Понятие и структура государственных и муниципальных финансов

Понятие и структура государственных и муниципальных финансов - student2.ru Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие_ приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

Содержание государственных и муниципальных финансов определяется функциями государства и структурой системы органов государственного управления. Структура государственных и муниципальных финансов определяется двумя основными факторами:

1) структурой органов государственной власти;

2) выделением в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет (в том числе внебюджетных фондов).

Структура государственного управления по уровням управления подразделяется:

· в федеративных государствах на:

- центральный (общегосударственный, федеральный);

- региональный;

- местный.

· В унитарных государства на :

- центральный;

- местный.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными фондами.

Государственный бюджет страны – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства различных уровней управления.

Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного и регионального значения.

Государственный и муниципальный кредит – это часть финансовой системы, имеющая особое назначение и порядок использования, связанная с кредитной деятельностью государства различных уровней государственного управления.

Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налоговых поступлений и частично неналоговых.

Главный материальный источник государственных и муниципальных финансов – национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, то государство может привлекать национальное богатство (золотовалютный запас, приватизация государственной собственности), т.е. материальные блага, созданные трудом предыдущих поколений.

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами:

1) главный метод – налоги. Они обеспечивают преобладающую часть государственных доходов;

2) государственные займы (используют при бюджетном дефиците).

При чрезвычайных обстоятельствах осуществляется эмиссия бумажных денег. Эта не популярная мера приводит к инфляции и законодательно в РФ запрещена.

Использование государственных ресурсов осуществляется через расходы. Государственные и муниципальные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством и местными органами самоуправления своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов.

Государственные и муниципальные расходы направлены на финансирование государственного управления и обороны страны, на общественные и социальные услуги, на поддержание экономики страны, социальное обеспечение и др.

Бюджетным Кодексом РФ предусмотрена единая классификация доходов и расходов – это бюджетная классификация операций сектора государственного управления.

Использование государственных и муниципальных ресурсов может осуществляться:

1) методом самоокупаемости;

2) методом бюджетного финансирования;

3) методом кредитного обеспечения.

Использование государственных и муниципальных средств осуществляется на следующих принципах:

- безвозвратность;

- бесплатность;

- целевой характер;

- максимальный эффект при минимуме затрат.

8. Экономическое содержание и значение финансовой политики государства

Финансовая политика – это научно обоснованная деятельность государства в области финансов, направленная на выработку концепций развития финансов, принципов и форм их организации.

Содержание финансовой политики включает:

1) выработку научно обоснованной концепции развития финансов на перспектив. Финансовая политика формируется на основе изучения экономических законов, теорий, анализа состояния хозяйства и перспектив развития;

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Финансы – это объективный элемент, т. е. базис, а финансовая политика - субъективный элемент, надстройка, форма сознательной деятельности людей. Финансовая политика соединяет теорию и практику действия воедино.

Финансовая политика используется для решения задач, стоящих перед экономикой. В процессе ее выработки обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно в этом и заключается ее основная цель, и она выступает активным инструментом воздействия на экономику.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач, которые определяются экономическое социальной стратегией.

Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой политики.

В задачи финансовой политики входит: обеспечить условия для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов и эффективного их использования

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма.

Наши рекомендации