Возможности генерирования денежных средств для обслуживания задолженности

Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) или другими хозяйствующими субъектами или физическими лицами (например, наёмными работниками)

Существует два вида задолженности:

Кредиторская задолженность — ситуация, когда хозяйствующий субъект должен кому-либо определённую сумму денег;

Дебиторская задолженность — ситуация, когда хозяйствующему субъекту кто-либо должен определённую сумму денег.

Задолженность (как кредиторская, так и дебиторская) оценивается в денежных единицах.

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью является одной из задач финансового менеджмента.

В российских компаниях антикризисные мероприятия часто сводятся к мерам финансового оздоровления, проведению реструктуризации кредиторской задолженности. Хотя предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность, не всегда могут выйти из "долговой ямы".

Управление организацией в условиях финансового кризиса — это совокупность методов, направленных с одной стороны, на уменьшение всех статей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию,необходимых для погашения долгов, а с другой — на рост объема продаж и получение соразмерной прибыли. Значимым является использование новых приемов управления, которые могут кардинально изменить существующую систему после реорганизации. К таким приемам относятся: использование ноу-хау, позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба за качество, ценовая политика и т. д.

В условиях кризисного состояния наиболее важно сократить одни затраты и увеличить другие, которые могут сделать компанию прибыльной. Необходим быстрый приток денежных средств в организацию. Работы в выбранных стратегических направлениях не могут финансироваться только за счет внутренней экономии. Возникает необходимость привлечения заемных средств со стороны, что само по себе затруднительно, т. к.финансовый кризис предприятия зачастую означает его фактическое банкротство. Поэтому так важно определить оптимальное соотношение всех мер воздействия, необходимых для того, чтобы предприятие сначала могло "удержаться на плаву", а затем начать новый более эффективный этап в своей деятельности.

Основные методы преодоления финансового кризиса в организации включают: - сокращение затрат; - увеличение поступления денежных средств в организацию; - проведение реструктуризации кредиторской задолженности; - определение стратегии развития организации; - проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.

Сокращение затрат является необходимым шагом в той ситуации, когда организация испытывает финансовый кризис. Необходимо централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия, сокращать или замораживать расходы, связанные с развитием существующих долгосрочных проектов: НИОКР, капитального строительства и других вложений, окупаемость которых превышает один год.

Методы сокращения затрат включают: контроль затрат, анализ источников возникновения затрат, их классификацию по степени зависимости от объемов производства, проведение мероприятий по снижению затрат, оценку полученного эффекта.

Основные направления деятельности по снижению затрат: сокращение фонда оплаты труда; сокращение затрат на сырье и материалы за счет использования более дешевых компонентов изделий, горизонтальной интеграции с поставщиками, работы с местными производителями, внедрения ресурсосберегающих технологий; сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг.

Важно определить наиболее затратные статьи баланса, которые подлежат сокращению (капитальное строительство, дорогостоящие стажировки для работников, проведение масштабных маркетинговых исследований, опытно-конструкторские работы) и направить эти ресурсы на проведение реструктуризации и проекты, предусматривающие получение быстрой прибыли.

Привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса осуществляется в основном по трем главным направлениям — во-первых: продажа и сдача в аренду активов компании; во-вторых: оптимизация продаж; в-третьих: изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Любые активы, находящиеся в собственности компании, — здания, сооружения, машины, оборудование, облигации, акции, в т. ч. и других предприятий, векселя банков — могут быть проданы или использованы для погашения долга в ходе проведения реструктуризации. Это возможно, если данные активы не являются обеспечением задолженности по другим обязательствам (залоговые требования). Если затраты предприятия на хранение и обслуживание активов велики, выгоднее продать их. Ценные бумаги можно предложить приобрести кредиторам, которые заинтересованы в расширении сферы своей деятельности за счет приобретения пакетов акций.

