Организация и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Понятие эффективности в отношении управления деятельностью органов власти включает в себя понятие:
- производительности как соотношения достигнутых результатов и использованных региональными органами государственной власти ресурсов (финансовых, имущественных, кадровых, информационных);
- экономичности как соотношения между затраченными ресурсами и минимально возможными с учетом соответствия качества государственных услуг принятым стандартам (административным регламентам), а, в конечном счете, потребностям бизнес - сообщества региона;
- результативности как соотношения достигнутых за определенный период изменений социально – экономической ситуации в регионе с планируемыми или прогнозируемыми.
Законодательством установлена система показателей для местного самоуправления, охватывающая все основные отрасли экономики и социальной сферы муниципальных образований: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, коммунальная инфраструктура, малый бизнес, территориальное планирование. Проблемные вопросы в выборе критериев оценки и внедрения оценочных исследований управленческих решений на всех уровнях государственной власти являются актуальными задачами. Некоторые обобщенные показатели оценки не имеют прямого отношения к прямым полномочиям, находящимся в ведении местных властей, и повлиять на них местным органам исполнительной власти очень сложно. Однако далеко не все показатели отражают объективную оценку эффективности работы органов власти. Например, спорным остается вопрос при оценке таких показателей, как, число случаев смерти в возрасте до 65 лет, уровень собираемости платежей за предоставление жилищно-коммунальных услуг или удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, развитие предпринимательской активности и другие. При этом разнороден и количественный состав показателей. Например, сфера деятельности «Физическая культура и спорт» оценивается одним единственным показателем, «Здоровье» пятнадцатью, а «Образование (общее)» шестью.Также крайне скептически можно относиться к объективности тех показателей, которые характеризуют удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в разных сферах жизнедеятельности и деятельностью органов власти, измеряемое в процентах числа опрошенных. Количество респондентов неограниченно и может варьироваться от десяти до тысячи человек. При этом вероятнее, что среди десяти человек найдется большее количество наиболее лояльно настроенных граждан. Нельзя забывать и о социально - психологических факторах личности, которые зачастую оказывают наибольшее влияние на восприятие социальной действительности и на формирование доверия населения по отношению к органам государственной власти и местного самоуправления. Решение данной проблемы, наибольшая объективность и достоверность социологических результатов, могут быть достигнуты путем определения конкретного количества числа опрошенных респондентов, например от 1 до 4 % от общего числа населения, постоянно проживающего на территории субъекта Российской Федерации.
При этом в основу выбора показателей методики оценки эффективности должны быть положены следующие принципы:
- многофакторность, комплексность, способность интегрального отражения процессов, происходящих на территории;
- прозрачность в отражении деятельности администраций территорий;
- объективность, независимость;
- сопоставимость по территориям;
- количественная ограниченность.
Эффективность органов исполнительной власти оценивает потребитель поэтому одним из уровней оценки, возможно использование эффективности муниципального менеджмента, учитывающей квалификацию муниципальных служащих, скорость прохождения документов и рассмотрения обращений граждан, введение собственных дополнительных стандартов и административных регламентов предоставления услуг и другое. Подобные методики сегодня разработаны и используются рядом муниципальных руководителей, заинтересованных в повышении эффективности работы администрации.
Основные критерии эффективности органов государственной власти – уровень жизни населения, удовлетворенность потребностей населения и т.д.