Группового проекта по курсу «Финансовый анализ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

Итоговый отчет о выполнении

Группового проекта по курсу «Финансовый анализ»

По компании ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии»

Работу выполнили:

студенты 2 курса группы №1 программы бакалавриата направления «Менеджмент»

Бажанова Наталия Алексеевна

Баландин Илья Олегович

Богачева Юлия Игоревна

Боскина Ольга Андреевна

Вильданова Дина Наилевна

Санкт-Петербург

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Анализ финансового положения ОАО "Аэрофлот"…………………………............4
1.1. Структура имущества и источники его формирования…………………. …….4
1.2. Анализ финансовой устойчивости организации………………………………..7
1.2.1. Основные показатели финансовой устойчивости организации…………......7
1.2.2. Анализ рабочего капитала………………………………………………….…..9
1.3. Анализ ликвидности……………………………………………………………..10

2. Анализ эффективности деятельности ОАО "Аэрофлот"…………………………..12
2.1. Обзор финансовых результатов………………………………………………....12
2.2. Анализ рентабельности………………………………………………………….12
2.3. Анализ показателей деловой активности …………………………….………..15

3. Выводы по результатам анализа……………………………………………………17
3.1. Оценка ключевых показателей…………………………………………………17
3.2. Рейтинговая оценка финансового положения и результатов деятельности ОАО "Аэрофлот"……………………………………………………………………………18

Введение

В данной работе представлен финансовый анализ компании ОАО «Аэрофлот» за период с Январь 2009 г. по Декабрь 2011 г. Основными источниками информации послужили бухгалтерский баланс на 01.01.2009, 31.12.2009, 31.12.2010, 31.12.2011, а также отчеты о прибылях и убытках за 2009, 2010, 2011 гг. В процессе анализа мы изучили структуру имущества и источников его финансирования, провели анализ рентабельности и ликвидности, деловой активности компании, а также общий анализ эффективности деятельности компании и представили свои выводы.

Анализ финансового положения ОАО «Аэрофлот»

В настоящем отчете представлен анализ финансового состояния ОАО "Аэрофлот", выполненный по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, подготовленной по РСБУ за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.

Анализ оборотного (рабочего) капитала

Значения рабочего капитала компании «Аэрофлот» представлены в следующей таблице:

Таблица 5. Значения рабочего капитала.

 
Рабочий Капитал (узкое) 14 076 147 20 254 354 15 570 699
Рабочий Капитал (традиционное) 14 076 147 32 254 354 30 127 324
Рабочий Капитал (широкое) 16 537 128 32 254 354 55 602 544

Исходя из представленной выше таблицы, можно сделать вывод, что вне зависимости от используемого подхода к определению рабочего капитала, величина его увеличивалась в 2009-2010 гг., и снижалась в 2010-2011гг, исключая широкое определение рабочего капитала. Стоит отметить, что компания не предоставляет данные по долгосрочным кредитам за 2009 год и краткосрочным за 2010.

В общем, мы наблюдаем большое увеличение значения широкого определения рабочего капитала (примерно в 3,36 раза) при незначительном увеличении значения узкого и достаточно большом росте традиционного (чуть больше чем в 2 раза). На основании этого, можно сделать выводы, что к 2011 году у компании появилось большое количество кредитов.

Тем не менее финансовую устойчивость компании можно назвать абсолютной, на основании расчетов достаточности рабочего капитала, приведенных ниже:

Таблица 6. Достаточность рабочего капитала.

 
ДРК (узкое) 11 387 896 17 706 582 12 558 159
ДРК (традиционное) 11 387 896 29 706 582 27 114 784
ДРК (широкое) 13 848 877 29 706 582 52 590 004

Все значения определений достаточности рабочего капитала с 2009 по 2011 год положительны, что означает, что у ОАО «Аэрофлот» достаточно собственного капитала, краткосрочных и долгосрочных кредитов для покрытия запасов и затрат. Следовательно, мы можем сделать вывод, что компания подвержена финансовым рискам в минимальной степени и характеризуется абсолютной финансовой устойчивостью.

Анализ ликвидности

Таблица 7. Коэффициенты ликвидности ОАО «Аэрофлот»

Коэффициенты ликвидности/Года  
 
Абсолютной 0,174232881 1,175280819 0,390729  
Критической 1,685763444 2,71762684 1,904484  
Текущей 1,847860 2,865053699 2,005644  


Коэффициент текущей ликвидности ОАО «Аэрофлот» на конец 2009 года был ниже нормы (1,8), что говорит о вероятных трудностях в погашении организацией своих текущих обязательств. На конец следующего года коэффициент текущей ликвидности увеличился на единицу и стал равен 2,8, а это означает, что оборотный капитал превысил краткосрочные обязательств. Слишком высокий коэффициент текущей ликвидности также не желателен, поскольку может отражать недостаточно эффективное использование оборотных активов либо краткосрочного финансирования. В 2011 году коэффициент текущей ликвидности снизился и приблизился к нормальному значению (2), которое позволяет считать компанию способной оплатить свои текущие обязательства. В целом, если учитывать, что значение коэффициента текущей ликвидности «Аэрофлота» находится в пределах нормы (от 1.5 до 2.5), можно сказать, что компания будет способна обеспечить все свои краткосрочные обязательства, и это делает ее привлекательной для кредиторов.

Коэффициент критической ликвидности ОАО «Аэрофлот» был выше нормы во всех исследуемых периодах. На конец 2009 и 2011 годов коэффициент был примерно одинаковым (1,7 и 1,9 соответственно), что говорит о том, что ликвидные активы покрывают краткосрочные обязательства, а в 2010 году коэффициент был равен 2,7, а это означает отсутствие риска потери платежеспособности, что является положительным сигналом для кредиторов и инвесторов.