Оптимизация продаж требует проведения ряда важных мероприятий: ценового регулирования; привлечения новых заказчиков; заключения контрактов о производстве на давальческом сырье; внедрения программы торговых скидок и льгот для потребителей, которые платят быстрее; заключения стратегических союзов и альянсов; оценки дополнительных затрат, связанных с внедрением в производство и продвижением на рынок новой продукции.

Привлечение денежных средств в организацию посредством изменения кредитной политики происходит за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. В условиях высокой инфляции особенно важно иметь хорошо продуманную политику в отношении поставщиков, заказчиков и других контрагентов.

Основные группы кредиторской задолженности образуют задолженности по бюджету, внебюджетным фондам, банкам, поставщикам. Дебиторская задолженность образуется за счет работы с заказчиками, дочерними обществами и прочими контрагентами.

Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов и риском возможной неуплаты. С целью снижения риска неуплаты дебиторской задолженности, организация должна отслеживать кредитную историю клиентов (покупательскую и платежную историю). Кредитоспособность клиента может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений клиента и компании. Сопоставительный анализ затрат и выгод кредитной политики должен помочь определить стратегию, при которой размер непогашенной дебиторской задолженности является вполне предсказуемым. Используются программы льгот и скидок за предоплату, оплату наличными и своевременное погашение дебиторской задолженности. Организация должна достаточно точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены, чтобы рассчитать необходимый резерв для списания безнадежных долгов.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовому объему дебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстро организация собирает деньги с заказчиков за поставленные товары или услуги. Увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности является позитивным признаком.

Структурирование дебиторской задолженности по срокам используется для оценки возможных неплатежей. Счета классифицируются по срокам давности дебиторской задолженности. Для каждого срока определяется некоторый процент дебиторской задолженности, который останется неуплаченным. Резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена.

Реструктуризация задолженности — это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которого является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа.

38. Структура капитала - соотношение долгосрочных долговых обязательств компании, определенных краткосрочных долговых обязательств, обычных акции (или других юридических форм участия в собственном капитале) и привилегированных акций. Структура капитала отражает то, как фирма финансирует свои деятельность и рост при использовании различных источников финансирования.

Долговые обязательства существуют в форме выпусков облигаций или прочих долгосрочных обязательств, в то время как собственный капитал классифицируется на обыкновенные акции, привилегированные акции или нераспределенную прибыль. Краткосрочные долговые обязательства, например, финансирующие потребность в оборотном капитала, также являются частью структуры капитала.

Соотношение кратко- и долгосрочных обязательств компании тщательно исследуется при анализе структуры капитала. Говоря о структуре капитала имеется в виду отношению долговых обязательств к собственному капиталу компании, что дает понимание, насколько рискованной является деятельность компании. Обычно компания, которая широко использует долговое финансирование, подвержена большим рискам, поскольку ее финансовый результат, как прибыль так и убыток, усиливается за счет левереджа.

Термин «капитал» неоднозначно трактуется в экономической ли-тературе. С одной стороны, под капиталом фирмы подразумевают сумму акционерного капитала, эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли, содержащуюся в балансе предприятия. Величина капитала рассчитывается как разность между стоимостью активов фирмы и ее кредиторской задолженностью.

С другой стороны, под капиталом понимают все долгосрочные источники средств.

Термин «капитал» часто используют и для характеристики активов предприятия. При этом он подразделяется на основной капитал (долгосрочные активы, в том числе незавершенное строительство) и оборотный капитал (все оборотные средства предприятия).

Капитал предприятия формируется за счет различных финансовых источников как краткосрочного, так и долгосро

39. Показатель дивидендного дохода. Дивиденды, выплачиваемые акциями. Выкуп акций.

