Совершенствование формирования политики привлечения заемных средств

Основу управления собствен­ным и заемным капиталом предприятия со­ставляет управление формирова­нием его собственных и заемных финансо­вых ресурсов. В целях обеспече­ния эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специ­альная финансовая политика, на­правленная на привлечение соб­ственных и заемных финансовых ресурсов из различных источников в соответ­ствии с потребностями его разви­тия в предстоящем периоде.

Политика формирования заемных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприя­тия, заключающаяся в обеспече­нии необходимого уровня фи­нансирования его производствен­ного развития.

Процесс формирования полити­ки привлечения предприятием за­емных средств включает следую­щие основные этапы:

1. Анализ привлечения и исполь­зования заемных средств в пред­шествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлече­ния заемных средств предприяти­ем, а также оценка эффективнос­ти их использования. Результаты проведенного анализа служат ос­новой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлече­ния заемных средств в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств пред­приятиями являются:

a) пополнение необходимого объе­ма постоянной части оборотных активов. Значительная часть это­го финансирования осуществляет­ся за счет заемных средств;

b) обеспечение формирования пе­ременной части оборотных акти­вов. Какую бы модель финансиро­вания активов не использовало предприятие, во всех случаях пе­ременная часть оборотных акти­вов частично или полностью фи­нансируется за счет заемных средств;

c) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает не­обходимость ускорения реализа­ции отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) об­новление основных средств (фи­нансовый лизинг) и т.п.

d) обеспечение социально-быто­вых потребностей своих работни­ков. В этих случаях заемные сред­ства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на инди­видуальное жилищное строительство, обустройство садовых и ого­родных участков и на другие ана­логичные цели; другие временные нужды.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется дву­мя основными условиями: предельным эффектом финан­сового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресур­сов формируется на предшеству­ющем этапе, общая сумма исполь­зуемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитыва­ется коэффициент финансового левериджа (коэффициент финан­сирования), при котором его эф­фект будет максимальным. С уче­том суммы собственного капита­ла в предстоящем периоде и рас­считанного коэффициента финан­сового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффек­тивное использование собствен­ного капитала.

4. Оценка стоимости привлече­ния заемного капитала из различ­ных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привле­каемого предприятием из вне­шних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленчес­ких решений относительно выбо­ра альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заем­ном капитале.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привле­каемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в пред­стоящем периоде. На долгосроч­ный период (свыше 1 года) заем­ные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подхо­де к финансированию активов за­емные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обес­печения формирования оборотно­го капитала). На краткосрочный период заемные средства привле­каются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждо­го периода осуществляется в раз­резе отдельных целевых направ­лений их предстоящего использо­вания. Целью этих расчетов явля­ется установление сроков исполь­зования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотно­шения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Средний срок использования за­емных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

6. Определение форм привлече­ния заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе фи­нансового кредита, товарного (коммерческого) кредита, прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осу­ществляет исходя из целей и спе­цифики своей хозяйственной де­ятельности.

7. Определение состава основ­ных кредиторов. Этот состав оп­ределяется формами привлечения заемных средств. Основными кре­диторами предприятия являются обычно его постоянные постав­щики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осу­ществляющий его расчетно-кассо­вое обслуживание.

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

a) срок предоставления кредита;

b) ставка процента за кредит;

c) условия выплаты суммы процен­та:

d) условия выплаты суммы основ­ного долга;

e) прочие условия, связанные с по­лучением кредита.

Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Опти­мальным считается срок предос­тавления кредита, в течение кото­рого полностью реализуется цель привлечения.

Размер ставки процента за кре­дит является определяющим усло­вием при оценке его стоимости.

По товарному кредиту он прини­мается при оценке в размере це­новой скидки продавца за осуще­ствление немедленного расчета за поставленные товары, выражен­ной в годовом исчислении.

Условия выплаты суммы про­цента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам:

a) выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита,

b) выплате суммы процента равно­мерными частями,

c) выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного

долга (при погашении кредита).

При прочих равных условиях предпочтительным является тре­тий вариант.

