Факторный анализ прибыли от продаж

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:

P = N – Sps – KP – YP

где P – прибыль от реализации продукции, N – выручка от реализации, Sps – производственная себестоимость реализованной продукции, KP – коммерческие расходы, YP – управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

Ra = P/A = P/N * N/A = Rn * FO

где Ra – рентабельность активов, Rn = P/N – рентабельность продаж, FO = N/A – фондоотдача активов, A – средняя стоимость активов организации за отчетный год.

3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели:

Ra = P/N

Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

Y = (a+b)/c; Y = a/(b+c); Y = a*b/c и т.д.

Таблица № 17 “Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж”

Показатели Предыдущий период, тыс. руб. Отчетный период, тыс. руб. Абсолютное изменение, тыс. руб. Относительное изменение, %
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,25%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,90%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,59%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,82%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 7,38%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,00%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122= 54190/1.15 -10 678 -18,47%

Факторный анализ прибыли от продаж производится следующим образом.

Рассмотрим влияния фактора «Выручка от продажи».

При расчете влияния данного фактора принимается во внимание изменение цен на продукцию.

Сначала определяется выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке по формуле

В1′ = В1/ Jц,

где В1′ – выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке;

В1 – выручка от продажи в отчетном периоде фактическая;

Jц – индекс цен.

В1′ = 54190/1,15=47 121,739 тыс. рублей.

Изменение выручки от продаж отчетного года за счет изменения цены выражается формулой

ΔВΔЦ = В1 – В1′.

ΔВΔЦ = 54190 - 47 121,739 = 7068,261

Тогда изменение прибыли от продаж за счет количества продукции (объема продаж) определяется по формуле

ΔПпрΔК = (В1 – Во – ΔВΔЦ)R0 /100,

R0 = Проо*100,

где R0 – рентабельность продаж прошлого года, %;

Про – прибыль от продаж прошлого года;

Во – выручка от продаж прошлого года.

R0 =8 540 /57800*100 = 14, 77508 %

ΔПпрΔК = (54190 – 57800 –7068.261) х 14,77508 /100 = - 1577.7216

или

ΔПпрΔК = ( выручка прошлого года минус выручка отчетного в сопоставимых ценах)R0 /100(47121,739-57800) х 14,77508/100 = - 1577.7216

Т.е. уменьшение выручки от реализации в отчетном периоде (исключая влияние цены) по сравнению с прошлым на 10678 т.р. (47122-57800) вызвало уменьшение прибыли от реализации на 1577,7216т.р.

Рассмотрим расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена» производится по формуле

ΔПпрΔЦ = ΔВΔЦ х R0/100.

ΔПпрΔЦ = 7068.261 х 14, 77508/100 = 1044.3412

Т.е. Увеличение выручки за счет роста цен на 7068 (54190 - 47122) вызвало рост прибыли на 1044.3412

Расмотрим расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Себестоимость продаж”

ΔПпрΔС = В1(УС1 –УСо)/100,

где УС1 и УСо – соответственно отчетное и базовое значения показателя уровня себестоимости проданной продукции в выручке (разница удельного веса себестоимости в выручке отчетного и прошлого года), %

ΔПпрΔС = 54190х (39780/54190 – 41829/57800)=

=54190х(0.7340837-0.7236851)=563,50013

Примечание: себестоимость как и все расходы – фактор обратного влияния на прибыль, поэтому рост уровня себестоимости привел к уменьшению прибыли на 563.50013 т.р. Знак меняем на “-”.

Рассмотрим расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»:

ΔПпрΔКР = В1(УКР1 –УКРо)/100,

где УКР1 и УКРо – соответственно отчетное и базовое значения показателя уровня коммерческих расходов в выручке.

ΔПпрΔКР = 54190х (1475/54190 – 2615/57800)=

=54190х(0.027219-0.0452422)=- 975.6772

Примечание: Если уровень коммерческих расходов уменьшился в выручке , то это увеличивает прибыль на 975.6772 тыс. р. Поэтому знак меняется “+” при оценке общего влияния на прибыль.

