условия, создает здоровую рабочую атмосферу;
Переговорная комната – специально оборудованное помещение, закрытое от посторонних, где клиенты могут приглашать своих партнеров для переговоров в деловой обстановке.
План размещения представлен в Приложении 1.
План маркетинга
Анализ рынка сбыта
Географическое положение рынка сбыта.
Коворкинг-центр планируется открыть в г.Томске, поэтому рынок сбыта – это непосредственно г. Томск и расположенный рядом г. Северск. Город Томск – один из крупнейших городов Сибири и России, крупный образовательный, научный и инновационный центр. Население: 594,1 тыс. чел. [15]. Город Северск – крупный город в непосредственной близости к г. Томску. Население: 108,1 тыс. чел. (Госкомстат, 2016). Общее население этих городов примерно 702,2 тыс. чел.
Развитие рынка
Коворкинг в России существует почти 10 лет. Однако, долгое время развитие рынка фриланса было затруднено по причине непроработанной нормативно-правовой базы. Сравнительно недавно, 25 марта 2013 года, Государственная Дума РФ приняла закон об особенностях правового регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя – фрилансеров. Это дало дополнительный стимул для развития и открытия новых коворкинг-пространств в России. В России коворкинг работает в основном в городах с населением более 1 млн. человек, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах очень распространены такие профессии, как программист, дизайнер, архитектор. Именно они – основные клиенты коворкинг-пространств. Они ищут дешевое рабочее место с творческой атмосферой и возможностью переговоров с их клиентами на базе офисной площади.
«В 2012 году в мире появлялись практически каждый день новые коворкинг-пространства, увеличивалось также и число коворкеров. 51% всех существующих коворкинг-пространств открылись в прошлом году. Количество их клиентов увеличилось еще больше. При этом 61% всех коворкеров начали работать в коворкинг-пространствах именно в 2012 году». [13]
Исходя из вышесказанного, Томск (с Северском), имея 700-тысячное население, нуждается в коворкинг-пространстве. Это также подтверждается большим количеством потенциальных клиентов – программистов, дизайнеров и т.п.
Оценка годового объема (емкости) рынка и доли, которую предприятие планирует занять
Рынок коворкинг-услуг в г.Томске представлен малым количеством компаний, слабо развит. Оценить емкость рынка этих услуг представляется сложной задачей. Стоит отметить, что пользователи коворкингов, в основном, это фрилансеры – самозанятые люди, которые предоставляют различные услуги. Эта категория людей ведут свои дела, как правило, через Интернет. Показатели их деятельности сложно оценить численно, так как официальная статистика в этой сфере в Томской области не ведется.
Исходя из этого, объем рынка можно рассчитать только приблизительно. Для этого была использована статистика поисковых запросов Яндекс (wordstat.yandex.ru) [17]. Были обработаны следующие запросы за период апрель 2016 – апрель 2017: коворкинг – 1651, коворкинг томск – 466, коворкинг центр – 326, коворкинг центр томск – 158. Итого, запросов по тематике – 2601 за год. Примерно такое количество людей в Томске и Северске делают запросы по тематике коворкингов. Однако, некоторое количество из них делали эти запросы для получения информации без цели найти коворкинг, либо искали это несколько раз. Поэтому стоит уточнить количество потенциальных клиентов.
Клиенты коворкингов, в основном, фрилансеры. Свои услуги они предлагают на специальных сайтах для фрилансеров, самый популярный из них – FL.RU. Количество фрилансеров из г. Томска и г. Северска – около 630 человек, их можно считать потенциальными клиентами коворкиг-центра. С учетом среднего стоимости абонемента за год около 57000 руб., предполагаемый объем рынка – 36288000 руб.
Анализ потребителей услуг
Выше уже было сказано, что основные потребители данной услуги – фрилансеры. Для них особо важны следующие условия рабочего места:
· Минимальный шум
· Дизайн помещения, не вызывающий раздражения
· Место для принятия пищи и санузел
· Рабочая атмосфера
· Наличие МФУ (многофункциональное устройство – печать, сканирование, копирование)
· Удобный график работы места
Именно с учетом этих требований создаются коворкинг-пространства.
Один из типовых портретов фрилансера: человек в возрасте от 18 до 35 лет, самозанятый, работает дистанционно. Основные направления деятельности: дизайн и реклама, работа с текстом, создание и ведение сайтов, программирование, продвижение и ведение групп в социальных сетях.
Коворкинг-пространства выигрывают у обычных офисов в создании рабочей, творческой атмосферы на рабочем месте. Обычно коворкинги становятся местом сосредоточения сообществ фрилансеров и других творческих людей.
Анализ конкурентов
Рынок коворкинг-услуг в Томске развит слабо, относительно его развития в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск). Это объясняется, во-первых, отдаленностью Томска от более развитой европейской части России, во-вторых, небольшим населением относительно городов-миллиоников. В связи с этим конкурентов в г. Томске немного. Это означает, что важно занять место на рынке коворкингов Томска.
Ниже представлен список основных конкурентов (Таблица 1):
Таблица 1 – Список конкурентов
Название | Время работы | Стоимость | Адрес |
Офис-Т | Пн-Пт: 9 – 21 Сб-Вс: 9 – 18 | Аудитории: 30 ч – 5100 руб. 50 ч – 7500 руб. 100 ч – 14000 руб. Конференц-зал – 400 руб./час | Интернационалистов, 8/2 Красноармейская, 96 |
Co-Working Center ТГАСУ | Пн-Пт: 8 – 18 | Неизвестно | Пл. Соляная, 3 |
Бизнес-клуб Кортес | Пн-Пт: 9 - 18 | Серебряный пакет – 4600 р/мес Золотой пакет – 7200 р/мес Платиновый пакет – 10600 р/мес | Комсомольский, 15а |
Предварительный анализ конкурентоспособности представлен ниже (Таблица 2):
Таблица 2 – Анализ конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособности | Вес | Бкц | Бк1 | Бк2 | Бк3 | Ккц | Кк1 | Кк2 | Кк3 |
Время работы | 0,1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | ||||
Местоположение | 0,2 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | ||||
Дизайн | 0,05 | 0,25 | 0,15 | 0,15 | 0,25 | ||||
Оборудование | 0,15 | 0,75 | 0,6 | 0,6 | 0,75 | ||||
Проводимые мероприятия | 0,05 | 0,25 | 0,15 | 0,1 | 0,25 | ||||
Стоимость часа | 0,35 | 1,75 | 0,7 | 1,05 | 1,4 | ||||
Система абонементов и скидок | 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,5 | ||||
Итого | 4,8 | 2,8 | 2,9 | 4,25 |
Где Бкц – баллы коворкинг-центра, Бкn – балл конкурента, Ккц – коэффициенты соответственно (Ккц = Вес*Бкц).
Если соотношение Ккц/Ккn больше 1, значит коворкинг-центр конкурентоспособен:
Ккц/к1 = 1,714
Ккц/к2 = 1,655
Ккц/к3 = 1,129
Результаты анализа говорят о том, что главным конкурентом коворкинг-центра является Бизнес-клуб «Кортес». Остальные коворкинги не являются значительными конкурентами, так как они проигрывают по всем статьям конкурентных преимуществ.
4. План производства и реализации товаров (услуг)