Анализ влияния коммерческой деятельности на результаты работы организации
Анализ (от греч. Analisis) представляет собой метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого – изучение составных частей, элементов анализируемой системы и выявление тенденций изменений, которые в ней могут произойти. Анализ как метод исследования состоит в мысленном расчленении чего-то целого на составные части и выделении его отдельных сторон, свойств, связей. Такое деление позволяет выяснить внутреннюю сущность и природу рассматриваемого процесса, его зависимость от различных факторов. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Таким образом, одним из видов анализа является экономический анализ деятельности предприятий.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название «анализ коммерческой деятельности» (АКД). Предметом АКД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в коммерческой деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, изменение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АКД.
Объектами АКДявляются экономические результаты коммерческой деятельности. Например, на торговом предприятии к объектам анализа относятся реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д. Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки. По мнению автора, таким существенным признаком АКД являются причинно-следственные связи в коммерческой деятельности организаций. Значение АКДвытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления предприятием, где занимает одно из центральных мест. Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа коммерческой деятельности и принятия управленческих решений. С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение информации, необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов. Анализ коммерческой деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты коммерческой деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. С помощью АКД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность. Значением, содержанием и предметом АКД определяются и стоящие перед ним задачи, основными из которых являются: изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия; научное обоснование текущих и перспективных планов; контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов предприятия; изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты коммерческой деятельности; поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг; оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса; разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов. Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности обусловливает необходимость применения того или иного вида АКД, различных методов и приемов его проведения, а также увязки их во времени и пространстве. Для обеспечения наиболее полного и рационального использования возможностей АКД необходимо иметь представление обо всех его разнообразных видах. АКД можно классифицировать по различным признакам. По отраслевому признакувыделяют отраслевой и межотраслевой анализ. Отраслевой анализ учитывает специфику деятельности отдельных отраслей экономики, а межотраслевой анализ осуществляется на уровне отраслей национальной экономики. На основе временного признака различают предварительный и последующий анализ.
Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный.
Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет особое значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения коммерческих операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный – свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный - стратегической политики предприятия в области бизнеса.
По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. По аспектам исследования выделяют финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа. Важное место среди всех видов АКД занимает финансовый анализ. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его производят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной. Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты коммерческой деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и др. Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов. Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Маржинальный анализ – это метод оценки обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянный и переменные. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.
Каждая из названных форм АКД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
ГЛАВА 6
СТАЖИРОВКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Я в период прохождения практики прошел стажировку по специальности экономист.
Экономист относится к категории специалистов, принимается и увольняется на работу приказом директора организации. Экономист подчиняется руководителю соответствующего структурного подразделения.
В своей деятельности экономист руководствуется:
Нормативными документами, методическими материалами, уставом предприятия, правилами трудового распорядка.
Экономист должен знать:
нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия, порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности предприятия.На экономиста возлагаются следующие функции:
Выполнять работу по осуществлению экономической деятельностипредприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.Подготавливать исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.Выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам,необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии.Осуществлять экономический анализ хозяйственной деятельностипредприятия и его подразделений, выявлять резервы производства, разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.Участвовать в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.Основными должностными обязанностями экономиста в ООО «К-Полирен» являются:
Участие в проведении маркетинговых исследований, знание устава, подчиняться трудовому распорядку, Выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.В период прохождения стажировки я принимал участие в выполнении следующей экономической работы:
разработке калькуляций на все виды оказываемых услуг;
составлении квартального отчета по труду;
составлении квартального отчета 4-ф затраты;
составлении ежемесячного отчета 12-ф прибыль;
подготовке материалов для заключения договоров с покупателями;
проведении маркетинговых исследований;
экономическом анализе хозяйственной деятельности ООО «К-Полирен» за первый квартал 2016 года.
ГЛАВА 7
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Анализ финансовых результатов начинаем с исследования состава, структуры и динамики прибыли.