В 2009 году коэффициент абсолютной ликвидностисоставил менее 0,2 (0,174), это значит, что только 17,4% краткосрочного долга должно быть выплачено за нескольких дней. Как правило, это наиболее "горячие долги", требующие немедленного покрытия.

В следующем году данный показатель увеличился до 1,175, однако слишком высокое значение коэффициента говорит о неоправданно высоких объемах свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса. Исходя из структуры баланса, можно сказать, что это вызвано в основном ростом денежных средств за счет оплаты дебиторской задолженности. Наконец, в 2011 году коэффициент абсолютной ликвидности значительно уменьшился до значения 0,39, что соответствует верхней границе промежутка нормальных значений для данного показателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом компания «Аэрофлот» является ликвидной в разрезе всех трех коэффициентов и поэтому является привлекательной для инвесторов и надежной с точки зрения кредиторов.

Анализ рентабельности.

Можно с уверенностью сказать, что показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования компании, потому что их величина отражает соотношение прибыли с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Анализ показателей рентабельности компании ОАО «Аэрофлот» в рассматриваемый период в целом демонстрирует рост прибыльности, несмотря на неравномерность изменений, происходивших с основными показателями рентабельности.

Таблица 9. Основные показатели рентабельности ОАО «Аэрофлот» в период с 2009 г. по 2011 г.

Показатели рентабельности, ROA  
 
 
ROTA 3% 19% 12%  
RONA 4% 26% 15%  
RNOA 4% 29% 17%  

Кризисная ситуация в экономике оказала существенное влияние на прибыльность компании в 2009 г.: чрезвычайно низкие показатели рентабельности. Увеличение прибыли компании в 2010 г., вызванное возобновлением спроса на авиаперевозки, обусловило скачок показателей. Постепенное же восстановление экономики стабилизировало показатели в 2011 г.. Таким образом, рост рентабельности говорит нам о повышении привлекательности компании для кредиторов и заемщиков (привлечению больших инвестиций в организацию), а также о повышении финансовой устойчивости компании.

На протяжении рассматриваемого периода с 2009 г. по 2011 г. индекс финансового рычага компании больше единицы, то есть ROE>ROA, а значит рентабельность собственного капитала больше рентабельности заёмного капитала. Оценивая динамику показателя в целом, можно сказать, что с каждым годом компания использует заёмный капитал эффективнее, чем в предыдущем.

Рисунок 2. Изменение индекса финансового левереджа ОАО «Аэрофлот» в период с 2009 г. по 2011 г.

Таким образом, можно заключить, что компания «Аэрофлот» является достаточно эффективным бизнесом, начинающим оправляться после кризиса.

Оценка ключевых показателей

Мы обобщили важнейшие показатели финансового положения ОАО «Аэрофлот» по качественному признаку и разделили их на две категории: положительные и вызывающие опасения. Особое внимание было уделено показателям по состоянию на конец 2011 года, а также их динамике с 2009 по 2011 год.

Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, имеющие положительные значения:

· Коэффициенты текущей, критической и абсолютной ликвидности показывают, что компания способна платить по своим долгам (является ликвидной), и поэтому привлекательна для инвесторов и надежна с точки зрения кредиторов.

· Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно уравновешивают друг друга, что является положительной тенденцией.

· Оборачиваемость дебиторской задолженности и её период связаны со спецификой деятельности компании, так как билеты зачастую отдаются различным агентствам для продажи, и «Аэрофлот» получает деньги только после их реализации, а также немаловажную роль играет взнос предоплаты при бронировании билетов. Значения оборачиваемости запасов и их периода достаточно малы, что объясняется тем, что компания работает в сфере услуг по воздушным перевозкам, а значит не имеет потребности в больших запасах, а также тем, что компания достаточно эффективно ими управляет. Так, можно заключить, что наиболее удачным для компании был 2010 год: финансовые и операционные циклы были самыми короткими среди исследуемых периодов. На основании этого можно сделать вывод о постоянном росте и динамичном развитии компании «Аэрофлот».

· Показатели рентабельности ROA, ROTA, RONA, RNOA в 2010 году заметно увеличились по сравнению с кризисным 2009 годом, что связано с возобновлением спроса на авиаперевозки и, соответственно, увеличением прибыли. Однако после 2010 года компания стала развиваться более плавно, так как экономика и рынок начали постепенно восстанавливаться после кризиса, что привело к снижению показателей рентабельности. Соотношения между показателями во всех периодах соответствуют норме, что говорит о стабильном и устойчивом финансовом состоянии ОАО «Аэрофлот». Так, на данный момент компания вновь становится стабильной и финансово устойчивой, эффективной с точки зрения собственников.

· Эффект финансового левереджа тоже достаточно высок, что говорит о том, что компания активно привлекает и использует заёмный капитал эффективнее, чем в предыдущем году.

Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, вызывающие опасения:

· Доля собственных средств компании выше, чем доля заемных, но превышает она ее незначительно и имеет тенденцию к уменьшению.

· Коэффициент автономии на всех этапах больше 0,5, но постепенно коэффициент снижается, что говорит о плавной потери автономии компанией. Увеличение доли заемных средств связано с активным развитием компании в последние годы, а для ускорения темпов развития используются заемные средства.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

Итоговый отчет о выполнении

группового проекта по курсу «Финансовый анализ»

Наши рекомендации