Основные характеристики МСФО (IFRS)
МСФО (IFRS) 8 регламентирует представление компанией информации об операционных сегментах в годовой финансовой отчетности и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию информации о связанных продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.
Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельности, отвечающие определенным критериям.
Операционные сегменты – это компоненты компании, по которым имеется отдельная финансовая информация, регулярно рассматриваемая ответственным лицом, принимающим операционные решения, при принятии решений о выделении ресурсов и оценке результатов деятельности.
В целом, финансовая информация должна представляться на такой же основе, что и используемая внутри компании для оценки результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о выделении им ресурсов.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании указывать в отчетности показатели прибыли или убытка операционного сегмента, а также активы сегмента. Также от компании требуется указывать в отчетности обязательства сегмента и конкретные статьи расходов и доходов, если такие показатели регулярно предоставляются ответственному лицу, принимающему операционные решения.
Стандарт требует сверки показателей совокупной выручки по отчетным сегментам, совокупной прибыли или убытка, совокупных активов, обязательств и иных сумм, раскрываемых по отчетным сегментам, с соответствующими показателями в финансовой отчетности компании.
МСФО (IFRS) требует от компании представления информации о выручке, полученной от продаж своей продукции или услуг (или группах схожей продукции или услуг), о странах, в которых она получает выручку и держит активы, а также о крупных клиентах, независимо от того, используется ли эта информация руководством в принятии операционных решений.
Однако МСФО (IFRS) 8 не требует от компании представления информации, которая не готовится для внутреннего использования, если необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерны.
МСФО (IFRS) 8 также требует от компании представления информации описательного характера: способ определения операционных сегментов, продукция и услуги, предоставляемые сегментами, разница в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании, а также изменения в оценке показателей сегмента в различные периоды.
Отличия от МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»
Выделение сегментов
Требования МСФО (IFRS) 8 основываются на информации о компонентах компании, которую использует руководство для принятия решений по операционным вопросам. МСФО (IFRS) 8 требует выделения операционных сегментов на основе внутренней отчетности, которая регулярно рассматривается ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, в целях выделения ресурсов сегменту и оценке результатов его деятельности. МСФО (IAS) 14 требовал выделения двух категорий сегментов – один на основе связанной продукции и услуг, другой – по географическим регионам. МСФО (IAS) 14 рассматривал первую категорию в качестве первичных сегментов, а другую – в качестве вторичных сегментов.
Компонент компании, который продает в основном или исключительно другим операционным сегментам компании, согласно МСФО (IFRS) 8 подпадает под определение операционного сегмента (если компания управляется таким способом).
ПРИМЕР - вертикальная интеграция – нефтяные компании
Многие международные нефтяные компании представляют отчетность, выделяя в качестве сегментов бизнеса операции начальных этапов (добыча и производство) и конечных этапов (перегонка нефти и сбыт), несмотря на то, что большая часть продукции начальных этапов (сырая нефть) передается на перегонку внутри компании.
МСФО (IAS) 14 ограничивал отчетные сегменты теми, в которых основная часть выручки получена от продажи внешним клиентам, и, соответственно, не требовал выделения различных стадий вертикально-интегрированной деятельности в качестве отдельных сегментов.
Оценка сегментной информации
МСФО (IFRS) 8 требует, чтобы суммы, отраженные в отчетности по каждой статье операционного сегмента, являлись показателями, представляемыми ответственному лицу, принимающему операционные решения, для целей выделения сегменту ресурсов и оценке результатов его деятельности. МСФО (IAS) 14 требовал, чтобы информация о сегменте готовилась в соответствии с учетной политикой, применяемой при составлении и представлении консолидированной финансовой отчетности группы или компании.
МСФО (IAS) 14 содержит определения выручки сегмента, расходов сегмента, результата сегмента, активов и обязательств сегмента. МСФО (IFRS) 8 не дает определений этих понятий, но требует объяснения, как осуществлялась оценка прибыли или убытка сегмента, активов и обязательств сегмента по каждому отчетному сегменту.
Раскрытие информации
МСФО (IFRS) 8 требует от компании раскрытия следующей информации:
(1) факторы, которые учитывались при выделении операционных сегментов компании, включая организационную структуру (например, основывается ли организационная структура компании исходя из различий в продукции и услугах, географических регионах, нормативной правовой базе, или комбинации факторов; проводилось ли объединение сегментов);
(2) виды продукции и услуг, от продажи которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку.
МСФО (IAS) 14 требовал от компании раскрытия конкретных показателей о ее первичных сегментах. МСФО (IFRS) 8 требует от компании раскрытия конкретных показателей по каждому отчетному сегменту, если такие показатели учитываются при определении показателя прибыли или убытка сегмента и представляются на рассмотрение (или в рамках иной регулярно осуществляемой процедуры) ответственному лицу, принимающему операционные решения.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления в отчетности процентного дохода отдельно от процентного расхода по каждому отчетному сегменту. Исключение составляют ситуации, когда большая часть выручки сегмента получена от процентов, и ответственное лицо, принимающее операционные решения, руководствуется в основном информацией о процентной выручке, при оценке результатов деятельности сегмента и принятии решений о выделении ресурсов этому сегменту. МСФО (IAS) 14 не требовал раскрытия информации о процентном доходе и расходах.
МСФО (IFRS) 8 требует от компании, в том числе компании с единственным отчетным сегментом, раскрывать информацию по компании в целом: о ее продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.
Указанное требование применяется независимо от организационной структуры компании, если информация не раскрывается в составе информации о сегментах. МСФО (IAS) 14 требовал раскрытия информации о вторичных сегментах, определяемых либо по отраслевому или географическому принципу. Указанная информация была призвана дополнить информацию, представляемую по первичным сегментам.