Тема 9 Анализ затрат на производство и реализацию продукции

1 Задачи анализа:

  • оценивается состав затрат на производство и реализацию продукции (по какому признаку будут классифицированы затраты)
  • оценивается динамика затрат за несколько лет
  • выявляют и количественно измеряют факторы влияющие на затраты на 1 рубль товарной продукции
  • определяют резервы для снижения себестоимости продукции

Информационная база:

  • форма № 2 (020 строка «себестоимость произведенной продукции», 030 «коммерческие расходы» и 040)
  • форма № 5 ( затраты по обычным видам деятельности по экономическим элементам)

2. Методика общей оценки себестоимости продукции

1. Анализируется себестоимость продукции за несколько лет. Определяются абсолютные отклонения, темпы роста, прироста. Строится график изменения себестоимости.

2. Определяют отклонение фактической себестоимости товарной продукции от плановой (базовой) и рассчитывают процент выполнения плана по себестоимости. Составляется таблица вида:

Показатели   Сумма, тыс.руб.
1. Полная себестоимость за базовый период (по плану) Псбаз = Ктпбаз*Стп1баз    
2. Полная себестоимость отчетного года (факт) 2.1 по базовой себестоимости (сопоставимая) 2.2 по отчетной себестоимости (отчетная)   Пссоп =Ктпотч*Стп1баз Псотч = Ктпотч*Стп1отч  
3. Абсолютное отклонение 2.2-1  
4. Темп роста, % 2.2/1 *100  

3. Выявляют и количественно измеряют влияние количества товарной продукции и себестоимости единицы продукции на изменение полной себестоимости.

∆ТП∆Ктп = Ктпотч*Стп1баз - Ктпбаз*Стп1баз= Пссоп- Псбаз

∆ТП∆ Стп1 = Ктпотч*Стп1отч - Ктпотч*Стп1баз= Псотч-Пссоп

∆ТП = ∆ТП∆Ктп + ∆ТП∆Стп1

Определяем индекс роста количества товарной продукции и себестоимости единицы продукции:

ИКтп = Пссоп/Псбаз

ИС1ТП = Псотч/Пссоп

4. Проводится анализ сравнимой и несравнимой продукции (анализ проводится аналогично этапу 2 и 3).

Сравнимая продукция – это продукция, которая была освоена в предыдущие годы и по которым составлена фактическая калькуляция.

Несравнимая – новый вид продукции.

5. Разработка мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции.

3. Методика анализа себестоимости продукции по экономическим элементам и статьям калькуляции

Анализ может проводится по себестоимости в целом, по сравнимой и несравнимой продукции.

1. Анализируется себестоимость продукции по экономическим элементам. Составляется таблица следующего вида:



Показатели Базовый год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, % Темп прироста, %
1. Материальные затраты 2. Средства на оплату труда 3. Социальные выплаты 4. Амортизационные отчисления 5. Прочие затраты          

2. Анализируется себестоимость по статьям калькуляции. Вид таблицы аналогичен.

Показатели Базов. год Отчетн. год Абсолютн. отклонен. Темп роста, % Темп прироста, %
1. Сырье и материалы за вычетом возвратных отходов 2. Вспомогательные материалы 3. Транспортно-заготовительные расходы 4. Топливо на технологические цели 5. Энергия на технологические цели 6. Основная зарплата производственных рабочих 7. Дополнительная зарплата производственных рабочих 8. Отчисления на социальные нужды 9. Расходы на подготовку и освоение производства 10. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования 11. Общепроизводственные расходы 12. Общехозяйственные расходы Итого производственная себестоимость 13. Коммерческие расходы Всего полная себестоимость          

3. Может быть проведен факторный анализ полной себестоимости отдельно по экономическим элементам и статьям калькуляции. С этой целью составляется аддитивная модель себестоимости продукции. Влияние факторов определяется методом цепных подстановок. (Абсолютное отклонение – это и есть влияние конкретного фактора на изменение себестоимости).

4. Разрабатываются мероприятия по снижению затрат в разрезе каждой статьи (элемента).

