Устройство и характеристики ПЭВМ

Информатика в экономике

Учебно-методическое пособие

по дисциплине «Информатика в экономике»

для студентов очной и заочной форм обучения направления 080100.62 «Экономика» (бакалавр)

Часть 1

Нижний Новгород

Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

УДК 004:33

Р86

Румянцев С.С., Н.Г.Павлова, В.Г.Соловьева, Т.Ю.ДмитриеваИнформатика в экономике. Часть 1. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С.С.Румянцев. – Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. – 68 с.

Цель данного издания – привить студентам очного и заочного обучения направления 080100.62 «Экономика» практические навыки решения экономических задач средствами компьютерных технологий.

Пособие содержит описание лабораторных работ, выполняемых студентами. Описание каждой работы включает в себя справочную информацию, обучающее и самостоятельное задания, а также контрольные вопросы по изучаемой теме.

После выполнения комплекса лабораторных работы студент должен знать основы и практические приемы решения экономических задач на ЭВМ.

Для закрепления изученного материала и успешного выполнения контрольных работ после выполнения лабораторной работы следует ответить на контрольные вопросы. Вопросы повышенной сложности помечены *.

Пособие рекомендовано к изданию кафедрой учета, анализа и аудита (протокол №1 от 28.08.2013).

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2013

Оглавление

1. Устройство и характеристики ПЭВМ……………………………….
2. Типы пользовательских интерфейсов……………………………….
3. Основы работы с объектами Windows………………………………
4. Работа со стандартными приложениями Windows…………………
5. Пакеты прикладных программ на примере MS Word и работа с ними………………………………………………………………………  
6. Антивирусные программы и работа с ними……………..................
7. Архиваторы и работа с ними…………………………...……………
8. Утилиты и работа с ними…………………………………………….
9. Электронные таблицы………………………………………………..
10. СУБД MS Access…………………………………………………….
10.1. Создание таблиц и схем данных…………………………………
10.2. Разработка запросов к базе данных……………………………...
10.3. Конструирование экранных форм для работы с данными………………………………………………………………….  
10.4. Конструирование отчетов…………………………………….....
10.5. Автоматизация приложения средствами макросов и модулей VBA………………………………………………...................................  
11. Программирование..………………………………………………..
11.1. Написание и отладка программ средствами VBA………………
11.2. Создание программ обработка цифровой информации……………………………………………………………...  
11.3. Создание программ обработки символьной информации……………………………………………………………...  
11.4. Создание финансовых функций………………………………….
11.5. Обработка объектов СУБД MS Access…………………………..
Литература………………………………………………………………
Приложения.…………………………………………………………….



Устройство и характеристики ПЭВМ

Цель работы –знакомство с устройством персональной ЭВМ и изучение ее пользовательских характеристик.

После выполнения работы студент должен знать общее устройство ПЭВМ и уметьопределять его основные пользовательские характеристики.

Справочная информация

Основными пользовательскими характеристиками компьютера являются:

- тип микропроцессора;

- быстродействие микропроцессора (в ГГц);

- размер оперативной памяти в Гб;

- размер жесткого диска в Гб;

- комплектация периферийными устройствами и их характеристики;

- тип операционной системы.

Обучающее задание

1. Изучите с преподавателем основные компоненты компьютера, комплектующие элементы, принципы их подключения и управления устройствами.

2. Запишите основные пользовательские характеристики учебной ПЭВМ.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Загрузите приложение «Мой компьютер». Выделите объект «жесткий диск» и через меню Файл® Свойства определите и запишите объемы логических дисков, общий объем винчестера, а также размеры занятого и свободного дискового пространства.

2. Через кнопку Пуск®Настройка®Панель управления®Система определите и запишите пользовательские характеристики Вашей ПЭВМ, а также тип и версию используемой операционной системы.

3. Сравните характеристики учебной и домашней ПЭВМ.

