Реализация результатов ревизии. контроль за
ТЕМА 6 «ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ»
Учебные вопросы (основная часть):
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ
Оформление результатов является одним из важных этапов организации ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, организации.
Оформление результатов ревизии условно можно подразделить напромежуточное и окончательное (итоговое).
К промежуточному оформлению результатов относится:
1) запись в кассовой книге, журнале операций по счету «Касса» о результатах проверки кассы, составление акта инвентаризации наличных денежных средств по установленной форме о результатах проверки кассы;
2) запись на последнем корешке использованных квитанций (приходном кассовом ордере) о результатах проверки наличных денег в подразделениях организации, осуществляющих внебюджетную деятельность на прием наличных денег;
3) оформление промежуточного акта в случаях, предусмотренных положением о финансовом контроле в ведомственном органе, а также в случае расхождения записей в выписке из лицевого счета с записями в подлинном лицевом счете ОФК (кредитной организации);
4) отметка в справках довольствующего финансового органа и довольствующих служб о переведенных и отпущенных воинской части и возвращенных ею материальных и денежных средствах и бланках строгой отчетности о результатах проверки бланков строгой отчетности в соответствующих книгах учета бланков строгой отчетности служб воинской части, о полноте учета переведенных организации и возвращенных ею материальных и денежных средствах;
5) записи результатов проверки наличия всех материальных средств в соответствующих регистрах и карточках учета;
6) подтверждение проверяющими правильности всех итогов в каждой расчетно-платежной ведомости на выплату заработной платы и другие выплаты;
7) двухсторонние акты о результатах сверки взаиморасчетов с местными органами (районными или городскими финансовыми отделами, уполномоченными пенсионного фонда РФ, учреждениями федеральной налоговой службы) по перечисленным средствам, а также другие документы, подтверждающие результаты встречной сверки в торговых и других организациях;
8) оборотная ведомость по аналитическому и синтетическому учету по состоянию на 1 число месяца начала ревизии;
9) письменные объяснения по фактам выявленных нарушений и изъятые первичные учетные документы (или их копии) при выявлении злоупотреблений, а также оформленные справки, расчеты и другие документы;
10) письменные доклады начальнику, назначившему ревизию, и сообщения прокурору о выявленных фактах растрат, хищений и незаконного расходования государственных средств, бесхозяйственности и других злоупотреблений;
11) акты о результатах проведения контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных и других работ, а также другие документы, оформляемые привлеченными специалистами (акты экспертизы);
12) материалы проведенных в процессе ревизии инвентаризаций, административных(служебных) расследований по выявленным фактам недостач наличных денег, бланков строгой отчетности, ценных подарков, материальных ценностей и в др. случаях, а также изданные приказы командира воинской части по их результатам;
13) ведомости по дебиторской и кредиторской задолженности;
14) погашение проверенных первичных учетных документов мастичной печатью «Обревизован»;
15) по окончании ревизии производство руководителем ревизионной группы в кассовой книге ниже записи о проверке кассы записи следующего содержания: « Проведена ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности за период с «__» ______ 200__г. по «__» _____ 200__г. включительно. Кроме того, обревизованы кассовые операции за ранее обревизованный период с «__» _____ 200__г. по «__» _____ 200__г. По результатам ревизии составлен акт».
Руководитель ревизионной группы
Подпись Фамилия
Необходимость промежуточного оформления документов и совершения определенных действий в процессе ревизии обусловлена требованием документально устанавливать сущность выявленных недостатков и нарушений, размер причиненного государству ущерба, причины допущенных нарушений и виновных должностных лиц.
Окончательные (итоговые) результаты ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части, учреждения, организации оформляются актом,который является служебным документом, отражающим:
а) статистические и аналитические данные, характеризующие состояние финансово-экономической и хозяйственной деятельности и её сравнение с ранее обревизованным периодом;
б) выявленные недостатки и злоупотребления;
в) положительный опыт работы, который целесообразно распространить на другие воинские части.
Исходными данными для составления акта служат материалы, накапливаемые в ходе ревизии по соответствующим разделам в рабочей тетради инспектора-ревизора.
Структура акта ревизии:
Акт ревизии состоит из начальной части, десяти разделов, заключительной части (выводов и предложений, даты, подписей, приложений).