4. Методика анализа затрат на один рубль товарной продукции

1. Составляется таблица следующего вида:

Показатели Базовый год Отчетный год Абсолютное отклонение Темп роста, % Темп прироста, %
1. Объем выпуска продукции, тыс. руб. 2. Полная себестоимость, тыс. руб. 3. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.          


З1р = Пс/ТП

2. Выявляют и количественно измеряют факторы, влияющие на полную себестоимость:

Пс = З1р*ТП

Так как модель мультипликативная двухфакторная, то анализ выполняется индексным или интегральным методом.

∆Пс∆ТП = ∆ТП*З1рбаз

∆Пс∆З1р =∆З1р*ТПотч

Псобщ = ∆Пс∆ТП + ∆Пс∆З1р – индексный метод

3. Выявляют и количественно измеряют влияние факторов на затраты на 1 рубль товарной продукции. С этой целью составляется формула факторов 2-го порядка:

З1р = (Ктп*С1тп)/(Ктп*Цтп)

Анализ проводится в виде таблицы, в которой показатели 1-6 характеризуют исходные данные, показатели 7-10 – формулы затрат на 1 рубль товарной продукции, 11-14 - изменение затрат за счет анализируемых факторов.

Показатели   Сумма
1. Себестоимость товарной продукции за базовый период (полная), тыс. руб.    
2. Себестоимость товарной продукции отчетного года, исходя из базовой себестоимости единицы продукции, тыс. руб. Ктпотч*Стп1баз    
3.Себестоимость товарной продукции отчетного года, тыс. руб. Ктпотч*Стп1отч  
4.Товарная продукция за базовый период, тыс. руб. Ктпбаз*Цтпбаз  
5. Товарная продукция отчетного года в ценах за базовый период, тыс.руб. Ктпотч*Цтпбаз  
6. Товарная продукция отчетного года, тыс. руб. Ктпотч*Цтпотч  
7. Затраты на 1 рубль товарной продукции за базовый период 1:4  
8. Затраты на 1 рубль товарной продукции отчетного года, исходя из базовой себестоимости и цены единицы продукции 2:5  
9. Затраты на 1 рубль товарной продукции отчетного года, исходя из базовой цены 3:5  
10. Затраты на 1 рубль товарной продукции отчетного года 3:6  
11. Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет изменения количества товарной продукции 8-7  
12. Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет изменения себестоимости единицы продукции 9-8  
13. Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет изменения цены 10-9  
14. Общее изменение затрат на 1 рубль товарной продукции 11+12+13  

4. Разрабатываются мероприятия по снижению затрат на один рубль товарной продукции.

5. Методика анализа прямых материальных и трудовых затрат

Анализ прямых материальных затрат проводится на основе калькуляции себестоимости, а именно: сырье, основные материалы, транспортно-заготовительные расходы, топливо и энергия на технологические цели, тара и тарные материалы.

Прямые трудовые затраты состоят из основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.

Величина указанных факторов зависит от:

1) объема выпуска продукции;

2) структуры и ассортимента выпуска продукции;

3) уровня затрат отдельных видов себестоимости продукции.

Для определения влияния объема выпуска продукции на величину прямых материальных затрат необходимо материальные затраты базового периода умножить на индекс роста товарной продукции и вычесть материальные затраты базового периода.

Для определения влияния ассортимента и структуры необходимо:

- осуществить пересчет затрат на фактический выпуск и ассортимент отчетного года по базовым нормам расхода и ценам;

- вычесть из пересчитанной величины базовые затраты, скорректированные на индекс роста продукции.

Влияние уровня затрат определяется как разница между отчетной величиной прямых затрат и пересчитанной величиной на фактический выпуск (ассортимент отчетного года по базовым нормам расхода и ценам).

Для более детального анализа с целью принятия управленческого решения необходимо влияние уровня затрат себестоимости отдельных наименований разложить на факторы (норма расхода и цена).

6. Анализ расходов на содержание и управление производством

1. Определяется отклонение и темпы роста по комплексным статьям затрат.

2. Характеризуют состав, структуру и динамику каждой комплексной статьи, выясняют причины изменения по каждому элементу комплексных статей.