Типы пользовательских интерфейсов

Цель работы –знакомство с основными типами пользовательского интерфейса и приобретение практических навыков их использования.

После выполнения работы студент должен знать типы пользовательских интерфейсов и уметьими пользоваться.

Справочная информация

Основными пользовательскими интерфейсами являются:

- командный интерфейс, построенный на перечне команд, вводимых с клавиатуры;

- функциональный интерфейс, построенный на использовании функциональных клавиш клавиатуры;

- WIMP (Windows Image Menu Pointer) - или графический интерфейс;

- SILK (Speech Image Language Knowledge) – или голосовой интерфейс.

Обучающее задание

1. Загрузите режим командной строки (Пуск à Программы à Стандартные à Командная строка) и реализуйте в командном интерфейсе некоторые команды операционной системы, например: HELP, DATE, TIME, CLS, DIR, CD, MD, COPY, TYPE, позволяющие познакомиться с перечнем команд, создавать и просматривать папки и файлы и запускать программы.

2. Загрузите файловый менеджер (Norton Commander, Windows Commander, FAR Manager или аналогичный) и с использованием функционального интерфейса повторите выполненное в пункте 1 задание.

3. Загрузите ОС Windows и с помощью приложения «Мой компьютер» повторите выполненное в пункте 1 задание.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Используя все три типа интерфейса, создайте в папке F:\Студент собственную папку, например, У-121.

2. В созданной папке средствами стандартных приложений создайте и сохраните текстовый файл Example1.txt.

3. Раскройте понятия «командный интерфейс», «функциональный интерфейс», «графический (WIMP) интерфейс», «языковый (SILK) интерфейс».

4. Сравните достоинства и недостатки каждого из пользовательских интерфейсов.

Справочная информация

Основными объектами Windows являются рабочий стол, панель задач, курсор (указатель), окна, меню и его команды, панель инструментов, файлы, папки, ярлыки, программы, приложения, документы.

Рабочий стол – видимая область экрана, отображающая выводимую компьютером информацию.

Панель задач– нижняя (чаще всего) область экрана, содержащая кнопку Пуск и отображающая перечень выполняемых компьютером программ, системные дату и время, состояние раскладки клавиатуры.

Курсор (указатель) – графический объект, «привязанный» к манипуляторам типа Мышь, Сенсорная панель, Световое перо и др.

Окно – прямоугольная область на экране, предназначенная для отображения информации того или иного приложения, программы и реализующая пользовательский интерфейс.

Меню – перечень доступных пользователю команд управления. Различают верхнее меню, вложенное и контекстное меню.

Панель инструментов – графический образ команд пользовательского интерфейса.

Файл – организованная по определенным принципам совокупность информации, имеющая собственное имя, относящаяся к конкретному типу (расширению) и хранящаяся на машинных носителях.

Папка -средство для иерархической организации файлов (или другое определение: папка – это файл небольшого размера, хранящий ссылки на другие файлы).

Ярлык – ссылка на объект операционной системы (файл, папку, команду, приложение, документ) или ссылка на внешнее устройство компьютера.

Программа – исполняемый файл, имеющий расширение exe или com.

Приложение - совокупность программ и вспомогательных файлов, предназначенных для решения прикладных задач пользователя.

Документы – файлы, являющиеся результатом работы приложения.

Обучающее задание

1. Включите компьютер и загрузите Windows – подобную операционную систему (ОС).

2. Изучите объекты операционной системы.

3. Запустите приложение «Мой компьютер». Ознакомьтесь с функциями данного приложения. Изучите структуру окна приложения. Настройте окно приложения в соответствии с Вашими требованиями.

4. Сверните, разверните и восстановите окно приложения. Измените размеры окна с использованием курсора и управляющего меню.

5. Запустите приложение «Проводник». Ознакомьтесь с функциями данного приложения. Изучите структуру окна приложения. Настройте окно приложения в соответствии с Вашими требованиями.

