А существует ли вообще мой суженый?»

Мы обычно приветствовали Лию, нашего жизнерадостного и привлекательного стоматолога, традиционным вопросом — «Как ваша личная жизнь?» —-прекрасно зная, что эта незамужняя женщина всегда найдет, что рассказать о своих приключениях На личном фронте. И безо всякого поощрения с нашей стороны (и почти не имея шансов услышать возражения с зубоврачебного кресла) Лия удовлетворяла наше любопытство:

«Иногда мне кажется, — начинала она, — что для меня просто нет суженого. Если он когда-нибудь появится, узнаю ли я его, встретится ли он в подходящий момент? Похоже, что все они либо женаты, либо собираются переезжать в другой город, а я не готова к таким отношениям. Если же мужчина одинок и живет здесь, то он либо без работы, либо хочет слишком многого слишком быстро, и это меня отпугивает. Похоже, когда я в настроении, все дееспособные мужчины приходят в себя после неудачного романа или недоступны еще по какой-нибудь причине. А если находится все же кто-то разумный и готовый к серьезным отношениям, то это всегда бывает не вовремя».

«Есть ли у меня еще надежда? — продолжала она. — Случится ли когда-нибудь все вовремя? Мне уже тридцать семь, и я начинаю терять терпение. Хуже того, я вообще не уверена, что найдется мужчина, способный ответить на все мои потребности и желания. У меня, например, много друзей-мужчин — просто друзей, — которые, похоже, отпугивают всех, с кем я завожу серьезные отношения. Это происходит помимо моей воли. Я хочу, чтобы у меня были друзья, но и близкий человек тоже. К тому же я веду очень активный образ жизни, и у меня столь разнообразные увлечения, что многие мужчины чувствуют себя неловко. Я обожаю ловить рыбу и часто езжу на рыбалку, обычно в мужской компании. Я люблю футбол, особенно «Краснокожих», люблю ходить на шумные вечеринки и игры, чем больше участников, тем веселее. Мне нравится так много всего разного, что у меня множество друзей, и мужчин, и женщин, с которыми я провожу время. У них самые различные интересы. Я же не хочу упустить ничего».

«Но, знаете, это ведь только часть проблемы, — рассказывала она дальше. — У меня был парень. 'Все шло хорошо, и даже более того. У него был ребенок, мы с малышом прекрасно ладили. Но он так торопился найти жену и новую мать для ребенка. Он хотел, чтобы я отказалась от своих увлечений, от работы и друзей ради того, чтобы быть просто женой и матерью. И я сказала, что как бы хорошо мне с ним ни было, это все же не настолько хорошо, чтобы отменить все остальное. В результате, мы с ним распрощались. Он не мог поверить, что я могу так легко уйти. Сама не знаю, легко или нет. Я просто не была готова к тому, чего он хотел».

Чем больше мы беседовали с Лией, тем яснее становилось, что происходит что-то, заставляющее ее быть самой себе врагом. Например, когда ее энтузиазм достигал пика, он утомлял окружающих.

Ее страсть к общению делала легким знакомство с ней, но действовала на мужчин устрашающе.

«Проблема» Лии была в том, что она опровергала убеждение, будто хорошего не бывает слишком много. Из-за изобилия интересов и разбросанности она выглядела поверхностной и ненадежной. Ей было трудно принимать решения и выполнять их — начиная оттого, как провести время, и кончая тем, с кем его проводить. Мы сочли, что Лии надо попробовать немножко сосредоточиться, и попытались помочь ей понять некоторые вещи: чего собственно она хочет от жизни? Насколько она готова идти на уступки ради своих целей? Чем она поступиться не может?

.Задавая эти вопросы и отвечая на них, мы ни в коей мере не желали, чтобы Лия утратила свою живость и необычайную жажду жизни. Нам не хотелось, чтобы она стала менее заводной и общительной, меньше увлекалась бы спортом или чем-либо еще. По сути дела, речь шла о совсем малом: помочь ей сосредоточиться настолько, чтобы она смогла направить свою энергию на конкретные цели.

Когда мы в последний раз виделись с Лией, она все еще была одинока, но чувствовала себя более счастливой. Она, казалось, решила доводить многие дела (и отношения) до их логического завершения, а не прыгать от одного дела (или человека) к другому. Она решилась на какое-то время отказаться от некоторых своих интересов, направив энергию Лишь на ограниченное число занятий. Осознание того, что ее проблемы проистекают от переизбытка сил, а не являются каким-то серьезным недостатком, дало Лии определенный внутренний покой, позволивший ей продолжить поиски — и саму жизнь — с большей решительностью и верой в себя.