Условия выплаты суммы основ­ного долга характеризуются пре­дусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам:

a) частичному возврату суммы ос­новного долга в течение общего периода функционирования кре­дита,

b) полному возврату всей суммы долга по истечении срока исполь­зования кредита,

c) возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита.

При прочих равных условиях третий вариант является для пред­приятия предпочтительней.

Прочие условия, связанные с получением кредита, могут пре­дусматривать необходимость его страхования, выплаты дополни тельного комиссионного вознаг­раждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.

9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Крите­рием такой эффективности высту­пают показатели оборачиваемос­ти и рентабельности заемного ка­питала.

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обес­печения по наиболее крупным кредитам может заранее резер­вироваться специальный воз­вратный фонд. Платежи по об­служиванию кредитов включа­ются в платежный календарь и контролируются в процессе мо­ниторинга текущей финансовой деятельности.

Для более точного и успешного прогнозирования финансовых потоков следует производить моделирование и оптимизацию финансовых решений.

Одним из инструментов принятия финансовых решений является экономико-математическое моделирование. Рассмотрены элементы моделирования и оптимизации финансовых решений предприятия по бизнес-процессному описанию.

Современное предприятие яв­ляется чрезвычайно сложным объектом модели­рования. В связи с этим невозможны отображе­ние и анализ его деятельности при помощи одной экономико-математической модели. Для повыше­ния качества и обоснования принимаемых управ­ленческих решений представляется целесообраз­ным экономико-математическое моделирова­ние работы отдельных подсистем предприятия при соблюдении принципа целостности системы. По­строенные экономико-математические модели должны адекватно учитывать влияние различных факторов на эффективность деятельности пред­приятия в различных периодах, а также оценивать перспективность сценариев его поведения в усло­виях сформировавшейся конкурентной среды.

Финансовый анализ предприятия и прогнози­рование на его основе возникли вследствие на­сущной необходимости. В условиях рыночных от­ношений финансовый анализ служит выработке гибкой стратегии и тактике хозяйственного пове­дения предприятия на рынке. Прогнозирова­ние финансовых показателей преследует цель не только оценки экономического положения, пла­тежеспособности, доходности и деловой активно­сти предприятия. Результаты прогнозирования должны дать руководству картину сложившегося состояния наиболее важных направлений деятель­ности предприятия, а акционерам и потенциаль­ным инвесторам - сведения для беспристрастного суждения о положении предприятия на рынке.

Тем более, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, в определении стратегии борь­бы сегодня требуется точное понимание происходя­щих в условиях конкретного предприятия процессов с целью разработки оптимальных направлений вы­хода из кризиса и укрепления рыночных позиций.

Оценка финансово-экономической состоятель­ности и устойчивости предприя­тий позволяет выделить четыре основные проблемы их опера­ционной деятельности.

1. Системные проблемы в структуре и орга­низации бизнес-процессов:

a) произвольная фрагментация структуры про­цессов;

b) система коллегиального владения процес­сами и размытая ответственность за результат;

c) система оценки труда не стимулирует ра­ботников к снижению временных и ресурсных за­трат, повышению качества и эффективности вы­полняемых операций.

2. Неэффективные производственные про­цессы:

a) множественность участников и дублирова­ние в использовании материальных и трудовых ресурсов;

b) внедрение новых технологий при сохране­нии традиционной организации труда;

c) воспроизводство ресурсоемкого подхода к выполнению операций и работ;

d) низкая степень стандартизации процессов.

3. Неэффективные управленческие процессы:

a) новые формы организации базируются на старых процессах;

b) низкие нормы управляемости и крупные шта­ты административно-управленческого персонала;

c) концентрация полномочий на верхних уровнях;

d) доминирование планово-отчетной и конт­рольной деятельности в ущерб инновациям и эффективности;

e) неадекватность информационного обеспе­чения для управленческих решений, устойчивая тенденция к росту документооборота.

