Бюджетный процесс в Российской Федерации.
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Этапы бюджетного процессаСоставление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
§ глава государства;
§ органы законодательной власти;
§ органы исполнительной власти;
§ органы денежно-кредитного регулирования;
§ органы государственного и местного финансового контроля;
§ государственные внебюджетные фонды;
§ главные распорядители бюджетных средств.
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Составление бюджета- начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.
Рассмотрение бюджетаначинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.
Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).
Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.
Рис. 34. Распределение расходов госбюджета
При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.
Бюджетная классификация- это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.
С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.
Скрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойНавязчивое и надоелоСомнительного содержания или спамМешает просмотру контентаЯндекс.Директ
На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.
Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства местасбора, хранения и выплаты бюджетных средств.
Основные задачи казначейства:
§ учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;
§ распределение доходов между бюджетами различных уровней;
§ учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;
§ взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
§ обеспечение целевого и эффективного расходования средств;
§ управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.