Принципы организации информационного обеспечения
Информационное обеспечение ИС (рисунок 40) является средством для решения следующих задач:
· однозначное и экономичное представления информации в системе (на основе объектного кодирования);
· организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера взаимосвязей между объектами (на основе классификации объектов);
· организации взаимодействия пользователя с системой (на основе форм ввода/вывода на экране);
· обеспечения эффективного использования информации в контуре управления средствами автоматизации (на основе единой системы документации).
Информационное обеспечение ИС включает два комплекса:
· поддержка не машинной информации (классификаторы технико-экономической информации, документов, методических материалов);
· внутри-машинное информационное обеспечение (макеты/экранные формы для ввода первичных данных на компьютер или вывода информации о результатах, структура информационной базы: входные, выходные файлы, база данных).
Рисунок 40 – Состав подсистемы «Информационное обеспечение ЭИС»
К информационному обеспечению предъявляются следующие общие требования:
· информационная поддержка должна быть достаточной для поддержания всех автоматизируемых функций объекта;
· для кодирования информации следует использовать классификаторы, принятые клиентом;
· что бы классифицировать входную и выходную информацию, используемые на самом высоком уровне управления, следует использовать классификаторы этого уровня;
· должна быть обеспечена совместимость с информационным обеспечением систем, взаимодействующих с разрабатываемой системой;
· формы документов обязаны отвечать требованиям корпоративных стандартов контрагента (или единой системы документации);
· конструкция документов и экранных форм обязана соответствовать характеристикам терминалов на рабочих местах пользователей;
· графики для формирования и содержания информационных сообщений, а также используемые сокращения должны быть общеприняты в этой предметной области и согласованы с клиентом;
· в ИС должны быть предусмотрены средства для мониторинга входной и выходной информации, обновления данных в информационныой структуре данных, мониторинга целостности информационной базы и защиты от несанкционированного доступа.
Информационное обеспечение ИС можно определить, как комбинацию единой системы классификации, единой системы документации и информационной базы.
Мы реализуем автоматизированную информационную систему «Интернет-магазин строительных материалов» на примере ООО «Авангард Снаб»
Для нормального функционирования интернет-магазина необходимо выполнение следующих системных требований:
· HTTP-сервер – Apache;
· Операционная система сервера – Linux;
· Язык скриптов – РНР;
· База данных – MySQL.
Информация, используемая в системах управления, должна отвечать определенным требованиям. Эти требования включают:
1. Необходимое и достаточное количество и качество информации, причем качественная сторона является доминирующей.
2. Надёжность и точность информации, абсолютно неприемлема для использования ненадёжной и неточной информации. Если информация недостаточна или приблизительна, можно принятие решения с катастрофическими последствиями. Противоречие заключается в том, что абсолютно надёжной и точной информации не существует, а приближающаяся к ней информация малопригодна для принятия управленческих решений — она быстро устаревает. Недостоверность информации определяется не только источниками ее получения, неправильной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми настройками ее преобразования, интерпретацией приложения.
3. Своевременное получение информации. Информация, необходимая для управления, должна быть своевременной. Требование о более раннем представлении информации часто может быть связано со значительными материальными и финансовыми затратами, (увеличение скорости обработки на компьютере и пропускная способность каналов связи, экспертная обработка информационных массивов и т. д.). С другой стороны, запоздалая информация также не представляет практического интереса.
4. Полнота информации. В распоряжение руководителя должна быть информация в достаточном объёме, что обеспечивает эффективное решение всех задач. Сокращённая информация может значительно снизить эффективность управления или даже привести к ошибкам управления. Однако требование полноты информации может ограничивать её избыточность. Как полнота информации, так и ее незавершённость не имеют объективных критериев и ограничений, которые не следует отнести к достоинствам или недостаткам информации. Это объективное противоречие, которое разрешается в процессе творчества каждого руководителя.
5. Целесообразность. Чтобы принять решение, необходима определенная конкретная информация, а остальные формируют информационный шум. Изоляция полезной информации от шума является сложной аналитической работой и требует больших затрат.
