Банковская и финансовая система
Организационное построение государственных финансов Австралии, соответствует структуре управления, которая имеет три звена: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.
В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджет федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.
Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 – 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.
На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.
Ниже приводятся цифры, свидетельствующие о возрастающем значении централизованных финансов в Австралии (%)
1980/81 г. | 1990/91 г. | 2000/01 г. | 2010/11 г. | |
Доля федерального правительства в государственных доходах, % | 65,6 | 95,9 | 87,2 | 88,2 |
Доля федерального правительства в государственных расходах, % | 52,3 | 63,7 | 56,9 | 57,5 |
Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье – пшеницы. Издержки на производство сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует постоянной финансовой поддержки государства.
Система оказания помощи сельскому хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных программ прямого и косвенного субсидирования, стабилизации цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Государство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 90-х годах прямые правительственные субсидии, поступающие в отрасль, составляли 250 – 320 млн. долл. в год.
Велика роль федеральных финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах) требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.
В век научно-технической революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 90-х годов равнялась 2,4 % (в США – 3,2 % в Великобритании – 3,1, в ФРГ – 3, в Японии и в Франции – 2,7 %). Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.
Банковская система Австралии отличается чрезвычайно высоким уровнем концентрации. На долю четырех ведущих банков приходится свыше 90% вкладов и кредитов. Это один государственный банк и три частных.
Многие десятилетия австралийское правительство запрещало открытие в стране отделений иностранных банков. Лишь в 1985 г. Запрет был снят и лицензии на банковскую деятельность получили 16 иностранных банковских корпораций. Тем не менее «большая четверка» австралийских банков продолжает прочно сохранять лидирующее положение.
Операции, совершаемые австралийскими коммерческими банками, напоминают операции английских депозитных банков: это ведение процентных и беспроцентных счетов; осуществление чекового обращения, доверительные операции; предоставление ссуд (населению, фирмам и правительственным органам); осуществление платежей по поручению клиентов; обслуживание системы кредитных карточек и дорожных чеков; хранение ценностей клиентов; покупка и продажа иностранной валюты; научно-исследовательская работа и т. п.
Однако, если ограничиться только этими функциями, нельзя получить представление о подлинной роли коммерческих банков в экономике пятого континента. В 50-60-е годы они образовали дочерние финансово-кредитные учреждения, включавшие сберегательные банки, инвестиционные и финансовые компании, компании по операциям с недвижимостью и пр.
В 60-70-е годы коммерческие банки внедрились на страховой рынок, слили свои капиталы с так называемыми торговыми банками, в том числе с теми, в которых главенствующую роль играют монополии крупнейших стран. Они являются также акционерами специализированных банков.
Одним из основных направлений банковского сектора страны в последние десятилетия являлось ипотечное кредитование. Например, в до кризисного времени был сравнительно низкий уровень инфляции, невысокие банковские проценты по кредитам и экономическая стабильность способствовали росту энтузиазма населения к инвестированию в недвижимость. Сдача в аренду приносило собственникам постоянный денежный поток, часть из которого выплачивалась в виде банковских процентов. Экономическая стабильность дала инвесторам в сфере недвижимости положительное сальдо, а также уверенность в завтрашнем дне, стимулируя придерживать подобную генерирующую прибыль.
Как следствие, на рынке недвижимости наблюдалось превышение спроса над предложением, что привело к постоянному росту объектов недвижимости. Этот рост приносил прибыль всем игрокам в сфере недвижимости от частных инвесторов до кредитных союзов, банков и строительных обществ (предлагающих в Австралии услуги долевого строительства). Однако недавний финансовый кризис значительно подпортил экономическую стабильность финансово-кредитной системы Австралии, но кредитование бизнеса банками, в отличие от ипотечного, все же сохранилось на том же уровне. Одной из причин этого на фоне роста корпоративной прибыльности является традиционная практика привлечения бизнесом инвестиций на финансовых рынках (в виде проведения IPO или вторичных размещений).