6. Запустите приложение «Мои документы». Ознакомьтесь с функциями данного приложения. Изучите структуру окна приложения. Настройте окно приложения в соответствии с Вашими требованиями.

7. Расположите все открытые окна каскадом, сверху вниз, слева направо. Научитесь переключаться между окнами и выгружать приложения.

8. В любом файловом менеджере откройте папку Студент и создайте в ней вложенную личную папку, например: У-121.

9. Через кнопку Пуск®Найти®Файлы и папки или меню Сервис®Поиск®Файлы и папки найти папку «Проба» с вложенными папками «Проба1», «Проба2», «Проба3».

10. Скопировать папку «Проба» в личную папку.

11. Открыть личную папку.

12. Внимание! Два последующих действия следует выполнять только в личной папке!

13. Выделите в папке «Проба1» несколько несмежных файлов и скопируйте их в папку Проба2. Оставшиеся файлы переименуйте и перенесите в папку Проба3.

14. Удалите в корзину все файлы из папки Проба2. Восстановите удаленные файлы.

15. Скопируйте все файлы из личной папки на личный носитель (дискету, карту памяти или флэш карту). Объясните результат копирования.

16. Выполните поиск файла Еxample1.txt по имени, типу, дате создания, по контексту и размеру.

17. Изучите использование групповых имен (*, ?) при поиске файлов.

18. Создайте ярлык для данного файла.

19. Разместите ярлык на рабочем столе и удалите его в корзину.

20. Через кнопку Пуск®Справка и поддержка запустите Справочную систему Windows.

21. Найдите тему «копирование данных в другой документ» и изучите ее.

22. С помощью клавиши PrintScreen (Alt+ PrintScreen) занесите образ экрана (или содержимое активного окна) в буфер обмена.

23. Запустите приложение MS Word.

24. Выполните вставку образа экрана из буфера обмена.

25. Закройте все приложения.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Сравните возможности приложений «Мой компьютер», «Мои документы», «Проводник», «Сетевое окружение».

2. Назовите области их применения.

3. Перечислите все известные Вам способы копирования файлов. Сравните их.

4. Что означают маски поиска файлов *.*, *.???, а*.doc?

5. Опишите, в чем заключается отличие использования клавиш PrintScreen и Alt+ PrintScreen.

6. Как можно копировать, связывать и внедрять данные из одного приложения в другое? В чем заключается разница между этими способами экспорта данных?

Справочная информация

Состав стандартных приложений, поставляемых с ОС Windows, определяется версией и модификацией ОС, а также требованиями, предъявляемыми пользователем к ОС в момент ее инсталляции или последующих сеансах работы.

Данная лабораторная работа предполагает знакомство с калькулятором, графическим редактором Paint, текстовыми редакторами Блокнот, WordPad и средствами их интеграции.

Обучающее задание

1. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите Калькулятор.

2. Используя справочную систему, изучите работу инженерного и обычного калькулятора.

3. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите Блокнот.

4. Используя справочную систему и буфер обмена, кратко опишите предназначение Блокнота и его основные возможности. Сохраните созданный в Блокноте файл в личной папке под именем Текст.txt.

5. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите графический редактор Paint.

6. Создайте рисунок и сохраните созданный в Paint файл в личной папке под именем Рисунок.bmp.

7. Через кнопку Пуск®Программы ®Стандартные запустите текстовый редактор WordPad.

8. Используя справочную систему и буфер обмена, кратко опишите предназначение WordPad и его основные возможности. При наборе текста используйте доступные режимы форматирования.

9. Сохраните созданный в WordPad файл в личной папке под именем Текст.doc.

10. Выделите созданный в Paint рисунок, скопируйте его в буфер обмена и вставьте в текст файла Текст.doc в режиме вставки и специальной вставки.

11. Распечатайте созданные файлы.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Сравните возможности текстовых редакторов Блокнот (Notepad) и WordPad .

