Цели и задачи учебно-ознакомительной практики

Программа

Практик бакалавров направления 38.03.02

«Менеджмент»

Форма обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Москва 2016

Общие положения

1.1 Практика студентов является неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

1.2 Для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» предусмотрены четыре вида практики.

№п/п Название практики Объем практики Форма обучения
1. Учебно-ознакомительная 2 недели очная
2. Учебно-ознакомительная 2 недели очно-заочная
3. Учебно-ознакомительная 2 недели заочная
4. Экономическая 2 недели очная
5. Экономическая 2 недели очно-заочная
6. Экономическая 2 недели заочная
7. Менеджерская 4 недели очная
8. Менеджерская 4 недели очно-заочная
9. Менеджерская 4 недели заочная
10. Преддипломная 8 недель очная
11. Преддипломная 8 недель очно-заочная
12. Преддипломная 8 недель заочная

1.3 Руководство прохождением практики осуществляет руководитель практики от университета совместно с руководителем практики от принимающего предприятия (учреждения).

1.4 Преддипломная практика проводится с целью углубления теоретического курса обучения с практической деятельностью менеджеров и закрепления выпускником первоначального профессионального опыта, проверки готовности будущего специалиста к самостоятельному выполнению профессиональных функций менеджера с высшим образованием, а также сбора материалов для выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

1.5 Преддипломная практика является завершающим этапом формирования квалифицированного специалиста, способного самостоятельно решать конкретные задачи в деятельности государственных, корпоративных, кооперативных, акционерных организациях.

1.6 Студенты, имеющие стаж практической работы (работающие) по профилю направления «Менеджмент» на преддипломную практику направляются исходя из тематики дипломной работы, наличия заказа от предприятия в его выполнении, возможностей обеспечить доступ к необходимой информации и высококвалифицированного руководства на местах практики.

1.7 К прохождению преддипломной практики допускаются студенты, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом формы итогового контроля (экзамены, зачеты и курсовые работы), прошедшие все виды практик, имеющие утвержденную тему дипломного проекта и закрепленного научного руководителя дипломного проекта, который, как правило, является и руководителем преддипломной практики.

2 Цели и задачи практики студентов

Цели и задачи учебно-ознакомительной практики

2.1.1 Обеспечить формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков по направлению «Менеджмент» посредством знакомства с деятельностью конкретной организации и ее функциональных подразделений.

2.1.2 Закрепить теоретические и практические знания, полученные в ходе обучения по дисциплинам: «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», «Теория организации», «Экономическая теория», «Основы предпринимательства», «Товароведение, экспертиза и стандартизация», «Мировая экономика», «Статистика».

2.1.3 Ознакомиться с деятельностью специалиста на конкретном рабочем месте получить навыки работы по организации своего труда, собрать и проанализировать полученную информацию для написания отчёта.

2.1.4 Дать возможность студенту на практике провести анализ систем организации и управления конкретных производственных подразделений организации, представившей базу для практики.

2.1.5 Собрать первичный материал по организационно-правовой форме организации, его структуре и формах управления, организации делопроизводства, анализа типа рынков и конкуренции, экологической и социальной ответственности организации, основных товарах и услугах предприятия.

Экономическая практика

В период прохождения практики студент обязан изучить систему управления и руководства организацией (объединением, фирмой), ее структуру, планирование работы, факторы внешнего воздействия, принципы оперативного руководства деятельностью организации, провести финансовый анализ организации:

1. На основании экономического чтения показателей формы № 1 «Бухгалтерский баланс» дать характеристику состояния финансовых ресурсов предприятия и их изменения за период.

2. Осуществить анализ структуры имущества и обязательств предприятия на основе построения агрегированного сравнительного аналитического баланса – нетто.

3. Провести горизонтальный анализ показателей бухгалтерского баланса.

4. Построить таблицу анализа ликвидность баланса и провести необходимые расчеты для осуществления этого анализа.

