Управление конкурентоспособностью региона.
Подходы к управлению конкурентоспособностью региона:
− системный подход рассматривает объект управления с позиций общей теории систем (конкурентоспособность региона рассматривается с системных позиций, с учетом основных свойств региональной экономической системы);
− теория государственного управления экономикой исследует экономику региона как объект воздействия государственного регулирования и управления (позволяет применять инструментарий государственного управления экономикой (формирование региональной экономической политики, систему индикативного планирования, систему регионального мониторинга) в целях управления конкурентоспособностью региона);
− теория управления региональной экономикой рассматривает проблемы функционирования и развития экономики страны как системы регионов с учетом рационального пространственного распределения экономических ресурсов, территориальной и функциональной экономической дифференциации и интеграции;
− кластерный подход базируется на территориально-производственном принципе структуризации хозяйственных систем и дает воозможность использовать преимущества кластеров в целях управления региональной конкурентоспособностью;
− теории и концепции конкурентоспособности позволяют выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
− стратегический менеджмент − управление стратегической конкурентоспособностью региона на основе перспективного регионального прогнозирования и стратегического планирования регионального развития;
− концепция устойчивого развития − управление, направленное на ограничение нынешних темпов роста в целях сохранения природного потенциала в интересах будущих поколений (позволяет учесть совокупность экологических проблем и идентифицирует экологические преимущества как конкурентные);
− концепция менеджериального подхода к государственному управлению экономикой − использование теории и методов менеджмента организации в управлении территориальными экономическими системами (дает возможность разработать инструментарий управления конкурентоспособностью, основанный на последних достижениях научного менеджмента).
Кластер − это система взаимосвязанных технологической и территориальной общностей предприятий, организаций, инфраструктурных объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающая оптимальное функционирование всех структурных элементов на основе инновационных продуктов и технологий.
Предпосылки создания кластеров:
1) усиление конкуренции, обусловившее формирование устойчивых долгосрочных кооперационных связей;
2) изменение условий хозяйствования (налоговые, законодательные, политические и прочие изменения), повышающие эффективность функционирования объединений предприятий;
3) внешнее воздействие на сектор экономики, актуализирующее интеграцию усилий с целью противостояния давлению;
4) появление новых технологий, предопределяющее объединение компаний на основе одной технологии.
5) необходимость научно-технической кооперации в высокотехнологичных секторах экономики.
Этапы процесса управления конкурентоспособностью региона − управленческий процесс, включающий:
1) определение уровня конкурентоспособности на основе факторного анализа конкурентных преимуществ, выявления конкурентной позиции региона;
2) выявление потенциально возможных потребителей конкурентных преимуществ региона, определение факторов конкурентоспособности региона, идентификация целевого конкурентного преимущества;
3) выбор целей управления конкурентоспособностью региона, формулирование цели и задач развития конкурентоспособности региона;
4) разработку стратегии повышения конкурентоспособности региона через реализацию его конкурентных преимуществ;
5) формирование стратегии управления конкурентоспособностью, выбор инструментария реализации конкурентных преимуществ путем внедрения инновационных организационных методов, действующих как катализаторы, ускоряющие развитие и приращение региональных преимуществ;
6) реализацию управленческих мер, методов менеджмента, включая инновационный, финансовый, инвестиционный менеджмент;
7) мониторинг состояния конкурентоспособности региона, уровня социально-экономического развития региона и его конкурентоспособности, в том числе проведение мониторинга конкурентной среды на приоритетных товарных рынках региона;
8) корректировку целей и политики управления.
Цели управления конкурентоспособностью региона:
1) глобальные − рост качества жизни населения, обеспечение устойчивого развития региональной экономической системы, вклада региона в конкурентоспособность национальной экономики и национальную безопасность;
2) локальные − формирование конкурентоспособности региона на товарных, финансовых, инвестиционных, ресурсно-энергетических, инновационных рынках;
3) геополитические − выход региона на международные товарные, инвестиционные, финансовые, энергетические инновационные и сырьевые рынки.
Поскольку конкурентоспособность региона основана на способности привлекать капитал, то необходимым условием для повышения конкурентоспособности региона является не только встраивание в существующие внешние системы движения капитала, но и генерация собственных цепочек добавления стоимости на основе неиспользуемых или недостаточно используемых внутренних источников роста. База для их генерации − уникальные местные ресурсы, культурно-исторические особенности, производство уникальных продуктов, особые условия для размещения факторов производства и их уникальные сочетания и др.
Выделены стратегии повышения конкурентоспособности региона:
1) стратегия встраивания во внешние (национальные, глобальные) цепочки добавления стоимости основана на активном включении региона в процесс глобализации и интернационализации производства, на создании благоприятных условий в регионе для привлечения и размещения экономически ценных видов деятельности (позволяет повысить инвестиционную привлекательность региона). Регион интегрируется в систему международного разделения труда через размещение на своей территории производств «частичных продуктов» и закрепление сложившейся специализации. Производства, расположенные на территории, будут встраиваться во внешние цепочки добавления стоимости, в ряде случаев постепенно теряя свою экономическую самостоятельность и увеличивая зависимость от внешних центров управления капиталом;
2) стратегия создания собственных цепочек добавления стоимости, активной экспансии на «внешние» рынки на основе вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых ресурсов или скрытых источников роста, создания новых уникальных продуктов и комбинаций факторов производства (формирование уникальных региональных брендов). Регион, интегрируясь в мировой рынок, наоборот, концентрирует на своей территории центры управления создаваемыми цепочками добавления стоимости. При этом конкурентоспособность продуктов, создаваемых в цепочках, часто может быть выше, чем конкурентоспособность «частичных продуктов», поскольку она основана на их уникальности. Существенным «минусом» данной стратегии является более высокая инвестиционная емкость и длительный период оборота капитала, что в краткосрочной перспективе снижает инвестиционную привлекательность региона.
Программно-целевой подход к управлению конкурентоспособностью региона на основе имеющихся конкурентных преимуществ:
− формирование факторов производства (подготовка квалифицированных кадров и развитие высшего образования, обеспечение природными ресурсами, привлечение инвестиций);
− стимулирование спроса (повышение доходов, повышение конкурентоспособности отечественной продукции);
− развитие комплексов родственных отраслей (поддержка конкурентоспособности приоритетных отраслей, обеспечение прогрессивных форм организационного развития);
− формирование стратегий предприятия (проведение реформы предприятий, повышение уровня менеджмента предприятий, совершенствование конкурентных стратегий предприятия).