2. Опишите, чем отличается копирование информации из одного приложения в другое в режимах вставки, связывания и внедрения.

5. Пакеты прикладных программ на примере MS Word и работа с ними

Цель работы –знакомство с пакетами прикладных программ на примере Word и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать текстовый редактор Word и уметьработать с ним.

Справочная информация

Пакетами прикладных программ называются универсальные программы, с помощью которых решаются заранее определенные задачи, например, создаются и обрабатываются текстовые документы.

Наиболее популярным пакетом прикладных программ для работы с текстовыми документами является Microsoft Word.

Обучающее задание

1. Через кнопку Пуск®Программы ®Microsoft OfficeàMicrosoft Word или с помощью ярлыка MS Word запустите текстовый редактор MS Word и изучите с преподавателем его интерфейс.

2. Через меню ФайлàСоздатьоткройте окно Создание документа и просмотрите варианты создания стандартного документа на основе существующих шаблонов. Если вид будущего документа Вас устраивает, выберите его и заполните пустые поля стандартного бланка для ввода авторского текста.

Если существующие шаблоны не удовлетворяют пользователя, выберите на вкладке ОбщиеàНовый документ, для которого будет применен стандартный шаблон NORMAL.DOT.

3. Настройте панель инструментов, масштаб и режимы отображения создаваемого документа.

4. Установите размеры бумаги и полей.

5. Установите другие параметры документа.

6. Создайте документ, например, отчет по самостоятельной работе на тему «Работа с текстовым редактором MS Word». Структура Вашего документа должна содержать титульный лист (см. прилож.1), оглавление, главы, разделы (подразделы), список литературы, примечания.

В составе разделов (подразделов) и/или приложений должны присутствовать списки, таблицы с формулами, рисунки, формулы, специальные символы, диаграммы.

7. При создании документа с помощью команд меню Формат, Вставка, Сервис, Таблица используйте элементы логического форматирования заглавий, абзацев, списков, оглавления, ссылок, сносок и др.

8. При копировании информации из других приложений с помощью команд меню Правка иВставка воспользуйтесь средствами интеграции Dynamic Data Exchange и Object Linking and Embedding.

9. При форматировании документа следует придерживаться следующих единых требований, характерных для студенческих отчетов, рефератов, курсовых и дипломных работ [9]:

Формат бумаги – А4, ориентация - книжная. Обычно задаются следующие границы полей: слева – 3 см; сверху и снизу – 2 см; справа – 1,5 см.

Оглавление (содержание) в студенческих работах, как правило, располагается на второй странице. Оно может быть оформлено как средствами MS Word, так и в виде трехколонной таблицы. В первой колонке отображается номер главы (раздела, подраздела) с выравниванием по центру; во второй колонке – заголовок с выравниванием по левому краю и заполнением точками до конца колонки; в третьей колонке проставляется номер страницы с выравниванием по центру. Текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, размер – 14, междустрочный интервал – одинарный.

Заголовки набираются полужирным шрифтом, с выравниванием по центру. Обычно устанавливается размер заголовков глав (заголовков первого уровня) – 18; разделов, оглавления и приложений (заголовков второго уровня) – 16; подразделов, рисунков и таблиц (заголовков третьего уровня) – 14. Точки в конце заголовков не ставятся. Каждая глава начинается с новой страницы, нумерация глав – сквозная в пределах всего документа. Разделы нумеруются в пределах одной главы с указанием номера главы. Заголовки разделов (подразделов) отделяются от основного текста: сверху – два интервала, снизу – один интервал.

Авторский текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, размер - 14, с выравниванием по ширине. Межстрочный и межабзацный интервал – полуторный, абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см. В конце текста (обычно перед списком литературы) автор визирует его собственноручной подписью с указанием даты.

