История и текущее состояние развития рынка проектов ГЧП в Российской Федерации и в мире.
Вопросы к Государственному экзамену
1. Подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство», сущностьи сферы применения механизмов ГЧП. Отличия ГЧП от других форм взаимодействия государства и частного сектора. Особенности реализации инфраструктурных инвестиционных проектов на условиях ГЧП для публичного и частного партнеров по сравнению с приватизацией и государственными (муниципальными) закупками.Анализ основных моделей ГЧП, используемых в мире и в Российской Федерации.
2. История и текущее состояние развития рынка проектов ГЧП в Российской Федерации и в мире. Динамика изменения отраслевой структуры мирового и российского рынков проектов ГЧП и ее драйверы. Перспективы развития мирового и российского рынка проектов ГЧП. Государственные программы различного уровня, применение ГЧП для их реализации. Российская система ГЧП. Роль институтов развития в расширении рынка проектов ГЧП в Российской Федерации и в мире.
3. Нормативно-правовое регулирование ГЧП в Российской Федерации: федеральное и региональное законодательство.Релевантные нормы отраслевыхзаконов,бюджетного и земельного законодательства, законодательства о конкуренции.
4. Жизненный цикл проекта ГЧП. Процесс организации подготовки проекта ГЧП. Состав конкурсной документации. Подходы к определению критериев конкурсной процедуры. Структура концессионного соглашения и соглашения о ГЧП. Основные разделы инвестиционного меморандума. Источники и формы финансирования проекта ГЧП на разных стадиях жизненного цикла проекта, особенности их использования. Меры государственной поддержки проектов ГЧП.
5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: предмет, особенности регулирования,преимущества и недостатки, конкурсная процедура. Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта на примере проекта по выбору студента.
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: предмет, особенности регулирования, преимущества и недостатки, конкурсная процедура. Организационно-правовая и финансовая схемы проекта ГЧП на примере проекта по выбору студента.
7. Возможные формы организации ГЧП в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: предмет, особенности регулирования, преимущества и недостатки, конкурсная процедура. Организационно-правовая и финансовая схемы проекта на примере проекта по выбору студента по одной из моделей.
8. Основные процедуры реализации «частной инициативы», предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сравнительный анализ. Особенности подготовки предложения и принятия решения в рамках «частной инициативы» на примере проекта по выбору студента.
9. Особенности реализации концессионных проектов и ГЧП-проектов при множественности лиц на стороне концедента (публичного партнера) в соответствии с российским законодательством. Порядок подготовки конкурса органами власти при множественности лиц на стороне концедента (публичного партнера). Организационно-правовая и финансовая схемы проекта при множественности лиц на стороне концедента (публичного партнера) на примере проекта по выбору студента.
10. Особенности реализации концессионных проектовв отношении объектов и систем коммунального сектора.Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию коммунального сектора на примере проекта по выбору студента.
11. Особенности реализации концессионных проектов в отношении объектов транспортной инфраструктуры.Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию транспортной инфраструктуры на примере проекта по выбору студента.
12. Особенности реализации концессионных проектов в отношении объектов социальной инфраструктуры. Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию социальной инфраструктуры на примере проекта по выбору студента.
13. Сущность и принципы проектного финансирования. Сравнение проектного финансирования с другими видами финансирования. Основные принципы формирования долгосрочных контрактов. Особенности проектного финансирования и финансового моделирования проектов ГЧП.
14. Связь развития инфраструктуры и экономического роста. Экономика комплексного развития территорий. Модель Tax increment financing, условия ее применения и проблемы внедрения в России.
15. Подходы к оценке финансовой, бюджетной и социально-экономической эффективности проектовс участием государства в рамках традиционных публичных закупок и в рамках ГЧП в России и за рубежом.Основные показатели эффективности реализации проектов ГЧП в рамках действующих в РФ методик (приведите более одного примера).Правила проведения оценки эффективности проектов ГЧП в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»и подзаконными нормативными правовыми актами(«Порядок проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта и определения их сравнительного преимущества» (утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1514)), «Методика оценки эффективности проекта и определения их сравнительного преимущества» (утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. № 894): особенности, преимущества, недостатки.
16. Риски проекта ГЧП: основные понятия, подходы к классификации рисков, специфические риски публичного и частного партнера проектов ГЧП. Процессы и методы управления рисками, значение управления рисками для реализации проекта ГЧП. Управление изменениями.
