Методы воздействия государства на кризисные предприятия

К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести следующие:

1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.

Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния.

2. Оценка бизнеса предприятия.

3. Маркетинг.

4. Организационно-производственный менеджмент.

5. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисная инвестиционная политика.

8. Антикризисное бизнес-планирование.

9. Организация ликвидации предприятия.

Государственное регулирование производства:

- государственное формирование госзаказов на тендерной основе

- финансирование НИОКР

- осуществление поддержки малому и среднему бизнесу

- проведение реструктуризации задолженность хозяйствующих субъектов

- осуществление поддержки экспорта и защита от импорта.

Государственное регулирование соцсферы:

- государственное регулирование занятости, размера пенсий, пособий, стипендий

- финансирование медицины

- определенные тарифы за коммунальные услуги

К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Наблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При наблюдении временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Главная цель внешнего управления – финансовое оздоровление должника, достигаемое за счет продажи части имущества должника, а также при помощи организационных и экономических мероприятий.

Срок конкурсного производства не может превышать один год; суд может продлить этот срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего.

Обязательным условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в письменном виде. В его тексте должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) сказано о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Конкурсный управляющий

КТО ТАКОЙ КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Конкурсный управляющий – это, прежде всего, гражданин Российской Федерации, назначаемый на время реализации конкурсного производства. Когда должник объявлен банкротом, открывается конкурсное производство и арбитражным судом назначается конкурсный управляющий для закрытия конкурсного производства и выполнения различных определённых полномочий, которыми его наделяет закон. После того, как происходит закрытие конкурсного производства, конкурсный утрачивает свои полномочия.

Упоминая о конкурсном производстве, стоит обратить особое внимание на его точное определение. Конкурсным производством называют последнюю стадию банкротства, на котором происходит ликвидация собственности должника. Конкурсное производство открывается на период не более шести месяцев. При наличии ходатайства участника дела срок может продлеваться на период, равный предыдущему, но не более.

Исполняя завершающую процедуру банкротства, конкурсный, как управляющий должником, выполняет ряд обязанностей. Рассмотрим их подробнее.

ОБЯЗАННОСТИ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Обязанности у конкурсного управляющего очень обширны. Особенно важно их знать участникам торгов, потому что не каждый конкурсный добросовестно и честно относится к исполнению своих обязанностей.

Причиной сложностей в участии в торгах, изучении лота и объективной оценке актива может стать ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей.

Об обязанностях и возможных уловках, которые используют конкурсные управляющие, смотрите в специальном видео:

Если говорить конкретно, то к обязанностям КУ относятся следующие:

  • провести инвентаризацию имущества банкрота
  • организовать оценку имущества с привлечением оценщика
  • в течение недели после получения полномочий КУ обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках
  • контролировать сохранность имущества банкрота
  • осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц
  • анализировать материально-денежное положение должника
  • в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом
  • предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах
  • Вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Конкурсный управляющий уклоняется от выполнения своих обязанностей или исполняет их не в достаточной мере? Арбитражный суд имеет законное право отстранить его от обязанностей и занимаемой должности. Обязанности конкурсного управляющего обязательно нужно знать и умело их использовать в своих целях.

КУ, выступая от имени должника, будет заключать с вами сделку в случае победы на торгах. Конкурсный должен предоставлять возможность полноценного ознакомления с лотом. Использовать эту возможность нужно непременно, чтобы сделка для вас прошла с минимальным риском и максимальной выгодой.

Пренебрежение грамотным анализом лота может привести к неутешительным результатам и утрате всех вложенных средств. Оценка лота перед его покупкой играет ключевую роль в принятии вами решения о покупке. Поэтому знание обязанностей конкурсного управляющего необходимо при работе с ним.

ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий. Полномочия конкурсного управляющего:

  • владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях
  • заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях
  • отправить на хранение документацию должника
  • предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником. Также о требовании имущества банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества

 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью КУ. Учитывая, что конкурсный наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий. Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:

  • неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий
  • КУ скрывает местонахождение имущества должника
  • не предоставляет необходимые сведения об имуществе
  • уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе
  • не согласовывает процедуру передачи собственности должника
  • не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении
  • совершает сделки с превышением должностных полномочий

При нарушении первого и последнего пунктов КУ рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.