Таблицы располагаются как можно ближе к ссылке в тексте. Нумерованный заголовок таблицы: размер - 14, разреженным интервалом, с выравниванием по правому краю. Нумерация таблиц – сквозная или в пределах каждой главы. Если таблица в единственном экземпляре, то ее номер не ставится. Тематический заголовок располагается под нумерованным заголовком, размер – 14 полужирный с выравниванием по центру. Головка таблицы набирается 12 полужирным с выравниванием по центру граф. Все слова в заголовках граф даются без сокращения; при необходимости их набирают по вертикали. Нумерацию граф, если на эти номера нет ссылок в тексте, следует убирать. При переносе части таблицы на следующую страницу вверху по правому краю указывается нумерованный заголовок, например: Продолжение табл. 5, и повторяется головка таблицы.

Рисунки (чертежи, графики, диаграммы, схемы, фотографии) должны быть наглядными, графически выразительными и ясными. Они располагаются как можно ближе к ссылке. Их рекомендуется вставлять в однострочную таблицу. Подрисуночная надпись содержит слово Рис. (обязательно в сокращенном виде с точкой в конце), порядковый номер (арабскими цифрами с точкой) и подпись по теме изображения (точка в конце не ставится); размер шрифта – 12 полужирный с выравниванием по центру рисунка. Нумерация рисунков – сквозная или в пределах каждой главы. Единичный рисунок не нумеруется. Рамки рисунков следует убирать.

Формулы набираются в однострочной двухколонной таблице. В первой колонке – формула (по центру), во второй – порядковый номер формулы (по правому краю, арабскими цифрами в круглых скобках). Нумерация формул – сквозная или в пределах каждой главы. Одиночная формула не нумеруется. Размер шрифта – 14. Если формула не входит в строку, а переносить ее нельзя, эта формула может быть набрана шрифтом меньшего размера. Цифры и математические термины (sin, cos, min и т.д.) в формулах набираются прямым шрифтом, символы – курсивом. Подстрочные и надстрочные индексы и показатели степени должны быть заметно меньше букв и цифр основной строки. Пояснения к формулам набираются в виде четырехколонной таблицы. В первой ячейке первой колонки ставится слово где: (или здесь); во второй колонке отображаются буквенные обозначения формулы с выравниванием по центру; в третьей колонке с выравниванием по центру ставится пробел, тире, пробел; в четвертой колонке с выравниванием по левому краю набирают расшифровку буквенного обозначения и точку с запятой (в последнем обозначении ставят точку).

Список литературы (список использованных источников) располагается после основного текста документа (отчета, реферата, курсовой или дипломной работы, проекта). Как правило, список классифицируется по типам источников. Сначала располагаются нормативно-правовые документы (кодексы, федеральные законы, указы, постановления правительства, приказы, инструкции и т.д.), затем отражаются книги, учебные, учебно-методические и справочные издания, статьи, журналы, электронные ресурсы и прочее. Список литературы оформляется в двухколонной таблице. В первой колонке указывается порядковый номер источника с выравниванием по центру, в правой – описание источника с выравниванием по левому краю. Размер шрифта – 14. Нумерация источников может быть либо по типам источников и алфавиту, либо по порядковому номеру ссылки на источник. Ссылка на источник в тексте документа оформляется в квадратных скобках с указанием номера источника из списка литературы. В отдельных случаях может быть указана страница, например: «Правила составления библиографического списка приведены в [2.8, с.32]». Примеры оформления списка источников представлены в разделе «Основная и дополнительная литература» данного издания.

Приложения к документу располагаются после списка литературы. В виде приложений оформляются таблицы, рисунки, инструкции, типовые формы документов и другие объекты, если их размещение в основном тексте громоздко или не целесообразно. Заголовок приложения содержит слово Приложение с указанием его порядкового номера (размещается с выравниванием по правому краю, размер – 16 полужирный) и собственно заголовка (располагается под словом Приложение с выравниванием по центру, размер – 16 полужирный).

Номер страниц ставится справа вверху, первая страница (титульный лист) имеет номер 1, который не отображается.