ОТВЕТЫ:
1. Подходы к определению понятия «государственно-частное партнерство», сущность и сферы применения механизмов ГЧП. Отличия ГЧП от других форм взаимодействия государства и частного сектора. Особенности реализации инфраструктурных инвестиционных проектов на условиях ГЧП для публичного и частного партнеров по сравнению с приватизацией и государственными (муниципальными) закупками. Анализ основных моделей ГЧП, используемых в мире и в Российской Федерации (можно добавить схемы))
Общепринятого определения понятия «государственно-частное партнёрство» в настоящее время не существует, и в мировой и отечественной литературе можно найти множество различных определений ГЧП. Сам термин «государственно-частное партнерство» является переводом распространенного в мировой экономической литературе понятия «public-private partnership». Иногда, чтобы подчеркнуть приоритетность частного сектора, используется термин «частно-государственное партнерство»
В широком смысле под ГЧП понимаются любые формы взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.
В узком смысле ГЧП, МЧП - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии Федеральным законом от 13.07.2015г. №224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Проекты ГЧП успешно релизуются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы), т.е. основными сферами применения ГЧП являются прежде всего те, которые традиционно относятся к юрисдикции государства
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса, заключаются в следующем:
· Определенные, а в ряде случаев и достаточно длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10-15 до 20 и более лет, в случае концессий – до 50 лет). Временная ограниченность четко соблюдается: проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры и т.п.), который должен быть завершен к определенному сроку;
· Специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами (нередко значительными), или же совместное инвестирование нескольких участников;
· Реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками;
· Специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта – разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, реализация услуг потребителям;
· Разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.[1]
Для власти привлечение частных ресурсов, знаний и умений, опыта и энергии означает: а) возможность экономии бюджетных инвестиций для других проектов, б) использование высокой квалификации и мотивации специализированных компаний для повышения качественных характеристик предоставляемых ею услуг, в) сокращение текущих затрат и повышение технического уровня создаваемых и реконструируемых систем общественной инфраструктуры; г) власть отвечает за территориальное развитие, власть отвечает за коммунальные услуги, власть отвечает за социальные услуги, ГЧП позволяет повысить качество этих услуг.
Привлечение частных компетенций в рамках ГЧП означает повышение эффективности использования средств бюджета, реализацию инфраструктурных проектов в срок и в соответствии со сметой, возможность перераспределения бюджетных средств для реализации других инфраструктурных проектов и увеличения финансирования социальной сферы, повышение качества, количества и доступности услуг для населения.
Привлекательность проектов ГЧП для частного инвестора В ходе реализации проекта частный партнер рассчитывает получить финансовые результаты не ниже тех, что предполагают конкурирующие варианты вложений, и на приемлемом уровне риска. Несмотря на существование текущей конъюнктуры более прибыльных инвестиционных проектов, в долговременном (10-15 и более лет) разрезе проекты в сотрудничестве с публичной властью, как правило, обладают существенными преимуществами, а по рентабельности на длительном горизонте и превосходят краткосрочные вложения. Окупаемость проекта ГЧП для инвестора происходит в течение длительного времени, а не после наступления определенного момента – строительства объекта, что также отличает соглашения о государственно-частном партнерстве от государственных контрактов, заключенных по результатам торгов, проведенных в рамках закона о закупках для государственных нужд
Частный партнер получает при выигрыше конкурса на государственный заказ: а) стабильный объект инвестиций с заранее оговоренными стоимостными характеристиками и управляемыми рисками, б) содействие власти в решении многочисленных вопросов согласования с регулирующими органами, в) ясную перспективу возврата своих вложений и получения прибыли, г) долгосрочные кредиты по приемлемым ставкам от финансирующей организации-партнера. д) Как правило, по проектам ГЧП ставка кредитов оказывается ниже в связи с низким уровнем риска. е) Репутация надежного партнера, полученная при реализации проектов ГЧП, позволяет рассчитывать на стабильный приток заказов со стороны органов публичной власти.
При реализации проектов государственно-частного партнерства в рамках его организационно-правовых моделей задействуются разнообразные конкретные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в т.ч. строительство, эксплуатация, управление и пр. Наиболее распространенными являются следующие механизмы партнерств.
BOT (Build, Operate, Transfer – строительство – эксплуатация/управление – передача). Этот механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении срока объект возвращается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.
BOOT (Build, Own, Operate, Transfer – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача). В этом случае частный партнер получает не только правомочие пользования, но и владения объектом в течение срока соглашения, по истечении которого он передается публичной власти.
Обратный BOOT, при котором власть финансирует и возводит инфраструктурный объект, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру с правом для последнего постепенно выкупить его в свою собственность.
