Город в символических образах и научных понятиях
Тема город и урбанизация широко представлена в мировой историографии как политической и социально-экономической, так культурной и социологической проблематики. «Урбанистическое звено» мировой историографии появилось вместе с зарождением городов и древнейших цивилизаций, с формированием «урбанизационной среды» как важнейшего компонента цивилизационного процесса. (См. подробнее: Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999).
История города исчисляется пятью-шестью тысячелетиями. Однако в свете новейших археологических раскопок в турецкой провинции Шанлыурфа, местечке Гебекли-Тепе, где обнаружили «самый древнейший в мире храмовый комплекс», построенный раньше чем первые города Месопотамии, «временная протяженность» города может увеличиться на несколько тысячелетий (См.: «Древнейший город в мире». Вечерняя Москва, № 40, 2014).
Познание города имеет многовековую историю. Но долгое время «проблема города» находилась в поле зрения различных научных дисциплин, так или иначе связанных с изучением городской феноменологии. И поэтому исследовалась как бы попутно, наряду с другими процессами и явлениями, которым и посвящались общие комплексные труды по истории, экономике, политике, географии, культуре, архитектуре, праву и т. д. Лишь с конца Х1Х в. город, а спустя полвека и урбанизация, становятся самостоятельными и полноправными объектами изучения. В 20-30-е годы ХХ столетия новое научное направление получает название социология города. В общетеоретических обобщениях этого научного знания город особый, целостный организм и сложная самоорганизующаяся социальная система.
Сведения о древнейшем и древнем городе содержатся не только в многочисленных археологических находках, но и в архаических духовно-символических текстах – «священных книгах» ветхозаветного времени, в важнейших письменных памятниках Древнего Востока, в сочинениях философов Древней Греции, Рима, Китая, Индии. О средневековом городе ценный материал, интересные суждения имеются в трудах христианских и мусульманских богословов и мыслителей, в книгах гуманистов-реформатов эпохи Ренессанса и Просвещения. В эпоху Модерна и Постмодерна – со времени появления книгопечатания (ХYI в.) и до конца ХХ в. поток публикаций по городской проблематике на русском и иностранных языках был поистине огромный и оценивается отечественным исследователем Г.А. Гольцем приблизительно в 350 тыс. наименований (См.: Отечественная и зарубежная литература. Реф. журнал. Сер.3. Философия. 1995. № 4).
С древнейших времен, с начала урбогенеза складывалась «система символического описания» и представления/предстательство города как «божественное деяние», «создание Богов великих». Например, описание Урука в поэме о Гильгамеше (П тысячелетие до н.э.).. В древнейшем универсальном символе заключен важнейший смысл – это существование привычной земной реальности людей и иной – божественной, высшей, откуда исходят законы и правила жизни и представления о городе, которыми должны руководствоваться живущие в реальном мире.
Согласно современной концепции, протогорода возникли в 1Х-УП тыс. до н.э., а возможно и ранее. И то были жертвенники, алтари, святилища мифоритуального церемониального назначения для населения раннеземледельческих общин. Вся жизнедеятельность людей рода, племени была связана с ритуалами. Пространство, где они совершались, почиталось как «священное место», а самый древний ритуал – захоронение соплеменников. В сложных магических техниках, сценариях ритуалов присутствовали «таинства» растительной жизни, которые, по Мирча Элиаде, были источником «религиозного творчества». То есть, «не эмпирический феномен земледелия, а тайна рождения, смерти и возрождения, присутствующая в ритме вегетации». С древнейших времен начинается формирование «религиозной предыстории» вокруг идей хтонического плодородия и цикла жизни, смерти и посмертного существования» (См.: Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. М., 2001; А.А. Пелипенко. Постижение культуры. Часть 1. Культура и смысл. М., 2012).
