Тема № 8 Анализ финансовых результатов
Вопросы:
1. Значение и задачи анализа финансового результата. Информационное обеспечения анализа финансового результата.
2. Анализ валового дохода и факторов, влияющих на его величину.
3. Факторный анализ прибыли.
4. Факторный анализ рентабельности.
1. Значение и задачи анализа финансового результата. Информационное обеспечения анализа финансового результата.
Законом о предприятии установлено, что главной задачей деятельности предприятия является, деятельность направлена на получения прибыли для удовлетворения социальных экономических интересов членов трудового коллектива.
Основными показателями характеризующие финансовый результаты является валовой доход другие прибыли и рентабельности. Прибыль является важнейшим показателем оценки финансового результатовхозяйственной деятельности организации, источником развития организации, самофинансирования, материальное поощрения труда работников и т.д.
Основным источником образования Пб является реализация ТН.
Целью анализа финансовых результатов является выявление изучение и мобилизации резервов роста доходов, прибыли, повышение рентабельности при качестве обслуживания показателей.
Задачи анализа финансовых результатов:
1. Определение степени выполнения плана и динамики финансовых результатов, как в целом по организации, так и по отдельным товарным группам
2. Определение и изменение влияния факторов на финансовые результаты
3. Выявление и изучение резервов роста, доходов, прибыли и рентабельности.
Информационным обеспечение анализа финансового результата является данные планов, бизнес планов, данные бухгалтерской и статистической отчетностей. Формирование прибыли показывается в форме №2 «отчетность о прибылях и убытках», а так же в форме № 5 «Отчет о финансовых результатах».
2. Анализ валового дохода и факторов, влияющих на его величину.
Анализ финансового результатов начинают с изучения ВД. ВД изучается в абсолютных (сумма ВД) и относительных т.е. в % к ТО (УР. ВД)
Ур ВД = * 100
Анализ ВД начинают с общей оценки выполнения плана и динамики ВД. При этом определяется сумма недополученного ВД или полученного сверх планом.
ВД – это сумма всех реализованных торговых надбавок (ТН) или розница между покупной и продажной стоимости товаров.
Общая сумма ВД находится в зависимости от изменения РТО и уровня реализованных ТН. Влияние данных факторов определяется с помощь метода абсолютных разниц:
Влияние РТО =
Влияние Ур. ВД =
При повышении цен соответствию росту сумма ТН, и наоборот. Для определения влияния ценового фактора на ВД необходимо:
Так же определяют и анализируют ВД остающиеся в распоряжении организации.
ВД отст. в расп. орг. = ВД – нал. и др. обяз-ые платежи взымаемые за сч реализации ТН.
Далее определяют влияние факторов на средний уровень ВД:
1) Изменения состава ТО – реализация товаров в порядке мелкого опта (дошкольным учреждениям) больницам, школам и т.д., а так же постоянным клиентам обычно производятся с предоставления покупателям в определенном размере скидок. Магазины предоставляют показателям скидки с розничной цены товара для стимулирования, реализация. Для определения влияния данного фактора на уровень и сумму ВД необходимо отклонения по объему мелко – оптовой продажи.
2) Изменения структуры РТО – с увеличением в объеме ТО доли товаров с более высокими размерами ТН ведет к повышению среднего уровня ВД и на оборот. Влияние данного фактора определяют способом процентных чисел.
% числа = отклонение по Уд.весу * факт Ур Вд
Влияния =
3) Изменение объема закупки фасовочных товаров – при поставке муки, крупы. Масла и некоторых др. товаров в расфасованном виде, поставщики могут взымать с магазина наценку за расход товаров.
4) Изменение уровня ТН по отдельным товарным группам и товарам.
Влияние =
Завершают анализ ВД выявленном и мобилизацией возможностей и резервов роста ВД за счет увеличения объема ТО, улучшением его структуры, сокращением товарных потерь и т.д. необходимо понимать, что важным резервом роста ВД является изучение обобщение и использования опыта работы лучших товарных организаций.
Путем сравнения Ур.ВД каждого однотипного торгового предприятия с уровнем реализованных ТН изученного из них можно подсчитать, на сколько возрастет их ВД, если каждое предприятие достигнет Ур. ВД лучшего магазина.
3. Факторный анализ прибыли.