BTO (Build, Transfer, Operate – строительство – передача – эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта публичной власти сразу по завершении строительства. После приема государством он переходит в пользование частного партнера, но без передачи ему права владения.
BOO (Build, Own, Operate – строительство – владение – эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.
BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer – строительство – эксплуатация/управление – обслуживание – передача). При использовании этого механизма специальный акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.
DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer – проектирование – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация/управление) помимо ответственности частного партнера за проектирование специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.
2. История и текущее состояние развития рынка проектов ГЧП в Российской Федерации и в мире. Динамика изменения отраслевой структуры мирового и российского рынков проектов ГЧП и ее драйверы. Перспективы развития мирового и российского рынка проектов ГЧП. Государственные программы различного уровня, применение ГЧП для их реализации. Российская система ГЧП. Роль институтов развития в расширении рынка проектов ГЧП в Российской Федерации и в мире.
Жизненный цикл проект ГЧП
Определение проекта и обоснование выбора | • выбор проекта • предварительные тех. и эконом. исследования • обоснование необходимости реализации проекта, оценка соц. эффектов от реализации проекта; • анализ и определение организационно-правовых условий; • принятие решения о реализации проекта, создание проектной команды • разработка Концепции проекта. |
Подготовка проекта | • разработка ТЭО: юр., эк. и тех. оценка, оценка ключевых рисков • определение мер государственной поддержки • определение ключевых участников проекта • привлечение консультантов (финансовый, юридический, технический) • подготовка земельных участков |
Тендерный процесс (конкурс) | • определение критериев для предквалификации, а также оценки конкурсных предложений • Подготовка конкурсной документации • Организация и проведение конкурса - 1 этап: предквалификация (подаются конкурсные заявки), - 2 этап: основной конкурс (подаются конкурсные предложения) • Определение победителя конкурса |
Организация финансирования | • определение источников финансирования • комплексная оценка проекта кредиторами, заключение кредитных договоров; • коммерческое и финансовое закрытие (период между этими этапами может составлять от 6 до 18 мес.) |
Реализация и завершение | • проектирование строительство и ввод эксплуатацию; • управление объектом; содержание, текущие и капитальные ремонты; • погашение долга; • распределение прибыли на собственный капитал; • завершение проекта; • передача актива или проведение повторного тендера |
Процесс организации подготовки проекта ГЧП+ см. таблицу выше (этап 2)
1.юридические исследования (цель - выбор оптимальной юридической модели/орг-правовой формы с приемлемым разделение рисков)
- анализ существующей нормативно-правовой базы в области ГЧП
-предложения по разработке и корректировке нормативных правовых актов
-предложение нескольких возможных моделей ГЧП для реализации проекта
выбор модели реализации проекта
-предварительный анализ рисков выбранной модели, а также рекомендации по их устранению или минимизации
2. финансово-экономические исследования (цель – расчет показателей бюджетной, эк и фин. устойчивости)
- определение денежных потоков проекта (доходы и затраты)
- определение показателей эффективности проекта
· макроэк показатели – прирост ВРП, создание раб мест, налоговые поступления;
· финансовые показатели: 1. эффективность проекта IRR, NPV, PBP, DPBP, показатели бюджетной эффективности для региона 2. Эффективность для инвестора (IRR, NPV, PBP, DPBP)
3. технические исследования
- анализ технических рисков
- анализ и выбор оптимальных технических решений
- определение объема капитальных (CAPEX) и эксплуатационных затрат (OPEX)
- оптимизация технических аспектов реализации проекта с учетом применимых технологий
- определение сроков реализации проекта
- определение ключевых параметров осуществления технического надзора
4. маркетинг - определяет возможность привлечения инвесторов на ранее выбранных условиях
5. выявление и анализ риск (качественный и количественный методы)
Состав конкурсной документации(+ Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях" Статья 23. Конкурсная документация)
Конкурсная документация (КД) состоит из 3ех томов
Том 1 Общие положения; | · регламент проведения конкурса, положение о конкурсной комиссии, официальное сообщение о проведении конкурса, · общие требования к оформлению заявки на участие в конкурсе и конкурсного предложения (размер задатка, требование к банковской гарантии, а в остальном ссылка на том 2 и 3) · информация об объекте и предмете концессионного соглашения · основные условия концессионного соглашения · словарь терминов, используемых в КД |
Том 2 Предварительный Отбор; | · требования к заявителю и заявке на участие в конкурсе, на основании которых проводится предварительный отбор (требования: общие (не банкрот, не должник) и квалификационные (фин. состоятельность, опыт)) · порядок проведения предварительного отбора и принятия решения о допуске заявителей к участию в конкурсе. |
Том 3 Конкурс. | порядок и условия ознакомления участниками конкурса с материалами и информацией по конкурсу, проведения открытых консультаций, подготовки и подачи участниками конкурса конкурсных предложений, критерии конкурса и порядок оценки конкурсных предложений, а также порядок и условия проведения конкурсного отбора, порядок и условия заключения концессионного соглашения по результатам указанных выше конкурсных процедур. |
Экономика проекта (тарифы)
Все концессионные проекты в коммунальном секторе построены на возврате вложенных средств с помощью тарифной выручки. Тариф устанавливает регулирующий орган на уровне субъекта федерации (региональный уровень). Концессионер вкладывает инвестиции в инфраструктуру, затем регулятор устанавливает тариф на уровне, необходимом для окупаемости проекта и возврате денежных средств кредитору концессионера. Потребители услуг платят по тарифу. Если экономически обоснованный тариф выше тарифа, который способен оплачивать потребитель (население), т о государство помогает населению субсидиями.