10. Сохраните созданный документ с расширениями «Документ Word», «Шаблон документа» и «Текст в формате RTF».

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Представьте созданный документ преподавателю для контроля.

2. Назовите известные Вам пакеты прикладных программ и укажите их предназначение.

3. Какие текстовые редакторы Вы знаете? Каковы отличия между ними?

4. Назовите версии текстового редактора Word и укажите их отличия.

5. Объясните разницу между файлом с расширениями .doc, .dot и .rtf.

6. В чем заключается разница использования технологий Динамического обмена данными и Связи и внедрения объектов?

Справочная информация

Ккомпьютерным вирусам относят программы, способные выполнять на компьютере несанкционированные действия. Точного определения понятия «компьютерный вирус» в настоящее время не существует. Вирусологи чаще применяют термин MalWare – вредоносное программное обеспечение.

Одним из универсальных способов защиты информации от вирусных атак является использование антивирусных программ.

Пакет антивирусных программ обычно содержит т.н. антивирусный сканер, антивирусный мониторибазу сигнатур.

Антивирусный монитор по умолчанию запускается после загрузки операционной системы и постоянно активирован, отслеживает все обращения к внешним устройствам и все программные прерывания, проверяя их на предмет наличия вирусов и вирусной атаки.

Антивирусный сканер запускается пользователем в режиме сканирования оперативной памяти и внешних накопителей, проверяя их на предмет наличия вирусов.

База сигнатур содержит характерные признаки вирусов, по которым монитор и сканер могут обнаружить наличие вирусов в компьютере.

В антивирусных программах используются следующие принципы поиска вирусов в компьютере:

- на базе сканирования сигнатур;

- поведенческие блокираторы;

- эвристические анализаторы.

Обучающее задание

1. По указанию преподавателя запустите программу, демонстрирующую возможные внешние проявления вирусов.

2. Загрузите антивирусные программы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.

3. Отключите антивирусный монитор, если он загружен.

4. Откройте приложение Блокнот, наберите следующий текст:

X50!P%@AP[4\PZX54(P^)7CC)7}$EICAR-STANDARD-ANTIVIRUS-TEST-FILE!$H+H*

и сохраните полученный файл под именем trigger.com в личной папке и/или на своем носителе. Полученный Вами файл по методу воздействия на компьютер является учебным вирусом, предназначенным для проверки работоспособности антивирусных программ или аварийного комплекта дискет. Заметим здесь, что некоторые антивирусные программы не реагируют на этот учебный вирус.

5. Снова включите антивирусный монитор и с помощью Проводника обратитесь к файлу trigger.com.

6. Проанализируйте полученные результаты.

7. Последовательно запустите антивирусные сканеры и проверьте подключенные диски, в том числе диск, содержащий файл trigger.com, на наличие вирусов.

8. Проанализируйте полученные результаты.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Проверьте личные носители на наличие вирусов.

2. Назовите основные способы защиты от вирусов.

3. Какие антивирусные программы и какой версии установлены на Вашем компьютере? Каковы достоинства и недостатки этих антивирусных программ?

4. Когда было произведено последнее обновление базы сигнатур?

5. Объясните понятия сканер, монитор, база сигнатур.

6. Назовите причины, из-за которых не существует четкого определения понятия «компьютерный вирус».

7. Каким образом классифицируются вирусы?

8. Назовите способы обнаружения вирусов.

Архиваторы и работа с ними

Цель работы –знакомство с программами – архиваторами и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать наиболее распространенные программы – архиваторы Windows и уметьработать с ними.

Справочная информация

Архиваторами называются системные программы, предназначенные для работы с архивами информации с целью защиты информации от несанкционированного доступа, экономии внешней памяти или сетевого трафика.

Исходный файл – файл, подвергающийся сжатию программой – архиватором.

Архивный файл – результирующий файл, полученный в результате сжатия исходного файла.