Этот показатель служит измерителем доходности инвестиций. Его определяют как процентное отношение текущего дивиденда к рыночной цене акции.
Дивидендный Брутто-дивидвнд на акцию х 100
доход " Цена акции
В расчет принимаются дивиденды, выплачиваемые только по обыкновенным акциям. Несмотря на то что на некоторых рынках дивиденды выплачиваются за вычетом налогов, при определении дивидендного дохода используются брутто-значения.
Рассчитываемый на основе последнего выплаченного дивиденда данный показатель характеризует процентный доход, который можно ожидать в случае приобретения акции по сегодняшней рыночной цене. Показатель дивидендного дохода позволяет инвесторам сравнивать доходность акций одного или различных секторов рынка. Дивидендный доход также сопоставляют с доходом на капитал, вложенный в другие финансовые инструменты, и с процентными ставками. В целом дивидендные доходы существенно ниже доходов по ценным бумагам с фиксированными ставками. Важно помнить, что дивидендный доход основан на исторических данных и не обязательно является реальным индикатором результатов деятельности компании, — растущие организации намеренно выплачивают низкие дивиденды.

Дивиде́нд (лат. dividendum — то, что подлежит разделу) — часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Величина и порядок выплаты дивидендов определяются собранием акционеров, участников и уставом акционерного или иного общества.

Дивиденды могут выплачиваться несколько раз в год, а могут и не выплачиваться вообще. Выплата дивидендов уменьшает капитализацию и требует накоплений, недопущенных к реинвестированию или изъятых из него. Выплачиваемые до конца финансового года дивиденды называются промежуточными или предварительными дивидендами (англ. interim dividend). По завершении финансового года выплачиваются финальные дивиденды (англ. final dividend).

Обычно дивиденды выплачивают в денежном виде. Такие дивиденды называют денежными дивидендами (англ. cash dividend). Помимо этого, дивиденды могут выплачиваться акциями (англ. stock dividend) или другим имуществом акционерного общества.

Акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать, чтобы АО выкупило все или часть принадлежащих им акций в случаях: а) реорганизации АО или совершения крупной сделки, решение о которой принимается общим собранием акционеров; б) внесения изменений и дополнений в устав АО или утверждения устава АО в новой редакции, ограничивающих их права. В обоих случаях право требовать В.а. возникает только у тех акционеров, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. Кроме того, ФЗ устанавливает обязанность выкупа дробных акций, образовавшихся при консолидации, а также указывает, что собрание акционеров имеет право принимать решение о В.а. безотносительно к основаниям, по которым может быть осуществлен выкуп. Во всех случаях акции выкупаются по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с ФЗ.

Список акционеров, имеющих право требовать В.а., составляется на основании данных реестра на день составления списка акционеров АО, имеющих право участвовать в общем собрании,. повестка дня которого включала вопросы, влекущие возникновение права требовать В.а. :

АО обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать В.а., цене и порядке осуществления выкупа. Информация дается в сообщении о проведении общего собрания акционеров.

Акционер, желающий реализовать свое право на В.а., обязан в срок не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров направить АО письменное требование о В.а. В требовании должны быть указаны: место жительства (место нахождения) акционера и количество акций, выкупа которых он требует. АО обязано выкупить акции у акционеров, 498

предъявивших требования о выкупе, в течение 30 дней.

Общая сумма средств, направляемых АО на В.а., не может превышать 10% стоимости чистых активов АО на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать В.а. Если общее количество акций, по которым заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено АО, акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям.

Акции, выкупленные АО, по общему правилу поступают в распоряжение АО. Они не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы не позднее 1 года с момента их выкупа, в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала АО путем их погашения.

ФЗ предусматривает обеспечение обязательств АО по В.а. у акционеров:

создание в каждом АО резервного фонда в размере, не меньшем 15% от его уставного капитала (фонд может быть использован для В.а. при отсутствии у АО иных средств). Кроме того, АО не имеет права выплачивать дивиденды до выкупа всех акций. При ликвидации АО, обязанного осуществить В.а., имущество ликвидируемого АО, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами, в первую очередь направляется на выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены.