В начальной части акта указывается:
а) действительное наименование ревизуемой организации;
б) период проведения ревизии;
в) кем проведена ревизия и кто привлекался к её проведению;
г) основание для проведения ревизии (командировочное удостоверение, выданное лицом, назначившим ревизию);
д) период обревизования;
е) период, за который были перепроверены ранее обревизованные документы;
ж) лица, ответственные за финансово-экономическую и хозяйственную деяельность;
з) если в организации на финансовом и материальном обеспечении состоят другие организации, то дополнительно указывается наименования этих организаций и фамилия, имя и отчество каждого руководителя и начальника финансового органа.
Также указывается, что документальная ревизия проведена в соответствии с Положением о финансовом контроле в ведомственном органе и в полном объёме, предусмотренном инструкцией по проведению ревизии. Если какие-либо вопросы финансово-экономической и хозяйственной деятельности не проверялись, в акте ревизии указывается, что именно не проверялось и по какой причине.
Акт ревизии содержит следующие разделы :
1) Наличие денежных сумм в кассе и на лицевом счете, ценных бумаг, ценностей и бланков строгой отчетности воинской части; кассовая и авансовая дисциплина; операции по лицевому счёту.
2) Организация финансового и материального хозяйства.
3) Планирование потребности денежных и материальных средств.
4) Заработная плата.
5) Другие расходы бюджетных средств (ассигнований) по смете Министерства.
6) Внебюджетные средства.
7) Учет операций с денежными и материальными средствами, отчетность по ним и делопроизводство.
8) Сохранность материальных средств, возмещение причиненного ущерба, экономическая работа.
9) Состояние работы по организации обязательного государственного личного страхования, оформлению документов на выплату единовременных пособий работникам и членам их семей.
10) Выполнение предложений по актам предыдущих ревизий и проверок.
В заключительной части акта излагаются выводы, предложения, подписи и приложения.
В ы в о д ы в акте ревизии излагаются кратко и не должны носить характера общей оценки финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации. В выводах отражается:
а) характеристика результатов финансово-экономической и хозяйственной деятельности по сравнению с ранее обревизованным периодом;
б) меры, принятые командованием и финансовой службой по укреплению финансовой дисциплины;
в) положительные факты, а также характер и причины основных нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, с указанием их размеров в количественном и денежном выражении;
г) характеристика состояния внутреннего контроля;
д) качество руководства финансовым обеспечением со стороны руководства.
Основное назначение выводов- дать краткую характеристику финансово-экономической и хозяйственной деятельности по материалам проведённой ревизии. Они должны вытекать из содержания акта и нацеливать должностных лиц на устранение выявленных ревизией недостатков.
В целях устранения и недопущения в дальнейшем указанных в акте ревизии недостатков и нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности инспектор-ревизор вырабатывает и вносит в акт ревизии соответствующие п р е д л о ж е н и я .
Предложения в акте ревизии вносятся руководителю организации. Они должны быть краткими, конкретными, целенаправленными и касаться только тех нарушений, которые не устранены в процессе ревизии. По каждому предложению указывается срок его выполнения. Исходя из сроков выполнения предложений, инспектором-ревизором устанавливается дата представления письменного донесения о выполнении предложений вышестоящему начальнику.
В акте ревизии не следует вносить предложения:
а) в виде общих указаний и пожеланий инспектора-ревизора;
б) обязывающие должностных лиц строго выполнять требования руководящих документов;
в) со сроком выполнения - постоянно;
г) о привлечении к ответственности руководителя организации.
Акт ревизии подписываетсяруководителем ревизионной группы, руководителем организации, председателями внутренних проверочных комиссий соответствующих служб, привлеченных к ревизии и начальником финансового органа.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, лица подписавшие акт делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения и документы, подтверждающие эти возражения. Руководитель ревизионной группы проверяет обоснованность возражений и при необходимости вносит соответствующие исправления, добавления и уточнения в акт ревизии. Если в результате проверки возражений руководитель ревизионной группы убедится в правильности выводов, то акт ревизии он оставляет без изменения, а по возражениям составляет письменное заключение по результатам их проверки и вместе с возражениями прикладывает к акту ревизии.
