Научный руководитель – Мишакова Н.А.

Ключевые слова: налоги, взыскание налогов,принудительное взыскание налогов, НДФЛ, налоговый агент, налоговое законодательство,

камеральная проверка, выездная проверка

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных источников формирования доходов государственного бюджета в большинстве экономически развитых стран мира.

В Российской Федерации этот налог входит в число основных источников формирования бюджета государства. Его полное и своевременное поступление в бюджет, имеет большое значение для социально-экономического развития России, поскольку оказывает прямое влияние на уровень и качество всех слоев населения.

Однако, как показывает практика, довольно часто юридические и физические лица допускают неуплату или не полную уплату подоходного налога, в связи с рядом объективных и субъективных причин. В этом случае, в установленный срок производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.

Налоговое законодательство предусматривает право на принуждение к исполнению налоговой обязанности налоговым органом самостоятельно либо посредством обращения в суд. [1]

В бесспорном порядке (самостоятельно) налоговый орган вправе взыскать с организации и индивидуального предпринимателя недоимку, пени и штраф, руководствуясь ст. 46, 47, 48, 103.1 НК РФ. В случаях, на которые указанные статьи НК не распространяются, недоимка, пени, а также штраф могут взыскиваться в судебном порядке.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства согласно ст. 46 НК РФ. [6, с.18]

Под принудительным взысканием следует понимать действия уполномоченного органа (налогового органа, суда), направленные на понуждение лица исполнить свои обязанности по уплате налога, пеней, штрафа. Данный срок следует отличать от срока выставления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку последствием последнего может являться добровольная уплата соответствующих сумм.

Лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечисление соответствующей суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему РФ, признаются налоговыми агентами.

Исполнение этой обязанности подвергается постоянному и тщательному контролю со стороны налоговых органов. Одной из основных форм выступают налоговые проверки. [3]

Статья 87 НК РФ предусматривает 2 вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

ü Камеральные налоговые проверки;

ü Выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 123 НК РФ, если налогоплательщик является налоговым агентом и не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность.

Так, в настоящее время за неправомерное не удержание или не полное удержание, а также не перечисление в срок сумм налога, налоговым агентам, прорабатывается вопрос о том, чтобы усилить ответственность работодателей за невыполнение обязанностей налогового агента, например высокие суммы штрафов, и более серьезные меры. Однако штрафы могут быть начислены только по результатам выездной налоговой проверки. В данный момент процент охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками в России составляет около 3 %, организации годами не подвергаются ВНП, что тоже является огромной проблемой.

Правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление в бюджеты и внебюджетные фонды НДФЛ это обязанность налогового агента, и когда руководитель организации налогового агента принимает решение не перечислять в бюджет, удержанный налог, превышая тем самым свои полномочия, или не правомерно применяет налоговые льготы, то образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого является налоговый агент. [3]

Важность этой проблемы состоит в том, что работодатели в последнее время умудряются удерживать с сотрудников налог, но не перечислять его в бюджет. [2]

Поэтому стоит предусмотреть меры персональной ответственности для руководителей организаций налоговых агентов виде повышения штрафа а так же со снятия руководящей должности.

Особенность исчисления НДФЛ обусловлена особым статусом налогового агента, который играет неоднозначную роль. С одной стороны, удерживая причитающуюся к уплате сумму налога налоговые агенты, частично выполняют функции представителей налоговых органов, но не наделяются при этом государственно-властными полномочиями, а с другой стороны, налоговые агенты, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, сами являются налогоплательщиками и имеют равные с ними права. [1]

С 2016 года, некоторые проблемы в отношении налогового агента должны разрешиться, посредством вступления в действие новых норм. Теперь ответственность налогового агента становится наиболее серьезной, в зависимости от вида непредставленной отчетности.

В конечном итоге получается, что налоговый агент может быть привлечен к ответственности по соответствующим статьям НК РФ:

ü за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);

ü за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф от 1000 рублей);

ü • за представление недостоверных документов (как самостоятельно, так и по запросу налогового органа) - 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;

ü за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления сведений по запросам налогового органа - штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Указанная ответственность (за исключением специальной ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Преодолеть данную ситуацию можно эффективными мероприятиями камерального налогового контроля.

Таким образом, государству, в первую очередь необходимо позаботится о создании таких мероприятий налогового контроля НДФЛ, при котором налоговому агенту, и его руководителю выгоднее будет не нарушать закон. Это позволит снизить налоговые риски государства, при которых есть вероятность не до получения налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды вследствие применения налогоплательщиками законных методов минимизации налогообложения из-за противоречивости налогового законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

Наши рекомендации