В условиях развития рыночной экономики к Пб является одним из основных показателей хозяйственной деятельности организации. По прибыли можно определить рентабельность и изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования предпринимательской деятельности. Анализ Пб проводится в целом по торговой организации, ее структурным подразделениям, видам деятельности.
Задачи анализа прибыли:
1. Выполнения плана прибыли в целом по торговой организации.
2. Изучение прибыли в динамике.
3. Изучение влияния факторов на изменение прибыли.
4. Изучение целесообразности распределения и использования прибыли.
5. Выявление изучение резервов роста прибыли.
Пб характеризуется абсолютными( показателями относительными
( Ур Пб=R)
Виды прибыли:
1. Пб от реализации = ВД – НДС – ИО – А
2. Б Пб = Пб от реализ. + Пб от реализ. ОС и прочих активов + внереализационное доходы – Внереализационные расходы.
3. Ч Пб = Б Пб – Налоги
На прибыли от реализации товаров оказывают влияние следующие факторы:
1) Изменение РТО
2) Изменение Ур ВД
3) Изменение Ур ИО
4) Изменение Ур налогов
Влияние данных факторов определяют методом абсолютных разниц:
Влияние РТО = ( РТО ф – Ртопл) * У Пб пл /100
Влияние Ур ВД = (Ур ВД ф – Ур ВД пл) * РТО ф /100
Влияние Ур ИО (Ур ИО ф – Ур ИО пл) * ТО ф / 100
Влияние Ур налогов = ( Ур нал.ф – Ур нал.пл ) * ТО ф / 100
Влияние уровня налогов и уровня ИО берется с противоположными знаком, т.к. чем выше налоги и издержки, тем меньше Пб и наоборот.
Большое влияние на Пб оказывает изменение розничных цен товары. При росте розничной цены увеличивается ТО следовательно возрастает объем Пб.
Влияние целевого фактора на Пб определяют:
Значительное влияние на Пб оказывает повышение производительности труда работников, обеспечивающие товаров.
Влияние ПТ на Пб =
Прир. РТО за счет изм. ПТ = ( ПТ ф – ПТ пл) * ССЧ ф
Аналогичным методом можно изменить влияния фондоотдачи на прибыль.
4. Факторный анализ рентабельности.
Рентабельность как экономическая категория характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат. Повышение рентабельности означает укрепление финансового положения организации на практике уровень рентабельности определяют отношением прибыли к ТО . Он показывает сколько % занимает прибыль в общем объеме РТО. Данный показатель называют уровнем рентабельности продаж и считают его одним из основных показателей оценки эффективности функционирования торговых организаций.
Rпродаж = * 100
Данный показатель находиться в прямой зависимости от изменения уровня ВД и в обратной от изменения Ур ИО и налогов.
Ур R исчисляемый (определяемый) отношением Пб к ТО имеет существенный недостаток : он не показывает при каких хозяйственных ресурсов получен конечный финансовый результат. В связи с этим рассчитываются и др. виды рентабельности:
1) R хоз. Ресурсов = *100
Он показывает, сколько % занимает Пб в активах организации. В зарубежной практике данный показатель называют Ур Rсовокупности капитала. Он находится в прямой зависимости от изменения остатков оборотных и в необоротных активов. Влияние данных факторов определяет методом розниц или ценных подставок.
2) R затрат = * 100
3) Моржа Пб = * 100
( уровень самофинансируемого дохода)
В ходе анализа определяются отклонения фактической рентабельности от запланированной и рентабельности прошлого года. Показатели рентабельности следует анализировать раздельно прибыли от реализации. Б Пб и Ч Пб. Анализ R продаж должен проводится так же по отдельным товарным группам с использованием данных по товарного учета, что позволяет определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары и принять меры к расширении торговли высокорентабельными товарами. «Дорогая Лилия Юрьевна. Спасибо за то, что Вы такой хороший человек J Вы очень хорошая учительница. Спасибо за то, что Вы так хорошо к нам относились. Лучшей учительницы и пожелать нельзя. Следующим детям очень повезет с Вами. Надеемся, что Вы не будете краснеть за нас на гос. экзаменах. И думаем, что Вы оцените наше чувство юмораJ От Марии Киринюк и Анастасии Лис J» Далее определяют влияние факторов на уровень R. С помощью способа долевого участия можно измерить влияние отдельных факторов в части Пб (ТО, Ур ВД, УР ИО, УР налогов) на размер рентабельности завершается анализ рентабельностью. По разработке мероприятий и резервов роста рентабельности.