Совершенствование формирования политики привлечения заемных средств
Основу управления собственным и заемным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных и заемных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных и заемных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Политика формирования заемных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня финансирования его производственного развития.
Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2. Определение целей привлечения заемных средств в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
a) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
b) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
c) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
d) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели; другие временные нужды.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями: предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита, товарного (коммерческого) кредита, прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:
a) срок предоставления кредита;
b) ставка процента за кредит;
c) условия выплаты суммы процента:
d) условия выплаты суммы основного долга;
e) прочие условия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель привлечения.
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости.
По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам:
a) выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита,
b) выплате суммы процента равномерными частями,
c) выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного
долга (при погашении кредита).
При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант.
Условия выплаты суммы основного долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам:
a) частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита,
b) полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита,
c) возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита.
При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополни тельного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
Для более точного и успешного прогнозирования финансовых потоков следует производить моделирование и оптимизацию финансовых решений.
Одним из инструментов принятия финансовых решений является экономико-математическое моделирование. Рассмотрены элементы моделирования и оптимизации финансовых решений предприятия по бизнес-процессному описанию.
Современное предприятие является чрезвычайно сложным объектом моделирования. В связи с этим невозможны отображение и анализ его деятельности при помощи одной экономико-математической модели. Для повышения качества и обоснования принимаемых управленческих решений представляется целесообразным экономико-математическое моделирование работы отдельных подсистем предприятия при соблюдении принципа целостности системы. Построенные экономико-математические модели должны адекватно учитывать влияние различных факторов на эффективность деятельности предприятия в различных периодах, а также оценивать перспективность сценариев его поведения в условиях сформировавшейся конкурентной среды.
Финансовый анализ предприятия и прогнозирование на его основе возникли вследствие насущной необходимости. В условиях рыночных отношений финансовый анализ служит выработке гибкой стратегии и тактике хозяйственного поведения предприятия на рынке. Прогнозирование финансовых показателей преследует цель не только оценки экономического положения, платежеспособности, доходности и деловой активности предприятия. Результаты прогнозирования должны дать руководству картину сложившегося состояния наиболее важных направлений деятельности предприятия, а акционерам и потенциальным инвесторам - сведения для беспристрастного суждения о положении предприятия на рынке.
Тем более, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, в определении стратегии борьбы сегодня требуется точное понимание происходящих в условиях конкретного предприятия процессов с целью разработки оптимальных направлений выхода из кризиса и укрепления рыночных позиций.
Оценка финансово-экономической состоятельности и устойчивости предприятий позволяет выделить четыре основные проблемы их операционной деятельности.
1. Системные проблемы в структуре и организации бизнес-процессов:
a) произвольная фрагментация структуры процессов;
b) система коллегиального владения процессами и размытая ответственность за результат;
c) система оценки труда не стимулирует работников к снижению временных и ресурсных затрат, повышению качества и эффективности выполняемых операций.
2. Неэффективные производственные процессы:
a) множественность участников и дублирование в использовании материальных и трудовых ресурсов;
b) внедрение новых технологий при сохранении традиционной организации труда;
c) воспроизводство ресурсоемкого подхода к выполнению операций и работ;
d) низкая степень стандартизации процессов.
3. Неэффективные управленческие процессы:
a) новые формы организации базируются на старых процессах;
b) низкие нормы управляемости и крупные штаты административно-управленческого персонала;
c) концентрация полномочий на верхних уровнях;
d) доминирование планово-отчетной и контрольной деятельности в ущерб инновациям и эффективности;
e) неадекватность информационного обеспечения для управленческих решений, устойчивая тенденция к росту документооборота.
4. Отсутствие системы управления бизнес-процессами:
a) проблемы предприятия связаны с управлением и организацией бизнес-процессов;
b) более интенсивная работа в рамках действующих процессов не дает существенного прироста эффективности;
c) административное реформирование исчерпало свой потенциал;
d) в сложившихся условиях эффективность может быть достигнута только на базе переработки существующих способов организации работ.
e) Наличие перечисленных проблем делает необходимым разрабатывать только такие рекомендации для предприятий, которые возможно внедрить в ближайшей перспективе с учетом специфики субъекта хозяйствования и имеющихся ресурсных ограничений.
Выделим три основных блока выполняемых работ по процессной методике и реинжинирингу как базовым элементам всех проектов оптимизации:
1. оптимизацию основного блока;
2. оптимизацию вспомогательного и сервисного блока;
3. разработку эффективных систем взаимодействия блоков.
При решении оптимизационных задач для предприятий целесообразно выделить следующие аспекты: методический (содержательный), информационный и технический.
