Особенности развития фитнес-индустрии в регионе
Хабарова В.,
студентка факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Научный руководитель – Карвицкая Г.В,
Ключевые слова: фитнес, фитнес-индустрия, фитнес-услуги, анализ рынка фитнес-услуг, тенденции развития рынка фитнес-услуг.
Спрос на фитнес-услуги в России, как утверждают эксперты, в последние пять-шесть лет существенно увеличился. Изменилась культура потребления, стало модно вести здоровый образ жизни, хорошо выглядеть. Вместе с тем интерес значительного числа предпринимателей к рынку фитнес-услуг пока сдерживают два главных фактора. Первый — недостаток подходящих помещений и высокая, по мнению бизнесменов, арендная плата. Второй — отсутствие системной поддержки индустрии спорта и здоровья со стороны государства, хотя целесообразность того, чтобы сделать фитнес более доступным и массовым, очевидна. Эти проблемы мы и рассмотрим в данной статье.
Современная государственная политика в области физической культуры и спорта ставит своей целью укрепление здоровья нации как одного из факторов национальной безопасности страны. Широкое распространение получили различные формы спортивно- оздоровительной работы с населением. Российский рынок спортивно-оздоровительных услуг — один из самых быстрорастущих. За несколько последних лет он только в Москве увеличился в два раза и достиг, по данным агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research, 600 – 650 млн. долларов. Общероссийский же рынок фитнес-услуг оценивается в полмиллиарда долл. Но, несмотря на уже внушительные размеры и быстрые темпы роста, потенциал развития фитнес-индустрии в Москве и тем более в России остается огромным. Сегодня фитнесом у нас занимаются чуть более 300 тысяч человек — это лишь 0,2 % населения. Для сравнения: в США — мировой лидер в данной области — фитнесом увлечены 14,1 % жителей (39,4 млн.человек). [1]
На сегодняшний день развитие бизнеса сетей фитнес-клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии, однако пока более половины рынка принадлежит Москве, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура рынка фитнес- услуг в России в 2015 году, %
Решение фитнес сетей продвигаться вглубь России обусловлено высококонкурентной ситуацией на столичном рынке фитнеса, которая усугубляется дефицитом помещений, подходящих для оборудования клубов. По мнению руководства компании «Планета Фитнес», потенциал рынка фитнес-услуг еще не исчерпан и развитие фитнес-бизнеса в регионах – одно из наиболее перспективных направлений. [2]
В основном проблемы распространения фитнес-центров в регионах связаны с недостаточной информированностью потенциальных инвесторов о перспективах развития этого вида бизнеса; недостаточным количеством квалифицированного персонала для фитнес-клубов; с высокими ценами на услуги клубов и т.д.
Можно выделить ряд особенностей в развитии региональных рынков фитнес-услуг. Фитнес-центры распространены в крупных городах с населением от 500 тысяч до 1 млн. человек. Региональный рынок фитнес-услуг заполнен незначительно по каждому из ценовых сегментов. Организация фитнес-клуба или центра требует больших затрат, а также значительного вложения финансовых средств на продвижение услуг. Осознавая эти особенности фитнес-бизнеса, владельцы крупных сетей начали экспансию в регионы, предлагая местным бизнесменам сотрудничество на условиях франчайзинга.
Помимо финансовых ограничений, сдерживающих интерес предпринимателей к рынку фитнес-услуг, отсутствует системная поддержка индустрии спорта и здоровья со стороны государства. Проанализировав разные источники, можно сказать, что все же определенная поддержка со стороны государства имеется. Сейчас мы рассмотрим направления, по которым власти оказывают фит-бизнесу содействие. К таким направлениям можно отнести:
— в сфере малого предпринимательства власти способствуют росту численности индивидуальных фитнес-тренеров, работающих без образования юридического лица и небольших фитнес-студий с численностью занятых до 20 человек. Поддержка государства выражается в освобождении от уплаты налогов в первые два года существования малых форм фитнеса, предоставлении предпринимателям субсидированных правительством или местными властями кредитов;
- для всей системы фитнес-индустрии снижаются налоги из-за большой социальной значимости данного вида предпринимательства. А именно снижаются налог на прибыль, налог на имущество, НДС, социальные выплаты. Благоприятный налоговый климат позволяет надлежащим образом развиться системе фитнес-клубов по всей стране, создать действенную модель оздоровления и омоложения населения.