«Вы моего типа?»

"Джойс разошлась с мужем семь лет назад и уже смирилась с тем, что остаток жизни ей суждено прожить одной. К тридцати шести годам она убедила себя, что одиночество имеет свои достоинства. В конце концов, ей хотя бы не придется заменять «мамочку» какому-нибудь мужчине — это было одной из причин, погубивших ее первый брак. И она была сама себе Хозяйка, вольная тратить время и деньги, как заблагорассудится. К тому же, как она нам сообщила, «все приличные мужчины здесь либо женаты) либо слишком молоды, либо «голубые». Будучи человеком застенчивым, Джойс не ходила в бары или на вечера знакомств. И это заставляло ее чувствовать себя еще более ограниченной в возможности обрести партнера.

Однажды вечером, поддавшись капризу, она заглянула в местный паб, — там шел концерт, который ей хотелось послушать. «Черт побери,— подумала она, — я хотя бы один вечер не буду пялиться в телевизор».

В переполненном баре ее первым желанием было повернуться и уйти. Но Джойс все-таки убедила себя остаться, нашла столик в углу и заказала бокал вина.

Через минуту она услышала мужской голос: «Я уверен, что мы знакомы. Вы по пятницам играете у нас в кегли».

Сначала Джойс рассмеялась. Ей уже лет двадцать не приходилось играть в кегли; «Давно это было», — ответила она с улыбкой. Мужчина представился. Его звали Расе.

Он уверял, что узнал ее, но постепенно признал, что произошла ошибка.

«Раз уж мы заговорили, — сказал он через несколько минут, — может нам и потанцевать?»

Она согласилась и через три или четыре танца обнаружила, что возбуждена и смущена. Мир Расса — автомеханика и мотогонщика — находился за тысячи миль от ее респектабельной жизни инструктора по работе с компьютером. Они проговорили весь вечер, и Джойс пришла к заключению, что ее новый знакомый очень привлекателен, но ее весьма беспокоило то различие, которое существовало между его полной риска жизнью и очевидной уверенностью в себе — на одном полюсе, и ее замкнутым скромным существованием — на другом.

Ее сердце твердило «Смелее!», но разум отвечал: «Мы слишком разные. Ничего у нас не выйдет»

И после года знакомства Джойс продолжает твердить все то же. Расе по-прежнему влечет ее, и его стремительный и приземленный образ жизни кажется ей еще эротичнее, чем прежде.

Но она, как и раньше, терзается сомнениями. «Не устану ли я от него? — спрашивает она себя. — Не сведет ли меня с ума его неспособность планировать будущее? Смогу ли я сжиться с его постоянными вечеринками, или это меня вымотает?» Чем больше вопросов, тем меньше ответов, но кровь бежит в ее жилах быстрее при одном упоминании его имени.

Мы несколько месяцев обсуждали с ней эти материи, пытаясь помочь примирить ее разум и сердце. Мы старались показать, что какими бы серьезными ни были различия между ними, это не означает, что они не могут успешно строить свои отношения. Потребуется много серьезной работы, но если оба пойдут на это, результаты обязательно будут.

И когда мы пишем эти строки, они все еще вместе, Джойс по-прежнему задает себе каверзные вопросы, но где-то вдали уже слышится звон свадебных колоколов.

Какими бы разными ни казались эти истории, у них есть как минимум одна общая черта: речь в них идет не о том, кто прав, а кто нет, а о различиях между личностями. Суть их в несовпадении взглядов на природу и причины проблем, на то, существуют ли они вообще. Взаимоотношения осложняются, как только эти различия вдруг оборачиваются оценками и сведением личных счетов. И вместо того, чтобы строить мосты, помогающие разрешить проблемы, мы строим стены, только усугубляющие трудности. А по ходу дела еще наклеиваем ярлыки, оскорбляем друг друга, говорим и думаем то, о чем потом будем сожалеть. А все потому, что нам не удалось понять каких-то ключевых различий между нами и другими людьми.

Хорошо то, что простое понимание нашего собственного и иных типов личности может немало помочь людям ладить между собой. Этот процесс мы называем Типоведением.