Также конкурсный управляющий ответственнен за сохранность имущества. В течение срока реализации имущества должника КУ обеспечивает полную защищенность имущества от воздействий разного рода.

Как правило, имущество хранится в специально отведенных местах и иногда находится под охраной. Перед покупкой лота нужно обязательно обращать внимание на обеспечение безопасности имущества, полагаясь на ответственность конкурсного управляющего.

Как обеспечить сохранность имущества после покупки, смотрите здесь:

Случается так, что до покупки на момент осмотра лота актив имеет хорошее состояние, а после покупки и смены собственника лот отдают совсем в другом виде и состоянии, то есть разукомплектованным. Как действовать в этой ситуации, рассказывает Татьяна Корянова:

КАК НАЗНАЧАЕТСЯ КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

КУ назначается арбитражным судом.

Стать конкурсным управляющим – возможность не для каждого. Им может стать юрист, экономист или лицо, имеющее практику ведения хозяйственных работ.

Если вы хотите получить статус конкурсного управляющего, стоит помнить, что КУ имеет ненормированный график, работает с колоссальным объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества к реализации.

Мы рассказали о том, как назначается конкурсный управляющий, теперь рассмотрим, в каком аспекте мы можем общаться с конкурсным управляющим. Для ознакомления с лотом и документами по лоту важно написать запрос конкурсному управляющему.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПРОС КОНКУРСНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ

Чтобы получить исходные данные от конкурсного управляющего, бывает недостаточно дозвониться по телефону и задать интересующие вопросы. Некоторые КУ требуют официального письменного запроса. Поэтому мы расскажем, как написать запрос конкурсному управляющему.

Свой запрос на ознакомление с лотом и документами по лоту мы адресуем на указанный в публикации адрес электронной почты. Запрос должен быть грамотно составлен и надо четко понимать, на какую информацию и на какие документы можно сделать запрос конкурсному управляющему. Однако вы должны помнить – конкурсный управляющий не обязан высылать информацию по электронной почте, он может предложить вам посетить его офис для ознакомления с документами. Одно очевидно – у вас есть законное право на изучение лота и документов по лоту, порядок ознакомления с ними всегда прописывается в публикации.

Почему всегда предпочтительнее делать запрос в официальном порядке? В случае возникновения судебного разбирательства относительно невыполнения КУ его обязательств вам будет чем оперировать в судебном органе.

КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ НЕ ВОЗВРАЩАЕТ ЗАДАТОК

Правила участия в торгах регламентируют определенный порядок действий, обязательных для выполнения, чтобы стать участником торгов по банкротству. Одним из обязательных правил является оплата задатка. Оплачивается он в индивидуальном порядке и размере. В большинстве случаев, это не больше 10% от текущей стоимости актива, в отдельных случаях размер задатка может варьироваться до 20% от начальной стоимости лота.

Если вы оплатили задаток не в полном объеме, заявка от вашего имени не будет одобрена для участия в торгах и вы не будете участником торгов. Тогда конкурсный управляющий должен вернуть задаток в том же объеме, что вами был внесен.

Существуют и другие причины, по которым возвращение задатка обязательно. Если вы признаны участником торгов, оплатив задаток по правилам проведения торгов, но по объективным причинам не стали победителем аукциона, КУ должен так же вернуть задаток в срок, прописанный в договоре задатка.

Если вы подали заявку, а затем сами ее отозвали, задаток должен быть перечислен обратно на ваши реквизиты в период до 5 рабочих дней со дня выхода итогового документа – протокола определения победителей в торгах.

Однако встречаются случаи, когда конкурсный управляющий не возвращает задаток в срок.

Для разрешения этой проблемы и возврата задатка конкурсным управляющим обязательно нужно знать, как поступить, используя свои права и инстанции, в которые можно осуществить обращение с жалобой для получения результата.

КУ вернет задаток, если вы примите меры и напишите жалобу либо в СРО, либо в арбитражный суд.

Подробнее о том, как вернуть оплаченный задаток, смотрите в видео:

Наши рекомендации