Тема 3.2 Управление дебиторской задолженностью
Тесты
1. Ужесточение компанией кредитной политики может привести:
А) к снижению объёмов продаж;
Б) увеличению денежных средств на расчётном счёте;
В) замедлению поступления денежных средств;
Г) к увеличению объёмов продаж.
2. При политике поддержания дебиторской задолженности на низком уровне возможны:
А) потеря потенциальных клиентов,
Б) увеличение конкурентоспособности компании,
В) уменьшение притока денежных средств.
3. Если скидка за быструю оплату товара выше процентной ставки за кредит банка, то:
А) покупателю товара выгодно воспользоваться ею,
Б) покупателю товара невыгодно воспользоваться ею,
В) целесообразность использования скидки определяется другими факторами.
4. Учет (дисконтирование) векселей - это:
А) продажа векселя до срока его погашения за сумму, меньшую его номинала,
Б) заклад векселя и взятие под него кредита,
В) возможность вернуть вексель юридическому или физическому лицу, выписавшему его, без каких-либо условий.
5. Отличительные (обязательные) черты факторинга:
А) гарантия платежа поставщику продукции и услуг,
Б) предоставление ссуды под залог дебиторской задолженности,
В) учет (дисконтирование) векселей.
6. Критерии оценки надежности партнеров компаниями при предоставлении коммерческого кредита обычно:
А) мягче банковских критериев,
Б) такие же, как и в банках.
7. В соответствии с российским законодательством и сложившейся практикой вексель дает возможность векселедержателю в некоторых случаях:
А) расплатиться по своим долгам векселем,
Б) досрочно учесть вексель в банке,
В) получить «вексельный» кредит под залог векселей,
Г) положить вексель в банк и получать проценты по нему.
8. Любая задолженность перед предприятием, организацией, учреждением, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией признается:
А) сомнительным долгом,
Б) долгом не подлежащим взысканию,
В) невыплаченным долгом.
9. Безнадежной к взысканию просроченную дебиторскую задолженность можно признать по ряду причин невозможности погашения долга.
Укажите все правильные ответы:
А) банкротство должника,
Б) ликвидация, предприятия-должника,
В) истечение срока давности по долгу,
Г) низкая платежеспособность должника.
10. Размер резерва по сомнительным долгам зависит от:
А) срока возникновения и суммы возникшей задолженности
Б) вида деятельности экономического субъекта создаваемого резерв
В) организационно-правовой формы собственности контрагента.
11. Основное правило управления дебиторской задолженностью – оборачиваемость дебиторской задолженностью в … оборачиваемости кредиторской задолженности.
А) рублях должна быть равной,
Б) днях должна быть больше,
В) днях должна быть меньше.
12. Сущность договора цессии заключается в:
А) выдаче гарантий об исполнении обязательств должника органами
местного самоуправления,
Б) замена кредитора в договоре,
В)исполнение обязательств должника собственником имущества должника,
г) переход права собственности.
13. Не бывает … дебиторской задолженности:
А) просроченной,
Б) долгосрочной,
В) краткосрочной,
Г) среднесрочной,
Д) срочной,
Е) текущей.
14. Возможность своевременного и полного погашения кредита зависит от:
А) оборачиваемости дебиторской задолженности,
Б) оборачиваемости кредиторской задолженности,
В) оборачиваемости запасов.
15. Дебиторская задолженность - это:
А) задолженность компании перед банками,
Б) краткосрочная задолженность компании перед поставщиками,
В) краткосрочная задолженность покупателей и заказчиков перед компанией
16. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности может быть достигнуто путем увеличения ...
А) выручки от реализации,
Б) кредиторской задолженности,
В) запасов.
17. Более быстрая оборачиваемость дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской создает условия для ...
А) повышения платежеспособности,
Б) повышения рентабельности,
В) уменьшения потребности в собственных оборотных средствах.
18.Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности - это:
А) первоначальная стоимость, умноженная на коэффициент инфляции,
Б) первоначальная стоимость плюс резерв сомнительных долгов,
В) первоначальная стоимость минус резерв сомнительных долгов.
19. Работнику выдана ссуда сроком на два года. Задолженность работника для предприятия будет считаться:
А) текущей дебиторской задолженностью;
Б) сомнительной дебиторской задолженностью;
В) долгосрочной дебиторской задолженностью.
20. Оборачиваемость дебиторской задолженности за отчетный период равна 26,7 оборотам. Как Вы оцениваете работу предприятия за отчетный период, если величина оборачиваемости активов за прошлый год равна 25 оборотам:
А) улучшение работы,
Б) ухудшение работы,
В) без изменения.
21. В каком документе определены сроки исковой давности по обязательствам организации?
А) в Конституции РФ,
Б) в Налоговом кодексе РФ,
В) в Гражданском кодексе РФ,
Г) в Уголовном кодексе РФ.
22. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется:
А) как соотношение выручки от продаж и среднего значения дебиторской задолженности,
Б) как соотношение прибыли от продаж и среднего значения дебиторской задолженности,
В) как соотношение среднего значения дебиторской задолженности и выручки от продаж.
23. Дебиторская задолженность, по которой срок оплаты, регламентированный договором или иными гарантиями, прошел, носит название:
А) реальной к взысканию,
Б) нереальной к взысканию,
В) сомнительной.
24. При увеличении коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности продолжительность операционного цикла:
А) увеличивается,
Б) сокращается,
В) останется неизменной,
Г) нет правильного ответа.
Задания
1. Компания «Запчасти - ВАЗ» продает продукцию в кредит на 1 600 000 ден. ед. в год, период отсрочки оплаты - в среднем 40 дней. Какова средняя величина дебиторской задолженности? Если средняя дебиторская задолженность в будущем году составит 200 000 ден. ед. при продажах 2 000 000 ден. ед., что это будет означать?
2. Каков размер продаж в кредит у компании «Фрост», если средняя продолжительность оборота дебиторской задолженности - 30 дней, величина дебиторской задолженности - 115 000 тыс. руб.
3. У компании «Липецкое молоко» дебиторская задолженность имеет вид:
Месяц | Срок, дни | Величина задолженности, тыс. руб. |
Апрель | 0-30 | 85 000 |
Март | 31-60 | 45 000 |
Февраль | 61-90 | 35 000 |
Январь | 91-120 | 55 000 |
Всего | 220 000 |
Каков средний период сбора дебиторской задолженности, если всего продается на 900 000 тыс. руб. за 120 дн.? Если нормальным периодом сбора считаются 30 дн., укладывается ли в него компания?
Методические указания к решению задания 3
Cледует иметь ввиду, что большая часть продукции продаётся без кредита, поэтому с учётом продаж на 900 000 тыс. руб. за 120 дн. средний период сбора дебиторской задолженности незначительный.
4. Менеджер фирмы рассматривает вопрос о целесообразности выдачи товарного кредита. Если он предоставит кредит, то получит в качестве оплаты 1000 ден. ед., затратив 800 ден. ед. Вероятность оплаты дебиторской задолженности 80%. Имеет ли смысл предоставлять товарный кредит?
Методические указания к решению задания 4
Для решения задачи целесообразно рассчитать сумму вероятностей получения дохода и убытка. Если сумма будет равна нулю (точке безубыточности), то товарный кредит предоставлять имеет смысл.
5. Компания «Антибиотик» погашает кредиторскую задолженность перед поставщиками в среднем за 21 день, в день покупки в кредит она составляет 7000 ден. ед. Продажи в среднем составляют 8000 ден. ед. и погашается дебиторская задолженность за 28 дн. Как оценить кредитную политику фирмы? Что изменится, если фирма увеличит период погашения кредиторской задолженности до 35 дн.?
6. У тепличного хозяйства «Московское» имеется дебиторская задолженность:
Дебитор | Величина дебиторской задолженности, тыс. руб. | Средний срок погашения в прошлом периоде, дн. |
А | 70 000 | |
Б | 90 000 | |
В | 120 000 | |
Г | 20 000 | |
Д | 240 000 | |
Е | 60 000 | |
Ж | 40 000 | |
180 000 | ||
И | 15 000 | |
К | 25 000 | |
Л | 200 000 | |
М | 50 000 |
Банк согласен дать кредит под 90% дебиторской задолженности до 30 дн., под 80% - до 40 дн., под 70% - до 45 дн., свыше 45 дн. дебиторская задолженность не кредитуется. Ставка кредита 12%. Какова максимальная сумма кредита? Каковы будут ежемесячные расходы по обслуживанию долга?
7. Рассчитать величину скидок с цены товара на базе годовых процентных ставок и оценить выгоду их использования, если продавец (тепличное хозяйство «Московское») предлагает условие 3/7, п/30. Банковский краткосрочный кредит под залог имущества возможен под 22% годовых.
Варианты ответов:
а) покупать со скидкой выгодно, даже если для этого придется прибегнуть к банковскому кредиту;
б) покупать со скидкой невыгодно: она мала. Лучше использовать кредиторскую задолженность на максимально возможный срок.
Как изменятся условия расчетов для кредиторов и дебиторов, если возможность оплаты без скидки увеличится до 60 дн.?
Методические указания к решению задания 7
В русскоязычной литературе, посвященной данному вопросу, указанный термин переводится буквально: 3/7 чистые 30. Это означает, что покупателю предоставляется 3% скидки к цене товара, если счет оплачивается в течение 7 дней, в противном случае он должен быть оплачен полностью в течение 30 дней. Другими словами, компания-покупатель, которая платит через 23 дня после последней даты, когда можно было заплатить со скидкой, получает кредит на срок в 23 дня, который необходимо вернуть по процентной ставке, равной 3%, за 23 дня. Расчёт стоимости отказа от скидки проводится по формуле:
AIC = (1: (1- y) × (360 : x),
где х – число дней разницы между последним днём, когда можно оплатить со скидкой, и последним днём оплаты по контракту без скидки;
у – ставка дисконта в десятичных дробях.
