Потенциальные потребители услуг компании

Потребителями услуг компании могут быть следующие граждане и организации:

- лица со сверхвысокими доходами, способные оплатить стоимость жилья в размере 3-6 млн. руб. за год;

- организации, покупающие жилье для своих сотрудников;

- сельскохозяйственные объединения (бывшие колхозы и совхозы) и фермеры;

- коммерческие организации – для самостоятельной достройки дома и выгодного вложения капитала;

- лица, способные за 3-5 лет собрать необходимую сумму.

По мнению специалистов компании, в настоящее время наибольший удельный вес имеют первые две категории потребителей. Вместе, с тем руководство компании осознает, что осуществление широкомасштабного индивидуального строительства невозможно без нарастающего привле­чения заказчиков, названных последними.

Характеристика потребителей услуг компании

Потенциальными покупателями строящихся коттеджей могут стать (при предоставлении долгосрочного кредита):

- высокооплачиваемые кадровые сотрудники организаций Москвы;

- руководство и квалифицированные сотрудники, в том числе иностранные, московских фирм;

- представители высшего командного состава армии в рамках про­грамм по предоставлению жилья военнослужащим;

- специалисты банковских структур, торговых домов, бирж;

- сотрудники зарубежных фирм, имеющих представите представительства в Москве.

Мотивация к покупке

Жилье подобного типа покупается, как правило, для себя и один раз в жизни. Решение о покупке или о начале строительства принимается после тщательного обдумывания и советов с близкими людьми и специалистами.

Большинство заказчиков принимает решение приобрести жилье в компании после того, как они увидели готовые дома у друзей или знакомых.

Для удовлетворения потребностей современного потенциального заказчика необходимо, чтобы оборудование коттеджа включало в себя санузел, ванную комнату, газоснабжение, водопровод, телефон. Обязательными требованиями являются стабильное электроснабжение и дороги с жестким покрытием.

Конкуренция

Потенциальные конкуренты компании, действующие на территории московского региона:

- корпорация «Жилищная инициатива» осуществляет многоэтажное строительство в Москве, сооружение коттеджей в области;

- АО «Малоэтажное и коттеджное строительство» (МИКС) назна­чено Правительством Москвы застройщиком 3000га в Солнечногорском, Раменском и Домодедовском районах;

- ассоциация «Народное домостроение» строит жилье на средства своих членов – различных организаций;

- технополис «Северный» в Северо-Восточном округе Москвы осуществляет строительство малоэтажных зданий и индивидуальных, коттеджей;

- компания «Менатеп РИ» (дочерняя структура финансовой группы «Менатеп») на базе бывшего пансионата строит коттеджный поселок на 14-м километре Ярославского шоссе;

- фирма «СКМ» проводит строительство блочных коттеджей в районе реки Икша (в 40 км от Москвы);

- компания «Одомин» сооружает блочные коттеджи (в 12км от Москвы по Дмитровскому шоссе);

- фирма «Сапсан» имеет договор с канадской компанией «Modulex» в поставку готовых коттеджей;

- «Дорстройсервис» предлагает панельные коттеджи в Солнечногорском районе (в 55 км от Москвы).

Специалисты компании склонны оценивать как незначительную кон­куренцию фирм, представлявших наибольшую угрозу финансовым инте­ресам компании.

2.4 Производственный план

Цель раздела – подробным образом описать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.

Задача данного раздела – доказать инвесторам, что предприятие в состоянии реально производить количество товаров/услуг в нужные сроки и с требуемым качеством.

В разделе обычно описываются все рабочие процессы, происходящие в организации, для которой составляется бизнес-план. Как правило, рассматриваются следующие вопросы:

- используемые помещения, их расположение, площадь, другие характеристики;

- используемое оборудование – марки, поставщики, производительность, размещение оборудования на производственных площадях; сервисное обслуживание оборудования;

- как организована система выпуска продукции (услуг) и как осуществляется контроль над производственными процессами;

- требуемый персонал;

- поставщики сырья, сроки поставки, цены, схемы оплаты;

- затраты на строительство и приобретение оборудования;

- этапы реализации проекта и график строительства, ввода и освоения мощностей;

- вопросы экологии.

