Независимость членов и сотрудников высшего контрольного органа

1. Независимость высшего контрольного органа неразрывно связана с незави­
симостью его членов. Членами считаются лица, которые принимают реше-"
ния за высший контрольный орган и ответственны за эти решения перед тре­
тьей стороной, т. е. это - члены руководящих коллегиальных органов или
руководители единоначально управляемых высших контрольных органов.

2. Независимость членов высшего контрольного органа, гарантированная Конституцией и законом, позволяет разработать с высокой степенью ответственности и инициативы и автономии даже в том случае, когда он выступает представителем парламента и проводит проверки по указаниям последнего. Положения о взаимоотношении между высшим контрольным органом и парламентом должны быть определены национальной Конституцией В частности, процедура их отзыва, которая так­
же должна определяться Конституцией, не должна наносить ущерб их неза­
висимости. Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности
членов высшего контрольного органа зависит от конституционной структу­
ры данной страны.

3. В отношении продвижения по службе ревизоры высшего контрольного орга­
на не могут быть подвержены влиянию проверяемых организаций и не мо-
гут быть зависимы от таких организаций.

Статья 7. Финансовая независимость высших контрольных органов

1.Высший контрольный орган должен быть обеспечен финансовыми средства­
ми, необходимыми для выполнения возложенных на него задач.

2.Высший контрольный орган должен иметь право обращаться с просьбой
о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государ­
ственный орган, принимающий решение по национальному бюджету.

3.Высший контрольный орган должен иметь право использовать в. пределах
своих полномочий денежные средства, выделенные для него отдельной стро­
кой бюджета.

III. Отношения с парламентом, правительством и администрацией

Статья 8. Взаимоотношения с парламентом

Независимость высшего контрольного органа, гарантированная Конституцией и законом, позволяет ему работать с высокой степенью инициативы и автономии даже в том случае, когда он выступает представителем парламента и проводит проверки по указаниям последнего. Положения о взаимоотношении между выс­шим контрольным органом и парламентом должны быть определены националь-ной Конституцией в соответствии с условиями и требованиями данной страны.

.

Статья 9.■ Взаимоотношения с правительством и администрацией

Высший контрольный_орган_проверяет деятельность правительства, его адми­нистративного руководства и любого другого подчиненного ему органа. Однако это вовсе не означает, что правительство подчиняется высшему контрольному органу. В частности, правительство целиком и полностью отвечает за свои дей­ствия и ошибки и не может освобождать себя от ответственности, ссылаясь на проведенные проверки и мнения экспертов высшего контрольного органа, если такое экспертное действие не было представлено в качестве юридически обоснованного и выполнимого заключения.

У.Права высшего контрольного органа

Статья 10. Права расследования

1. Высший контрольный орган должен иметь доступ ко всем документам, от­
носящимся к управлению финансовыми и матершшьтамитрежтвакштгдол-
жен обладать правом запрашивать устно или письменно у проверяемой орга­
низации любую информацию, которую он сочтет необходимой.

2. Высший контрольный'орган должен принимать решения о том, где целесо­
образнее проводить отдельные проверки, непосредственно по месту нахож­
дения проверяемой организации или в самом высшем контрольном органе.

3. Сроки представления необходимой информации или запрошенных докумен­
тов и других справок, включая счета, в высший контрольный орган должны

оыть оговорены в отдельных: случаях или законом, или самим высшим конт-рольным органом.

Статья 11.

Выполнение требований и реагирование на выводы

Высшего контрольного органа

1. Проверяемые организации должны реагировать на требования и выводы высшего конт­
рольного органа в сроки, установленные, как правило, законом или самим
высшим контрольным органом, принимать действенные меры по резуль­
татам проверки.

2. В том случае, когда выводы высшего контрольного органа не представляют­
ся в форме легально обоснованных и выполнимых заключений, высший кон­
трольный орган должен быть наделён правом обращаться в компетентные
органы с требованием о принятии необходимых мер и привлечении к ответ­
ственности виновных.

Статья 12. Экспертное заключение и другие права сотрудничества

1. В важных случаях высший контрольный орган может предоставить в распо­
ряжение парламента и администрации свои профессиональные оценки
в форме экспертного заключения, включая замечания по проектам законов
и других постановлений, относящихся к финансовым вопросам. Админист­
ративное руководство должно нести полную ответственность за принятие
или отклонение такого экспертного заключения.

2. Постановления о приемлемой и по возможности унифи­
цированной процедуре финансовой отчетности должны приниматься толь­
ко по согласованию с высшим контрольным органом.

Наши рекомендации