Типоведение основано на понимании того, что раз уж мы наклеиваем друг на друга ярлыки, делать это следует объективно, умело и конструктивно. Когда мы говорим о типах, мы обращаемся к упорядоченной, научно разработанной системе, которой уже много лет пользуются как отдельные люди, так и целые организации, стремящиеся к большему взаимопониманию. Эта модель может быть использована любым человеком в любое время и в любой ситуации, она может быть применена к широкому спектру жизненных трудностей и обстоятельств, начиная от знакомства и кончая жизнью в браке, от общения с детьми до понимания партнеров, от выбора и смены работы до облегчения выхода на пенсию. То есть, буквально, от колыбели до могилы.

И в самом деле, Типоведение может быть таким же разнообразным и 'полезным, как и люди, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно: друзья, возлюбленные, супруги, родители, дети и абсолютно незнакомые мужчины и женщины. Во время наших консультаций, тренингов и семинаров мы помогали людям менять карьеру, улаживать «старые счеты» с родителями (или с детьми), упорядочивать финансы и даже контролировать свои .привычки в еде. Мы применяем Типоведение ко всему, включая друзей, коллег, детей, домашних животных и планирование собственной свадьбы. И главное, мы считаем, что Типоведение особенно сильно .действует тогда, когда помогает любящим сблизиться, сберечь или возвратить близость. По сути дела, мы обнаружили, что чем больше вы анализируете типы, тем лучше, по всей вероятности, у вас это должно получаться и тем более разнообразные применения этому вы сможете находить. И правда, некоторые люди считают, что это прямо-таки как наркотик, но из-за этого вряд ли стоит беспокоиться. Одним из величайших преимуществ Типоведения, как мы поняли за эти годы, является то, что эта свободная от оценок психологическая система способна объяснить скорее нормальное, нежели ненормальное поведение. В Типоведении отсутствует деление на плохие и хорошие типы, здесь существуют только различия. И Типоведение славит эти различия, конструктивно использует их, не давая превращаться им в яблоко раздора. Оно позволяет нам объективно взглянуть на поступки, которые иначе мы приняли бы на свой счет. Когда вы анализируете типы, тот факт, что кому-то трудно сказать «Я тебя люблю», воспринимается как типологическая особенность, а не личная обида или недостаток. А тот, кто неуютно чувствует себя, окунаясь в море общественной жизни, может предстать в более позитивном и конструктивном свете.

Короче говоря, Типоведение преобразует «обзывательства» из элемента отрицательной тактики подавления, вызывающей лишь раздражение и недоверие, в позитивные, здоровые упражнения, способные привести не столько к гармонии, сколько к слиянию энергий влюбленных или супругов.

А это позволит танго, твистам и чечеткам взаимоотношений плавно скользить по бальной зале жизни.

АЗБУКА ТИПОВ

«Я собирался тебе позвонить, но я Интроверт»

Какие люди вам нравятся больше; такие же как и вы или отличающиеся от вас? Если вас изначально влечет к тем, кто непохож на вас, то вы сродни большинству людей, но со временем обнаруживается, что эти различия не так-то легко переносятся. И в самом деле, идет ли речь о супруге, возлюбленном или друге, после того, как проходит первое увлечение, вы можете обнаружить, что стали нетерпимы к различиям. В определенных условиях вы можете даже потребовать попросту устранить эти различия: «Приспосабливайся или отчаливай». Но даже если вы и не потребуете этого, то все равно будете отдаляться друг от друга, становясь чужими.

Интересно, что мы отдаем предпочтение различиям, хотя в действительности редко считаемся с ними. Вроде бы говорим и верим в то, что «каждому свое», а на деле, тем не менее, противимся тому, кто хочет поступать по-своему. В дружбе и в семейных отношениях подобная нетерпимость выглядит вероломством и в некоторых случаях оказывается опасной и разрушительной. С помощью Типоведения вы сможете приобрести способность видеть привлекательность некоторых- из этих различий и разовьете терпимость, позволяя им расцветать на благо всех.

Рождение типа

Типоведение позволяет вам выявить свои личностные предпочтения и понять, насколько вы похожи или непохожи на тех, с кем связаны в повседневной жизни. Вы сможете понять, где эти сходства и различия создают гармонию, а где вызывают разлад.

Но сначала давайте посмотрим, как формируются ваши предпочтения, и какое влияние они оказывают на вашу жизнь. Такой взгляд, обращенный в себя, — ключ к Типоведению.

