Вопрос 43. Бюджет и бюджетный процесс

1.Бюджетное планирование и бюджетный процесс.

Бюджетное планирование - важнейшая основная часть финансового планирования , подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс , его нормативно -правовую базу и организационную основу , а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государств. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности , единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и т.д.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов , а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1.составление проектов бюджетов

2.рассмотрение и утверждение бюджетов

3.исполнение бюджетов

4.составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

В систему органов , обладающих бюджетными полномочиями , БК РФ включает : финансовые органы ,органы денежно- кредитного регулирования (Банк России) , органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти , контрольные органы региональных и местных представительств органов).

Участниками бюджетного процесса являются :

-Президент РФ;

-органы законодательной власти (представительной);

-органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления , финансовые органы , осуществляющие сбор доходов бюджетов , другие уполномоченные органы);

-органы денежно-кредитного регулирования;

-органы государственного и муниципального финансового контроля;

-государственные внебюджетные фонды;

-главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-иные органы , на которые законодательством РФ , субъектов РФ возложены бюджетные , налоговые и иные полномочия ;

-бюджетные учреждения , государственные и муниципальные унитарные предприятия , другие получатели бюджетных средств , а также кредитные организации , осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основные задачи бюджетного процесса :

-выявление материальных и финансовых резервов государства ;

-максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов ;

-максимально точный расчет расходов бюджетов ;

-обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов ;

-согласование бюджетов с реализуемой экономической программой ;

-осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов меду бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства , экономическими регионами и др.

2.Составление проектов бюджетов

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению бюджетов предшествует разработка прогнозов социально - экономического развития РФ , субъектов РФ , муниципальных образований и отраслей экономики , а также подготовка сводных финансовых балансов , на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов . Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства РФ , соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ , финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований .

Составление бюджета основывается на :

- бюджетном послании Президента РФ ;

-прогнозе социально - экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год ( ПСЭР ) ;

-основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год ;

-прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год ;

-плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год .

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально - экономического развития РФ ( региона , территории ) формируется перспективный территориальный план (ПФП) , содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов , привлечению государственных или муниципальных заимствованию и финансированию основных расходов бюджета .

В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ , ее субъектов , муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории . БФР составляется на основе отчетов БФР за предыдущий год и ПЭСР соответствующей территории .

С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

3.Рассмотрение и утверждение бюджетов

Орган исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят проект закона ( решения ) о бюджете на очередной финансовый год ( вместе с вышеназванными документами и материалами ) на рассмотрение законодательного (представительного) органа , представительного органа местного самоуправления в срок , определенный для федерального бюджета- БК РФ ( 15 августа ) , бюджета субъекта РФ - законом субъекта , местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления . Указанными же законодательными ( правовыми ) актами определяется и порядок рассмотрение проекта закона ( решения ) о бюджете и его утверждения . Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах . В процессе рассмотрения в проект закона ( решения ) могут быть внесены изменения .

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года ( до 1 октября Правительство и Банк России представляет в ГД дополнительные материалы , указанные ст. 193 БК РФ ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее председатель ) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представительных документов требованиям закона , после получения которого проект направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы , другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение . Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях .

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта :

в первом чтении -30 дней со дня внесения в ГД ,

во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении ,

в третьем - 25 дней со дня принятия во втором ,

в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении .

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации . СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом . В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию , перерабатывается , передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении ,затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения . Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием . Для преодоления вето Президента требуется не менее двух трех голосов Федерального Собрания .

В случае не принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не вступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

4.Исполнение бюджетов.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке ( для федерального бюджета - подписания Президентом РФ ) . В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов , управление счетами бюджетов и бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений . Особая роль определена Федеральному казначейству МинфинаРФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета . Исполнение бюджета по доходам предусматривает :

-перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджетов ;

-распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

-возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов ;

-учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета .

5.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля , осуществляемого законодательными ( представительными ) органами власти. Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган , исполняющий бюджет , на основании отчетов главных распорядителей , распорядителей и получателей бюджетных средств . Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство Финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами :

-отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ ;

-отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях ;

-отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам ;

-отчетом о доходах ,полученных от использования гос.имущества ;

-сводными отчетами о выполнении плановых зданий по предоставлению гос.услуг ;

-годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств ;

-реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года ;

-отчетом федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий за нарушения бюджетного законодательства .

Наши рекомендации