Методы проведения стратегического анализа предприятия
В современных условиях в теории и практике стратегического планирования и управления пока не существует единой общепризнанной классификации методов и моделей стратегического анализа. К числу наиболее распространенных и широко используемых на практике методов стратегического анализа следует отнести портфельный анализ, матрицу БКГ, матрицу "Мак-Кинзи", модель "Мак-Кинзи 7-S", SWOT-анализ.
Портфельный анализ строится на предпосылке, что распределение ресурсов должно осуществляться в соответствии с оптимальной структурой направлений деятельности с точки зрения максимизации дохода компании.
Рис. 2. Портфельная модель БКГ
Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) получила широкое применение в практике стратегического выбора. Представляет собой двухмерную матрицу, позволяющую предприятию классифицировать продукцию по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица БКГ дает возможность определить товар предприятия, занимающий ведущие позиции по сравнению с конкурентами, установить динамику его рынков, произвести предварительно распределение стратегических финансовых ресурсов между продуктами.
Рис. 3. Портфельная модель «Мак-Кинси»
Матрица БКГ составляется на весь портфель, причем по каждому продукту должна отражаться следующая информация:
- объем продаж в стоимостном выражении;
- доля продукта на рынке относительно крупнейшего конкурента;
- темпы роста рынка, на котором позиционируется предприятие со своей продукцией.
В рамках стратегического анализа на основе матрицы БКГ можно выделить следующие альтернативные варианты продуктовых стратегий:
- рост и увеличение доли рынка - превращение "знака вопроса" в "звезду";
- сохранение доли рынка - стратегия для "дойных коров", доходы которых важны для растущих видов продуктов и финансовых инноваций;
- "сбор урожая", т.е. получение краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка - стратегия для слабых "коров", "знаков вопроса" и "собак", не имеющих перспектив на рынке;
- ликвидация бизнеса или отказ от него и использование полученных в результате этого финансовых средств в других отраслях - стратегия для "собак" и "знаков вопроса", не имеющих потенциала увеличения инвестиций для улучшения своих рыночных позиций.
Наиболее комплексной процедурой стратегического анализа предприятия, заслуживающей особого внимания, является система СВОТ-анализа (SWOT-analysis). Ее название представляет собой аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты этого анализа: strengths - сильные стороны; weaknesses - слабости; opportunities - возможности; threats – угрозы.
Основным содержанием СWОТ-анализа выступает исследование характера сильных и слабых сторон предприятия (эндогенных факторов) с точки зрения возможностей эффективного использования ресурсного потенциала, а также направления и степени влияния внешних (экзогенных) факторов на стратегическое развитие организации. Таким образом, в рамках СВОТ-анализа особо пристальное внимание уделяется не констатации результатов и текущей рыночной позиции предприятия, а системному исследованию позитивных и негативных внешних и внутренних факторов стратегической устойчивости и перспективного развития компании.