Кроме того, если к ревизии привлекались другие должностные лица и специалисты, то акт ревизии подписывается и этими должностными лицами.
Акт ревизии составляется в трех, а при необходимости - и в большем количестве экземпляров.
Первый экземпляр акта в трёхдневный срок направляется начальнику, назначившему ревизию, второй экземпляр акта - в финансово-экономическую службу довольствующего финансового органа, третий - непосредственно после подписания вручается руководителю обревизованной организации.
В необходимых случаях один экземпляр акта направляется начальнику, которому организация непосредственно подчинена.
При выявлении недостач, растрат, хищений, других злоупотреблений и незаконных действий, которые могут стать предметом судебного разбирательства, органам прокуратуры направляются:
1) препроводительное письмо, в котором указывается факт злоупотребления и его краткая характеристика;
2) акт ревизии или проверки, подписанный соответствующими лицами (1-й экземпляр);
3) подлинные первичные учетные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных злоупотреблений;
4) объяснения ревизуемых, а также других лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений.
Документы для передачи органам прокуратуры готовит инспектор-ревизор. Препроводительное письмо подписывает начальник обревизованного объекта.
Начальнику, назначившему ревизию (проверку), в этом случае направляется:
1) экземпляр акта ревизии или проверки;
2) копии объяснений должностных лиц, виновных в установленных ревизией (проверкой) нарушениях и злоупотреблениях;
3) копии документов, подтверждающих указанные в акте злоупотребления и нарушения.
К акту ревизии прилагаются:
1) справка о выявленных ревизией нарушениях с денежными и материальными средствами, которая подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем организации и начальником финансового органа;
2) справки довольствующих органов о переведенных и отпущенных организации и возвращенных ею материальных и денежных средствах и бланках строгой отчетности с отметкой инспектора-ревизора о проверке этих данных;
3) план проведения ревизии;
4) оборотная ведомость по аналитическому и синтетическому учету по состоянию на 1 число месяца начала ревизии;
5) ведомости по дебиторской и кредиторской задолженности;
6) акт инвентаризации наличных денежных средств;
7) двухсторонние акты сверки взаиморасчетов с финансовыми органами (фондами);
8) расписка материально-ответственного лица (бухгалтера по кассовым операциям).
К акту могут прилагаться также изъятые из дел первичные учетные документы, промежуточные акты, справки, таблицы, объяснения по существу допущенных нарушений и другие материалы. Состав и объём прилагаемых к акту документов определяется каждый раз инспектором-ревизором, исходяиз результатов ревизии и необходимости документального подтверждения выявленных нарушений и указывается в конце акта перед подписями или составляется опись приложенных документов.
Кроме того, к акту ревизии может прилагаться ведомость переплат, неположенных выплат и недоплат заработной платы гражданскому персоналу.
После того, как все разделы написаны и отредактированы, целесообразно пронумеровать самостоятельные формулировки последовательно по всему акту, начиная с первого раздела. Порядковая нумерация способствует выделению из общего текста каждого отдельного факта. Она делает структуру акта более четкой, создает возможность делать ссылки в выводах и предложениях на тот или иной пункт.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТУ РЕВИЗИИ
К акту ревизии предъявляется рядт р е б о в а н и йкак к служебному документу, в котором даётся характеристика финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части.
Во-первых, акт ревизии должен быть кратким. Чем достигается краткость?
а) в начальной части акта ревизии не перечисляются проверенные в ходе ревизии вопросы, а указывается что ревизия проведена в объёме предусмотренном инструкцией по проведению ревизии. Если же какие-либо вопросы финансово-экономической и хозяйственной деятельности не проверялись, то в начальной части указывается, что именно не проверялось и по какой причине.
б) в акте излагаются лишь выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления, а также положительный опыт работы.
Во-вторых, существует определённый порядок изложения выявленных недостатков и нарушений:
а) изложение недостатков, нарушений и злоупотреблений должно производиться с соблюдением строгой объективности, ясности, правильности описания их сущности;
б) при изложении материалов ревизии следует характеризовать выявленные нарушения в прошедшем времени. И хотя каждое нарушение обусловлено конкретными причинами и требует индивидуальной формулировки, тем не менее можно отметить некоторые общие требования, при соблюдении которых достигается наиболее правильная структура записи выявленных фактов.
