Общенаучные и специальные методологические подходы и методы при проведении исследований в менеджменте.
Методология – с-ма принципов и способов организации и построения теорет-ой и практической деят-ти, а также учение об этой системе. Методы – инструменты, приемы исследования, применяемые наукой, говоря о методах науки понимают, каким образом она изучает свой предмет. Выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общенаучные и конкретно-научные М.
Всеобщие М: метафизический (рассм-ет все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический (исходит из того, что в обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении). Законы диалектики: 1) З единства и борьбы противоположностей (предмет обладает противопол-ями, кот. в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета); 2) З перехода колич-ых изменений в качеств-е и обратно (кол-ные измен-я по достижению определ-го момента приводят к кач-ым, а кач-ные изменения приводят к кол-ым изменениям. Категории: свойства, структура, функции и место предмета); 3) З отрицания отрицания (показывает связь старого и нового в процессе развития, новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, стороны старого).
Общенаучные М: 1. М научной абстракции. 2. Аналитический М (основывается либо на трансформации одной формы знания в др. форму или на присвоение к-л метки описательным фактам и явлениям). 3. Синтетический М (основан на ↑ нового знания: появляется как рез-т преобразования аналитических суждений в синтетические, а его логическим следствием б. создание новых гипотез и теории). 4. Индукция (движение от частного к общему. Дедукция – движение от общего к частному). 5. Единство исторического и логического подходов (позволяет выяснить происхождение с-мы и ее эл-ов, но и обосновать тенденции развития). 6. Качественный и количественный анализ (явления развиваются на основе постепенных кол-ых изменений. Они м. осуществляться до определ-го уровня, называемого мерой кол-ых изменений. Когда дальнейшие кол-ые изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение кач-ое). 7. Системный подход. 8. Гипотетико-дедуктивный М (гипотеза – форма вероятностного знания, истинность или ложность кот. еще не установлена). 9. Программно-целевой М (заключается в научном обосновании актуальных проблем, формул-и эк-ких целей, вытекающих из этих проблем, опред-и комплекса взаимосв-ых мероприятий, позволяющих с учетом имеющихся рес-ов своевременно решить проблемы и достичь цели). 10. Проектный М. 11. Ситуационный анализ (рассм-ет управление организацией в виде множества вариантов поведения, обеспечивающих эффективное функцион-ние и развитие в условиях динамичной, неопределенной внешней среды). 12. Процессный М (рассм-ет управленческую деят-ть как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных м/у собой видов деят-ти и общих функций управления). 13. Кибернетический М (исслед-е с-мы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управл-я, рассмотрения эл-ов с-мы как неких «черных ящиков»). 14. Маркетинговый анализ (разложение маркет-го цикла по отдельным эл-ам в соответствии со структурой маркетинга; описание действия к-л рын-ых процессов и явлений; оценка, объяснение, моделир-е и прогноз рын. явлений и процессов на базе собранной инф-ции). Конфликтный подход – организационное поведение рассм-ется в терминах столкновения противоположных интересов участников взаимод-я, ч/з призму борьбы за дефицитные мат. и соц. ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и ↑ степени интеграции соц. системы. Неформальные (логические) М исслед-я базируются на применении в процессе исследований формальной логики. Формальная логика – наука о зак-х выводного знания, т.е. знания, получ-го из ранее установл-ых и проверенных истин, без обращения в к опыту, а только в рез-те применения зак-в и правил мышления. Логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация, сравнение. Формальная (математическая (символическая)) логика возникла в рез-те применения к проблемам формальной логики строгих методов, сходных с теми, кот. используются в математике. С помощью специального языка формул достигается адекватное описание логической структуры док-ва и осуществляется построение строгих логических теорий. Мат. логика базируется на логике высказываний (описание суждений) и ее расширении – логике предикатов (описание умозаключений).
М исследования системы управления: 1) Теоретические М исслед-я основаны на использ-и методологий различных научных теорий. 2) Логико-интуитивные М, основаны на использ-и при исслед-и систем управления способов логического и интуитивного характера, причем как каждого в отдельности, так и всех одновременно, т.е. совместно. 3) Эмпирические М основаны на использ-и способов и приёмов опытного исслед-я, позволяющих получить факт. информ-ю о с-ме управления. 4) Комплексно-комбинированные М базируются на использ-и исследовательских способов и включают в себя одновременно 2 или более методов, принадлежащих к разным классификационным группам. Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических с-м. Кибернетическое исслед-е основывается на принципах: П разнообразия (с-ма д. обладать возможностью изменять своё сост-е в ответ на возможное возмущение), П эмерджентности (чем > с-ма и чем > различия в размерах м/у частью и целым, тем > вероят-ть того, что свойства целого м/ сильно отличаться от свойств частей), П обратной связи (управление с-ой невозможно без наличия как прямой, так и обратной связи м/у объектом и субъектом управления, образующими замкнутый контур), П декомпозиции и иерархии управления (управляемый объект всегда м/ рассматривать как состоящий из относительно независимых друг от друга подсистем (частей)) Для описания кибернетических с-м (множество взаимосв-ых объектов –эл-ов с-мы, способных воспринимать, запоминать, перерабатывать и обмениваться информацией) – основного объекта исслед-я кибернетики, используется 3 метода. М математического анализа исследует объект, используя математический аппарат (т. вероятностей, т. функций, математическую логику). Экспериментальный М - проведение экспериментов либо с самим объектом, либо с его реальной физической моделью.
М компьютерного моделирования заключается в том, что эксперименты производятся не среальным физ. объектом, а с его описанием – моделью.