IV. Отчет о реализации программы апробации результатов исследования

Реализация программы апробации результатов исследования (с указаниемзадач, объектов сбора информации, методов сбора и обработки информации)
Задача 1 Анализ кредитной политики и дебиторской задолженности Современное развитие предприятия неразрывно связано с полной хозяйственной самостоятельностью в выборе рынков сбыта продукции, товаров, услуг, а, следовательно - партнеров по бизнесу, в том числе, будущих дебиторов. Поэтому дебиторская задолженность, как оборотный актив, играет достаточно важную роль в деятельности. Слишком высокая ее доля в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость и повышает риск ее финансовых потерь. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании. На величину дебиторской задолженности предприятия оказывают влияние как внешние факторы (общее состояние экономики и расчетов в стране, эффективность денежно-кредитной системы, уровень инфляции, емкость рынка и его насыщенность), так и внутренние: уровень профессионализма в управлении дебиторской задолженностью, в том числе состояние ее учета и контроля. Существующие методы не позволяют дать точную оценку организаций-дебиторов, в то же время любое предприятие, реализующее продукцию, заинтересовано, в первую очередь, в платёжеспособности, надёжности дебиторов, а также в их способности быстро и эффективно справляться с возникшими трудностями. Судить об этом на основе информации о предыдущих сделках не всегда представляется возможным. В этой связи необходимо сформировать рекомендации по созданию адекватной системы оценки организаций дебиторов с целью исключения возникновения сомнительных и безнадёжных долгов. Поэтому для управления дебиторской задолженностью нужно: ü выделить классификационные факторы оценки организаций-дебиторов для их сравнительного анализа с целью оценки вероятности возврата долга; ü разработать модель комплексной оценки организаций-дебиторов с целью их ранжирования по степени надёжности для повышения эффективности кредитной политики; ü на основе анализа действующей системы управления кредитной политикой сформировать регламент управления кредитной политикой позволяющий оценить вероятности возврата долга контрагентом. Объектом исследования выступают экономические отношения с контрагентами-покупателями, возникающие в процессе повышения эффективности управления предприятием путем оптимизации управления дебиторской задолженностью. Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов комплексной оценки организаций-дебиторов в деятельности предприятия. Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных в области финансов, а также конкретно по проблемам управления дебиторской задолженностью, формирования и совершенствования кредитной политики организации. Информационную базу исследования составили нормативные документы материалы о деятельности предприятия ООО «Крона» Методологической базой исследования являются диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических отношений и явлений в развитии и взаимосвязи, общенаучные приёмы экономического анализа, методы системного, сравнительного и факторного анализа.
Задача 2 Направления оптимизации кредитной политики Проведя анализ полученной информации о механизме управления дебиторской задолженностью, предложено следующее определение понятия эффективного управления дебиторской задолженностью: - процесс всестороннего воздействия на величину дебиторской задолженности, позволяющий обеспечить как оптимальное экономическое состояние предприятия, так и наилучший уровень рентабельности, повышаемый за счет роста оборота с отсрочкой платежа. Всесторонность воздействия – это система взаимодействия (сочетания подходов) всех подсистем управления организации на сокращение риска не возврата долга. Эффективная дебиторская задолженность – это такой размер дебиторской задолженности, при котором достигается максимальный эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность, т.е. максимальное при прочих равных условиях значение прибыли, сопутствующей инвестированию в дебиторскую задолженность. Таким образом, в условиях значительного замедления платежного оборота, который вызывает рост дебиторской задолженности, важной задачей является эффективное управление дебиторской задолженностью на предприятии. Анализ проблем управления дебиторской задолженностью предприятия позволил выявить ряд направлений совершенствования управленческой системы: - отсутствует единое понимание сущности дебиторской задолженности и ее составных элементов. Следовательно, в данном случае необходима четкая формулировка объекта управления; управление дебиторской задолженностью - трудоемкий и многофакторный процесс. Необходимо учитывать состав, элементы дебиторской задолженности, требующие управления; - управление дебиторской задолженностью предполагает воздействие на определенные ее составляющие с целью изменения конечных показателей. Поэтому оптимальным представляется использование комплексной оценки организаций-дебиторов на базе выявления эффективных дебиторов и их вероятностной группировки, позволяющей формировать обоснованную кредитную политику. В целях эффективного управления дебиторской задолженностью изначально необходимо сформировать цели и задачи по отношению к управлению дебиторской задолженностью предприятия и созданию обоснованной кредитной политики. Цель соответствует стратегической цели предприятия – принятие приемлемого уровня дебиторской задолженности, стремление данный уровень минимизировать. Задачи по управлению дебиторской задолженностью будут следующие: а) определение вероятности возврата или не возврата дебиторской задолженности; б) разработка системы мер, направленных на минимизацию дебиторской задолженности; в) создание эффективной системы контроля и учета дебиторской задолженности. С помощью модели управления дебиторской задолженностью предприятия на всех этапах ее осуществления решаются оптимизационные задачи управления, осуществляется поиск наилучшего метода погашения задолженности в зависимости от задаваемых параметров. Одним из направлений оценки потенциального контрагента-покупателя перед принятием решения о предоставлении ему товара в кредит наряду с проверкой благонадежности и оценкой финансового положения является оценка риска вероятности возврата долга. С помощью моделей управления дебиторской задолженностью предприятия на всех этапах ее осуществления решаются оптимизационные задачи управления, осуществляется поиск наилучшего метода погашения задолженности в зависимости от задаваемых параметров. На предприятии необходимо распределить обязанности по работе с долгами компании между структурными подразделениями, ответственными за взаимодействие с должниками, такие как мониторинг размера и состава дебиторской задолженности, проведение переговоров, написание писем и претензий, судебная защита, взаимодействие с судебными приставами; Работа по управлению долговым портфелем внутри компании заключается в минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности и включает в себя: • определение размера дебиторской задолженности, какая является для критической, а какая рабочей (терпимой) – эти показатели являются индикаторами, сигнализирующими о необходимости усилить (либо, наоборот, немного ослабить) работу с должниками; • мотивирование ответственных сотрудников на достижение минимальных установленных показателей задолженности; • написание положений, либо других регламентных документов, закрепляющих бизнес-процесс работы с дебиторской задолженностью, в которых четко отражен алгоритм действий: кто отвечает за нормальную оборачиваемость дебиторской задолженности, кто имеет право подписывать договоры с условиями последующей поставки или оплаты, на какую сумму и в какой срок должнику направляется напоминание о погашении задолженности, кто сопровождает досудебный процесс урегулирования ситуации, кто организует судебную защиту. Результаты апробации предложенной модели управления дебиторской задолженностью могут иметь преимущества от возможного использования на практике разработанных инструментов. Такая программа принесет улучшение показателей деятельности предприятия, позволит получать максимально возможную прибыль при увеличении продаж и минимизацию рисков не возврата долгов.




Наши рекомендации