При изложении в акте выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений инспектор-ревизор должен соблюдать строгую объективность, ясность, правильность и точность их описания и в обязательном порядке отразить:
1) сущность (вид нарушения);
2) количественное и денежное выражение с указанием источников израсходованных с нарушением материальных и денежных средств;
3) время, когда нарушение было допущено;
4) причины;
5) должностных лиц, по вине которых они допущены;
6) какие законы, постановления, распоряжения, приказы, директивы и другие нормативные акты нарушены или несоблюдены;
7) ссылка на документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей;
8) меры, принятые по устранению нарушения.
в) вносить в акт данные, не подтверждённые документами, или выражать личные сомнения и предположения, запрещается;
г) установленные в процессе ревизии действия или бездействие должностных лиц, в которых содержатся признаки преступления, в акте ревизии следует излагать подробно. При этом в необходимых случаях материалы по таким фактам выделяются в отдельное приложение к акту;
д) в необходимых случаях по результатам проверки в ходе ревизии, не ожидая её окончания, составляются промежуточные акты:
- когда выявленные нарушения или злоупотребления могут быть скрыты;
- когда необходимо принять срочные меры к пресечению нарушений и злоупотреблений, либо к привлечению к ответственности виновных лиц;
- при выявлении расхождений между учетными данными и фактическим наличием денег в денежном ящике, бланков строгой отчетности по финансовой службе и по результатам инвентаризации материальных ценностей.
В этих случаях от должностных лиц истребуется письменное объяснение по выявленным нарушениям.
Промежуточные акты подписываются инспектором-ревизором и должностными лицами, непосредственно отвечающими за участок деятельности.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в общий акт ревизии. Промежуточные акты прилагаются к тому экземпляру основного акта, который остаётся в делах обревизованной воинской части.
В-третьих, по выявленным ревизией фактам нарушений, нечеткой и неоперативной работы вышестоящих довольствующих служб или отданных ими или их представителями незаконных распоряжений инспектор-ревизор письменно докладывает командиру (начальнику), назначившему ревизию. Этот материал в акт не включается.
В-четвёртых, при выявлении нарушений государственной дисциплины и законности в расходовании денежных средств и материальных ценностей, допущенных по вине руководителя организации, инспектор-ревизор излагает в акте только сущность и последствия этих нарушений. Руководитель в таком случае несёт ответственность в установленном порядке, в соответствии с решением вышестоящего начальника.
В-пятых, если при проведении ревизии по каким либо вопросам, изложенным в инструкции..., положительных фактов, которые целесообразно распространить на другие организации, а также недочетов и нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не установлено, то эти вопросы в акте ревизии не отражаются.
Вывод по третьему вопросу: Мы с Вами рассмотрели требования предъявляемые к акту ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части. Знание инспектором-ревизором этих требований и неукоснительное применение их на практике позволяет достигать стройного, логически верного изложения ревизионного материала, где не только происходит констатация фактов нарушений, если таковые были выявлены, но и нацеливающего командование, финансовых работников, других должностных лиц ревизуемого объекта на устранение отмеченных недостатков и недопущение их в дальнейшем.
РЕВИЗИЙ И ПРОВЕРОК
ТЕМА 6 «ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ»
Учебные вопросы (основная часть):
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ
Оформление результатов является одним из важных этапов организации ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, организации.
Оформление результатов ревизии условно можно подразделить напромежуточное и окончательное (итоговое).