6. Технологические характеристики информации, которые включают в себя плотность ее местоположения, способность сохранять в разных условиях, скорость обработки, извлечения, печати, презентации, формы обслуживания и т. Д. Здесь техническое и технологическое совершенствование систем, объединение Терминологии, процедуры составления документов и их представлений. Информацию следует разделить на уровни и звенья управления, а также нормативные ссылки, расчеты и анализ и другие области. Важной характеристикой является помехоустойчивость информации - способность противостоять как активным, так и пассивным помехам. Высокая помехоустойчивость обеспечивает стабильный контроль, необходимую конфиденциальность (сохранение коммерческой и государственной тайны). Стоимость информации в системах управления постоянно растет, что обязывает стремиться к постоянному повышению эффективности ее получения и использования.
Постановки задач
Регистрация
Цель: зарегистрировать пользователя в интернет портале.
Для кого предназначено решение: клиент интернет портала.
Экономическая сущность: получение выходной информации и регистрации пользователя (e-mail, пароль), которая заносится в базу данных.
Организационная сущность: В процессе “Регистрации” участвуют четыре класса: пользователь, страница интернет-портала, форма для регистрации и БД. Клиент с помощью кнопки «Регистрация» отправляет запрос на регистрацию, после чего открывается форма для регистрации. Пользователь вводит данные и посылает запрос на регистрацию. БД проверяет данные на совпадение, при совпадении email выдает пользователю уведомление, при отсутствии совпадений заносит данные пользователя в систему. Результат регистрации выводится в области информационных сообщений.
Периодичность решения:каждый раз при регистрации нового клиента.
Требования к организации сбора исходных данных: достоверность, актуальность.
Требования к организации сбора исходных данных: ввод первичной информации о регистрации клиентом, производится самим клиентом интернет портала вручную.
Исходные показатели:email, пароль, фамилия, имя, отчество.
Связи с другими документами: задача регистрация позволяет пользователю зарегистрироваться в интернет портале и в дальнейшем пользоваться расширенными функциями данной системы.
Описание алгоритмов работы с помощью языка UML (рисунки 41-43):
Рисунок 41 – Диаграмма последовательности процесса «Регистрация»
Рисунок 42 – Диаграмма сотрудничества процесса «Регистрация»
Рисунок 43 – Диаграмма деятельности процесса «Регистрация»
Авторизация
Цель: авторизовать пользователя в интернет-портале.
Для кого предназначено решение: пользователь интернет портала.
Экономическая сущность: В зависимости от роли пользователя в системе предоставить дополнительные функции.
Организационная сущность: В процессе “Авторизация” участвуют четыре класса: пользователь, страница интернет-портала, форма для авторизации и БД. Клиент с помощью кнопки «авторизация» открывает форму для авторизации. Пользователь вводит данные и посылает запрос на авторизацию. БД проверяет данные на совпадение с данными в БД. В случае совпадения пользователю предоставляются дополнительные функции.
Периодичность решения:каждый раз при необходимости.
Требования к организации сбора исходных данных: ввод первичной информации для авторизации, производится самим клиентом интернет-портала вручную.
Исходные показатели:email, пароль.
Связи с другими документами: задача авторизация позволяет пользователю пользоваться расширенными функциями данной системы.
Описание алгоритмов работы с помощью языка UML (рисунки 44-46):
Рисунок 44 – Диаграмма последовательности процесса «Авторизация»
Рисунок 45 – Диаграмма сотрудничества процесса «Авторизация»
Рисунок 46 – Диаграмма деятельности процесса «Авторизация»
Добавление товара
Цель: для администратора системы реализовать размещение товара на портале.
Для кого предназначено решение: администратор интернет портала.
Экономическая сущность: появление товара в каталоге и дальнейшая продажа.
Организационная сущность: В процессе “Добавление товара” участвуют четыре класса: администратор, страница интернет-портала, форма добавления товара и БД. Администратор с помощью кнопки «добавить товар» открывает форму для добавления товара. Администратор вводит и сохраняет данные, БД проверяет данные на соответствие с форматом. В случае совпадения интернет-страница выводит уведомление, что товар добавлен, или, если формат данных не совпал, то – уведомление, что нужно подкорректировать данные.
Периодичность решения:каждый раз при необходимости.
Требования к организации сбора исходных данных: ввод данных о товаре производится по усмотрению администратора в соответствии с форматом БД.
Связи с другими документами: задача «добавить товар» позволяет администратору разместить товар в каталоге товаров.
Описание алгоритмов работы с помощью языка UML (рисунки 47-49):
Рисунок 47– Диаграмма последовательности процесса «Добавление товара»
Рисунок 48 – Диаграмма сотрудничества процесса «Добавление товара»
Рисунок 49 – Диаграмма деятельности процесса «Добавление товара»