8. ООО «Медовуха» может воспользоваться условиями поставщика: «3/10, до 60», но никогда это не делает. Обычно она оплачивает сырье на 45-й день. Сколько компания теряет на этом?
Методические указания к решению задания 8
См. задание 7.
9. Как рассчитать потери поставщика (фирмы «Смоленский лен») при предоставлении скидки на условиях «4/0, до 30», если инфляция составляет 0,8% в месяц, доходность вложении компании - 2% ежемесячно?
Методические указания к решению задания 9
Потери поставщика целесообразно рассчитывать на 1 000 руб. Для этого необходимо определить величину потерь равной скидке, затем скорректировать доход на месячный темп инфляции. Разница между доходом и потерями даст искомую величину.
10. Как рассчитать потери поставщика (фирмы «Смоленский лен») при предоставлении скидки на условиях «4/0, до 30», если инфляция составляет 8% в год, доход от вложений компаний - 2% ежемесячно?
Методические указания к решению задания 10
Задание 10 выполняется аналогично заданию 9, с той лишь разницей, что необходимо определить месячный эквивалент годовой ставке инфляции.
11. Компании «Пол-потолок» нужен 1 000 000 ден. ед., чтобы воспользоваться скидкой на условиях «2/10, до 60». Банк предлагает кредит на 60 дн., нужно выплатить 16 000 ден. ед. Какова ставка за использование кредита? Следует ли воспользоваться скидкой? А если банк потребует неснижаемый остаток 20%?
Методические указания к решению задания 11
Для решения необходимо использовать методические указания к заданию 7. При неснижаемом остатке ставка за использование кредита умножается на величину 0,8 (1-0,2).
12. Компания «Аквариум» покупает на условиях «2/10, до 40», но никогда не пользуется скидками. Она оплачивает продукцию на 50-й день, санкции к ней пока не применялись. В настоящее время рассматривается целесообразность покупки со скидкой. Для этого можно взять кредит на условиях 15% с 25%-ным неснижаемым остатком. Выгодно ли это? А если неснижаемый остаток будет 40%?
Методические указания к решению задания 12
См. задание 11.
13. Компания «Заборы» может получить кредит в банке под 14% годовых для того, чтобы воспользоваться скидкой, предоставляемой поставщиком сырья на условиях «2/15, до 60». Следует ли пользоваться скидкой?
Методические указания к решению задания 13
См. задание 7.
14. Компания «Арт-импульс» предоставляет скидки на условиях «1/0, до 30». Если клиенты скидкой не воспользуются, то компания вынуждена брать месячный кредит в банке под 20% годовых. Каков будет выигрыш для компании, если клиенты воспользуются скидкой?
Методические указания к решению задания 14
См. задание 9.
15. Компания «Мост» представила следующую информацию:
Текущий ежегодный объем продаж в кредит 16 000 000 $
Период погашения покупательской задолженности 2 мес.
Условия кредитования net/30
Минимальная норма прибыли 15%
Финансовый работник рассматривает возможность предложить скидку 3/10, net/30. Он предполагает, что 25% клиентов воспользуются возможностью получить скидку. Период погашения покупательской задолженности уменьшится до1,5 месяца.
Рассчитать выгоду от проведения политики предоставления скидки.
Методические указания к решению задания 15
Для решения задания необходимо рассчитать остатки клиентской задолженности до проведения политики предоставления скидки и после, воспользовавшись показателями объёма продаж в кредит и периодом погашения покупательской задолженности. Использование минимальной нормы прибыли к разнице остатков позволит определить дополнительную прибыль. Размер скидки, скорректированный на вероятность её использования клиентами, исходя из объёма продаж, определит дополнительные расходы. Выгода равна положительной разнице между дополнительной прибылью и расходами.
16. Определить величину минимально допустимой скидки для дебитора на 1 000 $, если известны следующие данные:
Условия кредитования 5/0 при net/45
Cтавка банковского процента по кредиту 24%
Методические указания к решению задания 16
Необходимо найти эквивалент ставки банковского процента по кредиту применительно к условиям кредитования.
17. Предприятие выпускает продукцию по цене 10 $./шт., прибыль составляет 2 $./шт. Клиент А предлагает оплачивать всю продукцию в течение 1 месяца после покупки. Клиент Б благодаря предоплате на 1 месяц желает получить скидку 10%. Для выпуска 30000 единиц продукции необходимо поддерживать 450000 $ капитала в производственном процессе.
Какой вариант предпочтительней?
Методические указания к решению задания 17
Для решения задания необходимо определить дебиторскую задолженность для клиента А и клиента Б, а затем величину чистого оборотного капитала. Отношение прибыли к чистому оборотному капиталу по каждому клиенту позволит выявить предпочтительный вариант.