3. Строят смежные уравнения каждой статьи затрат

У=ах+в,

где а – переменные затраты на единицу продукции;

в – постоянные затраты

Параметры а и в определяются с помощью корреляционного анализа.

4. Переменная часть корректируется на изменение объема выпуска продукции и определяется объективная величина затрат на отчетный выпуск.

Выявляют обоснованные и необоснованные отклонения затрат по статье.

5. Выявляют причины изменения затрат и разрабатывают рекомендации по оптимизации уровня затрат каждой комплексной статьи.

Тема 10 Анализ доходов, расходов и финансовых результатов

Задачи анализа доходов, расходов организации:

  • изучение состава и структуры доходов и расходов предприятия
  • количественно измерить факторы, влияющие на изменение доходов и расходов
  • разработка мероприятий по выявлению резервов направленных на рост доходов и снижение расходов

Информационная база анализа доходов, расходов организации:

  • форма № 2 (отчет о прибылях и убытках)
  • декларация по налогу на прибыль
  • аналитика по счету 90 (продажи) и субсчетам выручка и полная себестоимость и счету 91 (прочие доходы и расходы) с субсчетами прочие доходы и прочие расходы

Задачи анализа финансовых результатов:

  • проверяется правильность ведения
  • изучается состав и структура финансовых результатов предприятия
  • выявляют и количественно измеряют факторы влияющие на прибыль и рентабельность предприятия
  • разрабатываются мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности

Информационная база анализа финансовых результатов:

  • форма № 2 (отчет о прибылях и убытках)
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету 99 и 84
  • форма № 3 (отчет об изменении капитала)
  • форма № 4 (отчет о движении денежных средств)
  • налоговая декларация о прибыли предприятия

2. Методика анализа доходов организации

1. Изучается доход от основной деятельности, его состав и структура (выручка – объем реализованной продукции)

2. Анализируется состав и структура доходов от прочей деятельности:

1) проценты к получению (по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, проценты от банка за средства, хранящиеся на расчетном счете, проценты от других организаций по предоставленным им займам)

2) прочие операционные доходы: поступления от продажи основных средств (Форма №4 «Отчет о движении денежных средств», стр. «Выручка от продажи основных фондов»); поступления от продажи иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров; доходы от участия в других организациях (дивиденды по акциям других организаций).

3) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые подлежат оплате партнерами как признанные ими или на основании решения суда;

4) списанная стоимость активов, полученных безвозмездно;

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;

6) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

7) суммы, полученные от покупателя, чья задолженность уже списана в прошлые годы в убыток;

8) положительные курсовые разницы;

9) излишки имущества, выявленные во время инвентаризации.

Каждый этап методики сопровождается аналитической таблицей, в которой раскрывается состав всех доходов за несколько лет; рассчитываются удельные веса каждого вида доходов, показатели динамики.

3. Разрабатываются мероприятия по увеличению доходов в частности от основной деятельности (выручки).

3. Методика анализа расходов организации

1. Изучается состав и структура расходов на осуществление основной деятельности (полная себестоимость)

2. Изучается состав и структура расходов от прочей деятельности:

1) проценты к уплате (по облигациям, акциям, по кредитам и займам, полученным от других организаций);

2) прочие операционные расходы:

- оплата банковских услуг

- отчисления в оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений)

- затраты на содержание законсервированных производственных объектов

- суммы налогов и сборов, которые организация уплачивает за счет финансовых результатов

- остаточная стоимость основных средств и другого амортизируемого имущества, которое было продано.

3) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией или присуждены судом;

4) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

5) суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания;

6) отрицательные курсовые разницы;

7) сумма уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров, финансовых вложений;

8) перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;

9) расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха и развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера;

10) судебные расходы.

3. Разрабатываются мероприятия по снижению расходов организации.

На производстве существуют чрезвычайные расходы и доходы. Если они имеют место на предприятии, то их следует раскрыть в Форме №2.

