Классификационные признаки Виды решений
Информационная база для принятия всех этих решений определяется тем, какие сведения генерирует система управленческого учета в организации. Таким образом, качество этой системы определяет качество управленческих решений.
Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного пользователя и обеспечивающих возможность его реализации на практике. Процесс принятия решения в управленческой подсистеме организации можно схематически представить в виде «черного ящика» (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4. «Черный ящик» процесса принятия решения.
Внешняя среда
Вход Процесс принятия решений Выход
(«черный ящик»)
Обратная связь
Как происходит сам процесс принятия решения, нам в данном случае безразлично, поэтому мы и называем его «черным ящиком». На самом деле это та самая совокупность действий, которую иллюстрирует рисунок 2.2. Методы сбора информации, анализа, выбора вариантов и путей их реализации составляют предмет множества учетных, аналитических и управленческих дисциплин. Для того, чтобы «ящик» функционировал, необходимы данные, поступающие из внешней среды. Участников внешней среды организации и факторы, ее формирующие, мы рассматривали в разделе 2.1.2.
Проблема, которую следует решить, информация, необходимая для этого, и способы ее обработки формируют вход системы принятия решений. Входными данными могут выступать особенности спроса потребителей на продукцию, требования к качеству, рыночная ситуация по видам продукции, выпускаемым фирмой, и т.п.
На выходе «черного ящика» - управленческое решение, обладающее определенными характеристиками, некоторые из которых приведены на рисунке 2.3 (количественное или качественное, детерминированное или вероятностное, и т.д.).
Обратная связь представляет собой поток информации, поступающий от пользователей результатов управленческого решения – его исполнителей, потребителей продукции и прочих лиц, на которых оказывает влияние данное решение, в «черный ящик» (то есть к лицу или органу, принимающему решения) или к лицам, формирующим входные данные для системы принятия решений. Сведения, передаваемые по системе обратной связи, могут касаться, например, неудовлетворенности потребителей качеством продукции (и тогда лица, принимающие решения, должны рассмотреть вопрос об иной организации производства, которая позволит избежать рекламаций) или об изменении ситуации на рынке сбыта продукции. В этом случае лицам, которые отвечают за представление информации, следует принимать во внимание обратную связь.
В теории принятия решений считается, что формирование или совершенствование этой системы следует начинать с «выхода», то есть с осознания того, что следует получить, какими характеристиками должно обладать решение. Однако, несмотря на это, ключевой частью процесса принятия решений является его «вход», т.е. система управленческого учета. Если качество «входа» неудовлетворительно, то при любом уровне качества процесса в системе качество принятого решения («выход») тоже окажется неудовлетворительным. Исходя из этого ставится понятной важность управленческого учета, в рамках которого формируется входная информация для принятия управленческих решений. Без эффективной системы управленческого учета само управление организацией может оказаться неэффективным.