Теория, на которой основано Типоведение, берет свое начало в работах К.Г. Юнга, швейцарского психиатра, умершего в 1961 году, и двух его учениц, Кэтрин Бриггс и ее дочери, Изабель Бриггс Майерс. Эти две женщины существенно развили теорию психологических типов Юнга. Результат их трудов — инструментарий Индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI ) — научно обоснованный автоопросник, являющийся сейчас одним из наиболее широко используемых психологических средств такого рода. Его главная цель — достичь лучшего понимания самого себя в самых различных областях жизни: в бизнесе, в общественных связях и. в разнообразных Личностных отношениях. (Для получения более подробной информации обращайтесь к издателям, имеющим эксклюзивное право на Публикации опросника MBTI, в Consulting Psychologists Press, Inc., 3803 Е Bayshore Road, Palo Alto. CA 94303).

По мнению авторов теории типов, каждый из нас рождается с предрасположенностью к тем или иным личностным предпочтениям. Бриггс и Майерс Бриггс полагают, что существует четыре пары альтернатив. Ваш тип Экстравертный (Е) либо Интровертный (I) Сенсорный (S) либо Интуитивный (N) Мыслительный (Т) либо Чувствующий (F) Решающий (J) либо Воспринимающий (Р)

Вам остается избрать по одному члену из каждой названной пары, и как результат — четыре ваших личностных характеристики — например, Экстраверт (Е), Сенсорный (S), Мыслительный (Т) и Решающий (J). Всего существует шестнадцать возможных сочетаний этих предпочтений, а значит и шестнадцать различных типов личности. Ни один из них не лучше и не хуже других. Они просто разные.

Не забывайте, что эти восемь «ярлыков» отражают лишь меру предпочтения. Это что-то вроде различия между правшами и левшами. Если вы правша, то это не значит, что вы совсем не пользуетесь левой рукой. Это значит лишь, что вы предпочитаете пользоваться правой. Такое предпочтение может быть сильным, тогда вы относительно мало пользуетесь Левой рукой, или же вы легко пользуетесь обеими руками. То же относится и к названным выше предпочтениям. Одна из характеристик будет вам гораздо ближе, чем другая. Когда мы будем дальше изучать предпочтения, описывая оба полюса каждой пары, вы сможете обнаружить, что отождествляете себя с обоими —например, и с Экстравертом и с Интровертом. Однако в каждой паре один из полюсов вам ближе — на него вы полагаетесь и к нему от природы тяготеете.

У каждого из нас эти предпочтения развиваются в ранние годы и остаются навсегда. И чем больше мы упражняемся в своих предпочтениях — сознательно или невольно — тем с большей уверенностью на них полагаемся. Это не означает, что мы не в состоянии время от времени использовать и противоположное свойство. В действительности, чём старше мы становимся, тем больше богатства и наполненности придают нашей жизни эти противоположные полюса. Впрочем, им никогда не занять место изначальных предпочтений. Так, Экстраверту никогда не стать Интровертом, и наоборот. (И снова аналогия с правшами и левшами. Правши не становятся левшами, и наоборот. Чем дольше они живут, тем с большим успехом могут пользоваться, помимо основной, также и другой рукой. Но сколько бы правша ни жил, левшой он никогда не станет.)

Еще типы личности можно сравнить с «жизнью» дома. Ваш тип подобен фундаменту — он не претерпевает особых изменений в ходе жизни. А вот остальное строение, а особенно та его часть, которую чаще всего видят другие люди, сравнима с вашим поведением, с внешними проявлениями вашего типа. С течением времени здание претерпевает множество изменений — пристраиваются комнаты, перекрашивается фасад, меняется планировка, производится ремонт и так далее. И через двадцать лет дом заметно отличается от того, каким он был построен, — но фундамент остается нетронутым. Это относится и к нашей личности, и к нашему поведению. С годами мы меняемся и можем показаться совсем другими приятелю, с которым не виделись много лет. Но, подобно фундаменту дома, наша личность практически не изменилась, все перемены относятся большей частью лишь к поведению.

Это, однако, не означает, что истинные перемены, рост и развитие невозможны, что мы безнадежно неподвижны. Это лишь значит, что перемены в основе нашей личности идут медленно. Изменить и взрастить что-то в податливом материале нашей жизни —- работа, не знающая выходных, идущая и днем и ночью. Даже просто управлять собой и своим развитием нелегко — не говоря уж о том, чтобы «распсихологизировать» весь мир.