К промежуточному оформлению результатов относится:
1) запись в кассовой книге, журнале операций по счету «Касса» о результатах проверки кассы, составление акта инвентаризации наличных денежных средств по установленной форме о результатах проверки кассы;
2) запись на последнем корешке использованных квитанций (приходном кассовом ордере) о результатах проверки наличных денег в подразделениях организации, осуществляющих внебюджетную деятельность на прием наличных денег;
3) оформление промежуточного акта в случаях, предусмотренных положением о финансовом контроле в ведомственном органе, а также в случае расхождения записей в выписке из лицевого счета с записями в подлинном лицевом счете ОФК (кредитной организации);
4) отметка в справках довольствующего финансового органа и довольствующих служб о переведенных и отпущенных воинской части и возвращенных ею материальных и денежных средствах и бланках строгой отчетности о результатах проверки бланков строгой отчетности в соответствующих книгах учета бланков строгой отчетности служб воинской части, о полноте учета переведенных организации и возвращенных ею материальных и денежных средствах;
5) записи результатов проверки наличия всех материальных средств в соответствующих регистрах и карточках учета;
6) подтверждение проверяющими правильности всех итогов в каждой расчетно-платежной ведомости на выплату заработной платы и другие выплаты;
7) двухсторонние акты о результатах сверки взаиморасчетов с местными органами (районными или городскими финансовыми отделами, уполномоченными пенсионного фонда РФ, учреждениями федеральной налоговой службы) по перечисленным средствам, а также другие документы, подтверждающие результаты встречной сверки в торговых и других организациях;
8) оборотная ведомость по аналитическому и синтетическому учету по состоянию на 1 число месяца начала ревизии;
9) письменные объяснения по фактам выявленных нарушений и изъятые первичные учетные документы (или их копии) при выявлении злоупотреблений, а также оформленные справки, расчеты и другие документы;
10) письменные доклады начальнику, назначившему ревизию, и сообщения прокурору о выявленных фактах растрат, хищений и незаконного расходования государственных средств, бесхозяйственности и других злоупотреблений;
11) акты о результатах проведения контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных и других работ, а также другие документы, оформляемые привлеченными специалистами (акты экспертизы);
12) материалы проведенных в процессе ревизии инвентаризаций, административных(служебных) расследований по выявленным фактам недостач наличных денег, бланков строгой отчетности, ценных подарков, материальных ценностей и в др. случаях, а также изданные приказы командира воинской части по их результатам;
13) ведомости по дебиторской и кредиторской задолженности;
14) погашение проверенных первичных учетных документов мастичной печатью «Обревизован»;
15) по окончании ревизии производство руководителем ревизионной группы в кассовой книге ниже записи о проверке кассы записи следующего содержания: « Проведена ревизия финансово-экономической и хозяйственной деятельности за период с «__» ______ 200__г. по «__» _____ 200__г. включительно. Кроме того, обревизованы кассовые операции за ранее обревизованный период с «__» _____ 200__г. по «__» _____ 200__г. По результатам ревизии составлен акт».
Руководитель ревизионной группы
Подпись Фамилия
Необходимость промежуточного оформления документов и совершения определенных действий в процессе ревизии обусловлена требованием документально устанавливать сущность выявленных недостатков и нарушений, размер причиненного государству ущерба, причины допущенных нарушений и виновных должностных лиц.
Окончательные (итоговые) результаты ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части, учреждения, организации оформляются актом,который является служебным документом, отражающим:
а) статистические и аналитические данные, характеризующие состояние финансово-экономической и хозяйственной деятельности и её сравнение с ранее обревизованным периодом;
б) выявленные недостатки и злоупотребления;
в) положительный опыт работы, который целесообразно распространить на другие воинские части.
Исходными данными для составления акта служат материалы, накапливаемые в ходе ревизии по соответствующим разделам в рабочей тетради инспектора-ревизора.
Структура акта ревизии:
Акт ревизии состоит из начальной части, десяти разделов, заключительной части (выводов и предложений, даты, подписей, приложений).
В начальной части акта указывается:
а) действительное наименование ревизуемой организации;
б) период проведения ревизии;
в) кем проведена ревизия и кто привлекался к её проведению;
г) основание для проведения ревизии (командировочное удостоверение, выданное лицом, назначившим ревизию);
д) период обревизования;
е) период, за который были перепроверены ранее обревизованные документы;
ж) лица, ответственные за финансово-экономическую и хозяйственную деяельность;
з) если в организации на финансовом и материальном обеспечении состоят другие организации, то дополнительно указывается наименования этих организаций и фамилия, имя и отчество каждого руководителя и начальника финансового органа.