5. Рассчитать основные финансовые коэффициенты платежеспособности и охарактеризовать платежеспособность предприятия.

6. Осуществить прогноз банкротства предприятия.

7. Рассчитать основные финансовые коэффициенты финансовой устойчивости и охарактеризовать финансовую устойчивость предприятия.

8. Осуществить бальную оценку финансового состояния предприятия.

9. Рассчитать основные коэффициенты деловой активности и дать экономическую интерпретацию полученных значений.

10. Определить потребность предприятия в собственном оборотном капитале.

11. На основании экономического чтения отчета о прибылях и убытках дать характеристику финансовых результатов деятельности предприятия и их изменения за период.

12. Провести анализ уровня и динамики финансовых результатов с использованием таблицы факторного анализа прибыли.

13. Проанализировать основные параметры безубыточности деятельности предприятия.

14. Рассчитать основные финансовые коэффициенты рентабельности (прибыльности) и охарактеризовать уровень финансовых результатов предприятия.

В ходе практики кроме финансового анализа необходимо предусмотреть:

¾ изучение законодательных и нормативно-правовых документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и ее подразделений;

¾ изучение организационно-функциональной структуры организации;

¾ ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);

¾ ознакомление и характеристика товаров и услуг организации, предоставившей базу практики;

¾ изучение конкурентного окружения организации;

¾ ознакомление и анализ системы организации стимулирования труда;

¾ изучение системы управления затратами;

¾ изучение внешнеэкономической деятельности;

¾ расчёт финансовых рисков;

¾ формирование финансовых результатов;

¾ изучение управления затратами (планирование, учёт, анализ, контроль);

¾ знакомство с системой определения себестоимости.

Менеджерская практика

В период прохождения практики студент обязан изучить систему управления и руководства организацией, ее структуру, планирование работы, факторы внешнего воздействия, принципы оперативного руководства деятельностью организации:

1. Оценить степень организованности системы.

2. Изучить и оценить такие показатели деятельности предприятия как производительность, экономичность, эффективность, прибыльность, рентабельность.

3. Провести анализ информационной среды предприятия: сложность, упорядоченность, достоверность.

4. Структура управления предприятием: отразить отраслевые особенности.

5. Финансовые коэффициенты с учетом отраслевой принадлежности предприятия в динамике за 2-3 года.

6. Жизненный цикл предприятия: монопродуктового (производящего один продукт) и многопродуктового.

7. Оценить экономические и финансовые характеристики предприятия на различных этапах жизненного цикла.

8. Особенности формирования стратегии предприятия в зависимости от жизненного цикла.

9. Анализ и оценка деловой среды предприятия.

10. Взаимосвязь между миссией-стратегией-целями-задачами.

11. Аттестация персонала: возможности и перспективы.

12. Расчет потребности в персонале: количественные и качественные характеристики (в зависимости от ЖЦП).

13. Сбалансированная система показателей: возможности и трудности применения на предприятии.

14. Планирование: оперативное, тактическое, стратегическое.

Преддипломная практика

В период прохождения практики студент обязан изучить:

1 Внутренняя среда организации:

1.1. Цели и стратегия поведения организации;

1.2. Структура организации;

1.3.Задачи и технологии организации;

1.4. Кадры организации, ее руководство;

1.5. Взаимосвязь внутренних факторов.

2. Система управления организацией и ее основные элементы:

2.1. Состав, структура и особенности системы управления;

2.2. Основное содержание элементов системы;

2.3. Общие принципы управления;

2.4. Цели и задачи управления;

2.5. Функции в системе управления;

2.6. Методы управления;

2.7. Информация в системе управления;

2.8. Наличие современных технических средств системы управления;

2.9. Технология управления;

2.10. Структура системы управления;

2.11. Персонал системы управления;

2.12. Оптимизация и совершенствование системы управления.