Восемь предпочтений

Каковы же эти восемь предпочтений? Давайте кратко обрисуем их. В этой главе вы получите возможность определить свои личностные пред

почтения, соглашаясь или отвергая серии утверждений. Сейчас мы снабдим вас краткими характеристиками каждого предпочтения. На протяжении всей главы ключевые слова, иллюстрирующие каждое предпочтение, выделены нами курсивом.

ЭКСТРАВЕРТ (Е) ИЛИ ИНТРОВЕРТ (I) Первая буква — Экстраверт (Е) или Интроверт (I) — характеризует личность с точки зрения источника ее сил.

• Не проводите ли вы. большую часть своей жизни во внешнем мире с другими людьми? Нет ли у вас склонности сначала открывать рот, а потом уже задумываться? Не придает ли вам силы общество других людей и оживленная деятельность? Не начинаете ли вы чувствовать себя утомленным и измученным, если вам приходится много времени провести в одиночестве, в покое и размышлениях? Не предпочитаете ли вы говорить, а не слушать? Не случается ли вам частенько уходить из компании, думая: «Неужели я никогда не научусь держать язык за зубами?» Если так, то вы, вероятнее всего. Экстраверт, ваша буква Е. Экстравертам ближе слова вроде оживленный и популярный, нежели спокойный и замкнутый.

• Не предпочитаете ли вы, напротив, хранить свои наблюдения и решения про себя, лишь изредка 'делясь ими? Не придают ли вам силы мысли и идеи. а не оживленные дискуссии? Не предпочитаете ли вы слушать, а не говорить? Не случается ли вам частенько уходить из компании, вздыхая «Почему я не сказал..?-» Если так, то вы, скорее всего, Интроверт, ваша буква I. Интроверты нуждаются в «перезарядке» — им нужно остаться наедине со своими мыслями после нескольких часов, 'проведенных в обществе.

КАК ЗНАТЬ

Если вы не узнали этого от Экстраверта, значит вы не слушали. Если вы не узнали этого от Интроверта, значит вы не спрашивали.

Из всех предпочтений деление на Экстравертов и Интровертов, должна быть, самое важное, потому что оно характеризует источник, направление и фокус энергии разных людей. Понимание и терпимость к таким различиям, безусловно, могут скрепить или разрушить отношения.

Как мы уже сказали. Экстраверты получают энергию из внешнего мира, а следовательно, все виды деятельности, которые им кажутся восхитительными, придающими силы и возбуждающими, способны измотать Интроверта. Верно и обратное: размышления, погружение в себя, одиночество, которые придают энергию, внимание и сосредоточенность Интровертам, отнимают силы у Экстравертов. Так что ваш успех в семье, в школе и на работе обычно связан с тем, в какой степени вы можете позволить себе пользоваться своим источником энергии — своим предпочтением.

В американском обществе Интроверты уступают Экстравертам в численности в соотношений примерно один к трем. Вследствие этого им приходится развивать дополнительное умение владеть собой еще в детстве, потому что на них оказывается слишком сильное давление, заставляющее «приспосабливаться», действовать как все. Почти с самого рождения Интроверты изо дня в день Испытывают на себе давление внешнего мира, требующего соответствовать и подчиняться: начиная от школьных учителей, заявляющих, что «треть вашего успеха зависит от работы в классе». До жизни в целом, когда «скрипучее колесо» — человек, который громче других заявляет о себе, — получает больше «смазки».

Интроверты и Экстраверты доставляют друг Другу бесконечные страдания. Экстраверты способны заполонить почти все пространство ничего не значащими словами — размышляя вслух, комментируя течение жизни или же просто снова и снова повторяя одну И ту же мысль. А необщительность Интровертов может выводить из себя даже Таких же Интровертов. Вытягивать из них хотя бы односложный ответ на самый простой вопрос -— все равно что рвать зуб.