Тарифы обязательно регулируются органами исполнительной власти, ответственными за тарифное регулирование, и в случае каких-либо изменений требуется согласие антимонопольных органов.
Дополнительно из 115-ФЗ
Условия соглашения: к обычным существенным условиям добавляются 5 условий для ЖКХ:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов)
2) задание и основные мероприятия (инвестиции), с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов;
5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.
К списку существенных условий концессионного соглашения добавлены условия: объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения (в отношении объектов ЖКХ).
4.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 настоящей статьи, безотзывная банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям.
Критерии отбора: к стандартному набору критериев добавляются 6 пунктов:
2.3. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в качестве критериев конкурса устанавливаются:
1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения;
2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта;
3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта;
4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4 настоящей статьи;
5) плановые значения показателей деятельности концессионера;
6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не установлены критерии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части, и если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрена плата концедента.
Концессионное соглашение может быть заключено без конкурса в отношении объектов ЖКХ с лицом, являющимся арендатором государственного (муниципального) имущества на основании нескольких договоров аренды. Такое допущение действует только в отношении объектов ЖКХ и только в случае, если имущество, в отношении которого заключены договоры аренды, может быть объектом концессионного соглашения и иным передаваемым концедентом имуществом; имущество было создано и (или) реконструировано арендатором; арендные отношения были оформлены до 1 января 2010 года; все договоры заключены в установленном законом порядке;
В части гарантии возврата – прописывается, что кроме стандартных условий (возмещения недополученной прибыли по вине концедента), также прописывается объем инвест. программ, которые концессионер осуществляет и которые должны ему компенсироваться. Концессионная плата по концессионному соглашению в отношении объектов ЖКХ не может быть выше расходов концедента на уплату обязательных платежей, связанных с правом владения объектом соглашения.
Изменение условий соглашения:
3.2. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, для изменения условий концессионного соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 настоящего Федерального закона. Для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5 и статьей 38 настоящего Федерального закона, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.
3.3. Для изменения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требуется получение предварительного согласия органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.
11. Особенности реализации концессионных проектов в отношении объектов транспортной инфраструктуры. Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию транспортной инфраструктуры на примере проекта по выбору студента.
Одним из самых важных секторов экономики. Примерно 60% инвестиций в инфраструктуру приходится на транспорт. Особенности транспортных проектов: высокая капиталоемкость, длительный срок окупаемости, создают системный эффект (улучшенная работа транспорта повышает производительность всех других отраслей).
ФЗ 115, ст 4 (объекты КС )
1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
2) объекты железнодорожного транспорта;
3) объекты трубопроводного транспорта;
4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
Автомобильные дороги.
Более 50 % всех инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры приходится на строительство дорог, где наблюдается наибольшее отставание в развитии. Россия занимает по качеству дорог 123 место из 144 стран.
Уровень: федеральный, региональный.
Нормативно-правовая база отрасли: ФЗ 257 «Об автодорогах и дор. деят-ти» (гл. 7 посвящена платным дорогам), ФЗ 145 «О гос. компании «Автодор»»
Источник финансирования (бюджетного) и возврата инвестиций – Дорожный Фонд РФ/Региональный Фонды (ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ.)
Концедент: федеральный - Минтранс (есть Федеральное дорожное агенство), гос. Компания «Автодор» - создана для реализации масштабного проекта создания национальной сети скоростных автомобильных дорог в России; региональный – Правительство региона, отраслевое министерство.