Интересным фактором, обеспечившим в комплексе с другими рост прибыльности австралийской банковской системы, является увеличение доли денежных средств на банковских счетах, не связанных с выплатой процентов, а также за счет предоставления дополнительных финансовых сервисов. Население активно использует их для управления финансами посредством технологических инноваций сектора: Интернет-банкинг, EFTPOS-терминалы (Electronic Funds Transfer at Point Of Sale), сети банкоматов, возможность проводить транзакции посредством телефона, а также относительно новая услуга mobile-banking. Даже получение зарплаты работниками в большинстве случаев производится электронно на указанный ими банковский счет. Более традиционный метод платежей – бумажными чеками, все еще популярен в стране (ежемесячно в Австралии выписывается около 50 миллионов чеков). С 1970-х годов популярность чеков резко снижается, не выдерживая конкуренции с кредитными карточками и появившимися не так давно электронными методами платежей. Для примера, ежемесячно в Австралии производится 86 миллионов транзакций с использованием кредитных карточек и 73 миллиона транзакций EFTPOS.
4.2 Ценообразование и налогообложение
В Австралии нет специальной системы регулирования цен. Контроль за ценами на хлеб, молоко, яйца осуществляется в ряде штатов специальными уполномоченными организациями, входящими в состав казначейств этих штатов. Уполномоченные организации регулярно пересматривают максимальный уровень цен на данные товары. На другие массовые сельскохозяйственные товары назначаются минимально гарантированные закупочные цены. Решение этих вопросов входит в функции пшеничного комитета, корпорации по шерсти, комитета по сахару. Оптовые цены не могут быть повышены без предварительного уведомления (за 21 день) управления по наблюдению за ценами, входящего в состав национального казначейства.
В странах Европейского сообщества наблюдение за ценами на подавляющую часть (88–97% по разным странам) сельскохозяйственной продукции, крупного рогатого скота, молока, сахара-рафинада осуществляется наднациональными органами ЕС постоянно. Предложения об уровнях максимальных и минимальных цен готовит комиссия ЕС, а решение принимает Совет Министров ЕС на уровне министров сельского хозяйства.
В странах ЕС наднациональный контроль за ценами на уголь, сталь и прокат осуществляется в рамках европейского общества угля и стали (ЕОУС). Кроме прямого регулирования объемов производств (квот) ЕОУС проводит мероприятия по поддержанию цен, на продукцию черной металлургии на определенном уровне путем установления твердых минимальных базисных цен с учетом базисного размера и качества продукции. Базисные цены публикуются в прейскурантах ведущих монополий, где указываются также приплаты и скидки с базисной цены. Фактические цены устанавливаются фирмами на основе этих прейскурантов с возможным отклонением не более 5%.
В рамках сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен. Во многих государствах систематически публикуется статистическая информация о ценах, их динамике и уровне. Эти данные обычно используются при регулировании уровня доходов и их индексации.
Таким образом, государство в зарубежных странах активно участвует в процессе ценообразования, регулирования цен и контроля над ними, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.
Опираясь на достаточно развитую систему налогообложения, Австралия заключила договор об обложении налогами с 40 странами. Такой договор известен под названием Соглашения о двойном обложении налогами. Он направлен на предотвращение двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов, одновременно с этим способствуя сотрудничеству между Австралией и другими налоговыми органами власти.
Странами, с которыми заключили Соглашение, являются: Аргентина, Австрия, Бельгия, Канада, Китай, Чешская Республика, Дания, Фиджи, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Индия, Индонезия, Ирландия, Италия, Япония, Кирибати, Малайзия, Мальта, Мексика, Голландия, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа Новая Гвинея, Филиппины, Польша, Румыния, Россия, Сингапур, Словакия, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Шри-Ланка, Швеция, Швейцария, Тайбэй, Таиланд, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Вьетнам.
Помимо традиционных соглашений о налогах, Австралия заключила другие международные договоры. Каждое из этих отдельных соглашений имеет пункты, в которых прописана степень налоговой ответственности как физических лиц-резидентов, так и нерезидентов на территории страны.
Налоговые резиденты: При регулярном проживании на территории Австралии или, если лицо жило 6 месяцев в течение финансового года, необходимо платить налоги согласно расчетной таблицы для налоговых резидентов. Если заработная плата лица составляет менее чем 6 000 австралийских долларов, оно не облагается. Кроме этого, налоги изменяются от 15 до 45%, соответственно уровню прибыли. Обязателен взнос на медицинское страхование Медикэр («Medicare») в размере 1,5%, и он не зависит от налоговой ставки. Взимается с заработной платы.