3. Факторы внешнего воздействия на организацию:

3.1. Взаимосвязь среды прямого и косвенного воздействия;

3.2. Среда прямого воздействия;

3.3. Среда косвенного воздействия.

4. Планирование работы организации:

4.1. Элементы функции планирования;

4.2. Периоды времени, методы, структура и порядок осуществления планирования.

5. Организация работы на фирме:

5.1. Состав функции «Организация» и общее содержание элементов;

5.2. Распределение обязанностей и делегирование полномочий;

5.3. Определение организационно-технологических отношений в процессе работы.

6.Оперативное руководство деятельностью организации:

6.1. Сущность оперативного руководства;

6.2. Состав элементов функции «Оперативное руководство» и их общая характеристика.

7. Функции руководителей и кадровых органов при взаимодействии с персоналом:

7.1. Экономическая значимость персонала для организации;

7.2. Система подготовки персонала для организации;

7.3. Меры по «восстановлению сил» сотрудников.

8. Структура и стратегии бизнеса:

8.1. Структура бизнеса (направления деятельности, единицы стратегического планирования, конкретные рынки)

8.2. Регулярность анализа рыночной позиции и рыночной привлекательности для каждой единицы планирования

8.3. Роль и функции маркетинга в процессе корпоративного стратегического планирования

8.4. Эффективность маркетинговой стратегии компании

9. Планирование маркетинга и организационная структура

9.1. Годовые и долгосрочные стратегические планы маркетинга

9.2. Стратегия выбора целевых сегментов рынка

9.3. Анализ отрасли, спроса и конкуренции в каждом целевом сегменте

9.4. Стратегия позиционирования

9.5. Стратегия предложения

9.6. Стратегии управления торговыми марками

9.7. Стратегия распределения товаров

9.8. Стратегия ценообразования

9.9. Стратегии рекламы и стимулирования сбыта

В индивидуальном задании должно быть предусмотрено:

¾ изучение законодательных и нормативно-правовых документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и ее подразделений;

¾ изучение организационно-функциональной структуры организации;

¾ ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);

¾ ознакомление и характеристика товаров и услуг организации, предоставившей базу практики;

¾ изучение конкурентного окружения организации;

¾ ознакомление и анализ системы организации стимулирования труда;

¾ изучение системы управления затратами;

¾ изучение внешнеэкономической деятельности;

¾ расчёт финансовых рисков;

¾ формирование финансовых результатов;

¾ изучение управления затратами (планирование, учёт, анализ, контроль);

¾ знакомство с системой калькулирования себестоимости.

5. Обязанности студентов в период прохождения практики

5.1 С момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяется трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

5.2 В период прохождения практики каждый студент ведет дневник (Приложение Б), в котором фиксируется ежедневно выполняемая им работа.

5.3 В период прохождения практики студент обязан:

– своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;

– проявлять высокую организованность, строго выполнять положения внутреннего распорядка, установленного в организации, а также соблюдать трудовую и служебную дисциплину; ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;

– выполнить программу практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок; четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителя практики от университета и руководителя практики от организации;

– собрать необходимый материал для написания курсовых работ в соответствии с ее структурой.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

- Положение по практике Университета и регламентом оформления студента на практику на странице отдела практики

- Программа и методические рекомендации по прохождению практики, которые находятся на странице кафедры «Менеджмент в сфере науки и технологий»

Приложение А

Образец оформления

Календарный план

прохождения _________________ практики

студентом _____ курса ____________________ формы обучения

________________________________ (ф.и.о.)

№ п/п Наименование работ и индивидуальных заданий Период выполнения работ и заданий
     

Руководитель практики от университета _________________________ (ф.и.о.)