Описание технологического процесса должно отразить:

- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;

- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;

- требования к источникам энергии и их доступность;

- требования к подготовке производства;

- возможности совершенствования технологии производства;

- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.

Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:

- административный персонал;

- инженерно-технический персонал;

- производственный персонал;

- условия оплаты и стимулирования;

- условия труда;

- структура и состав подразделений;

- обучение персонала;

- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

Структура данной части бизнес-плана:

- географическое положение предприятия, транспортные пути, наличие коммуникаций;

- технология и уровень квалификации кадров;

- потребность в площадях;

- кадровое обеспечение;

- экологичность производства и безопасности работающих;

- объем производства;

- заработная плата и другие расходы на персонал;

- затраты на сырье и материалы;

- текущие затраты на производство;

- переменные и постоянные издержки.

Пример.Раздел «Производственный план»(бизнес-план расширения строительных мощностей компании и развертывания строительства индивидуальных жилых домов (ЗАО «Комфортстрой»)).

Ядром политики долгосрочного развития является создание собствен­ной мощной производственной базы по изготовлению строительных и конструкционных материалов. Первым шагом на пути выполнения поставлен­ных целей будет монтаж бетонного завода производительностью 240 м3 в смену.

Сооружение бетонного завода позволит снизить себестоимость при­меняемого бетона на 30% и обеспечить бесперебойное снабжение строительных объектов, разнообразить номенклатуру выпускаемых марок бетона, повысить независимость строительства от погодных условий, сократить транспортные расходы.

В настоящее время на собственной строительной базе производятся следующие основные материалы и конструкции:

- тяжелый бетон и железобетон М-200 и М-300 – 15 000 м3 в год;

- строительный раствор – 1200 м3 в год;

- легкий бетон и железобетон – 9.000 м3 в год;

- деревянные конструкции – 5000 м3 в год.

Поставка сырья, строительных материалов и изделий осуществля­йся по железной дороге и автотранспортом.

При сооружении строительных объектов применяется технология «Poshal» (Австрия) и Специальная технология производства монолитных домов.

К прочим видам деятельности относятся:

- оказание автотранспортных услуг;

- производство бетона на продажу.

Данные о производственном плане компании содержатся в табл. 1, сведения о ее производственных мощностях – в табл. 2.

Таблица 1

Производственный план компании

Строительный объект Количество, шт.
Коттеджи из монолитного железобетона полезной площадью 150–450 м2 30
Жилые дома из кирпича полезной площадью 120–500 м2 20
Садовые домики из деревянных конструкций 30
Сельскохозяйственные объекты для фермерских хозяйств 2
Цокольные этажи из монолитного железобетона 30

Таблица 2

Производственные мощности компании

Наименование Количество, шт.
Автотранспорт
Автобус КавЗ 1
Автомашина «Урал»-4320-ОШ 1
Автомашина «Урал» с гидроманипулятором 1
Автомашина КамA3-55111 1
Автомашина ЗИЛ-ММЗ-554 2
Автомашина МАЗ - 504 1
Полуприцеп МАЗ-9397 1
Полуприцеп У-47А 2
Легковые автомобили
Автомашина ИЖ-412 1
Автомашина ИЖ-27151 2
Строительная техника
Вагон-гардеробная 1
Нормокомплект каменщика 1
Нормокомплект маляра 2
Установка штукатура 2
Автопогрузчик типа 40В14 1
Погрузчик-трактор К-700 1
Бульдозер Д-342-Г 1
Контейнер 1
Трактор Т-40 4
Автокран КС-4572 1
Автокран КС-3577 1

В проекте предусматриваются возможности развития трех сценариев привлечения финансовых средств, необходимых для развития строительного производства:

1) получение кредита с последующим его погашением;

2) организация строительной корпорации. Вклад компании может включать стоимость земли (право пользования, аренда, собственность), рабочую силу, сырье, материалы, эксплуатационные расходы. Вклад со стороны инвестора – необходимые финансовые средства. Прибыль от реализации продукции (жилые дома, сельскохозяйственные объекты) делится между учредителями компании пропорционально их вкладам;

3) организация акционерного общества для совместного строительства и эксплуатации бетонного завода. Прибыль от реализации цемента определяется между акционерами. В качестве одной из альтернатив возможностей привлечения финансовых средств может рассматриваться выпуск жилищных обязательств на право получения 1 м2жилой площади.