Также указывается, что документальная ревизия проведена в соответствии с Положением о финансовом контроле в ведомственном органе и в полном объёме, предусмотренном инструкцией по проведению ревизии. Если какие-либо вопросы финансово-экономической и хозяйственной деятельности не проверялись, в акте ревизии указывается, что именно не проверялось и по какой причине.
Акт ревизии содержит следующие разделы :
1) Наличие денежных сумм в кассе и на лицевом счете, ценных бумаг, ценностей и бланков строгой отчетности воинской части; кассовая и авансовая дисциплина; операции по лицевому счёту.
2) Организация финансового и материального хозяйства.
3) Планирование потребности денежных и материальных средств.
4) Заработная плата.
5) Другие расходы бюджетных средств (ассигнований) по смете Министерства.
6) Внебюджетные средства.
7) Учет операций с денежными и материальными средствами, отчетность по ним и делопроизводство.
8) Сохранность материальных средств, возмещение причиненного ущерба, экономическая работа.
9) Состояние работы по организации обязательного государственного личного страхования, оформлению документов на выплату единовременных пособий работникам и членам их семей.
10) Выполнение предложений по актам предыдущих ревизий и проверок.
В заключительной части акта излагаются выводы, предложения, подписи и приложения.
В ы в о д ы в акте ревизии излагаются кратко и не должны носить характера общей оценки финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации. В выводах отражается:
а) характеристика результатов финансово-экономической и хозяйственной деятельности по сравнению с ранее обревизованным периодом;
б) меры, принятые командованием и финансовой службой по укреплению финансовой дисциплины;
в) положительные факты, а также характер и причины основных нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, с указанием их размеров в количественном и денежном выражении;
г) характеристика состояния внутреннего контроля;
д) качество руководства финансовым обеспечением со стороны руководства.
Основное назначение выводов- дать краткую характеристику финансово-экономической и хозяйственной деятельности по материалам проведённой ревизии. Они должны вытекать из содержания акта и нацеливать должностных лиц на устранение выявленных ревизией недостатков.
В целях устранения и недопущения в дальнейшем указанных в акте ревизии недостатков и нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности инспектор-ревизор вырабатывает и вносит в акт ревизии соответствующие п р е д л о ж е н и я .
Предложения в акте ревизии вносятся руководителю организации. Они должны быть краткими, конкретными, целенаправленными и касаться только тех нарушений, которые не устранены в процессе ревизии. По каждому предложению указывается срок его выполнения. Исходя из сроков выполнения предложений, инспектором-ревизором устанавливается дата представления письменного донесения о выполнении предложений вышестоящему начальнику.
В акте ревизии не следует вносить предложения:
а) в виде общих указаний и пожеланий инспектора-ревизора;
б) обязывающие должностных лиц строго выполнять требования руководящих документов;
в) со сроком выполнения - постоянно;
г) о привлечении к ответственности руководителя организации.
Акт ревизии подписываетсяруководителем ревизионной группы, руководителем организации, председателями внутренних проверочных комиссий соответствующих служб, привлеченных к ревизии и начальником финансового органа.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте ревизии, лица подписавшие акт делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения и документы, подтверждающие эти возражения. Руководитель ревизионной группы проверяет обоснованность возражений и при необходимости вносит соответствующие исправления, добавления и уточнения в акт ревизии. Если в результате проверки возражений руководитель ревизионной группы убедится в правильности выводов, то акт ревизии он оставляет без изменения, а по возражениям составляет письменное заключение по результатам их проверки и вместе с возражениями прикладывает к акту ревизии.
Кроме того, если к ревизии привлекались другие должностные лица и специалисты, то акт ревизии подписывается и этими должностными лицами.
Акт ревизии составляется в трех, а при необходимости - и в большем количестве экземпляров.
Первый экземпляр акта в трёхдневный срок направляется начальнику, назначившему ревизию, второй экземпляр акта - в финансово-экономическую службу довольствующего финансового органа, третий - непосредственно после подписания вручается руководителю обревизованной организации.
В необходимых случаях один экземпляр акта направляется начальнику, которому организация непосредственно подчинена.
