Фундаментальные концепции корпоративных финансов

Методология корпоративных финансов базируется на принципах эффективного применения финансовых инструментов, характеристики которых меняются во времени, причем эти изменения происходят при учете факторов неопределенности и риска.

Теория корпоративных финансов как наука оформилась и получила развитие в XX веке в западных странах, в которых этого сложились следующие предпосылки: - были сформированы основы общей экономической теории; - была создана индустриальная экономика на основе крупного промышленного производства и акционерной формы собственности; - сформирована эффективная система правовых институтов и рыночной инфраструктуры; - возникла развитая система национальных и международных фондовых рынков и финансовых посредников. С семидесятых годов XIX возникла история современной микроэкономики (маржиналистской теории), существенными чертами которой являются: равновесный подход; экономическая рациональность; предельный анализ; математизация, революцией. Наибольший вклад в ее становление внесли работы У.С. Джевонса и К. Менгера (1871), Л. Вальраса (1874). Методологические принципы маржинализма и послужили основой корпоративных финансов.

В настоящее время в мире в области корпоративных финансов сложились две основные научные школы, базирующиеся на достижениях современной экономической науки и специфике развития рыночной экономики в различных странах: рыночная и континентальная. В рыночной школе на первое место выходит цель максимизации рыночной оценки капитала компании. Именно эта цель получила наибольшее признание в рыночной теории корпоративных финансов. Континентальная школа корпоративных финансов работает в «связанной» финансовой системе со слабым дроблением капитала, развитыми институтами социальной и профессиональной защиты.На первое место выходят вопросы обеспечения требуемой доходности на вложенные средства, выход на мировые рынки и установление новых финансовых зависимостей. Начало формирования неоклассической теории финансов было заложено в первой половине XX в. Среди основных концепция выделяют: - стоимости денег (И. Фишер, 1930 г.) - одинаковые по величине денежные суммы, поступающие в распоряжение экономического субъекта в разные моменты времени (например, текущий и будущий), оказываются неравнозначными с точки зрения их покупательной способности; - стоимости капитала (Дж. Уильямс, 1938 г.) - капитал, привлекаемый компанией для финансирования ее деятельности, не является бесплатным. Компании, привлекая капитал в различных формах, должны платить за его использование; - концепция денежного потока (Дж. Уильямс, 1938 г.) - идея применения модели денежного потока для описания финансовых инструментов, результатов деятельности компаний и других экономических объектов. Денежный поток можно определить как совокупность денежных притоков и оттоков, поступающих в различные моменты времени в соответствии с данной концепцией рассматривается только будущий денежный поток.- взаимосвязи риска и доходности (Ф. Найт, 1921 г.) - любой финансовый инструмент (в том числе и компания), обращающийся на рынке, через рыночные цены обеспечивает держателю некоторую доходность. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше риск ее неполучения, и наоборот. Принято считать, что неоклассическая теория была в целом сформирована за период с 1952 по 1973 г. В этот период были сформированы следующие общепризнанные неоклассические теории корпоративных финансов: - теория формирования портфеля (используется для принятия инвестиционных решений). Оптимальный портфель, по Г. Марковичу, не тот, что обеспечивает максимально возможную доходность, а тот, который обеспечивает минимально возможный риск при заданном уровне доходности. - модель оценки капитальных активов – модель САРМ. Основная идея состоит в оценке доходности рискового финансового инструмента на основе доходности безрисковых финансовых инструментов (облигаций) и надбавки за риск неопределенности денежного потока оцениваемого инструмента.

- гипотеза информационной эффективности рынка капитала (под информационной эффективностью рынка капитала понимается его способность реагировать на различные группы информации путем изменения цен на финансовые активы) - теория структуры капитала и теория иррелевантности дивидендов(в условиях развитого фондового рынка понятие цели компании как роста благосостояния собственников формулируется как максимизация цены акций или рыночной капитализации компании) - теория ценообразования опционов (база для возникновения финансовой инженерии. Она создала возможности для конструирования новых финансовых инструментов с целевыми характеристиками, позволила проводить теоретическую оценку стоимости известных ранее, но обладающих сложной финансовой конструкцией объектов и стратегий действий с ними).

Современные теории корпоративных финансов. Дальнейшее развитие теории корпоративных финансов связано с формированием нового направления в экономической теории — институционализма. Основное внимание в теории институционализма уделяется получению фирмой дополнительной выгоды от функционирования данных институтов посредством выбора и заключения тех или иных видов контрактов. Система общественных институтов призвана облегчить работу рынка и способствовать оптимальному использованию ресурсов общества и снижению рисков. Это послужило основанием для налогового планирования, разработки учетной и финансовой политики, контрактного право, системы расчетов. Другая группа положений институционализма нацелена на изучение организационных структур и экономических отношений внутри компаний, в которых участвуют экономические агенты, привлеченные на контрактной основе. Идея о таком влиянии породила теорию агентских отношений, которая нацелена на разрешение проблемы отделения собственности и контроля (в результате – делегирование полномочий наемным специалистам по управлению, появляются агентские затраты, возникают конфликты (наемные менеджеры знают больше, чем собственники, у них разные цели) регулируемые корпоративным законодательством). Теория асимметричности информации основывается на предположении о том, что часть участников рынка в большей степени осведомлена о качествах торгуемого товара, чем остальные его участники. В приложении к финансовым рынкам асимметричность информации наблюдается в отношении менеджеров компаний и инвесторов, покупающих акции этой компании. Теория поведенческих финансов основывается на понимании того, что в области финансов, как и в других сферах человеческой деятельности, люди принимают решения под влиянием эмоций, существующих стереотипов, ошибок в оценках, а иногда и откровенных заблуждений.

Наши рекомендации