Идея-метафора о «двух градах» - земном и небесном, тварном и горнем, запечатленная в ветхозаветных текстах, получила толкование в средневековых трудах богословов и ученых, в которых прослеживается устремление человеческого мышления от реальности к идеальности и выкристаллизовывается парадигма города как средоточие власти, истинной религиозности, элитарной учености. Эстетически перечисленные качества воплощались в символических образах трех городов – Рима (власть), Иерусалима (религиозность), Афин (ученость). Город – крупный, административный – это «центр – власти и власть – центра».
Исстари существует осознанное понимание важности культуротворческих, смыслообразующих (религиозно-духовных) свойств/качеств города, представление о его магической, сакральной силе, порождающей этносы, народ, гражданские общины, общество и государство. В таком своем качестве он противостоит анархии, распаду и социальному хаосу. Имелись и другие характеристики города – метафизические и мистические: город-рай, город-ад, город-чистилище.
Можно утверждать, что духовно-религиозная, впоследствии культурно-цивилизационная составляющая в городской эволюции, зародившись еще в «доосевое время», присутствует затем на всей исторической протяженности развития городов. Но в ранние периоды цивилизации культурно-цивилизационная функция и такие определения-понятия, как-то храмовый комплекс, город-храм, город-дворец, город-полис, город империи, урбанизация, письменность, государственность были важнейшими и в значительной степени доминирующими в отношении с другими. Роль города как центра материального производства имела исторически ограниченный характер. Город преимущественно был центром власти, культуры, образования.
В средние века унаследованное урбанизированное сознание и всеохватывающая парадигма города как «аллегория человеческого ума и интеллектуальной деятельности» послужили мощным импульсом для развития и активного роста городов в Западной Европе, где складывался новый общественный строй и новая цивилизационная «иерархия функций» города.
В прединдустриальную эпоху прежние традиционные символы, элементы и структуры города, отражавшие сопричастность к «сакральности», трансцендентности, и соответствующие им смыслообразы культурного, социального поведения, религиозные и нравственные нормы и ориентации радикально менялись, но, не исчезали совсем. Они по-прежнему остаются и сегодня важной частью культурного кода, текста города и человеческого сознания, одним словом, заметным и влиятельным элементом общества. Но на главную роль стали претендовать иные функции города, связанные с новыми производительными силами, развитием новых технологий и научного знания.
Промышленный переворот вызвал повсеместный рост городских поселений, получивших название индустриальных/промышленных или современных. Именно эти города начали определять дальнейший сложный путь городского развития, формирование экономического, социального и интеллектуального пространства общественной жизни в новых условиях. Что в свою очередь стимулировало создание материальных и духовно-культурных оснований для новой урбано-индустриальной цивилизации.
Универсальной тенденцией городской эволюции эпохи индустриализации был ускоренный рост больших, крупных и крупнейших городов. И к концу Х1Х в. возникла новая категория – города-миллионеры. Эти новые пространственно-урбанистические формы расселения получили название «агломерация», «конурбация».
В течение всего ХХ в. создавались традиции изучения городов, разрабатывались новые урбанистические термины/понятия, парадигмы, методики, концепции. Появление городов-гигантов от 4, 8, 10 млн. человек и выше определило понятия: мегагород, мегаполис, мегалополис, сплошные урбанизированные территории/ареалы, а сам процесс их возникновения был назван «мегаполизация» и «мегалополизация». Колониальные города Незапада/Востока во второй половине ХХ в. имели определения – постколониальные, третьемирские, развивающиеся. Глобализация породила особый тип городов – глобальный/мировой, «город без границ», «креативный город», «город от ума», «город-регион» и др.
При становлении самостоятельной науки – социологии города ею был унаследован в качестве историографического фундамента весь огромный накопленный объем знаний о городе за многие века, что позволяло познавать город как активный объект истории – от города древнейшего до города сегодняшнего глобальной информационно-коммуникационной эпохи. А также изучать состояние и содержание «на глубине» многоаспектную и сложную жизнь городов.