Организационные и регулирующие функции государства.

Дайте определение понятиям: финансы, финансовый механизм, бюджет.

Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как: § образование и признание права собственности физических лиц на товары, услуги, землю, природные ресурсы и т. д.;

§ сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;

§ укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;

§ появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост доходов населения и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей). Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов. Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления. В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает. Понятие «рынок» и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную свободу купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограниченную спекуляцию, исключая регулирование основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На практике и в теории получается далеко не так.

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджет носит название федерального.

Бюджет государства - это консолидированный бюджет России.

Определения: признаки финансов; финансовый механизм; бюджет.

Основные признаки финансов, по которым их можно выделить из всей совокупности денежных отношений, это:

1) денежные отношения между двумя субъектами, т.е. именно деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (там, где нет движения денег, не может быть и финансов);

2) субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений, причем один из них (государство) обладает особыми полномочиями;

3) в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носят фондовый характер;

4) регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Появление финансовых отношений всегда связано с реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадии производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Управление финансами осуществляется через финансовый механизм. Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финанс. механизм состоит из совокупности организационных форм финанс. отношений и методов формирования и использования централиз. и децентрализ. фондов денежных средств, методов финанс. планирования, форм управления финансами и финанс. Сист., финанс. закон-ва (в т.ч. системы законодат. норм и нормативов, ставок и принципов, которые исп-ся при определении гос. доходов и расходов, организации бюджетной сист. и внебюдж. фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

Определения: методы организации финансовых отношений; финансовые операции; федеральный бюджет.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе.

2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности

3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.

В процессе своей деятельности предприятие осуществляет различные финансовые операции, связанные как с прямой деятельностью предприятия, так и для обеспечения стабильного функционирования по основной деятельности предприятия.

Финансовые операции на каждом предприятии различны, это связанно с организационно-правовой формой предприятия и направлением основной деятельности предприятия.

К примеру, банки, занимаются финансовыми операциями в силу своей специфики. Так как это финансовые учреждения, то большинство операций связанны с предоставлением кредитов (кредитованием), так же банки занимаются и другими операциями, связанные непосредственно с деньгами.

Предприятия, связанные с лизингом в качестве основной деятельности, занимаются предоставлением не денег в качестве элемента получения дохода, а различных материальных объектов, в основном оборудования. Существуют так же фирмы, которые в качестве основной деятельности занимаются сделками, связанными с долговыми обязательствами. Эти предприятия в качестве элемента получения доходы используют долговые обязательства других предприятий и учреждений.

Помимо основной деятельности связанной непосредственно с финансовыми операциями, все предприятия участвуют в денежных отношениях. Предприятия производственной сферы и сферы услуг пользуются услугами банков с обслуживанием операций по счетам, используют услуги лизинга со стороны соответствующих организаций и т.п

Все предприятия участвуют в финансовых отношениях, как со стороны клиента, так и со стороны предприятия по предоставлению финансовых услуг.

Поэтому финансовые операции являются важнейшим элементом экономических отношений.

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет– это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

Определения: финансовые резервы; финансы; межбюджетные отношения.

Финансовые резервы - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств.

Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. Для появления финансов необходим высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов. Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

(1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

(2) разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

(3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

(4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

(5) равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

17. Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений.

Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений домохозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления называется финансовыми ресурсами. Финансовые ресурсы – это материальные носители финансовых отношений, они могут находиться в собственности отдельных субъектов экономики (например, домохозяйств, отдельных коммерческих и некоммерческих организаций), или в их распоряжении (например, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных (муниципальных) унитарных предприятий или учреждений).

Часть финансовых ресурсов, которая формируется на постоянной основе, носит название денежных доходов (например, доходы в виде оплаты труда или от предпринимательской деятельности у домохозяйств, прибыль коммерческих организаций, доходы от оказания платных услуг некоммерческих организаций, налоговые и неналоговые доходы, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления). Часть финансовых ресурсов представляют собой денежные поступления, которые не классифицируются как доходы. К таким поступлениям относятся: амортизационные отчисления текущего года коммерческой организации (в целях налогообложения они учитываются в составе расходов, но это один из важнейших источников воспроизводства основных средств и нематериальных активов), средства, привлеченные на финансовом рынке (от эмиссии долевых и долговых ценных бумаг, на основе договора банковского кредита), средства, поступившие от приватизации государственной (муниципальной) собственности. Денежные средства, переходящие с прошлого финансового года (например, амортизационные отчисления прошлых лет, нераспределенная часть прибыли прошлых лет, увеличение остатков средств на счете бюджета, неиспользованные резервы прошлых лет), будут рассматриваться в рамках данной дисциплины как денежные накопления.