4. Отсутствие системы управления бизнес-процессами:

a) проблемы предприятия связаны с управле­нием и организацией бизнес-процессов;

b) более интенсивная работа в рамках дей­ствующих процессов не дает существенного при­роста эффективности;

c) административное реформирование исчер­пало свой потенциал;

d) в сложившихся условиях эффективность мо­жет быть достигнута только на базе переработки существующих способов организации работ.

e) Наличие перечисленных проблем делает необходимым разрабатывать только такие реко­мендации для предприятий, которые возможно внедрить в ближайшей перспективе с учетом спе­цифики субъекта хозяйствования и имеющихся ресурсных ограничений.

Выделим три основных блока выполняемых работ по процессной методике и реинжинирингу как базовым элементам всех проектов оптимизации:

1. оптимизацию основного блока;

2. оптимизацию вспомогательного и сервис­ного блока;

3. разработку эффективных систем взаимо­действия блоков.

При решении оптимизационных задач для предприятий целесообразно выделить следую­щие аспекты: методический (содержательный), информационный и технический.

Для финансового планирования на предприя­тии можно использовать модельное описание. Именно в этом проявляется фундаментальная роль моделей в теории и практике управления произ­водством. Четкая формализация, создание мате­матических моделей предоставляют новые воз­можности, связанные главным образом с "объек­тивизацией" интуитивных представлений, с воз­можностью критического анализа четко сформу­лированных гипотез и с "автоматизмом" матема­тического аппарата, позволяющего продвигаться от гипотез к выводам.

Процедуру выработки управленческих решений можно описать как последовательность этапов:

1. получение информации о состоянии систе­мы, включая внешние условия;

2. выдвижение варианта решения;

3. анализ последствий принятия выдвинутого решения с помощью модели выработки решения;

4. выяснение степени соответствия полученно­го результата поставленной цели.

В случае соответствия вариант принимается к исполнению, в противном случае процедура повторяется.

При расчете финансового плана работы пред­приятия после осуществления прогноза спроса на продукцию необхо­димо распределить по периодам сбытовую программу. Простейшим решением вопроса о плане реализации является приведение в пол­ное соответствие плана приобретения продукции у производителей, реализации этой продукции и спроса на данную продукцию. Однако это решение может оказаться экономически невы­годным. Действительно, неустойчивость закупа продукции для перепродажи из-за каких побочных факторов может привести к тому, что в периоды повышен­ного спроса придется искать и находить каналы других поставщиков и изыскивать резервы, осуществлять дополнительные затраты чтобы удовлетворить спрос на данную продукцию, а в периоды низкого спроса продукция может быть слабо востребованной и будет простаивать на складах, нести дополнительные расходы на их хранение.

Важно выяснить, каково будет решение с уче­том влияния различных факторов. Необходимо иметь в виду, что в условиях рыночной экономи­ки спрос, предъявленный и неудовлетворенный на данном этапе, в дальнейшем исчезает (потре­битель, которому продукция необходима срочно, получив отказ в удовлетворении своей заявки на текущий этап, снимает эту заявку, ориентируясь на другого поставщика).

Наиболее сложным моментом в оптимальном планировании является формализация понятия "качество плана", уяснение того, какой план яв­ляется наилучшим. В этой связи важно выбрать критерий оптимизации, который будет исполь­зоваться при моделировании решений. Если в ка­честве критерия оптимизации выступает объем реализации, то его можно применить для того бизнеса предприятия, задачей которого является рост доли рынка. Если предприятие ставит зада­чу роста объема покупки товара для перепродажи, то критерием оптимизации высту­пает объем внешних поставок, если перед пред­приятием поставлена задача увеличения объе­ма закупок, когда снабжение является самым уз­ким местом. Затраты на выплаты работникам могут быть критерием в случае постановки зада­чи снижения затрат по заработной плате, когда данная статья затрат является существенной. Если задача предприятия связана с ростом денежного потока, когда самым узким местом является лик­видность, то критерием оптимизации выступает финансовый поток. Если задаче финансового менеджмента - обеспечению ликвидности пред­приятия - отводится второстепенная роль, то в ка­честве критерия оптимальности может использо­ваться прибыль или рентабельность.