Для финансового планирования на предприятии можно использовать модельное описание. Именно в этом проявляется фундаментальная роль моделей в теории и практике управления производством. Четкая формализация, создание математических моделей предоставляют новые возможности, связанные главным образом с "объективизацией" интуитивных представлений, с возможностью критического анализа четко сформулированных гипотез и с "автоматизмом" математического аппарата, позволяющего продвигаться от гипотез к выводам.
Процедуру выработки управленческих решений можно описать как последовательность этапов:
1. получение информации о состоянии системы, включая внешние условия;
2. выдвижение варианта решения;
3. анализ последствий принятия выдвинутого решения с помощью модели выработки решения;
4. выяснение степени соответствия полученного результата поставленной цели.
В случае соответствия вариант принимается к исполнению, в противном случае процедура повторяется.
При расчете финансового плана работы предприятия после осуществления прогноза спроса на продукцию необходимо распределить по периодам сбытовую программу. Простейшим решением вопроса о плане реализации является приведение в полное соответствие плана приобретения продукции у производителей, реализации этой продукции и спроса на данную продукцию. Однако это решение может оказаться экономически невыгодным. Действительно, неустойчивость закупа продукции для перепродажи из-за каких побочных факторов может привести к тому, что в периоды повышенного спроса придется искать и находить каналы других поставщиков и изыскивать резервы, осуществлять дополнительные затраты чтобы удовлетворить спрос на данную продукцию, а в периоды низкого спроса продукция может быть слабо востребованной и будет простаивать на складах, нести дополнительные расходы на их хранение.
Важно выяснить, каково будет решение с учетом влияния различных факторов. Необходимо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики спрос, предъявленный и неудовлетворенный на данном этапе, в дальнейшем исчезает (потребитель, которому продукция необходима срочно, получив отказ в удовлетворении своей заявки на текущий этап, снимает эту заявку, ориентируясь на другого поставщика).
Наиболее сложным моментом в оптимальном планировании является формализация понятия "качество плана", уяснение того, какой план является наилучшим. В этой связи важно выбрать критерий оптимизации, который будет использоваться при моделировании решений. Если в качестве критерия оптимизации выступает объем реализации, то его можно применить для того бизнеса предприятия, задачей которого является рост доли рынка. Если предприятие ставит задачу роста объема покупки товара для перепродажи, то критерием оптимизации выступает объем внешних поставок, если перед предприятием поставлена задача увеличения объема закупок, когда снабжение является самым узким местом. Затраты на выплаты работникам могут быть критерием в случае постановки задачи снижения затрат по заработной плате, когда данная статья затрат является существенной. Если задача предприятия связана с ростом денежного потока, когда самым узким местом является ликвидность, то критерием оптимизации выступает финансовый поток. Если задаче финансового менеджмента - обеспечению ликвидности предприятия - отводится второстепенная роль, то в качестве критерия оптимальности может использоваться прибыль или рентабельность.
Платежи по постоянным расходам не принимаются в расчет, так как они не зависят в определенных пределах от объемов закупки товаров и соответственно не влияют на принятие решений. Данная задача может возникнуть у предприятия, которое планирует, например, через год реализовать небольшой инвестиционный проект, не привлекая заемных денежных средств. На текущий год ставится задача - накопить максимально возможную сумму денег для поддержания оперативной деятельности в следующем году и реализации инвестиционного проекта.
Для моделирования используем методику оптимального планирования систем закупки товара для перепродажи на основе объемных детерминированных моделей. система с линейными связями рассматривается в динамике. В качестве периода планирования выбран год с разбивкой по месяцам. Существует множество методов планирования, в том числе оптимального. Все они характеризуются стремлением выбрать план, наилучшим образом согласованный с внутренними возможностями предприятия и с внешними условиями, причем прогноз и тех и других на плановый период осуществляется с помощью математических моделей.
Представим комплексное описание задачи финансового планирования бизнес-процессов с изложением концепции финансового планирования, формальным описанием, представлением и обоснованием алгоритмов построения финансовых планов, конкретными расчетами бюджетов.
Процесс постановки задачи включает в себя разработку модели предприятия. Модель предприятия основывается на описании основных бизнес-процессов предприятия. По каждому выделенному бизнес-процессу строится количественная модель, а затем путем консолидации информации о бизнес-процессах получается сводное количественное описание предприятия. В данном случае разрабатывается модель финансового плана предприятия.