Архив файлов (архив) – файл, содержащий архивные файлы, объединенные пользователем по какому-либо признаку.

Степень сжатия – показатель уменьшения объема исходного файла в результате сжатия.

Саморазархивирующийся (самораспаковывающийся) архив (файл) – это архив (архивный файл), к которому добавлен небольшой программный блок, позволяющий выполнить распаковку без применения архиватора.

Обучающее задание

1. Загрузите программы – архиваторы и с участием преподавателя изучите их интерфейс.

2. Их исходных файлов, содержащихся в личной папке, с использованием архиваторов (WinZIP, WinRAR, ZipMagic, 7Zip или других) создайте архивы с аналогичной степенью сжатия и сравните результаты.

3. Извлеките исходные файлы их архива.

4. С использованием разных архиваторов создайте саморазархивирующиеся файлы и проверьте их работоспособность.

5. Сравните интерфейсы программ – архиваторов с точки зрения удобства пользователя и перечня выполняемых функций.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Для каких целей создаются архивы информации?

2. Какие программы – архиваторы Вы знаете? Каковы их преимущества и недостатки?

3. С какими форматами упаковки данных Вы работали?

4. Какое расширение имеет саморазархивирующийся файл? Почему размер саморазархивирующегося файла больше архивного файла?

5. Назовите принципы отбора «ценной» для пользователя информации при создании архивов – копий.

6. На каких носителях информации разумнее хранить архивы – копии и почему?

7. Какие способы защиты информации от несанкционированного доступа Вы знаете и какой способ считается самым надежным?

Утилиты и работа с ними

Цель работы –знакомство с утилитами, поставляемыми в комплекте с ОС Windows, и приобретение практических навыков работы с ними.

После выполнения работы студент должен знать стандартные утилиты, поставляемые в комплекте с ОС Windows, и уметьработать с ними.

Справочная информация

Утилитами называются системные программы специального назначения.

В состав стандартных утилит, поставляемых с ОС Windows, входят программа проверки диска, программа очистки диска и программа дефрагментации диска.

Обучающее задание

1. Используя справочную систему (см. лабораторную работу №3), изучите предназначение и особенности работы служебных программ.

2. Средствами файлового менеджера («Мои документы», «Мой компьютер», «Проводник») выделите логический несистемный диск (D:, EJ, через контекстное меню запустите команду «Свойства», выделите вкладку «Сервис», запустите утилиту сканирования (проверки) диска.

3. Прокомментируйте результаты сканирования диска.

4. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту очистки несистемного диска.

5. Прокомментируйте результаты очистки диска.

6. Через кнопку Пуск ® Программы ® Стандартные ® Служебные запустите утилиту дефрагментации несистемного диска.

7. Прокомментируйте результаты дефрагментации диска.

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. Назовите возможные дисковые ошибки, устраняемые в процессе работы утилиты сканирования диска.

2. Объясните, какие этапы включает процедура очистки диска.

3. Объясните смысл дефрагментации диска.

4. Дайте определение понятиям сектор, дорожка, кластер, системная область диска, область данных, загрузочная запись, главная загрузочная запись, корневой каталог, таблица размещения файлов, FAT-32/64, NTFS.

9. Электронные таблицы на примере MS Excel

И работа с ними

Цель работы –дальнейшеезнакомство с пакетами прикладных программ на примере MS Excel, изучение средств и возможностей данного приложения, приобретение и закрепление практических навыков по их использованию.

После выполнения задания студент должен обладать навыками и умениями работы с основными объектами приложения MS Excel.

Описание лабораторных работ по этой теме приведено в [9].

10. Системы управления базой данных на примере MS Access и работа с ней

Справочная информация

Основу базы данных составляют нормализованные и связанные между собой по определенным правилам таблицы. Принципы проектирования базы данных, определения ключевых полей и установления связей между таблицами приведены в [7,8]. Основным объектом базы данных является таблицы.