Платежи по постоянным расходам не принимаются в расчет, так как они не зависят в определенных пределах от объемов закупки товаров и соответственно не влияют на при­нятие решений. Данная задача может возникнуть у предприятия, которое планирует, например, через год реализовать небольшой инвестиционный про­ект, не привлекая заемных денежных средств. На текущий год ставится задача - накопить макси­мально возможную сумму денег для поддержания оперативной деятельности в следующем году и ре­ализации инвестиционного проекта.

Для моделирования используем методику оптимального планирования систем закупки товара для перепродажи на основе объемных детерминированных моделей. система с линейными связями рассматривается в динамике. В качестве периода планирования выбран год с разбивкой по месяцам. Существует множество методов планирования, в том числе оптимального. Все они характеризуются стремлением выбрать план, наилучшим образом согласованный с внут­ренними возможностями предприятия и с вне­шними условиями, причем прогноз и тех и дру­гих на плановый период осуществляется с помо­щью математических моделей.

Представим комплексное описание задачи финансового планирования бизнес-процессов с изложением концепции финансового планирования, формальным описанием, представлением и обоснованием алгоритмов построения финансо­вых планов, конкретными расчетами бюджетов.

Процесс постановки задачи включает в себя разработку модели предприятия. Модель пред­приятия основывается на описании основных биз­нес-процессов предприятия. По каждому выде­ленному бизнес-процессу строится количествен­ная модель, а затем путем консолидации инфор­мации о бизнес-процессах получается сводное количественное описание предприятия. В данном случае разрабатывается модель финансового плана предприятия.

Концепция моделирования предприятия осно­вана на бизнес-процессном описании, которое отражает логику последовательной детализации, используемой при моделировании бизнес-процессов предприятия. На первом этапе строится функциональная модель, дающая представле­ние о функциях предприятия и о распределении ответственности за их выполнение. Модель пред­приятия, представленная на рисунке 1 не содержит информации о взаимосвязях функций. Для этого разрабатывается процессная модель, описываю­щая потоки ресурсов (материальные, информа­ционные и т. д.), используемые при выполнении функций, но она не дает их стоимостной оценки, которую необходимо иметь для расчета финан­сового плана предприятия.

Миссия  
Цели  
Стратегии
Компоненты менеджмента
Компоненты обеспечения
Товар для перепродажи
Снабжение
Основная деятельность
Распределе-ние
Реализация товара
Обеспечение
Проектиро- вание
Изучение спроса
Сопровож- дение  
Сбыт и внедрение  

Рисунок 1 Функциональная модель торгового предприятия [33, с. 348]

Поэтому необходимо уточнить описание бизнес-процессов путем по­строения количественной модели бизнес-про­цессов, изображенной на рисунке 2 которая опре­деляет стоимость выполнения бизнес-процесса. Построив количественную модель бизнес-про­цессов, можно построить и финансовую модель. Постановка задачи моделирования финансо­вого решения делает необходимым определение целей предприятия. В рамках данной задачи рассмотрен один из процессов управления бизнес-процессами - планирование. Причем задача со­ставления нового плана (бюджета) рассматривае­тся как оптимизационная задача.

В практической деятельности предприятий распространены две постановки оптимизаци­онных задач:

1. Найти максимум целевой функции при за­данных ограничениях по ресурсам.

2. Минимизировать ресурсы, необходимые для достижения желаемого значения целевой функции.

Задача выглядит так: спланировать еже­месячную основную деятельность предприятия на предстоящий год исходя из существующих объема закупленного товара на складах по следующим направлениям:

a) программу сбыта;

b) программу снабжения;

c) программу финансирования с построением финансового плана предприятия;

Бизнес-процесс
вход
выход
Построение модели бизнес-процесса
Качественная структурная модель бизнес-процесса
модель входа
модель выхода
Формирование бюджета бизнес-процесса
Количественная модель в виде бюджета бизнес-процесса

Рисунок 2 Количественная модель бизнес-процесса – обеспечение максимального денежного по­тока от основной деятельности [33, с. 355]

Предприятие реализует опре­деленный ассортимент продукции. Поскольку рассматривается оперативное планирование продукции, то считается, что на протяжении пла­нового периода ассортимент не меняется. Но это не означает, что в каждом месяце будет реализовываться или производиться продукция всего ассортимента.