2.5 Финансовый план

Цель финансового раздела бизнес-плана – сформулировать и представить всеобъемлющую и достоверную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты (итоги) деятельности компании. Если эти данные тщательно подготовлены и убедительно подкреплены, они становятся одним из важнейших критериев оценки привлекательности бизнеса.

В то время как остальная часть бизнес-плана призвана дать читателю основные представления о характере предприятия, проектировка финансовых результатов призвана напрямую ответить на главные вопросы, волнующие как предпринимателя, так и того, кому адресуется план. Именно из этого раздела инвестор узнает о том, на какую прибыль он может рассчитывать, а кредитор – о способности потенциального заемщика обслуживать долг.

В разделе указываются основные финансовые расчеты, дающие представление об эффективности использования материальных ресурсов. Система расчетов должна отражать ожидаемые результаты от финансово-хозяйственной деятельности.

В разделе должны быть приведены: отчет о прибылях и убытках, калькуляция затрат подготовительного периода, расчет денежных поступлений, расчет затрат по обслуживанию кредита или займа, расчет платежей по налогам, баланс-прогнозы.

Структура данного раздела бизнес-плана:

- затраты подготовительного периода;

- затраты основного периода;

- расчет поступлений;

- затраты, связанные с обслуживанием кредита;

- налоговые платежи;

- другие поступления и выплаты;

- отчет о прибылях и убытках;

- поток реальных денег;

- прогнозный баланс.

Основная цель этого раздела – показать, на какую прибыль можно рассчитывать, и оценить платежеспособность предприятия.

Пример.Раздел «Финансовый план»(бизнес-план расширения строительных мощностей компании и развертывания строительства индивидуальных жилых домов (ЗАО «Комфортстрой»)).

Территориально проект реализуется в Подольском районе Москов­ской области. Принимая во внимание тот факт, что уровень цен в России равнялся или приблизился к мировому, расчеты проведены в рублях.

Финансовый план опирается на комплексные расчеты, сделанные компании при определении годовых производственных планов.

В качестве исходных позиций при определении стоимости жилых домов рассматривается удельная стоимость строительства 1 м2 по видам застройки, включая стоимость инфраструктуры.

Относительная себестоимость жилого объекта определяется пропорционально жилой площади. Продажная цена жилья определяется рентабельностью 25%.

В бизнес-проекте рассматривается следующий вариант расчета с клиентом: 30% предоплаты и последующая оплата 70% выполненного объема работ после завершения каждого этапа строительства.

Прибыль компании определяется по предполагаемой выручке за вычетом затрат на строительство, расходов на уплату налогов и погашения кредитов.

Затраты на функционирование включены в себестоимость. Оплата процентов по кредиту относится на себестоимость.

Из основных применяемых в РФ налогов рассматриваются следующие:

Налог на прибыль по ставке 20%. Возможные льготы по налогообложению не рассматривались из-за их небольшой величины;

Налог на добавленную стоимость оплачивается конечным покупателем и включен в структуру стоимости 1 м2 жилой площади;

Другие налоги не рассматривались, так как они включаются состав себестоимости и составляют, как правило, небольшую величину.

Данные об оборудовании, закупаемом компанией за счет кредита представлены в таблице 3.

Таблица 3. Перечень оборудования, закупаемом компанией за счет кредита (тыс.руб.)