Интроверты и Экстраверты разочаровывают друг друга чаще, чем мы в состоянии это представить. Экстраверты обычно нуждаются в гораздо большем числе явных «поглаживаний», чем Интроверты. В свою очередь, Интроверты склонны не доверять таким «поглаживаниям». Конечно же, все нуждаются в поощрении, но слишком активное поощрение заставляет Интроверта задумываться, зачем это понадобилось, тогда как для Экстраверта слова «слишком активное поощрение» содержат внутреннее противоречие. В результате Экстраверт склонен перехваливать своего партнера; партнеру-Экстраверту это нравится, но Интроверт начинает беспокоиться, не слишком ли поверхностны и бесполезны такие похвалы, может быть это даже обман. Из-за этого те, кто хвалит, в свою очередь, ощущают неловкость и не знают, стоит ли предлагать такие похвалы — хотя для них естественно громоздить их в большом количестве. И наоборот, любящие Интроверты часто воздерживаются. от «поглаживаний», даже зная, что их партнерам это будет приятно, потому что иначе они будут казаться самим себе обманщиками. Это, в свою очередь, заставляет Экстравертов чувствовать себя заброшенными или, в лучшем случае, недооцененными. Оба ведут себя в соответствии со своими типами, посылая друг другу неверные сигналы.

Очень важно помнить, что оба типа поведения абсолютно нормальны и зависят от - того, кто совершает тот или иной поступок. Интроверты и Экстраверты получают энергию каждый по-своему. И нам нужны оба эти типа — Экстраверты открыто вступают во взаимодействие с миром, а Интроверты обладают чутким слухом и черпают силу, погружаясь внутрь себя.

ТРУДНО СЛЕДОВАТЬ

Интроверты очень часто упрекают Экстравертов в том, что те не различают общественную и частную жизнь. При незначительном поощрении Экстраверт без колебаний выложит сведения о себе и своих близких, даже если они имеют сугубо личный характер. От этого их Интровертные супруги «лезут на стенку». Мы порой проводим тренинги, в которых Экстраверт Отто появляется в первый день, а Интроверт Дженет присоединяется к нему во второй. Представляясь, Дженет обычно говорит: «Проведя день с Отто, вы вероятно уже знаете обо мне больше, чем мне бы хотелось...»

СЕНСОРНЫЙ ИЛИ ИНТУИТИВНЫЙ ТИП

Вторая буква — Сенсорный (S) или Интуитивист (N) — описывает способ, которым вы предпочитаете собирать информацию о мире.

• Когда вы изучаете, наблюдаете или собираете сведения об окружающем мире, предпочитаете ли вы буквальность? Предпочитаете ли вы практическое и реалистичное, то, что можно пощупать? Интересует ли вас больше опыт, то, что можно взять в руки, те аспекты ситуации, которые можно наблюдать здесь и сейчас? Если так, то ваше предпочтение — Сенсорный тип (S). Людям этого типа нравится, чтобы все было представлено точно и четко, они прежде всего опираются на свои пять чувств, при сборе информации они больше всего полагаются и доверяют тому, что могут видеть, слышать, трогать, пробовать или нюхать. Сенсорные (S) предпочитают сосредоточиваться на фактах и деталях и испытывают гораздо меньшую потребность осмыслять, что эти факты означают.

Или вы предпочитаете собирать информацию, преобразовывая и интерпретируя ее, глядя на вещи более образно? Когда вы собираете информацию с помощью своих пяти чувств, не представляете ли вы себе сразу возможности, смыслы и связи между разными вещами? Не предпочитаете ли вы рассматривать масштабные схемы, большие картины, вселенскую перспективу? Нравится ли вам увязывать вещи в какую-нибудь теоретическую систему? Если да, то вы Интуитивист, ваша буква N.

Различие между Сенсорными (S) и Интуитивистами (N) существенно, потому что способ получения информации часто становится отправным пунктом взаимодействия между людьми. Первые из них — буквалисты: они задают конкретный вопрос и хотят получить на него такой же конкретный ответ. В противоположность им, Интуитивисты (N) способны найти сотни способов ответить, ни один из которых не удовлетворит Сенсорного (S).

Для Интуитивистов (N) все относительно: все может иметь смысл. Если Интуитивист (N) не ищет чего-то определенного, он способен пройти мимо, так и не обратив внимания. Он может не заметить нового сексуального наряда, не увидеть празднично накрытого стола. Сенсорным (S) трудно это понять. Для них все реально; оно существует, вот оно — ну как ты можешь его не замечать?

Сколь многие из наших коммуникативных трудностей начинаются с недопонимания между Сенсорными (S) и Интуитивистами (N): один видит лес, другой — деревья. В общении это недопонимание может лечь в основу бесконечного числа проблем, так как два человека пытаются в повседневной жизни говорить одними и теми же словами, вкладывая в них разный смысл.

Наши рекомендации