Рынок сбыта имеет следующие параметры:

a) спрос на продукцию (верхняя оценка);

b) цену реализации продукции;

c) динамику роста цен;

d) график оплаты реализованной продукции.

Описание программы сбыта. При описании сбытовой программы в модели принимаются следующие переменные: объемы реализации продукции, спрос на каждый продукт, запасы го­товой продукции, цена реализации продукции, коэффициент роста цены продукции, поступления от реализации продукции, коэффициенты инкас­сации по каждому продукту.

Логика расчетов проста. Сначала считается планируемая выручка от реализации каждого продукта по всем планируемым периодам. Дан­ная величина рассчитывается путем умножения планируемой цены реализации продукции на плановый объем реализации.

В модели учиты­вается динамика роста цен на продукцию за счет инфляции. Для того чтобы рассчитать плановые поступления денежных средств от реализации продукции, необходимо скорректировать плано­вую выручку с учетом реальных поступлений де­нежных средств.

Для этого используются коэффи­циенты инкассации, которые определяют, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в том же периоде, а какая часть - в последующих периодах. Коэффициенты инкассации могут на­значаться экспертно, а могут быть рассчитаны из анализа реестра дебиторской задолженности, если таковой существует на предприятии.

В модели программы сбыта учитывается ряд ограничений, в частности ограничение по объе­му реализации продукции. Считается известный спрос на продукцию, то есть в каких объемах пред­приятие может реализовать свою продукцию в каждом плановом периоде.

Снабженческая программа. В описании -следующие переменные: объемы закупок товара для перепродажи, коэффициент роста цен, запасы материалов, удельный расход мате­риалов на закупку единицы продукции, пла­тежи за закупленную продукцию, коэффициенты инкассации.

Моделирование предполагает определение затрат на закупку материалов путем суммирова­ния всех произведений удельного расхода товара и объемов реализации продукции.

Затем, используя коэффициенты инкассации, оп­ределяют выплаты денежных средств за закупае­мые товары. В модели программы снабже­ния учитывается ряд ограничений, в частности ограничение по объему закупок.

Финансовый план. В описании - следующие переменные: денежные средства на начало/конец периода, поступления/выплаты денежных средств, денежный поток. Модель предполагает консоли­дацию информации о поступлениях и платежах из моделей сбыта, закупки и снабжения.

Целевая функция состоит из трех слагае­мых: поступлений от реализации продукции, пла­тежей за использование складов, магазинов, транспорта, и платежей за поставляемые товары.

Таким образом, в ходе решения задачи необ­ходимо принять следующие плановые решения:

- оценить объем закупок товаров в каждом месяце планируемого года;

- оценить объем закупа продукции в каждом месяце планируемого года;

- оценить объем реализации продукции в каж­дом месяце планируемого года.

Данные решения должны максимизировать финансовый поток по маржинальной прибыли. В качестве целевой функции (критерия оптималь­ности) принимается денежный поток по маржи­нальной прибыли за все периоды планирования.

Ограничения модели по сбыту: ограничен­ный суммарный спрос на продукцию.

Ограничения по закупкам: ограничен­ные в площадях складов; ба­лансовое ограничение (закупленной продук­ции и запасов должно хватить для реализации программы сбыта в каждом периоде).

Ограничения по снабжению: ограничение по объему закупок товаров в каждом месяце, балансовое ограничение - закупленных матери­алов и запасов должно хватить для реализации программы закупок в каждом периоде.

Ограничения по финансам: балансовое ограничение - денежных средств в каждом перио­де должно хватить для реализации продукции и снабженческой программы с учетом поступлений от реализации программы сбыта.

Граничные условия: объемы реализации про­дукции, объемы закупки о- неотрицательные числа.