Оборудование Первая очередь Вторая очередь
кол-во шт. цена за ед. кол-во шт. цена за ед.
Бетонный завод (запуск) 1 990 0 0,00
Бетоновозы 4 1466 0 0,00
Бетонный насос 1 500 0 0,00
Монтажный кран 1 840 0 0,00
Автомобильный кран 2 1680 0 0,00
Опалубка блочная (внедрение) 3 3000 0 0,00
Опалубка типа «Pashal» 1 3330 2 6660
Бортовые машины 3 1250 2 840
Автосамосвалы КамАЗ 4 2670 0 0,00
Автосамосвалы КрАЗ 2 1320 2 1320
Эскаваторы 1 1020 2 2010
Бульдозеры РТ-75 1 402 1 402
Бульдозеры С-130 0 0,00 2 1350
Автобусы «Кубань» 2 1500 2 1500
Легковые автомобили 0 0,00 10 1680
Бытовые помещения 0 0,00 16 534
Передвижная электростанция 0 0,00 1 20
Сварочные аппараты 0 0,00 20 167
Вибраторы 0 0,00 6 1,00
Нивелиры 0 0,00 4 0,89
Кабельная конструкция 0 0,00 1 6,67
Инструменты и приборы 0 0,00 1 6,67
Ангары 3 350,00 0 0,00
Емкости для цемента 0 0,00 6 6,67
Итого:

Общая сумма кредита – 36 822 тыс. руб.

Проценты по кредиту зависят от сроков строительства, что продемонстрировано в табл. 4.

Таблица 4. Зависимость величины процентов по кредиту от сроков строительства.

Увеличение сроков строительства Процент по кредиту
%
1,31 1,33 1,34 1,35 1,36 1,38 1,39 1,40 1,41 1,43 1,44
2,67 2,73 2,78 2,83 2,88 2,94 2,99 3,04 3,10 3,15 3,21
2,74 2,79 2,85 2,90 2,95 3,01 3,06 3,12 3,17 3,23 3,29
2,79 2,85 2,90 2,96 3,01 3,07 3,12 3,18 3,24 3,29 3,35
2,84 2,89 2,94 3,00 3,06 3,11 3,17 3,23 3,28 3,34 3,40
2,87 2,92 2,98 3,04 3,09 3,15 3,21 3,27 3,32 3,38 3,44
4,50 4,63 4,76 4,90 5,03 5,17 5,31 5,46 5,61 5,76 5,91
4,55 4,68 4,82 4,95 5,09 5,23 5,38 5,52 5,67 5,82 5,98
4,88 5,06 5,26 5,46 5,66 5,87 6,09 6,31 6,54 6,78 7,02
4,96 5,16 5,35 5,56 5,76 5,98 6,20 6,43 6,66 6,90 7,14
5,07 5,26 5,47 5,67 5,89 6,10 6,33 6,56 6,80 7,04 7,29

Информация о сроках возврата кредита представлена на табл. 5

Таблица 5. Сроки возврата кредита при нормальных сроках строительства в зависимости от процента рентабельности и процента кредита

Срок строительства 2,5 месяца

Увеличение сроков строительства Процент по кредиту
%  
2,00 2,30 2,34 2,39 2,43 2,48 2,52 2,57 2,61 2,66 2,71 2,76
1,00 2,05 2,07 2,09 2,11 2,13 2,15 2,17 2,19 2,21 2,23 2,25
1,00 1,93 1,95 1,97 1,99 2,00 2,02 2,04 2,06 2,08 2,10 2,11
1,00 1,82 1,84 1,86 1,88 1,89 1,91 1,93 1,94 1,96 1,98 2,00
1,00 1,73 1,74 1,76 1,78 1,79 1,81 1,83 1,84 1,86 1,88 1,89
1,00 1,64 1,66 1,67 1,69 1,70 1,72 1,73 1,75 1,77 1,78 1,80

2.6 Оценка эффективности проекта

В данном разделе проводятся расчеты показателей эффективности проекта (интегральных показателей), выполненных с учетом дисконтирования. Основными показателями эффективности инвестиционного проекта являются следующие показатели:

- чистая текущая стоимость (NPV);

- внутренняя норма доходности (IRR):

- индекс доходности (PI);

- срок окупаемости с учетом дисконтирования (PВP).

