МСБУ (IAS) 8 – Влияние на банки
МСБУ 8 – это важный стандарт для банков и других финансовых институтов. В нем предлагается методология изменения стандартов составления финансовой отчетности (в случае необходимости), а также методология принятия новых стандартов по мере их появления.
Хотя с момента перехода банков на МСФО лишь немногие банки изменили стандарты финансовой отчетности, с введением новых стандартов, например МСФО (IFRS) 7 , увеличиваются требования по раскрытию информации к финансовой отчетности.
Банки должны будут предоставлять большую часть дополнительной информации в соответствии с новыми стандартами не только за текущий период, а также за те периоды, с которыми сопоставляются данные текущие финансовой отчетности.
Многие составители финансовой отчетности пришли к выводу, что лучше такую информацию начинять подготавливать задолго до непосредственного составления финансовой отчетности ,, так как отслеживание учетных записей за предыдущие периоды может занять много времени.
Положения ниже не являются изменениями в учетной политике банка:
i. применение учетной политики к хозяйственным операциям, прочим событиям или условиям, которые отличаются по содержанию от имевших место ранееранее происшедших;
Ii. применение новой учетной политики к хозяйственным операциям, прочим событиям или условиям, которые ранее либо не имели место, либо были несущественными.
Изменения, произошедшие в деятельности банка, напримернапример,, банк стал заниматься страховым бизнесом, лизингом или инвестиционными операциями, подлежат применению соответствующих стандартов, посвященных данным направлениям деятельности (МСФО 4, МСБУ17 и МСБУ 40 соответственно).
Банк должен последовательно отбирать и применять учетную политику применительно к аналогичным хозяйственным операциям, событиям или условиям, за исключением тех случаев, когда в соответствии со стандартом или его интерпретацией банк должен или вправе провести категоризацию по тем статьям, в отношении которых целесообразнее применять другие политики.
Если в соответствии со стандартом или интерпретацией к нему требуется или допускается такая категоризация, то в отношении каждой категории определяется и последовательно применяется соответствующая учетная политика.
За исключением случаев введения новых стандартов и интерпретаций к ним, учетные политики могут быть изменены лишь в том случае, когда в результате этих изменений финансовая отчетность будет представлять более надежную и актуальную информацию о влиянии данных хозяйственных операциях, прочих событий и условий на финансовое положение, финансовые результаты денежные потоки банка.
В соответствии с МСБУ банки должны предоставлять раскрытие информации еще до применения нового стандарта или интерпретации к нему, которые были выпущены, но еще не вступили в силу.
Банки обязаны раскрыть информацию о неприменении данного стандарта или интерпретации к нему, а также известную или обоснованно взвешенную информацию относительно возможного влияния первичного применения данного стандарта на финансовую отчетность банка за период его первичного применения.
МСБУ 8 также предлагает методическую рекомендацию о предоставлении раскрытия информации, которые банк должен будет учесть при выполнении этого требования.
Расчетные значения могут быть использованы банками применительно к резервам на покрытие кредитных убытков и сроку полезной службы материальных и нематериальных активов. В МСБУ дается определение расчетных значений, и каковы могут быть ошибки, а также в нем предлагается рекомендация по учету каждого элемента.
Изменение расчетных значений задним числом не применяется. Финансовая отчетность за предыдущие периоды не должна быть изменена.
Применение международных стандартов делается на допущении, что финансовая отчетность за предыдущие периоды была составлена надлежащим образом, даже не смотря на то, что расчетные значения за последующий период могут быть изменены. Влияние изменений расчетных значений должно отражаться на доходах за тот период, в котором эти изменения были сделаны, и за соответствующие периоды в будущем.
В МСБУ 8 дается определение существенным упущениям и искажениям финансовой отчетности. Они заключаются в следующем:
I. учетные политики по МСФО не должны применяться в том случае, когда результат их применения считается несущественным. Это дополняет положение МСБУ 1 относительно того, что раскрытие информации в соответствии с МСФО не должно представляться в случае несущественности информации.