Концепция моделирования предприятия основана на бизнес-процессном описании, которое отражает логику последовательной детализации, используемой при моделировании бизнес-процессов предприятия. На первом этапе строится функциональная модель, дающая представление о функциях предприятия и о распределении ответственности за их выполнение. Модель предприятия, представленная на рисунке 1 не содержит информации о взаимосвязях функций. Для этого разрабатывается процессная модель, описывающая потоки ресурсов (материальные, информационные и т. д.), используемые при выполнении функций, но она не дает их стоимостной оценки, которую необходимо иметь для расчета финансового плана предприятия.
Миссия |
Цели |
Стратегии |
Компоненты менеджмента |
Компоненты обеспечения |
Товар для перепродажи |
Снабжение |
Основная деятельность |
Распределе-ние |
Реализация товара |
Обеспечение |
Проектиро- вание |
Изучение спроса |
Сопровож- дение |
Сбыт и внедрение |
Рисунок 1 Функциональная модель торгового предприятия [33, с. 348]
Поэтому необходимо уточнить описание бизнес-процессов путем построения количественной модели бизнес-процессов, изображенной на рисунке 2 которая определяет стоимость выполнения бизнес-процесса. Построив количественную модель бизнес-процессов, можно построить и финансовую модель. Постановка задачи моделирования финансового решения делает необходимым определение целей предприятия. В рамках данной задачи рассмотрен один из процессов управления бизнес-процессами - планирование. Причем задача составления нового плана (бюджета) рассматривается как оптимизационная задача.
В практической деятельности предприятий распространены две постановки оптимизационных задач:
1. Найти максимум целевой функции при заданных ограничениях по ресурсам.
2. Минимизировать ресурсы, необходимые для достижения желаемого значения целевой функции.
Задача выглядит так: спланировать ежемесячную основную деятельность предприятия на предстоящий год исходя из существующих объема закупленного товара на складах по следующим направлениям:
a) программу сбыта;
b) программу снабжения;
c) программу финансирования с построением финансового плана предприятия;
Бизнес-процесс |
вход |
выход |
Построение модели бизнес-процесса |
Качественная структурная модель бизнес-процесса |
модель входа |
модель выхода |
Формирование бюджета бизнес-процесса |
Количественная модель в виде бюджета бизнес-процесса |
Рисунок 2 Количественная модель бизнес-процесса – обеспечение максимального денежного потока от основной деятельности [33, с. 355]
Предприятие реализует определенный ассортимент продукции. Поскольку рассматривается оперативное планирование продукции, то считается, что на протяжении планового периода ассортимент не меняется. Но это не означает, что в каждом месяце будет реализовываться или производиться продукция всего ассортимента.
Рынок сбыта имеет следующие параметры:
a) спрос на продукцию (верхняя оценка);
b) цену реализации продукции;
c) динамику роста цен;
d) график оплаты реализованной продукции.
Описание программы сбыта. При описании сбытовой программы в модели принимаются следующие переменные: объемы реализации продукции, спрос на каждый продукт, запасы готовой продукции, цена реализации продукции, коэффициент роста цены продукции, поступления от реализации продукции, коэффициенты инкассации по каждому продукту.
Логика расчетов проста. Сначала считается планируемая выручка от реализации каждого продукта по всем планируемым периодам. Данная величина рассчитывается путем умножения планируемой цены реализации продукции на плановый объем реализации.
В модели учитывается динамика роста цен на продукцию за счет инфляции. Для того чтобы рассчитать плановые поступления денежных средств от реализации продукции, необходимо скорректировать плановую выручку с учетом реальных поступлений денежных средств.
Для этого используются коэффициенты инкассации, которые определяют, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в том же периоде, а какая часть - в последующих периодах. Коэффициенты инкассации могут назначаться экспертно, а могут быть рассчитаны из анализа реестра дебиторской задолженности, если таковой существует на предприятии.
В модели программы сбыта учитывается ряд ограничений, в частности ограничение по объему реализации продукции. Считается известный спрос на продукцию, то есть в каких объемах предприятие может реализовать свою продукцию в каждом плановом периоде.
Снабженческая программа. В описании -следующие переменные: объемы закупок товара для перепродажи, коэффициент роста цен, запасы материалов, удельный расход материалов на закупку единицы продукции, платежи за закупленную продукцию, коэффициенты инкассации.
Моделирование предполагает определение затрат на закупку материалов путем суммирования всех произведений удельного расхода товара и объемов реализации продукции.
Затем, используя коэффициенты инкассации, определяют выплаты денежных средств за закупаемые товары. В модели программы снабжения учитывается ряд ограничений, в частности ограничение по объему закупок.
Финансовый план. В описании - следующие переменные: денежные средства на начало/конец периода, поступления/выплаты денежных средств, денежный поток. Модель предполагает консолидацию информации о поступлениях и платежах из моделей сбыта, закупки и снабжения.