1. Показатель чистой текущей стоимости (NPV – net present value).

Позволяет классифицировать варианты и принимать решения на основе сравнения инвестиционных затрат с доходами от объекта инвестирования, приведенной к текущей стоимости.

Потенциальные потребители услуг компании - student2.ru (1)

PV современная стоимость денежного потока (ден.ед)
IC суммарные инвестиции с учетом дисконтирования (ден.ед);
CF чистый денежный поток в периоде t (ден.ед)
r норма дисконта
n число периодов реализации проекта
m число периодов осуществления инвестиций
t порядковый номер периода получения дохода или осуществления инвестиций

2. Внутренняя норма доходности IRR (IRR – international rate of return).

Это процентная ставка, при которой показатель чистой современной стоимости проекта равен 0 (NPV =0).

Предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя стоимости использованного (авансированного) капитала (СС — cost of capital). Именно с ним сравнивается показатель IRR рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними следующая:

если

IRR >СС, то проект следует принять;

IRR <СС, то отклонить;

IRR =СС, то нет ни прибыли, ни убытков.

IRR позволяет выявить разницу между прогнозируемой внутренней нормой окупаемости проекта и требуемой доходностью. Эта разница является запасом прочности, позволяющим сопоставить доходность и риск.

Показатель IRR вручную вычислить невозможно, его точное значение – может быть найдено при помощи Microsoft Excel или других программных пакетов, а также приблизительное значение IRR можно вычислить при помощи математических преобразований: например, метода последовательной итерации.

3. Индекс рентабельности PI (PI–profitability index)

Это отношение суммы всех дисконтированных денежных доходов от инвестиций к сумме всех дисконтированных инвестиционных расходов.

Потенциальные потребители услуг компании - student2.ru (2)

при РI=1 проект следует отклонить;

РI>1, следует отдать предпочтение проекту с большимРI.

Показатель РI как правило, является дополнением к показателю NPV при анализе эффективности проекта.

4. Срок окупаемости (PBP – Pay-Back Period)

Это продолжительность времени, необходимого для возмещения начальных инвестиционных затрат из частых денежных поступлений.

Срок окупаемости может определяться в двух вариантах:

1) на основе дисконтированных членов потоков платежей (Nок);

2) без учета дисконтирования (Nу).

Nок – характеризует число лет, необходимых для того чтобы сумма дисконтированных на момент окончания инвестиций чистых доходов была равна размеру инвестиций.

Ny – не учитывает фактор времени, т.е равные суммы дохода, получаемые в разное время, рассматриваются как равноценные и равны:

Потенциальные потребители услуг компании - student2.ru (3)

Этот расчет имеет смысл при относительно незначительных колебаниях прогнозируемых годовых доходов относительно средней.

Данные показатели целесообразно рассчитывать в совокупности и представлять в следующем виде (табл. 6):

Таблица 6. Эффективность инвестиций*

   
Показатель Тыс. руб.
   
Ставка дисконтирования, %
Период окупаемости – PBP, мес.
Чистый приведенный доход - NPV 38 535
Индекс прибыльности - PI 1,65
Внутренняя норма доходности - IRR, % 31,53

*Пример. Данныебизнес-плана расширения строительных мощностей компании и развертывания строительства индивидуальных жилых домов (ЗАО «Комфортстрой»))

При выборе инвестиционного решения приоритет следует отдать показателю чистой современной стоимости, в том случае, если остальные показатели эффективности проекта дают неоднозначные результаты.

Показатели эффективности, рассчитанные с учетом ставки дисконтирования, демонстрируют сравнительную эффективность инвестиций в проект по отношению к другим финансовым инструментам, доступным для инвесторов.

В дополнение к этому также проводятся расчеты основных показателей платежеспособности, ликвидности, деловой активности и рентабельности.

2.7 Анализ и оценка риска

В разделе указываются все виды рисков предприятия, оценка вероятности их возникновения и оценка их значимости. Должны быть рассмотрены критические риски и потенциальные проблемы, которые могут препятствовать реализации мероприятий в рамках проекта, приведена оценка убытков, возможных в случае проявления данных рисков.