Состав, структура и динамика прибыли ООО «К-Полирен» за 2015 – 2016 годы.
Виды прибыли | 2015 г. | 2016 г. | Абс. откл. 2015 г. от 2014 г.,.р. (+;-) | ||
р. | уд.вес (%) | р. | уд.вес (%) | ||
А | |||||
Прибыль (убыток) от текущей деятельности | 0,28 | 0,42 | |||
в том числе: прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 0,25 | 0,35 | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения, всего | 0,26 | 0,09 | -11 | ||
Чистая прибыль (убыток) | 1,36 | 0,11 | -6 |
На основании данных можно сделать вывод о том, что ООО «К-Полирен» работает в убыток. В 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло уменьшение общей прибыли -6 тыс.р. В том числе прибыль от текущей деятельности за исследуемый период увеличилась на 2 тыс.р. Анализируя структуру прибыли, можно сделать вывод, что за исследуемый период наибольший удельный вес в структуре занимает прибыль от текущей деятельности, а внутри ее – прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Платежеспособность предприятия (организации)–это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.
Платежеспособность предприятия складывается из двух факторов: Наличие активов (имущества и денежных средства), достаточных для погашения всех имеющих у организации обязательств. Степень ликвидности имеющих активов достаточная для того, чтобы при необходимости реализовать их, привести в деньги в сумме достаточной для погашения обязательств. При анализе первого изучают наличие у организации чистых активов (собственного капитала). Если у организации отрицательные чистые активы, т.е. отсутствует собственный капитал, то она в принципе не может расплатиться по всем своим обязательствам ввиду превышения суммы обязательства суммой на всех имеющих активов. Такая организация может быть платежеспособной в короткой перспективе, рассчитывать по текущим долгам, но в долгосрочной перспективе велика вероятность банкротства. Более жестким показателем платежеспособности организации, чем наличие собственного капитала, является коэффициент обеспеченности собственными средствами. Если у организации положительные чистые активы, это еще не говорит о ее хорошей платежеспособности. Необходимо проанализировать второй из указанных выше факторов – ликвидность активов. Может сложиться ситуация, когда существует несоответствие между ликвидностью активов и предстоящим срокам погашения обязательства. Например, у предприятия, с одной стороны, большая доля внеоборотных активов, которые сложнее реализовать (низколиквидные активы), с другой – большая доля краткосрочных обязательства. При таком раскладе может наступить момент, когда у организации не хватит средств для погашения текущих обязательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При прохождении преддипломной практики были решены следующие задачи:
ознакомление с правовыми основами организации;
изучение планирование деятельности организации;
оценка производственной программы организации;
проведение экономического анализа хозяйственной деятельности
организации;
выполнение индивидуального задания по теме «Анализ платежеспособности организации»;
получение навыков практической работы при выполнении порученных
практических заданий.
Во время преддипломной практики проведен анализ хозяйственной деятельности в ООО «К-Полирен» за период 2015 – 2016 годы в результате чего установлено: Предприятие находиться не в лучшей ситуации, уходит в минус, слабо развит отдел маркетинга, мало квалифицированных рабочих, недостаток нового оборудования.В период прохождения стажировки по специальности экономист я принимал участие в выполнении следующей экономической работы:
разработке калькуляций на все виды оказываемых услуг;
составлении квартального отчета по труду;
составлении квартального отчета 4-ф затраты;
составлении ежемесячного отчета 12-ф прибыль;
подготовке материалов для заключения договоров с покупателями;
проведении маркетинговых исследований;
За время прохождения преддипломной практики я выполнил индивидуальное задание по теме «анализ платежеспособности организации» и получил навыки практической работы при выполнении порученных практических заданий.
Все поставленные задачи преддипломной практики считаю выполненными.
Преддипломная практика, на мой взгляд, оказалась весьма полезной, так как она формирует профессиональные качества, необходимые для работы в дальнейшем, формирует ответственность, дисциплинированность, исполнительность.