40. Первичное публичное предложение, первичное публичное размещение, (InitialPublicOffering) — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска.

Классификация

В процессе проведения первоначального публичного предложения акций (IPO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного и (или) основного выпусков[3]:

PPO (PrimaryPublicOffering) — первичное публичное предложение акций дополнительного (нового) выпуска неограниченному кругу лиц. Является «классическим» вариантом IPO.

SPO (SecondaryPublicOffering) — вторичное публичное предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц.

Следует отличать IPO от PO (PublicOffering) — публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц[3]. При этом подразумевается, что компания уже проводила IPO и (или) её акции уже обращаются на бирже. В процессе проведения публичного предложения акций (PO) инвесторам могут быть предложены акции дополнительного или основного выпусков:

Follow-on («доразмещение»). Очередное предложение дополнительного выпуска акций компании неограниченному кругу лиц. Акции компании уже обращаются на бирже.

В российской практике под названием IPO иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).

Цель проведения IPO

Существует несколько основных целей проведения IPO, важность которых может отличаться в зависимости от конкретного случая:

-Привлечение капитала в компанию: проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов.

-Наличие акций, торгуемых на рынке капитала дает наиболее объективную оценку стоимости компании, которая может использоваться как инструмент оценки деятельности и мотивации менеджеров, или ориентир для сделок слияния и поглощения.

-Учредители компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании.

-Ликвидность капитала учредителей после проведения IPO также резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог акций котируемых (публичных) компаний чем закрытых (частных) компаний.

В российских реалиях наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит также в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.

После проведения IPO компания становится публичной, отчётность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.

Этапы IPO

IPO включает в себя следующие этапы:

Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.

Подготовительный этап — если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно, то процесс IPO переходит на новый этап — подготовительный, во время которого:

-Подбирается команда участников IPO (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO.

-Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг).

-Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)

-Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роад-шоу) — рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.

Основной этап — во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).

Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг иокончательная оценка успешности состоявшегося IPO.

Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;

юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;

аудиторских компаний;

коммуникационных агентств в качестве PR/IR консультантов размещения.

IPO обычно предшествует road-show — серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей её деятельности и характеристик размещения акций. Ещё один элемент, предшествующий IPO — публичное объявление о размещении.

Крупнейшие IPO

Agricultural Bank of China — 22.1 миллиардовдолларов (2010)

Industrial and Commercial Bank of China — 21.9 миллиардовдолларов (2006)[

American International Assurance — 20.5 миллиардовдолларов (2010)

VisaInc. — 19.7 миллиардов долларов (2008)

GeneralMotors — 18.1 миллиардов долларов (2010)

41. Частное размещение(privateplacement) - выпуск и продажа ценных бумаг предприятия (обычно акций) путем непосредственного предложения ценных бумаг заранее определенной группе инвесторов, без открытой продажи этих бумаг.

Частное размещение – одна из форм финансирования компании. Данная форма финансирования применяется, когда компании необходимо привлечение дополнительного капитала для поддержания роста, однако компания не может либо не хочет прибегать к банковскому кредитованию, поскольку оно ограничено требованиями банков к величине оборотов, наличию залогов, уровню ликвидности и другим показателям. Средства, полученные в ходе частного размещения, направляются на финансирование крупных проектов или приобретение конкурентов, что позволит компании в будущем стать крупнейшим игроком в своей отрасли. Выбирая этот инструмент финансирования, собственник должен быть готов к вводу в совет директоров новых лиц, представляющих интересы инвестора.

Как правило, частное размещение проводится агентом (брокерская фирма или инвестиционный банк) на платной основе. Агент помогает провести детальный анализ компании (duediligence), подготовить меморандум, составить список потенциальных инвесторов и определить параметры размещения, провести переговоры с потенциальными инвесторами и вручить им меморандум, а также сопровождает сам процесс размещения акций.