Таблица – это совокупность данных, объединенных общей темой. Для каждой темы отводится отдельная таблица. Каждая таблица состоит из записей (строк) и полей (столбцов). Между таблицами устанавливаются логические связи.

Обучающее задание

1. Загрузите СУБД MS Access и изучите с преподавателем основные команды интерфейса, способы создания таблиц (в режиме конструктора, с помощью шаблона таблиц, путем ввода данных), а также типов данных и свойств полей.

2. Перечень таблиц Учебной базы данных с указанием наименований полей, их свойств и типов данных приведен в прилож. 3.

3. Создайте таблицу Специальность путем ввода данных.

Перейдите в режим конструктора и отредактируйте структуру создаваемой таблицы с указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3).

Перейдите в режим таблицы и введите данные.

4. В режиме конструкторасоздайте таблицы Дисциплины, Преподаватели с указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3) и в режиме таблицы заполните их.

5. В режиме конструкторасоздайте таблицу Студенты.

Перейдите в режим конструктора и отредактируйте структуру создаваемой таблицы с указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3).

При описании поля КодСпециальности воспользуйтесь мастером подстановоки задайте режим подстановки значений поля КодСпециальности из таблицы Специальность.

При описании полей Курс, Группа, Подгруппа воспользуйтесь мастером подстановоки задайте режим подстановки фиксированного набора значений “1,2,3,4,5” для поля Курс, “1,2,3,4,5,6,7,8,9” для поля Группа и “1,2” для поля Подгруппа.

Перейдите в режим таблицы и введите данные.

6. В режиме конструктора создайте таблицу Результатыс указанием свойств полей и типов данных (см. прилож. 3).

При создании полей КодСтудента, КодДисциплины и КодПреподавателя воспользуйтесь режимом копирования полей из соответствующих таблиц Студенты, Дисциплины, Преподаватели, а также с помощью мастера подстановок задайте режим подстановок из соответствующих таблиц.

Для этих полей в свойстве Тип данных укажите значения соответственно «Текстовый», «Числовой» и «Числовой», а в свойстве Индексированное поле укажите значение «Да (Допускаются совпадения)».

При создании поля Результаты воспользуйтесь мастером подстановоки задайте режим подстановки фиксированного набора значений “5”,”4”,”3”,”2”,”+”,”-“,”П”. (здесь: ”+” – означает зачет; ”-“ – незачет; ”П” – пропуск экзамена или зачета; ”5,4,3,2” – оценка за экзамен).

7. В режиме таблицы откройте созданные Вами таблицы Специальность, Студенты, Результаты, Дисциплины, Преподаватели и отформатируйте их.

8. Установите связи между созданными таблицами (Схема данных).

Для этого:

Скройте (СвязиàСкрыть таблицу) вспомогательные таблицы, созданные мастером подстановок и имеющие в имени таблицы цифру, например: Студенты_1.

Наложением ключевого поля родительской таблицы на аналогичное поле дочерней таблицы установите связь с обеспечением целостности данных.

Сохраните созданную схему данных (см. прилож. 4)

Самостоятельное задание и контрольные вопросы

1. В соответствии с Вашим вариантом спроектируйте личную базу данных (см. Задание №2 на самостоятельную работу) и согласуйте ее структуру с преподавателем.

2. Средствами СУБД MS Access создайте таблицы личной базы данных.

3. Введите в таблицы данные (20-30 записей).

4. Установите связи между созданными таблицами.

5. Представьте личную базу данных преподавателю для контроля.

6. Назовите основные свойства полей и типы данных.

7. Какие выражения были использованы Вами при установлении свойств полей Маска ввода и Условие на значение? Что означают эти выражения?

8. Раскройте понятие отношений между таблицами «неопределенное», «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим».

9. Каким образом в СУБД MS Access трансформируется отношение «многие-ко-многим» в отношения «многие-к-одному» и «один-ко-многим»

Наши рекомендации