Налоговые нерезиденты: Если срок пребывания в Австралии меньше, чем 6 лет, лицо подлежит обложению налогом как фискальный нерезидент. Налоговая ставка немного отличается от ставки, установленной для резидентов, а размер налога составляет от 29 до 45% на полученную прибыль.
Налогообложение трудового и бизнес дохода
Доход физического лица, полученный в результате реализации трудовой функции, считается налогооблагаемым трудовым доходом в Австралии. К трудовому доходу относятся доходы, которые работник получает от работодателя, таковыми являются заработная плата, различного рода вознаграждения, бонусы, премии и др.
Налогообложение авиакомпаний
Соглашения по прибыли от деятельности авиакомпаний ограничены соглашениями о налогах, касающиеся только трансграничного обложения налогами от прибыли авиакомпаний. Такие соглашения Австралия заключила со следующими странами: Китайская Народная республика, Франция, Греция, Италия.
Налогообложение прироста капитала
Резиденты Австралии, за исключением временных резидентов, уплачивают налог на прирост капитала от отчуждения любых активов в независимости от места их нахождения. В случае если налог уже был уплачен в другом государстве, эта сумма уплаченного налога засчитывается в счет погашения налога в Австралии.
Налогообложение процентного дохода
Процентный доход резидентов облагается налогом в Австралии в независимости от источника получения. В случае, если физические лица уже уплатили иностранный налог на проценты, то данная сумма принимается к вычету. К процентному доходу применяются такие же ставки, что и к трудовому доходу.
Другие налоги
В Австралии отсутствует налог на капитал и налог на чистые активы. Также не взимается налог на наследование.
Социальная политика
В начале XX в. Австралия выступила с инициативой развития системы социального обеспечения, и уже в 1908 гражданам пожилого возраста были предоставлены государственные пенсии. В настоящее время эта система не выглядит более прогрессивной, чем в других промышленно развитых странах. Например, сопоставимые данные на 1990 свидетельствуют о том, что в Австралии «расходы на социальную сферу» составляют 9,8% ВВП, что является одним из самых низких показателей для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. В Великобритании эти расходы составляют 12,2% ВВП, в Италии 18%, в Германии 15% и в Швеции 19%. Однако к интерпретации этих статистических данных надо подходить с осторожностью. Некоторые социальные блага в Австралии предоставляются не по линии расходов на социальную сферу, а по другим статьям бюджета, в частности по линии рынка труда и жилищной политики.
В Австралии система централизованного установления заработной платы исторически привела к относительно высоким минимальным заработным платам, так что в стране мало «бедных рабочих», нуждающихся в дополнительной помощи, а благодаря высокому уровню обеспеченности жильём снизился уровень стоимости жизни. Равным образом, в отличие от некоторых других стран, Австралия не обеспечивает свою систему социальной безопасности специально введённым налогом. По состоянию на август 2006, у 86,4% занятых в Австралии пенсионные взносы вносят работодатели. Десять лет назад, в 1996, этот показатель был вдвое меньше — 41%. Это изменение объясняется новыми требованиями законодательства, устанавливающего минимальные размеры пенсионных взносов для государственного и частного секторов.
Уровень жизни населения
Многие австралийцы приобрели свои жилища в собственность, что свидетельствует о повышении уровня материального благополучия. В 1995—1996 годах 42% австралийцев жили в собственных жилищах, не имея никаких долгов, и 28% — в жилищах, купленных у предыдущих владельцев благодаря банковским кредитам. Это значит, что большая часть семей со средним и даже небольшим достатком приобрела недвижимость и освободилась от потенциальной зависимости от домовладельца. Из вышеупомянутой категории, составлявшей 28% населения, примерно пятая часть проживала в домах, принадлежащих государству. Большинство таких домов находится в Новом Южном Уэльсе (около 150 тыс.), но самая большая их доля отмечена в Южной Австралии (9,6%). С середины 1980-х годов благодаря совершенствованию системы социального обеспечения улучшилось положение австралийцев, получающих самые низкие доходы (20% населения) и самые высокие доходы (30%). Зато положение промежуточной категории (50%) ухудшилось. Соответственно увеличился разрыв между категориями со средними и высокими доходами.