2 вида концессии в сфере автодорог. (ГК «Автодор»)
Вид концессии | Механизм возврата инвестиций | Риск спроса |
концессия с платой концедента | платежи за доступность/ availability payments:
| на концеденте |
концессия с прямым сбором платы | плата за проезд пользователей (сбор концессионером платы в свою пользу) | на концессионере |
КОНЦЕССИЯ С ПРЯМЫМ СБОРОМ ПЛАТЫ
Организационно-правовая схема (договорные отношения) проекта
Финансовая схема (движение денежных потоков/имущества/услуг)
Примеры федеральных концессия в дорогах:
· Строительство скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург» на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684 (с платой концедента)
· Строительство скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург» на участке км 15 – км 58 (концессия с прямым сбором платы)
· Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» (обход г. Одинцово) (с платой концедента)
Региональные дороги. Около 80% региональных автодорог находятся в ненормативном состоянии. Возможности развития рег. дорожной сети и инфраструктуры городского транспорта остаются ограниченными. Это обусловлено проблемами наполнения региональных дорожных фондов. Может быть платная и бесплатная рег. дорога. Примеры региональных концессий в дорогах: «Восточный обход г. Перми» (концессия с платой концедента)
Аэропорты.
Первый проект - Реконструкция и эксплуатация Аэропорта «Пулково», структурирован в соответствии с региональным законом о ГЧП Санкт-Петербурга (не концессия).
Инфраструктура аэропорта: аэродромная, терминальная и вспомогательная (обслуживание)
В качестве концедента может выступать: федеральный уровень –Правительство, МинТранс (есть фед агентство - Росавиация), региональный – Правительство региона, отраслевое министерство региона
Аэропортовая деятельность в России находится под частичным антимонопольным регулированием и тарифы на некоторые услуги аэропортов контролируется органами власти: обеспечение взлетно-посадочных операций воздушных судов; обеспечение авиационной безопасности; пользование аэровокзалом; обслуживание пассажиров; обеспечение хранения и заправки воздушных судов.
Тарифы по нерегулируемым авиационным услугам аэропорт устанавливает самостоятельно. Неавиационная деятельность аэропорта представляет собою преимущественно оказание сопутствующих услуг на территории аэропорта и включает в себя: эксплуатация коммерческих площадей, сдача в аренду рекламных мест, организация удобных и безопасных парковок. Это и является одним из источников возврата инвестиций.
Возможная схема финансирования проекта: за счет средств фед.бюджета финансируются строительство аэродромной инфраструктуры, средства рег. бюджета могут быть направлены на создание необходимой внешней инженерной инфраструктуры, средства оператора – строительство терминального комплекса и объектов вспомогательной инфраструктуры.
Региональные аэропорты не в состоянии обеспечить должный уровень инфраструктуры (износ фондов – до 80%), многие аэропорты находятся на стадии закрытия. (одна из основных проблем, необходимость проведения капитального ремонта взлетно-посадочных полос, терминалов). Огромная потребность в инвестициях.
В случае федерального аэропорта: схема концессия с платой концедента, может быть и с прямым сбором платы с пользователей (достаточный пассажиропоток, есть возможность передать риск спроса частному партнеру)
В случае регионального аэропорта: схема концессия с платой концедента (недостаточный пассажиропоток), также может быть акционерная схема
Железные дороги
По состоянию на начало 2014 г. уровень износа железнодорожной инфраструктуры составлял 49%.
Уровень – скорее всего федеральный.
В качестве концедента могут выступать МинТранс, РЖД.
Долгосрочные проекты с крайне высокими капиталовложениями. Высокие технологические риски. Схема: концессия с платой концедента.
12. Особенности реализации концессионных проектов в отношении объектов социальной инфраструктуры. Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию социальной инфраструктуры на примере проекта по выбору студента.
Применение механизмов ГЧП для развития социальной инфраструктуры одна из приоритетных задач обеспечения устойчивого развития социального сектора и привлечения в него частных инвестиций и компетенций. На сегодняшний момент в РФ 216 проектов в социальной сфере, 92 из которых концессионные соглашения. В отраслевом разрезе, большинство проектов ГЧП реализуются в здравоохранении и образовании.
Здравоохранение.
Кто может быть концедентом: все уровни: федеральный (Минздрав), региональный (правительства субъектов), муниципальный (администрация). Чаще всего региональный уровень.
Экономика отрасли:
Частный партнер на стадии эксплуатации за обслуживание пациентов получается доход за счет тарифа ОМС, а также может оказывать платные услуги.
Масштаб: обычно либо комплекс зданий в рамках одной больницы, либо корпус к уже существующей. Состав