Основным преимуществом частного размещения является то, что компания в значительной степени сама определяет условия размещения (состав участников, количество и цену акции). Кроме того, инвесторы, участвующие в размещении, как правило, не принимают активного участия в управлении и повседневной деятельности компании. Следует учесть и то факт, что в отличие от кредитования, частное размещение дает возможность привлечь значительные средства без предоставления залога. Компания, прибегшая к данной форме финансирования, получает связи в лице западных инвесторов, чья репутация в дальнейшем может оказаться немаловажным фактором при получении дополнительных источников финансирования. Также, частное размещение способствует формированию соответствующей мировым стандартам структуры корпоративного, оперативного и финансового управления компанией. Если частное размещение успешно проведено среди квалифицированных инвесторов, то вероятность последующего IPO существенно повышается.

Недостатки: Частное размещение занимает довольно много времени, поскольку необходимо подготовить меморандум с подробной информацией о компании, предшествующей деятельности, планах и ее жизнеспособности. В меморандум следует также включить подробную учётную информацию, подготовленную независимой бухгалтерской фирмой.. Затраты на размещение могут оказаться чрезмерными, так как для успешного частного размещения требуется не только агент, но также и бухгалтеры, юристы, имеющие опыт подобной деятельности. Ещё один недостаток частного размещения – необходимый уровень раскрытия. Идея нового проекта и информация о планах развития бизнеса становится известна не только инвесторам, но и конкурентам.

Частное размещение акций

Частным размещением называется продажа или выпуск большого пакета акций предприятия для избранной группы инвесторов. Чаще всего это выполняется агентом по размещению (обычно брокерская фирма или инвестиционный банк) на платной основе.

Агент помогает подготовить меморандум, составить список потенциальных инвесторов (часто крупных организаций-инвесторов, таких как пенсионные фонды) и вручить меморандум инвесторам.

Частное размещение предпринимается, когда Вам необходимо "вливание" капитала для прыжка на следующий уровень развития бизнеса притом, что фирма приносит устойчивый доход.

Обычно частное размещение используют компании, которые не хотят (или не могут) получить венчурный капитал и недостаточно крупны для публичного выпуска акций.

Преимущества частного размещения

Основное преимущество частного размещения состоит в том, что компания в значительной степени сама определяет условия размещения (состав участников, количество и цена акции). Кроме того, инвесторы, участвующие в размещении, вряд ли пожелают контролировать Вашу повседневную деятельность (в противоположность венчурным капиталистам или бизнес-ангелам).

Недостатки частного размещения

Частное размещение может занимать довольно много времени, поскольку Вам понадобится подготовить меморандум с подробной информацией о Вашем бизнесе, предшествующей деятельности, планах и жизнеспособности компании. В меморандум следует включить и подробную учётную информацию, подготовленную независимой бухгалтерской фирмой. Необходимо также подготовиться к своей презентации для инвестора и посетить ряд подобных презентаций других компаний.

Затраты на размещение могут оказаться чрезмерными, так как Вам понадобится не только агент, но и бухгалтеры, юристы, имеющие опыт подобной деятельности.

Ещё один недостаток частного размещения — необходимый уровень раскрытия . Ваша идея и подробные планы развития бизнеса становятся известны не только инвесторам, но и конкурентам.

Варрант

Варрант — это вид опциона, дающая ее владельцу право приобрести в течение установленного периода времени определенное число обыкновенных акций по заранее фиксированной цене.

Варранты - долгосрочные опционы, зависящие от курса приобретения акции, именуемого курсом исполнения.

Период действия варранта – 3-5 и более лет

Как правило, варранты выпускаются вместе с облигациями и акциями, с тем чтобы сделать ценные бумаги более привлекательными для инвесторов. Варрант выпускается как самостоятельная ценная бумага и может продаваться и покупаться отдельно от облигации или акции, к которой он прилагается.