Рассмотрим расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Уровень управленческих расходов в выручке»:

ΔПпрΔУР = В1(УУР1 –УУРо)/100,

где УУР1 и УУРо – соответственно отчетное и базовое значения показателя уровня управленческих расходов в выручке.

ΔПпрΔУР = 54190х (3765/54190 – 4816/57800)=

=54190х(0.0694777-0.0833217)=-750.20636

Примечание: Если уровень управленческих расходов уменьшился в выручке , то это увеличивает прибыль на 750.20636тыс. р. Поэтому знак меняется “+” при оценке общего влияния на прибыль.

Таблица № 18 “Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж”

Показатели – факторы Сумма, тыс.р. (с учетом знака влияния)
1. Количество проданной продукции - 1577.7216
2. Цены на реализованную продукцию 1044.3412
3. Себестоимость проданной продукции -563.50013
4. Коммерческие расходы 976.6772
5. Управленческие расходы 750.20636
Влияние на прибыль от продаж 630, 00

По результатам факторного анализа сделать выводы, за счет каких из них больше всего увеличилась и больше всего снизилась прибыль в отчетном году.

Анализ рентабельности

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности применения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Показатель рентабельности может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несет в себе каждая полученная денежная единица.

Рентабельность является результирующим показателем эффективности деятельности любой компании, в общем виде коэффициенты рентабельности рассчитываются по формуле:

R = Прибыль (чистая, балансовая) / производственный показатель

Источниками данных для расчета и анализа показателей рентабельности служат бухгалтерский баланс и отчет финансовых результатах.

В зависимости от задач анализа рассчитываются следующие показатели рентабельности:

- рентабельность продаж ;

- рентабельности продукции (затрат);

- рентабельность имущества;

- рентабельность источников средств;

- рентабельность производственных ресурсов.

Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля реализованной продукции, и рассчитывается следующим образом:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж (прибыль до налогообложения, чистая прибыль ) х 100 / Выручка от продаж

Рентабельность затрат характеризует величину прибыли от продаж, полученную с каждого рубля потраченных на производство и реализацию продукции ресурсов:

Рентабельность затрат = Прибыль от продаж х 100 / Полная себестоимость реализованной продукции

Важнейшей характеристикой эффективности работы предприятия является показатель рентабельности производственных фондов, который определяется по формуле

Рентабельность производственных фондов = Прибыль х100/ Средняя стоимость основных средств и матеральных оборотных средств

Рентабельность имущества предприятия характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в имущество, и рассчитывается следующим образом:

Рентабельность имущества = Прибыль до налогообложения х100/ средняя стоимость имущества

Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т. е. величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие и остающуюся в распоряжении предприятия и рассчитывается по формуле:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль х 100/средняя величина собственного капитала

Показатели рентабельности анализируются в динамике за ряд отчетных периодов, результаты расчетов сводятся в таблицу 19

Таблица № 19 “Анализ показателей рентабельности”

Показатель Предыдущий год Отчетный год Изменение (+, –)
1. Рентабельность продаж      
2. Рентабельность затрат      
3. Рентабельность имущества      
4. Рентабельность капитала      
5. Рентабельность текущих активов      
6. Рентабельность собственного капитала      
7. Рентабельность производственных фондов      

Для обоснованных выводов по результатам расчета коэффициентов рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее:

1. Временной аспект – коэффициенты рентабельности статичны, отражают результативность работы отдельного отчетного периода и не учитывают перспективную отдачу от долгосрочных инвестиций, поэтому при переходе на новые технологии их значения могут ухудшаться. В таких случаях необходимо оценивать показатели рентабельности в динамике.

2. Несопоставимость расчетов – числитель и знаменатель рентабельности выражены в «неравноценных» денежных единицах. Прибыль отражает текущие результаты, а сумма капитала (активов) складывалась в течение нескольких лет, является книжной (учетной) и не совпадает с текущей оценкой. Поэтому для принятия решений необходимо учитывать также индикаторы рыночной стоимости компании.

3. Проблема риска – высокая рентабельность быть может достигнута ценой рискованных действий, поэтому параллельно для полноценного анализа эффективности деятельности компании анализируют структуру текущих затрат, коэффициенты финансовой устойчивости, операционный и финансовый рычаг.

Наши рекомендации