_______________________ (подпись)


Приложение Б

Образец оформления

Дневник

прохождения _________________ практики

студентом _____ курса ____________________ формы обучения

________________________________ (ф.и.о.)

№ п/п Дата Краткое содержание выполненной работы Место работы (замещаемая должность)
       

Студент _____________________ (ф.и.о.) _____________________

(подпись)

Приложение В

Образец оформления титульного листа

отчета по практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социальных технологий и управления

Кафедра «Менеджмент в сфере науки и технологий»

ОТЧЕТ

о прохождении _________________ практики

студента ________ курса _____________________формы обучения

__________________________________________ (ф.и.о.)

Место прохождения практики _____________________________________________

_________________________________________________________________________

Практика проходила с __________________ по ________________

Дата сдачи отчета ___________________

Руководитель практики _______________________________ (ф.и.о.)

Москва 20__

Приложение Г

Примерный образец отзыва-характеристики по практике студента

Бланк организации с обязательным

указанием организационной формы

и полного наименования,

адреса и контактных телефонов

Отзыв - характеристика

Студент 4 курса кафедры «Менеджмент в сфере науки и технологий» Факультета социальных технологий и управления Московского политехнического университета Сидорова Наталья Савельевна с 01.07.2016 г. по 15.07.2016 г. прошла преддипломную практику по направлению 38.03.02 «Менеджмент» в ЗАО «М-Авто».

В период практики она выполняла обязанности специалиста по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

За время прохождения практики Сидорова Наталья Савельевна показала высокий уровень теоретической подготовки по экономическим дисциплинам. Сидорова Н.С. показала себя как грамотный специалист.

Руководство ЗАО «М-Авто» заинтересовано в продолжении работы с кафедрой «Менеджмент в сфере науки и технологий» и предложило Сидоровой Н.С. работу с учетом её занятости во внеучебное время.

Программа практики выполнена полностью.

В целом работа практиканта Сидоровой Н.С. заслуживает оценки отлично.

Генеральный директор В.В.Водопоев

М.П.

Приложение Д

Заведующему кафедрой

«Наименование кафедры»

Ф.И.О. заведующего кафедрой

от студента группы уч. группа

Ф.И.О. студента

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу направить меня, Фамилия Имя Отчество полностью, для прохождения вид практики практики в организацию официальное наименование организации[1], на основании заключенного между организацией и Московским политехническим университетом общего/индивидуального[2] договора.

 
(подпись)
 
(дата)

Приложение Ж

ДОГОВОР №______

о проведении практики (индивидуальный)

г. Москва «__» ___________ 201_ г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», именуемый в дальнейшем «Университет», в лице и.о. начальника Управления корпоративных связей Гумашяна З.А., с одной стороны, и НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице ДОЛЖНОСТЬ, ФИО, действующего на основании Устава, с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор (далее - «Договор») о нижеследующем:

1. Университет обязуется:

1.1. Направить студента Ф.И.О., обучающегося на номер курса курсе факультета наименование факультета на Предприятие для прохождения вид практики практики на период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг.

1.2. Обеспечить студента методическими указаниями и индивидуальным заданием по практике.

1.3. Осуществлять учебно-методическое руководство и контролировать прохождение студентом практики.

2. Предприятие обязуется:

2.1. Представить студенту материалы, соответствующие программе практики, по направлению (направлению подготовки) шифр и наименование направлению (направления подготовки).

2.2. Выделить для обеспечения сбора необходимых материалов квалифицированного руководителя от предприятия.

2.3. Обеспечить прохождение студентом инструктажа по технике безопасности.

Сроки действия договора.

3.1. Настоящий договор вступает в силу со дня подписания и действует до окончания срока практики.

3.2. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

3.3. Все споры по настоящему договору разрешаются в установленном законом порядке.

4. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет» Адрес: 107023, г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 38 ИНН/КПП 7719455553/771901001 ОГРН 1167746817810 Банковские реквизиты: УФК по г.Москве (Московский Политех л/с 20736Е04980) Р/с 40501810600002000079     И.О.начальника УКС   _____________________________ Гумашян З.А. М.П. НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Адрес: Банковские реквизиты:   ДОЛЖНОСТЬ   _________________________________ Ф.И.О. М.П.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 38.03.02 «Менеджмент»

Автор:

К.э.н., доцент

кафедры «Менеджмент в сфере науки и технологий» И.А. Астафьева

Программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент в сфере науки и технологий», протокол № 2 от 30.09.2016.