Целевая функция состоит из трех слагаемых: поступлений от реализации продукции, платежей за использование складов, магазинов, транспорта, и платежей за поставляемые товары.
Таким образом, в ходе решения задачи необходимо принять следующие плановые решения:
- оценить объем закупок товаров в каждом месяце планируемого года;
- оценить объем закупа продукции в каждом месяце планируемого года;
- оценить объем реализации продукции в каждом месяце планируемого года.
Данные решения должны максимизировать финансовый поток по маржинальной прибыли. В качестве целевой функции (критерия оптимальности) принимается денежный поток по маржинальной прибыли за все периоды планирования.
Ограничения модели по сбыту: ограниченный суммарный спрос на продукцию.
Ограничения по закупкам: ограниченные в площадях складов; балансовое ограничение (закупленной продукции и запасов должно хватить для реализации программы сбыта в каждом периоде).
Ограничения по снабжению: ограничение по объему закупок товаров в каждом месяце, балансовое ограничение - закупленных материалов и запасов должно хватить для реализации программы закупок в каждом периоде.
Ограничения по финансам: балансовое ограничение - денежных средств в каждом периоде должно хватить для реализации продукции и снабженческой программы с учетом поступлений от реализации программы сбыта.
Граничные условия: объемы реализации продукции, объемы закупки о- неотрицательные числа.
Для решения поставленной задачи может быть использован симплекс-метод. Применение метода позволяет:
- найти единственное решение задачи; •указать на неразрешимость задачи (если решения нет);
- установить отсутствие единственного решения (если задача имеет бесконечное число решений).
Отрицательные стороны симплекс-метода связаны с тем, что каждый шаг алгоритма не имеет экономического смысла, поэтому, получив решение, его нельзя никак логически обосновать.
Симплекс-метод позволяет проводить сценарный анализ.
При этом нет необходимости заново решать задачу при изменившихся начальных условиях (ценах на сырье и т. д.).
Основные положения сценарного анализа следующие:
1. Существует бесконечное множество не зависящих от предприятия внешних факторов, влияющих на его финансовое состояние в прогнозном периоде. Некоторым из этих факторов сложно дать количественную оценку.
2. Значения количественных факторов в прогнозном периоде в момент времени "сейчас" не известны и поддаются только вероятностной оценке.
3. Реальность финансового прогноза увеличивается, если рассматривать не дискретные значения факторов, а определенный диапазон значений.
Суть сценарного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о прогнозных объемах продаж, ценах и др., анализируют конечные результаты моделирования и прогнозирования, оценивают риски и определяют оптимальный вариант действий.
Сценарное моделирование предполагает в некоторых моментах составление десятков и более родственных финансовых моделей и прогнозов.
Финансовые модели, которые применяются менеджерами крупных предприятий, относятся к методам моделирования, направленным на прогнозирование последствий альтернативных финансовых стратегий при разных исходных допущениях. Это модели общего характера, практически не очень сложные, содержащие сотни уравнений и взаимосвязанных переменных. Часто применяется одна финансовая модель или имеется доступ только к одной какой-то модели. Иногда можно встретить использование нескольких моделей: например, развернутой модели, интегрирующей прогнозирование инвестиций и оперативное прогнозирование, и более простой модели, сфокусированной на анализе последствий финансовой стратегии, а также модели, специально предназначенной для анализа.
Таким образом, основным инструментом, используемым для финансового планирования, является экономико-математическое моделирование, ориентированное на решение задач прогнозного характера.
Сложность данной задачи определяется не столько теоретическими проблемами, сколько отсутствием априорной информации о характере качественных изменений, происходящих в закономерностях развития финансовых ситуаций. Поэтому в подобной ситуации фактически создаются условия, при которых уровень точности прогнозных оценок можно получить только с помощью моделей, обладающих адаптивными свойствами.
Таки образом, применяемые адаптивные модели при оценке текущего финансового состояния предприятия способны учитывать эволюцию его динамических характеристик. Кроме того, получение прогнозных оценок можно считать одним из важных направлений имитационного моделирования, так как проведение экспериментов для получения информации в упреждающие моменты времени невозможно осуществить в принципе.
В связи с этим возникает задача разработки экономико-математических моделей анализа финансового состояния предприятия и оценки риска наступления предкризисной ситуации в перспективном периоде с учетом их адаптации и возможности имитации траектории развития, а также доведения полученных вычислительных схем до программной реализации. Такие модели и методы имеют практическую ценность и обеспечивают объективный подход к оценке конкурентоспособности предприятия.