Для решения поставленной задачи может быть использован симплекс-метод. Применение ме­тода позволяет:

- найти единственное решение задачи; •указать на неразрешимость задачи (если ре­шения нет);

- установить отсутствие единственного реше­ния (если задача имеет бесконечное число ре­шений).

Отрицательные стороны симплекс-метода свя­заны с тем, что каждый шаг алгоритма не имеет экономического смысла, поэтому, получив реше­ние, его нельзя никак логически обосновать.

Симплекс-метод позволяет проводить сце­нарный анализ.

При этом нет необходимости заново решать задачу при изменившихся началь­ных условиях (ценах на сырье и т. д.).

Основные положения сценарного анализа следующие:

1. Существует бесконечное множество не за­висящих от предприятия внешних факторов, вли­яющих на его финансовое состояние в прогноз­ном периоде. Некоторым из этих факторов слож­но дать количественную оценку.

2. Значения количественных факторов в прогноз­ном периоде в момент времени "сейчас" не извест­ны и поддаются только вероятностной оценке.

3. Реальность финансового прогноза увеличи­вается, если рассматривать не дискретные значе­ния факторов, а определенный диапазон значений.

Суть сценарного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о прогнозных объемах продаж, ценах и др., анализируют конечные ре­зультаты моделирования и прогнозирования, оце­нивают риски и определяют оптимальный вари­ант действий.

Сценарное моделирование пред­полагает в некоторых моментах составление де­сятков и более родственных финансовых моде­лей и прогнозов.

Финансовые модели, которые применяются менеджерами крупных предприятий, относятся к методам моделирования, направленным на про­гнозирование последствий альтернативных фи­нансовых стратегий при разных исходных допу­щениях. Это модели общего характера, практически не очень сложные, содержащие сотни урав­нений и взаимосвязанных переменных. Часто применяется одна финансовая модель или имее­тся доступ только к одной какой-то модели. Иног­да можно встретить использование нескольких моделей: например, развернутой модели, интег­рирующей прогнозирование инвестиций и опе­ративное прогнозирование, и более простой мо­дели, сфокусированной на анализе последствий финансовой стратегии, а также модели, специ­ально предназначенной для анализа.

Таким образом, основным инструментом, ис­пользуемым для финансового планирования, яв­ляется экономико-математическое моделиро­вание, ориентированное на решение задач про­гнозного характера.

Сложность данной задачи определяется не столько теоретическими проблемами, сколь­ко отсутствием априорной информации о харак­тере качественных изменений, происходящих в закономерностях развития финансовых ситуаций. Поэтому в подобной ситуации фактически создаю­тся условия, при которых уровень точности про­гнозных оценок можно получить только с помо­щью моделей, обладающих адаптивными свойствами.

Таки образом, применяемые адаптивные модели при оценке текущего фи­нансового состояния предприятия способны учи­тывать эволюцию его динамических характерис­тик. Кроме того, получение прогнозных оценок можно считать одним из важных направлений имитационного моделирования, так как проведе­ние экспериментов для получения информации в упреждающие моменты времени невозможно осуществить в принципе.

В связи с этим возникает задача разработки экономико-математических моделей анализа финансового состояния предприятия и оценки риска наступления предкризисной ситуации в перспективном периоде с учетом их адаптации и возможности имитации траектории развития, а также доведения полученных вычислительных схем до программной реализации. Такие модели и методы имеют практическую ценность и обес­печивают объективный подход к оценке конку­рентоспособности предприятия.

.

Заключение

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие способно путем эффективного использования денежных ресурсов обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости дополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия. Если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, но финансовая устойчивость им не потеряна, то у предприятия есть шансы выйти из затруднительного положения. Но если неудовлетворительны и показатели ликвидности и показатели финансовой устойчивости, то такое предприятие – вероятный кандидат в банкроты.

Финансовая устойчивость предприятия определяется воздействием не только внутренних факторов /состоянием активов предприятия, их оборачиваемостью, структурой источников формирования этих активов /, но и внешних /государственной, бюджетной и налоговой политик, процентной и амортизационной политик, состоянием рынка и т.д./.