Зав. кафедрой «Менеджмент в сфере науки и технологий»,

к.э.н., доцент Е.Э. Аленина

[1] Список организаций, с которыми заключены общие договоры на проведение практик можно уточнить у ответственного за практику на кафедре или на сайте отдела практики и трудоустройства

[2] Оставить нужный вариант в качестве основания

Программа

Практик бакалавров направления 38.03.02

«Менеджмент»

Форма обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Москва 2016

Общие положения

1.1 Практика студентов является неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

1.2 Для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» предусмотрены четыре вида практики.

№п/п Название практики Объем практики Форма обучения
1. Учебно-ознакомительная 2 недели очная
2. Учебно-ознакомительная 2 недели очно-заочная
3. Учебно-ознакомительная 2 недели заочная
4. Экономическая 2 недели очная
5. Экономическая 2 недели очно-заочная
6. Экономическая 2 недели заочная
7. Менеджерская 4 недели очная
8. Менеджерская 4 недели очно-заочная
9. Менеджерская 4 недели заочная
10. Преддипломная 8 недель очная
11. Преддипломная 8 недель очно-заочная
12. Преддипломная 8 недель заочная

1.3 Руководство прохождением практики осуществляет руководитель практики от университета совместно с руководителем практики от принимающего предприятия (учреждения).

1.4 Преддипломная практика проводится с целью углубления теоретического курса обучения с практической деятельностью менеджеров и закрепления выпускником первоначального профессионального опыта, проверки готовности будущего специалиста к самостоятельному выполнению профессиональных функций менеджера с высшим образованием, а также сбора материалов для выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

1.5 Преддипломная практика является завершающим этапом формирования квалифицированного специалиста, способного самостоятельно решать конкретные задачи в деятельности государственных, корпоративных, кооперативных, акционерных организациях.

1.6 Студенты, имеющие стаж практической работы (работающие) по профилю направления «Менеджмент» на преддипломную практику направляются исходя из тематики дипломной работы, наличия заказа от предприятия в его выполнении, возможностей обеспечить доступ к необходимой информации и высококвалифицированного руководства на местах практики.

1.7 К прохождению преддипломной практики допускаются студенты, прослушавшие теоретический курс и успешно сдавшие все предусмотренные учебным планом формы итогового контроля (экзамены, зачеты и курсовые работы), прошедшие все виды практик, имеющие утвержденную тему дипломного проекта и закрепленного научного руководителя дипломного проекта, который, как правило, является и руководителем преддипломной практики.

2 Цели и задачи практики студентов

Цели и задачи учебно-ознакомительной практики

2.1.1 Обеспечить формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков по направлению «Менеджмент» посредством знакомства с деятельностью конкретной организации и ее функциональных подразделений.

2.1.2 Закрепить теоретические и практические знания, полученные в ходе обучения по дисциплинам: «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», «Теория организации», «Экономическая теория», «Основы предпринимательства», «Товароведение, экспертиза и стандартизация», «Мировая экономика», «Статистика».

2.1.3 Ознакомиться с деятельностью специалиста на конкретном рабочем месте получить навыки работы по организации своего труда, собрать и проанализировать полученную информацию для написания отчёта.

2.1.4 Дать возможность студенту на практике провести анализ систем организации и управления конкретных производственных подразделений организации, представившей базу для практики.

2.1.5 Собрать первичный материал по организационно-правовой форме организации, его структуре и формах управления, организации делопроизводства, анализа типа рынков и конкуренции, экологической и социальной ответственности организации, основных товарах и услугах предприятия.

Наши рекомендации