Главный риск для бизнеса может проявиться как следствие:

- реакции конкурента;

- слабостей персонала, занимающегося маркетингом, производством или менеджментом;

- современных достижений в технике, что может привести к падению конкурентоспособности собственной продукции (услуг).

Типы рисков, с которыми сталкиваются предприятия:

1) Рыночный риск (рынок не реагирует на товары (услуги) из-за неготовности потребителей к их принятию или отсутствию реальной потребности и т.д.).

2) Конкурентный риск (постоянно меняющаяся конкурентная среда и выход на рынок более мощных конкурентов).

3) Внешние риски (законодательство, курсы валют, стихийные бедствия и т.д.).

4) Технологический риск (разработка конкурентами новых более прогрессивных технологий и т.д.).

Если даже не ожидается риск от этих факторов, они должны быть описаны, должно быть показано, почему данные факторы не вызывают риска.

Для каждой из рассматриваемых составляющих риска должен быть представлен план ее минимизации. Точно также должна быть рассмотрена стратегия преодоления каждого узкого места (проблемы) из числа выявленных. Эти непредвиденные планы и стратегии показывают потенциальному инвестору, что разработчик проекта ощущает наиболее важные компоненты риска и готов их встретить, если они появятся.

Способность понимания рисков и разработки соответствующего плана действий является решающей для оценки качества управления в компании. Этот раздел – важный индикатор способности управления эффективно реагировать на ситуации, которые вызывают опасность для достижения целей предприятия.

Пример.Раздел «Анализ и оценка риска»(бизнес-план расширения строительных мощностей компании и развертывания строительства индивидуальных жилых домов (ЗАО «Комфортстрой»)).

В ходе анализа и оценки рисков определяются основные группы стабилизирующих факторов (рисков), способных повлиять на ход реализации проекта.

Внешние риски:

- социально-политическая нестабильность в России;

- несовершенство, противоречивость, нестабильность законодательной базы, в том числе налоговой политики;

- экономическая нестабильность в стране;

- агрессивность внешней среды;

- сложности в прогнозировании различных тенденций и факторов в проведении финансовых и экономических расчетов по проекту.

Социальные и организационные риски

- некомпетентность, недобросовестность, нерадивость партнеров, работников;

- ошибки в оценке ситуации, выборе стратегии и тактики управления;

- нарушение договорных обязательств, срывы со стороны подрядных организаций;

- бюрократия на местном уровне;

- недостаток квалифицированных кадров;

- возможность конфликтов между компанией и потребителем.

По мнению экспертов компании, первые два фактора являются наиболее неблагоприятными.

Экономические, коммерческие риски:

- отсутствие стартового инвестиционного капитала;

- недостаточная степень проработки рыночной ситуации;

- ненадежность инвесторов;

- отсутствие опыта;

- недооценка существующих конкурентов;

- рекламный риск.

По мнению экспертов компании, первый фактор является наиболее благоприятным.

Технические риски:

- непроработанность многих технических вопросов на начальной стадии;

- разбросанность строительных объектов;

- низкое качество проектной документации;

- возможное отставание инженерной инфраструктуры от темпов строительства объектов.

По мнению экспертов компании, первые два фактора являются наиболее неблагоприятными.

Таблица. План управления рисками проекта (фрагмент)

Раздел плана Описание
Факторы риска Компания не работала с данным клиентом раньше
Риски По результатам проекта: неправильно поняты потребности вследствие недоразумения. По графику: непрогнозируемая продолжительность операций из-за неправильно понятых методов делопроизводства заказчика. По расходу ресурсов: неверная оценка квалифика­ции клиента, которая может обусловить ошибочное толкование поставленных им задач и стать причиной неправильного распределения ресурсов
Анализ Вероятность неправильно понятых потребностей заказчика – высокая. Вероятность неправильного расчета времени данных операций – низкая. Вероятность неправильной оценки профессиона­лизма клиента – низкая
Стратегия Принимать в расчет только вероятность неправильно понятых потребностей заказчика. Чтобы уменьшить ее: - изучите прошлую корреспонденцию или отчеты о проблемах, связанных с данным заказчиком; - берите с собой на переговоры хотя бы двоих участников проекта; - поговорите с персоналом заказчика; - ведите запись всех переговоров; - обсуждайте с заказчиком ход проекта каждые две недели.

