Глава 1.Теоретические методы оптимизации логистических процессов
1.1.Основные понятия оптимизации логистических процессовЛогистический процесс представляет собой определенную последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.
Термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место»[1].
С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения логистической системы). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, ЗЛС) иерархии логистической системы[2].
Таким образом, логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.
Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.
Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:
планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
информационных технологий с компаниями-партнерами[3].
Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:
стоимость перевозки различными видами транспорта;
стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);
издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;
издержки дефицита, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;
расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;
расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;
затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;
административные расходы и некоторые другие виды издержек.
Контроль качества организации разгрузки и приемки:
оценка точности и аккуратности в выполнении операций;
оценка характера и типичности ошибок в работе[4].
Контроль процесса управления логистическими операциями:
оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;
оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению[5].
Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются выпрямить в горизонтальном и в вертикальном направлении – это сокращает сроки перемещения[6].
Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций – разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты – подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов – водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать – планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата – например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна[7].
Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации[8].
Таким образом, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.
1.2.Влияние финансовой политики на организацию
Финансовая политика организации — совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей организации.
Финансовая политика — наиболее важный составной элемент общей политики развития организации, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед организацией, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, — а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.
Финансовая политика — сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более четко определить основные направления развития.
В настоящее время во многих организациях финансовые ресурсы расходуют на согласование противоречивых задач и решений на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу — выбору оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.
Основа финансовой политики — четкое определение единой концепции развития организации, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Финансовая политика дает ответы на следующие вопросы:
Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития организации?
Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
Стоит ли изменять финансовую структуру организации, используя финансовые инструменты?
Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики организации, которая должна быть разработана в комплексе единых стратегических направлений.
Основная цель создания организации — обеспечение максимизации благосостояния ее собственников в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости организации, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в самой организации, так и с контрагентами и государством.
Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:
• максимизация прибыли;
• обеспечение финансовой устойчивости.
Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает организации стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.
Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:
• критический анализ предшествующей финансовой стратегии;
• обоснование (корректировка) стратегических целей;
• определение сроков действия финансовой стратегии;
• конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
• распределение ответственности за достижение стратегических целей.
Для реализации стратегических целей необходимо решать много тактических задач.
Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.
Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления организацией.
Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:
-наращивать объем продаж;
-эффективно управлять процессом формирования рентабельности;
-бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;
-контролировать расходы;
-минимизировать период производственного цикла;
-оптимизировать величину запасов и др.
Второе стратегическое направление подразумевает:
-минимизацию финансовых рисков;
-синхронизацию денежных потоков;
-тщательный анализ контрагентов;
-достаточные объемы денежных средств;
-финансовый мониторинг и др.
Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
Необходимо ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости организации, и уровень прибыли производства.
Приоритетность стратегических целей периодически меняется. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории - внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы:
- масштаб организации;
- стадия развития организации;
- субъективный фактор руководства организации, собственников.
Масштаб организации играет важную роль. В малых и средних организациях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же организациях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития существенно влияет на ранжирование стратегических целей организации. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают в организации на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.
В период детства, когда обороты организации небольшие, она главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ей необходимо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.
В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют организации решить свои проблемы с денежными средствами, и ее руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.
В период зрелости, когда организация уже заняла свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, она старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ей объем, а также технический и коммерческий потенциалы.
В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития организации снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
Кроме того, вектор стратегического развития организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. В крупных организациях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны организации, пока удовлетворены их интересы.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели организации. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.
Таким образом, финансовая политика — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
Финансовая политика не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
Один из основных принципов финансовой политики - она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.
Финансовую политику организации можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения ее главной цели, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.
Содержание финансовой политики многогранно и имеет следующие этапы:
1.Определение стратегических направлений развития.
2. Планирование:
- стратегическое;
- оперативное;
- бюджетное.
3. Разработка оптимальной концепции управления:
- капиталом;
- активами;
- денежными потоками;
- ценами;
- издержками.
4.Контроль:
- проверка выполнения планов;
- сравнительный анализ;
- ревизии;
- аудит.
Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.
Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.
Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.
Субъекты и объекты финансовой политики.
Финансовая политика – основа процесса управления финансами организации. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры. Однако реализация финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.
Реализуют финансовую политику по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов организации.
Субъектами управления в малых организациях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.
В средних организациях текущую финансовую деятельность могут осуществлять внутри других подразделений (бухгалтерия, планово-экономический отдел и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.
В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:
- информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;
- финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
- контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для организации, он является лишь советником высшего управленческого персонала.
В крупных компаниях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.
Основные объекты управления имеют следующие направления:
1. Управление капиталом:
• определение общей потребности в капитале;
• оптимизация структуры капитала;
• минимизация цены капитала;
• обеспечение эффективного использования капитала.
2. Дивидендная политика:
- определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.
3. Управление активами:
- определение потребности в активах;
- оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;
- обеспечение ликвидности активов;
- ускорение цикла оборота активов;
- выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
4.Управление текущими издержками:
- CVP-анализ;
- минимизация издержек;
- нормирование затрат;
- оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
5. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):
- формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
- эффективное использование остатка временно свободных денежных средств
Анализ проблем компании
При анализе логистических процессов компании были выявлены основные проблемы в логистической деятельности компании.
География поставок компании очень обширна и занимает много времени. В связи с этим срок доставки может быть до 30 дней, а это значительное время для перевозки пищевых продуктов. Отсутствие подсортировочных складов осложняет управление доставкой и отрицательно сказывается на конкурентоспособности организации.
Так же существует проблема с отслеживанием товара находящегося в пути. Доставка потребителям осуществляется при сотрудничестве с различными поставщиками транспортных услуг. Из-за отсутствия своевременной и систематизированной информации о месте положения груза в реальном времени невозможно гарантировать высокое качество выполнения заказов клиентов, что плохо отражается на имидже компании.
Из описанной выше проблемы вытекает ещё одна, это отсутствие налаженной обратной связи с магазинами-заказчиками. Информация о получении заказа, об удовлетворенности качеством товара, своевременности поставки, имеет большое значение для надежных партнерских отношений и качества логистического сервиса компании.
Компания при формировании заказов использует поддоны уже бывшие в употреблении, что ведет к периодическому бою продукции, и как следствие – дополнительным издержкам.