Источниками формирования финансовых ресурсов всех экономических субъектов являются:

· ВВП,

· поступления от внешнеэкономической деятельности,

· часть национального богатства, вовлеченная в процесс распределения.

Их объем, структура и динамика, определяют объем структуру и динамику финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы могут формироваться и использоваться в форме фондов денежных средств. Для фондов денежных средств характерны организационное обособление денежных средств (на отдельном банковском счете, в бухгалтерских, финансовых документах), а также строго целевой характер формирования и использования. Как правило, формирование и использование фондов денежных средств регламентируется нормативным правовым актом или внутренним документом организации.

У коммерческих организаций могут формироваться фонды за счет отчислений от прибыли – резервные фонды, фонды развития производства, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (НИОКР), фонды материального поощрения и др. В условиях административно-плановой экономики государство устанавливало субъектам хозяйствования нормативы отчислений из прибыли в фонды экономического стимулирования, в том числе и внутриотраслевые (формировались на счетах отраслевых министерств). Рыночная экономика предполагает право организаций (кроме уплаты налогов) самостоя-тельно определять направления и формы использования выручки от реализации, внереализационных доходов, прибыли.

Федеральный бюджет

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

Формы финансового контроля

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.

Формы финансового контроля подразделяются по видам в зависимости от различных оснований таких как: время проведения, субъекты контроля, объекты контроля. Формы контроля подразделяются на несколько видов по разным основаниям, таким как:

· время проведения – предварительный( осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. ), текущий (оперативный)-( роводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. ), последующий(осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. );

· субъекты контроля - президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;

· объекты контроля - бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Можно выделить - обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона и проводится:

1.в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнение бюджета по итогам за год;

2.по решению компетентных государственных органов.

Определения: специфика организаций, финансовые ресурсы, внебюджетные фонды.

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные(кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды— целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Определения: домохозяйство, финансовые отношения, финансовые ресурсы.

Домохозяйства – это отдельные люди и целые семьи. Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике – для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы – труд, землю, капитал; на полученные в результате этого финансовые ресурсы покупают товары и услуги для личного потребления; часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений; эти сбережения являются важным инвестиционным ресурсом. Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, они включаются в воспроизводственный процесс, производят товары, работы, услуги. Это позволяет домохозяйствам получить дополнительный предпринимательский доход.

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные(кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Определения: финансовая система, финансовый механизм, местный бюджет.

Финансовая система— это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Определения: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

Финансы коммерческих организаций и предприятий, являются основным звеном финансовой системы и охватывают процессы связанные с созданием, распределением и использованием ВВП в стоимостных выражениях. Они функционируют в области материального воспроизводства, где создается национальный доход и совокупный общественный продукт. Финансы коммерческих организаций (предприятий) - это денежные или финансовые взаимоотношения, которые возникают в ходе осуществления предпринимательской деятельности, в процессе создания собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их использования и распределения.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности. Областью возникновения финансов домашнего хозяйства следует считать вторую стадию процесса воспроизводства, на которой происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств из фонда.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Социальные внебюджетные фонды представляют собой организации (юридические лица). Они обеспечивают функционирование системы обязательного социального страхования. В настоящее время функционируют три федеральных социальных внебюджетных фонда:

§ Пенсионный фонд РФ;

§ Фонд социального страхования РФ;

§ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Определения: аудиторский контроль, финансы, финансовые ресурсы.

Аудиторский контроль (аудит) - это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства.

Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. Для появления финансов необходим высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов. Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности.

Денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов, составляют финансовые ресурсы, которые делятся на собственные и привлеченные(кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты (например, банковские, потребительские и ломбардные).

Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.

Организационные и регулирующие функции государства.

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Важную роль в переходный период играют управленческие и регулирующие функции государства. В экономической жизни страны государство выступает: во-первых, как властная структура, устанавливающая правила игры на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами права собственности. В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

Функции налогов взаимосвязаны: реализация фискальной функции создает материальную базу для осуществления экономической, т.е. регулирующей функции государства. И наоборот, удачная налоговая политика, ведущая к более результативной, эффективной деятельности, позволяет обеспечить наполнение бюджетов разного уровня необходимыми средствами. Внутреннее единство функций не исключает противоречивости между ними: рост фискальных притязаний государства снижает экономическую активность в обществе.

Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.

Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства. Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита интересов страховате-лей. Регулирующая функция государства может проявляться в подготовке и принятии законодательных актов в области страхования, установлении в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования, в проведении специальной налоговой политики, установлении определенных льгот страховым компаниям в целях стимулирования страховой деятельности, а также в создании специального правового механизма, обеспечивающего надзор за работой страховых организаций.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая. Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативн

Наши рекомендации