РУКОВОДСТВО ПО НАПИСАНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

Общие рекомендации

Бизнес-план – серьезный аналитический и финансовый документ, целью которого является получение финансирования. Данный документ будет служить показателем состоятельности проекта.

Процесс разработки бизнес-плана должен иметь вполне очевидные цели. Важно описать все цели в полной мере, показать, что их реализация действительно важна.

Бизнес-план должен быть грамотно составлен, оформлен, иметь четкую структуру и логику в последовательности разделов.

Важно обратить внимание на наличие в тексте орфографических и пунктуационных ошибок. Неграмотно составленный текст может испортить впечатление обо всем проекте.

Как правило, идея проектов заимствуется извне. Важно помнить, что мало перенять саму идею и ее ключевые параметры, для того, чтобы успешно реализовать их, необходимо взять в расчет все нюансы окружающей действительности, обратить внимание на все детали в окружающей деловой среде, т.е. добавить в идею авторскую составляющую, адаптировать ее под конкретную местность, возможности, потребности потребителя, предприятия и общества в целом.

Нельзя найти «универсальную» методологию разработки бизнес-плана без адаптации к специфике конкретного проекта. Различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует, требуют отражения в бизнес-планах неодинаковых данных.

Если используется готовый бизнес-план, недостаточно исправить заголовок или местоположение предприятия, некоторые цифры, необходимо максимально полно доработать проект, показать, что часть информации заимствована, а расчеты выполнены самостоятельно.

Продолжительность планирования проекта должна охватывать период начиная с организации проекта, вплоть до достижения окупаемости и получения от проекта некоторого положительного эффекта (прибыли). Рекомендуемый срок планирования – 2 года.

3.1 Понятие, характеристики и виды бизнес-планов

Бизнес-план– это документ, на основании которого принимается ре­шение о реализации новых проектов в области развития бизнеса пред­приятия.

Бизнес-план имеет несколько сущностных характеристик, а именно:

- охватывает определенный период;

- имеет своей целью получение прибыли;

- содержит систему мероприятий, направленных на достижение заданной цели;

- служит рабочим инструментом предпринимателя для организации своей работы;

- представляет собой развернутую программу осуществления конкретного бизнес-проекта предусматривающую оценку расходов и доходов;

- характеризует основные стороны деятельности и развития организации;

- является результатом исследования и обоснования конкретного направления деятельности организации на определенном рынке;

- служит формой представления деловых предложений и проектов, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса организации, интересов партнеров, инвесторов, потребителей и посредников.

Исходя из вышеперечисленных сущностных характеристик бизнес-плана выделяют два основных подхода:

- с точки зрения руководства и учредителей организации бизнес-план – это, прежде всего руководство к действию;

- с точки зрения инвестора инструмент позволяющий выбрать наиболее эффективный способ инвестирования.

Еще одним немаловажным предназначением бизнес-плана является возможность получения государственной поддержки и бюджетного финансирования. Следует заметить, что в современных условиях, бизнес-план все чаще используют, как основу корпоративного управления тогда как раньше он выступал только в роли инструмента привлечения инвестиций. Для развития бизнеса у российских организаций зачастую не хватает собственных ресурсов, и они вынуждены привлекать их извне. В таких случаях бизнес-план служит для демонстрации эффективности вложений инвестиций или обоснования возможности получения кредита как банковского, так и у государственных органов власти.

Таким образом, выделяют несколько разновидностей бизнес-плана:

- бизнес-план для создания нового предприятия;

- бизнес-план для проведения реконструкции существующего предприятия;

- бизнес-план для решения стратегических задач развития бизнеса существующего предприятия (покупка чужого бизнеса, слияние с другой компанией, развитие сбыта и т. д.);

Наши рекомендации