.
Заключение
Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие способно путем эффективного использования денежных ресурсов обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости дополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия. Если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, но финансовая устойчивость им не потеряна, то у предприятия есть шансы выйти из затруднительного положения. Но если неудовлетворительны и показатели ликвидности и показатели финансовой устойчивости, то такое предприятие – вероятный кандидат в банкроты.
Финансовая устойчивость предприятия определяется воздействием не только внутренних факторов /состоянием активов предприятия, их оборачиваемостью, структурой источников формирования этих активов /, но и внешних /государственной, бюджетной и налоговой политик, процентной и амортизационной политик, состоянием рынка и т.д./.
Особенность анализа финансового состояния ТОО «С/Х техника» заключена в том, что его структура баланса неудовлетворительна, предприятие неплатежеспособно и восстановление платежеспособности в контрольный период маловероятно.
Обычно, для улучшения финансового положения предприятие предпринимает следующие шаги:
- избавляется от убыточной продукции и подразделений;
- разрабатывает и осуществляет программу сокращения затрат;
- улучшает управление активами.
Другим направлением работы является проведение правильной маркетинговой политики.
И третье направление – обеспечение быстрой оборачиваемости капитала.
Данное предприятие специализируется на поставках с/х, дорожной, спец.техники, запасных частей, смазочных материалов.
За анализируемый период времени стоимость валовой продукции увеличилась на 1725000 тенге, что вызвано, прежде всего ростом объема реализации.
Также наблюдается увеличение стоимости основных средств, что связано с приобретением нового оборудования. Численность работников увеличилась незначительно, всего на 6 человек.
В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает Поставка и сервис с/х техники (20,8%), Поставка запасных частей для с/х техники (16,3 %), Поставка смазочных материалов и масел (16,2 %), Поставка и сервис спец.техники (15,3 %), Поставка и сервис дорожной техники (14,0 %), Поставка резинотехники (8,5 %) и другие 8,9 %.
Наибольший удельный вес в структуре основных средств занимает группа «Здания и сооружения» - 49,9 %. Это связано, прежде всего с основной направленностью предприятия.
Численность работников на предприятии имеет тенденцию к росту. Количество работников увеличилось на 6 человек. В структуре работников произошли незначительные изменения.
Снижение затрат на продукцию связано с тем, что предприятие приобретает его непосредственно у производителя, минуя посредников. Это оказывает непосредственное влияние на себестоимость реализуемой продукции.
Себестоимость продукции в 2016 году увеличилась по сравнению с 2015 годом на 586,116 тыс.тенге, а выручка от реализации выросла на 1552,5 тыс.тенге. Увеличение выручки связано с ростом объемов реализации продукции. Рост прибыли составил 966 009 тыс.тенге.
Уровень рентабельности в 2016 году составил 130,57 %, то есть на один тенге затрат было получено 1,3 тенге прибыли.
Наибольшая сумма прибыли была получена в 2016 году – 7358,884 тыс.тенге, что на 966,009 тыс.тенге больше, чем в предыдущем году. На изменения величины прибыли оказали влияние три фактора: себестоимость, цена и объем.
В результате влияния этих факторов общая сумма прибыли в 2016 году выше, чем в 2015 году на 966009 тенге. Как следствие, рентабельность производства продукции в 2016 году увеличилась на 3,98 %.
Так же в ходе анализа установлены следующие сильные стороны деятельности предприятия: наличие собственной материальной базы, развитая инфраструктура, рыночный опыт, широкий спектр услуг,высокопрофессиональный кадровый корпус, высокая доля собственного капитала. Так же в ходе анализа обнаружены следующие слабые стороны предприятия: уменьшение размера собственного капитала, увеличение доли заемного капитала по отношению к собственному капиталу, неполное использование возможностей предприятия, низкая возможность привлечения иностранных инвесторов, влияние ставки НДС, отсутствие международных соглашений об избежание двойного налогообложения, негативное влияние налоговой границы и т.д..
У предприятия для расширения поле деятельности и расширения финансового потока имеются следующие возможности: постоянный и высокий спрос на продукцию, возникновение мультипликативного эффекта, расширение партнерских и кооперационных отношений.
Таким образом, с целью совершенствования экономического механизма управления прибылью предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:
1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в закупке и реализации престижных и наиболее нужных для рынка изделий.
2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышение коэффициента оборачиваемости текущих активов, сокращение всех видов запасов и неликвидных средств.
4. Снижение непроизводственных расходов и потерь.
5. Внедрение в практику оперативного учета расходов в процесс закупа , реализации и оказания услуг.
6. Применени