4. Методика анализа прибыли до налогообложения

1. Анализируется финансовый результаты по форме № 2 с этой целью из формы № 2 выписывается наименование показателей и их значение за 2-3 года. По каждому показателю рассчитывается абсолютное отклонение, темпы роста и прироста. Проводится вертикальный анализ финансовых результатов каждого элемента формы № 2 в объеме выручки (т.е. выручка обозначается за 100%).

2. Анализируется состав и структура прибыли до налогообложения т.е. строится аналитическая таблица и характеризуется динамика каждого элемента прибыли до налогообложения

3. Составляется формула прибыли до налогообложения и проводится анализ методом цепных подстановок

4. Разрабатываются рекомендации по увеличению прибыли до налогообложения

5. Методика анализа прибыли от продаж: анализ влияния объема продаж и затрат по видам деятельности и по сегментам. Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж.

1. Составляется таблица в которой указывают те показатели прибыли от продажи продукции которые ее образуют по формулам

Пот продаж = Выручка – Пс

Пот продаж = Ктпреализ*(Цед - Стп1)

Пот продаж = ТП * Уд. вес i-й продукции *( Ц i - С i тп1)

Выведенные формулы подвергаются факторному анализу с тем ,чтобы количественно измерить влияние каждого фактора на показатель.

2. Проводится анализ прибыли от продаж продукции по видам продукции

3. Анализируется прибыль от продаж продукции согласно форме № 4 разделу № 1.

4. Анализируется прибыл от продажи продукции в системе директ-костинг. Определяются критический объем продаж и запас финансовой прочности для оценки деятельности предприятия. Использование эффекта производственного рычага для прогнозирования прибыли (убытка) от продаж.

С этой целью составляется таблица вида (по каждому показателю таблицы следует указать его абсолютную величину из отчетности и рассчитать абсолютные отклонения, темпы роста, темпы прироста):

Показатели Условные обозначения Номер строки Расчетная формула
1. Выручка от продажи продукции 2. Переменные затраты 3. Маржинальный доход 4. Доля маржинального дохода в объеме выручки 5. Постоянные затраты 6. Критическая точка объема продаж 7. Запас финансовой прочности 8. Запас финансовой прочности в проценте к объему продаж 9. Прибыль от продаж 10. Эффект операцион-ного рычага 11. Изменение прибыли за счет изменения операционного рычага (леверидж)   В Зпер МД   Кмд Зпост   Ч   ЗФП     Кзфп Пп   ЭОР       030+040   -   - В-Зпер   МД/В     Зпост/Кмд В-Ч или В-Зпост/Кмд     ЗФП/В В-Зпер-Зпост   МДбаз/Ппбаз   ЭОР*Тприр выручки          

Показатель 11 показывает, на сколько процентов увеличится прибыль, если выручку увеличить на один процент.

6. Система показателей рентабельности. Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия. Факторный анализ рентабельности. Факторный анализ деятельности предприятия по моделям фирмы Дю’ Пона и пути повышения эффективности функционирования предприятия.

Анализируются показатели рентабельности :

1) рентабельность продукции:

(Пп/Пс)*100

2) рентабельность продаж:

(Пп(чистая)/В)*100

3) рентабельность собственного капитала:

(Пп/Соб капитал среднегод(стр.490))*100

4) рентабельность активов

(Пп(чистая)/Активы среднегод (стр.300))*100

5) рентабельность оборотных средств

(Пп/Обор средства(среднегод))*100

6) рентабельность основных фондов:

(Пп/Соф(срднегод))*100

7) рентабельность производства:

(П до н/о / (Соф+Обор средства, нормированные))*100

Для каждой формулы составляется своя аналитическая таблица, проводится свой факторный анализ.

Для формулы рентабельности собственного капитала, активов и производства рекомендуется выводить формулы Дю Пона.

Тема 9 Анализ затрат на производство и реализацию продукции - student2.ru ,

где ЧП – чистая прибыль

П – проценты уплаченные за пользование кредитами

Сн – ставка налога на прибыль

А – активы

Тема 9 Анализ затрат на производство и реализацию продукции - student2.ru

Тема 9 Анализ затрат на производство и реализацию продукции - student2.ru

Наши рекомендации