При выявлении недостач, растрат, хищений, других злоупотреблений и незаконных действий, которые могут стать предметом судебного разбирательства, органам прокуратуры направляются:
1) препроводительное письмо, в котором указывается факт злоупотребления и его краткая характеристика;
2) акт ревизии или проверки, подписанный соответствующими лицами (1-й экземпляр);
3) подлинные первичные учетные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных злоупотреблений;
4) объяснения ревизуемых, а также других лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений.
Документы для передачи органам прокуратуры готовит инспектор-ревизор. Препроводительное письмо подписывает начальник обревизованного объекта.
Начальнику, назначившему ревизию (проверку), в этом случае направляется:
1) экземпляр акта ревизии или проверки;
2) копии объяснений должностных лиц, виновных в установленных ревизией (проверкой) нарушениях и злоупотреблениях;
3) копии документов, подтверждающих указанные в акте злоупотребления и нарушения.
К акту ревизии прилагаются:
1) справка о выявленных ревизией нарушениях с денежными и материальными средствами, которая подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем организации и начальником финансового органа;
2) справки довольствующих органов о переведенных и отпущенных организации и возвращенных ею материальных и денежных средствах и бланках строгой отчетности с отметкой инспектора-ревизора о проверке этих данных;
3) план проведения ревизии;
4) оборотная ведомость по аналитическому и синтетическому учету по состоянию на 1 число месяца начала ревизии;
5) ведомости по дебиторской и кредиторской задолженности;
6) акт инвентаризации наличных денежных средств;
7) двухсторонние акты сверки взаиморасчетов с финансовыми органами (фондами);
8) расписка материально-ответственного лица (бухгалтера по кассовым операциям).
К акту могут прилагаться также изъятые из дел первичные учетные документы, промежуточные акты, справки, таблицы, объяснения по существу допущенных нарушений и другие материалы. Состав и объём прилагаемых к акту документов определяется каждый раз инспектором-ревизором, исходяиз результатов ревизии и необходимости документального подтверждения выявленных нарушений и указывается в конце акта перед подписями или составляется опись приложенных документов.
Кроме того, к акту ревизии может прилагаться ведомость переплат, неположенных выплат и недоплат заработной платы гражданскому персоналу.
После того, как все разделы написаны и отредактированы, целесообразно пронумеровать самостоятельные формулировки последовательно по всему акту, начиная с первого раздела. Порядковая нумерация способствует выделению из общего текста каждого отдельного факта. Она делает структуру акта более четкой, создает возможность делать ссылки в выводах и предложениях на тот или иной пункт.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТУ РЕВИЗИИ
К акту ревизии предъявляется рядт р е б о в а н и йкак к служебному документу, в котором даётся характеристика финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части.
Во-первых, акт ревизии должен быть кратким. Чем достигается краткость?
а) в начальной части акта ревизии не перечисляются проверенные в ходе ревизии вопросы, а указывается что ревизия проведена в объёме предусмотренном инструкцией по проведению ревизии. Если же какие-либо вопросы финансово-экономической и хозяйственной деятельности не проверялись, то в начальной части указывается, что именно не проверялось и по какой причине.
б) в акте излагаются лишь выявленные недостатки, нарушения и злоупотребления, а также положительный опыт работы.
Во-вторых, существует определённый порядок изложения выявленных недостатков и нарушений:
а) изложение недостатков, нарушений и злоупотреблений должно производиться с соблюдением строгой объективности, ясности, правильности описания их сущности;
б) при изложении материалов ревизии следует характеризовать выявленные нарушения в прошедшем времени. И хотя каждое нарушение обусловлено конкретными причинами и требует индивидуальной формулировки, тем не менее можно отметить некоторые общие требования, при соблюдении которых достигается наиболее правильная структура записи выявленных фактов.
При изложении в акте выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений инспектор-ревизор должен соблюдать строгую объективность, ясность, правильность и точность их описания и в обязательном порядке отразить:
1) сущность (вид нарушения);
2) количественное и денежное выражение с указанием источников израсходованных с нарушением материальных и денежных средств;
3) время, когда нарушение было допущено;
4) причины;
5) должностных лиц, по вине которых они допущены;
6) какие законы, постановления, распоряжения, приказы, директивы и другие нормативные акты нарушены или несоблюдены;
7) ссылка на документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей;
8) меры, принятые по устранению нарушения.
в) вносить в акт данные, не по