Прогнозирование банкротства и оценка возможностей восстановления платежеспособности
Для оценки возможностей восстановления платежеспособности рассчитывают 3 показателя:
· коэффициент обеспеченности собственным оборотными средствами;
· коэффициент текущей ликвидности;
· коэффициент утраты (восстановление платежеспособности).
Если коэффициент ниже нормативных значений (или хотя бы 1 из них), то рассчитывают коэффициент восстановления платежеспособности).
Если коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент ликвидности больше нормы то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности на период 3 месяцев.
На практике для оценки вероятности банкротства используют дискрименантные факторные модели Альтмана:
Z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+1,0X5 – для предприятий, акции которых котируются на рынке
Z=0,717X1+0,847X2+3,107X3+0,42X4+0,995X5 – для остальных
где Х1 – соотношения собственного оборотного капитала с суммой активов
Х2 – чистая прибыль деленная на сумму активов
Х3 – прибыль до налогообложения деленная на сумму активов
Х4 – собственный капитал делится на заемный капитал
Х5 – выручка от продажи продукции делится на сумму активов
Модели Альтмана прогнозируют банкротство ровно через год.
Для формулы № 1 если:
Z < 1,81 то печаль
1,82<Z<2,7 то вероятность средняя
Z > 2,8 малая вероятность банкротства
Для формулы № 2:
Z < 1,21 – банкротство вероятно
Z > 1,22 – банкротство не грозит.
Модели Р. Лиса, Р. Таффлера и Г. Тишоу – 4х факторные, а поэтому вероятность банкротства прогнозируют через 2 года.
Система показателей Бивера – расчет банкротства через 5 лет.
Осуществляя анализ финансового состояния, используют рейтинговые методы.
Методика рейтингового анализа
Рассмотрим алгоритм применения методик рейтингового анализа на примере метода сумм, балльной оценки, метода расстояний.
Метод сумм
– суммируются все значения показателей по каждому предприятию.
Для получения комплексной оценки показателей используется формула
, где Кj – комплексная оценка показателей по каждому (j-тому) предприятию; аi. – значение показателей (i = 1…. n); n – количество показателей; j – порядковый номер предприятия.
Результаты комплексной оценки позволяют принять решение о том, какое из предприятий следует считать лучшим по ряду определенных признаков.
Ранжируя показатели комплексной оценки в порядке возрастания (убывания), устанавливают рейтинг предприятий. Чем выше показатель комплексной оценки, тем выше рейтинг предприятия.
Оценка результатов деятельности по методу сумм может даваться по различным частным показателям в сравнении с плановыми показателями, предыдущими периодами, с эталонными значениями показателей по группе производственных объектов, с показателями, характеризующими результаты работы ряда предприятий за отчетный период.
К недостаткам метода следует отнести определенные ограничения в выборе показателей, так как не исключается возможность высокой оценки результатов по комплексному показателю при значительном отставании по какому-либо частному показателю. Это происходит, когда низкие результаты отдельных частных показателей покрываются высокими результатами других частных показателей. С целью получения объективной оценки необходимо исключить те показатели, которые в наибольшей степени могут влиять на конечный результат.
Метод баллов
– суммируются баллы, которые присваиваются каждому показателю.
Чем выше показатель, тем ниже балл.
Для получения комплексной оценки показателей используется формула
, где Kj – комплексная оценка показателей по каждому (j-тому) предприятию; bij – балл, присваиваемый каждому значению показателя (i = 1…. n); n – количество показателей; j – порядковый номер предприятия.
Чем ниже показатель комплексной оценки, тем выше рейтинг предприятия.
Можно каждый показатель оценивать по пятибалльной шкале, что соответствует количеству анализируемых предприятий. Минимальный балл имеет показатель с наилучшим результатом.
Метод расстояний
– определяется расстояние от точки эталона до конкретных значений показателей оцениваемых объектов.
В этом методе показатель комплексной оценки учитывает не только абсолютные значения сравниваемых частных показателей, но и их близость к наилучшим значениям.
Для расчета величины показателя комплексной оценки предприятия предлагается следующая математическая аналогия.
Каждое предприятие рассматривается как точка в n-мерном Эвклидовом пространстве; координаты точки — величины показателей, по которым осуществляется сравнение. Вводится понятие эталона – предприятия, у которого все показатели имеют наилучшие значения среди данной совокупности предприятий. В качестве эталона также можно принять условный объект, у которого все показатели соответствуют рекомендуемым или нормативным значениям. Чем ближе предприятие к показателям эталона, тем меньше его расстояние до точки-эталона и выше рейтинг. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением комплексной оценки.
Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле
,
где хij – координаты точек матрицы – стандартизированные показатели j-го предприятия, которые определяются путем соотношения фактических значений каждого показателя с эталонным по формуле xij = aij : aij max где aij max – эталонное значение показателя.
Необходимо обращать внимание на обоснованность расстояний между значениями показателей конкретного объекта исследования и эталона. Отдельные стороны деятельности оказывают неодинаковое влияние на финансовое состояние и эффективность производства. При таких условиях вводят весовые коэффициенты; они придают важность определенным показателям. Для получения комплексной оценки с учетом весовых коэффициентов используют формулу
,
где k1... kn – весовые коэффициенты показателей, определяемые путем экспертных оценок.
Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть упрощен. Для этого используют формулу
Исходя из данной формулы, возводятся в квадрат значения координат и умножаются на соответствующие коэффициенты весомости; производится суммирование по столбцам матрицы. Полученные подради-кальные суммы располагаются в порядке убывания. В этом случае рейтинговая оценка устанавливается по максимальному удалению от начала координат, а не по минимальному отклонению от предприятия-эталона. Наивысший рейтинг имеет предприятие, у которого наибольший суммарный результат по всем показателям.
Рейтинговая оценка предприятий по методу расстояний может осуществляться в такой последовательности.
1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности представляются в виде исходной матрицы, в которой выделяются эталонные (наилучшие) значения показателей.
2. Составляется матрица со стандартизованными коэффициентами, рассчитанными делением каждого фактического показателя на максимальный (эталонный) коэффициент. Эталонные значения показателей равны единице.
3. Составляется новая матрица, где для каждого предприятия рассчитывается расстояние от коэффициента до точки-эталона. Полученные значения суммируются по каждому предприятию.
4. Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением оценки.