Обычно варрант дает право на приобретение дополнительных акций. Однако в ряде случаев варрант позволяет получить другие ценности: облигации по льготной цене, золото и др.

Цена варранта

Вследствие того что варрант дает возможность приобрести дополнительные ценности по стоимости ниже рыночной, он имеет свою цену. Цена варранта состоит из двух компонентов: скрытой и временной цены.

Скрытая цена — это разность между рыночной ценой обычных акций и исполнительной ценой, по которой эти акции можно приобрести на основании варранта.

Временная цена — это разница между будущей рыночной ценой акции, которая может возрасти вследствие успешного развития данной компании, и ее существующей рыночной ценой.

Опционы дают своему владельцу право купить или продать фиксированное количество соответствующих ценных бумаг по определенному курсу в течение установленного периода времени.

Стоимость опциона изменяется под воздействием ценовой динамики базовой ценной бумаги.

Два главных преимущества опционов:

  1. Достаточно низкий курс единичного контракта.
  2. Возможности использования финансового рычага.

Два главных недостатка опционов:

  • Отсутствие текущего дохода.
  • Срок действия ограничен, и по окончании срока стоимость опциона равна нулю.

Существует три типа опционов: «права»; варранты, а также опционы - «пут» и «колл».

«Права» - это опционы краткого срока действия и ограниченного применения.

«Права» эмитируются, когда корпорация стремится привлечь средства путем увеличения акционерного капитала.

Действующие акционеры получают одно «право» на каждую акцию.

Определенное число «прав» позволяет своему держателю приобрести одну акцию нового выпуска по подписной цене (обычно ниже рыночного курса) в течение определенного (обычно весьма непродолжительного) периода времени.

Стоимость «прав» возникает благодаря возможности приобретения акций по курсу ниже рыночного.

Возможности генерирования денежных средств для обслуживания задолженности - student2.ru

«Права» малопригодны для прибыльной спекуляции, но могут использоваться для покупки акций нового выпуска без уплаты комиссионных.

Инвесторам, не желающим покупать акции нового выпуска, следует продать принадлежащие им «права».

Нельзя оставлять «права» неиспользованными, поскольку это означает утрату некоторой стоимости.

Опцион - вид сделки, одна из сторон которой приобретает за вознаграждение (премию) право купить или продать какой-либо базовый актив на стандартных условиях (в определенный срок и по определенной цене), а другая сторона обязана исполнить данную сделку по требованию первой стороны.

Можно определить этот термин иначе:

опцион - контракт, дающий право (но не обязательство) его получателю на покупку (продажу) базового актива у продавца (надписанта опциона) в течение оговоренного срока исполнения контракта по заранее определенной цене с уплатой за это право определенного вознаграждения продавцу - премии.

В зависимости от позиции, которую желает занять приобретатель опциона, различают два основных типа опционов: опционы call и опционы put, соответственно дающие право купить или продать базисный актив. Соответственно, обладатель опциона занимает длинную (long) или короткую (short) позицию. Обладатель опциона call играет на повышение (цен на базисные активы), обладатель опциона put - на понижение.

В зависимости от даты исполнения контракта (даты экспирации) различают опционы европейского типа и опционы американского типа4 .

4 К сожалению, из определения опциона, данного Законом о прибыли, не ясно, какие опционы имеются в виду: американского типа, европейского или те и другие одновременно (см. пп. 1.5.3 Закона).

В опционах европейского типа условия контракта могут быть реализованы только по истечении указанного в нем срока, то есть на конкретную дату.

Обладатель опциона американского типа имеет право реализовывать условия контракта в любое время с момента его заключения и до окончания срока действия, либо в течение определенного промежутка времени.

Также опционы делятся на классы и серии. Класс представляет совокупность всех опционов одного вида, в основе которых лежит один и тот же актив. Опционная серия представляет собой все опционы одного и того же класса с одинаковой ценой и/или датой исполнения.

Наши рекомендации