Особенность анализа финансового состояния ТОО «С/Х техника» заключена в том, что его структура баланса неудовлетворительна, предприятие неплатежеспособно и восстановление платежеспособности в контрольный период маловероятно.

Обычно, для улучшения финансового положения предприятие предпринимает следующие шаги:

- избавляется от убыточной продукции и подразделений;

- разрабатывает и осуществляет программу сокращения затрат;

- улучшает управление активами.

Другим направлением работы является проведение правильной маркетинговой политики.

И третье направление – обеспечение быстрой оборачиваемости капитала.

Данное предприятие специализируется на поставках с/х, дорожной, спец.техники, запасных частей, смазочных материалов.

За анализируемый период времени стоимость валовой продукции увеличилась на 1725000 тенге, что вызвано, прежде всего ростом объема реализации.

Также наблюдается увеличение стоимости основных средств, что связано с приобретением нового оборудования. Численность работников увеличилась незначительно, всего на 6 человек.

В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает Поставка и сервис с/х техники (20,8%), Поставка запасных частей для с/х техники (16,3 %), Поставка смазочных материалов и масел (16,2 %), Поставка и сервис спец.техники (15,3 %), Поставка и сервис дорожной техники (14,0 %), Поставка резинотехники (8,5 %) и другие 8,9 %.

Наибольший удельный вес в структуре основных средств занимает группа «Здания и сооружения» - 49,9 %. Это связано, прежде всего с основной направленностью предприятия.

Численность работников на предприятии имеет тенденцию к росту. Количество работников увеличилось на 6 человек. В структуре работников произошли незначительные изменения.

Снижение затрат на продукцию связано с тем, что предприятие приобретает его непосредственно у производителя, минуя посредников. Это оказывает непосредственное влияние на себестоимость реализуемой продукции.

Себестоимость продукции в 2016 году увеличилась по сравнению с 2015 годом на 586,116 тыс.тенге, а выручка от реализации выросла на 1552,5 тыс.тенге. Увеличение выручки связано с ростом объемов реализации продукции. Рост прибыли составил 966 009 тыс.тенге.

Уровень рентабельности в 2016 году составил 130,57 %, то есть на один тенге затрат было получено 1,3 тенге прибыли.

Наибольшая сумма прибыли была получена в 2016 году – 7358,884 тыс.тенге, что на 966,009 тыс.тенге больше, чем в предыдущем году. На изменения величины прибыли оказали влияние три фактора: себестоимость, цена и объем.

В результате влияния этих факторов общая сумма прибыли в 2016 году выше, чем в 2015 году на 966009 тенге. Как следствие, рентабельность производства продукции в 2016 году увеличилась на 3,98 %.

Так же в ходе анализа установлены следующие сильные стороны деятельности предприятия: наличие собственной материальной базы, развитая инфраструктура, рыночный опыт, широкий спектр услуг,высокопрофессиональный кадровый корпус, высокая доля собственного капитала. Так же в ходе анализа обнаружены следующие слабые стороны предприятия: уменьшение размера собственного капитала, увеличение доли заемного капитала по отношению к собственному капиталу, неполное использование возможностей предприятия, низкая возможность привлечения иностранных инвесторов, влияние ставки НДС, отсутствие международных соглашений об избежание двойного налогообложения, негативное влияние налоговой границы и т.д..

У предприятия для расширения поле деятельности и расширения финансового потока имеются следующие возможности: постоянный и высокий спрос на продукцию, возникновение мультипликативного эффекта, расширение партнерских и кооперационных отношений.

Таким образом, с целью совершенствования экономического механизма управления прибылью предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:

1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в закупке и реализации престижных и наиболее нужных для рынка изделий.

2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

3. Повышение коэффициента оборачиваемости текущих активов, сокращение всех видов запасов и неликвидных средств.

4. Снижение непроизводственных расходов и потерь.

5. Внедрение в практику оперативного учета расходов в процесс закупа , реализации и оказания услуг.

6. Применени

Наши рекомендации