Сущность ВЭД и объективная основа для ее существования.

Сущность ВЭД и объективная основа для ее существования.

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Среди основных причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить следующие: неравномерность экономического развития разных стран мира; различия в сырьевых ресурсах; различия в человеческих ресурсах; неравномерность размещения финансовых ресурсов; характер политических отношений; разный уровень научно-технического развития; специфика географического положения, природных и климатических условий.

Основные критерии и принципы присущие ВЭД.

В основе ВЭД лежит полная степень самостоятельности при разработке экспортной стратегии, выборе экспортного продукта исходя из собственных материально- сырьевых, производственно- технологических и финансовых ресурсов, конъюнктурно- маркетинговых оценок международных товарных рынков и степени соответствия уровня конкурентоспособности экспортной продукции международным критериям. Принципы самостоятельности и самоокупаемости с учётом наличия собственных материально- технических и валютно- финансовых возможностей для обеспечения производства экспортной продукции.

Основополагающим принципом ВЭД компаний и предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом наличия собственных материально- технических и валютно-финансовых возможностей для обеспечения производства экспортной продукции.

Особое значение в осуществлении ВЭД имеет принцип валютной самоокупаемости и самофинансирования, обеспечивающиеся за счёт валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счёте, они образуют валютный фонд предприятия.

Принципиальные отличия процессов ВЭД и ВЭС.

ВЭД– это категория рыночных отношений, которая реализуется на уровне хозяйственных субъектов (организаций, объединений), которая предполагает полную самостоятельность и независимость в рамках такой деятельности, независимость от каких-либо вышестоящих организаций и структур (финансовая, материальная – с точки зрения обеспечения экспортного производства). Кроме того, ВЭД предполагает самостоятельность в выборе экспортной стратегии своего производства, в определении объёмов производства экспортного товара; в определении стоимости и др.

Отсюда вытекает, что ВЭД имеет, прежде всего, производственную основу (ни в коем случае не торговля!!!). ВЭД осуществляется только на уровне предприятий.

ВЭС – форма международных отношений, осуществляемая на уровне государства. Способ реализации другой — ВЭД реализуется через внешнеторговые сделки (ВТС); ВЭС реализуется !!исключительно!!на основе межгосударственных торгово-экономических соглашений. Для реализации ВЭС правительства прибегают к услугам экспортно-ориентированных предприятий, причём система взаимодействия базируется на основе Госзаказа.

Содержание и роль организационно-экономических функций во ВЭД.

Основой ВЭД предприятий, объединений и организаций является производство экспортной продукции и ее продвижение на внешний рынок, которое обеспечивается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.

Организационно-экономические функции включают в себя:

– маркетинговые исследования внешних рынков;– анализ конъюнктуры экспортного рынка;

– поиск иностранного партнера;– изучение обстоятельств работы на рынке иностранного партнера;

– выбор форм и методов работы на внешнем рынке;

– обеспечение выхода на внешний рынок;– организация внешнеторговой рекламы;

– планирование внешнеторговой операции;– логистика;– привлечение посредника.

Функции данной группы нацелены на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.

Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организационных форм международной торговли в зависимости от специфического характера товаров и утвердившихся традиций в мировой практике.

Тарифные.

1) Таможенно-тарифное регулирование.

Таможенный тариф это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцевпри прохождении товаров через таможенную государственную границу. Таможенная пошлина – стоимостной размер платы, взимаемой государством при ввозе товаров на территорию страны импортеров.

Виды таможенных пошлин: 1) Адволорная – ставка, указанная в таможенном тарифе в процентах, по отношению к стоимости единицы товара. 2) Специфическая – фиксированная денежная величина по отношению к физическому объему товара. 3) Смешанная – отражает одновременно адволорные и специфические ставки пошлин по отношению к одному товару.

2) Тарифные преференции – наличие особо льготных ставок для товаров из конкретных стран.

3) Определение страны происхождения товаров. 3 критерия: где товар был произведен полностью, где подвергся существенной переработке (не менее чем на 50%), если стоимость сырья для производства товара в конечной цене не превышает половины. 4) Налоговое регулирование.

Нетарифное регулирование.

1) финансовые способы ограничения импорта, основанные на требованиях обеспечения платежа в виде разного рода прямых и косвенных налогов и сборов. 2) меры административного регламентирования – с помощью введения запрета на ввоз. 3) способы количественного ограничения импорта с помощью контингентирования, квотирования, лицензирования, «добровольных самоограничений». 4) технические стандарты и требования к импортируемой продукции. 5) таможенные формальности, которые создают препятствия для ввозимой продукции (оформление).

Содержание и принцип воздействия таможенного тарифа на ВТД.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней: наднациональное и национальное законодательства

В странах могут применяться единые ставки ввозных таможенных пошлин.

Основными целями единого таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;

- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.

в сфере регулирования внешней торговли закреплены понятия:

- базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;

- ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;

- внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;

- внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;

- ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;

- тарифная квота

Еще одним неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования является товарная номенклатура таможенного тарифа - это инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который предназначен для сбора данных внешнеторговой статистики, а также регистрации участков внешнеэкономических связей

Виды лицензий

Лицензии выдаются как исключительные, так и генеральные. Исключительные лицензии предоставляются участникам ВЭД на экспорт (или импорт) конкретного вида товара сроком на один год (по каждой сделке) с указанием его количества и стоимости, грузополучателя и не могут передаваться другому юридическому лицу.

Генеральные лицензии на экспорт (или импорт) предоставляются на конкретный вид товаров, к которым применяются запреты или количественные ограничения на ввоз.

Помимо процесса собственно лицензирования предусмотрен контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, который осуществляется таможенными органами и оформляется справкой об исполнении лицензии. По результатам оперативного контроля формируется централизованная база данных об исполнении лицензий и осуществляется автоматизированный контроль выпуска товаров на внешний или внутренний рынок в счет квот, указанных в лицензиях

Министерство экономического развития

-разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД, регулирования деятельности участников ВЭД, -обеспечение совместных действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД, совершенствование институциональной, организационной структуры управления ВЭД, -оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей Российской Федерации, ведение внешнеэкономической статистики;

Министерство промышленности и торговли

-поддержка экспорта промышленной продукции, -проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, -функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ ВТО, -Уполномоченный орган по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении

Федеральная таможенная служба:ведет таможенную статистику, принимает участие в валютном и экспортном контроле, участвует в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Регулирует систему налогообложения.

ЦБ России определяет совместно с Министерством финансовусловия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля.

Федеральное агентство по науке и инновациям призвано контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, осуществлять финансирование международных проектов.

Сущность ВЭД и объективная основа для ее существования.

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Среди основных причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить следующие: неравномерность экономического развития разных стран мира; различия в сырьевых ресурсах; различия в человеческих ресурсах; неравномерность размещения финансовых ресурсов; характер политических отношений; разный уровень научно-технического развития; специфика географического положения, природных и климатических условий.

Наши рекомендации