- устранение административных барьеров и монополизма на рынках двигательной активности. Известно, что в отдельных странах существуют довольно большие сложности с выходом на рынок новых компаний и предпринимателей. Для начала своей работы организаторам фитнес-клубов приходится проходить множество процедур согласования, регистрации, лицензирования. С целью ускорения данного процесса в России государство формирует упрощенный порядок регистрации, вводит систему «одного окна». Заявительный (вместо разрешительного) порядок и консолидация всех оформлений и разрешительных процедур в рамках одного ведомства позволяют в короткие сроки обеспечить на рынке фитнес-индустрии достаточную конкуренцию, которая в свою очередь обеспечивает снижение цен и повышение качества услуг. [3]
Еще одна проблема региональной экспансии – кадры. Весь персонал от тренеров до сервисного персонала проходит обучение в головной компании в Москве. Другой ключевой вопрос регионального развития (особенно при реализации франчайзинговых схем) – контроль. Зачастую организаторы сетей при запуске нового проекта в регионе уделяют ему мало внимания, и именно здесь допускается больше всего ошибок.
Говоря о тенденциях развития этого бизнес-направления нельзя не сказать и об ожидаемой жесткой конкуренции. Чтобы удерживать высокие позиции на рынке, его участникам приходится постоянно бороться. Маркетинговые исследования и проработка рекламных ходов осуществляются на первых этапах организации бизнеса, однако и тем, кто уже вошел на рынок и успешно там работает, необходимо находиться в постоянном поиске свежих идей, чтобы удержать своего постоянного клиента, который приносит клубу основной доход. Главным в создании конкурентных преимуществ должны стать – внешний вид фитнес-центра, широкий спектр услуг, профессиональные тренеры и приветливый персонал, качественное оборудование и уникальные специальные предложения. Словом, грамотный менеджмент заведения позволит обеспечить ему достойное место на рынке.
Если говорить о других методах борьбы с конкурентами за постоянного и нового клиента, то тут главным «оружием» остается реклама. Порой из-за экономии денег на рекламу даже крупные фитнес-клубы испытывают проблемы с нехваткой клиентов, поэтому открыв такой дорогостоящий бизнес не стоит опасаться трат на один из основных двигателей торговли, а индустрия красоты – несмотря на свою специфичность, свои услуги, как известно, продает. Впрочем, «продвинуть» этот бизнес с достойными результатами можно и без колоссальных финансовых вложений. Главное – правильно проработать тактику результативного продвижения на рынок. А именно, можно воспользоваться следующими маркетинговыми ходами:
1) Реклама фитнес-клуба в социальных сетях. Продвижение фитнес-клуба в социальных сетях представляет собой наиболее приоритетный механизм для стимулирования продаж. Пользователи социальных сетей — это как раз-таки прямая аудитория фитнес-клуба. Обитатели «Вконтакте», «Facebook», «Инстаграм» являются потенциальными клиентами. При правильном подходе с учетом особенностей восприятия информации зарегистрированными пользователями создаются такие рекламные сообщения и стратегии раскрутки, позволяющие привлечь новых посетителей.
2) Поисковая оптимизация и SEO-продвижение сайта фитнес-клуба.
Это один из самых первых инструментов развития бизнеса, который нужно реализовать. Суть состоит в том, что люди находящиеся локально рядом, где работает фитнес-клуб, станут находить именно тот фитнес-клуб, который нужно разрекламировать. Предположим, запросив в Яндексе или в Google ключевую фразу «фитнес-клуб, улица Татарская», поисковые системы, в результатах поиска, будут показывать фитнес-центры, находящиеся на этой улице.
3) Вирусная реклама фитнес-центра с помощью видео-роликов.
Будущие клиенты должны визуально представлять себе, как выглядит клуб, в котором они собираются проводить столько времени. Однако этот инструмент можно использовать не только в целях ознакомительных, но и в рекламных.
4) PR-сопровождение фитнес-тренеров и фитнес-инструкторов. Организация правильной рекламной стратегии, нацеленной на рекламу отдельных фитнес-инструкторов или тренеров по фитнесу привлечет новых клиентов, которые принимают решение записаться в клуб не на основе впечатления о заведении, а на основе отзывов об отдельных его представителях. [4]
Актуальными становятся групповые и семейные программы – уникальные предложения и скидки здесь обязательно привлекут внимание клиентов. По моему мнению, реклама в периодических изданиях, раздача рекламных листовок и флайеров, к примеру, с предложением бесплатной персональной тренировки при покупке абонемента, а также раздача гостевых визитов сыграют значительную роль в быстром росте и развитии фитнес-центров. Быстро и в краткие сроки донести информацию до максимального количества потенциальных клиентов позволит также создание профессионального сайта. Локальная реклама становится чуть ли не единственным верным способом привлечь к себе клиента, и она должна быть ориентирована прежде всего на жителей близлежащих районов.
Действенным методом в привлечении клиентуры станет проведение профильных мероприятий, конвенций, тематических выставок, участие в которых дает возможность за не дорогостоящее участие получить превосходный PR для всей сети клубов. Участие особенно новичков очень важно на подобных мероприятиях – ведь за один день появляется возможность встретиться с «нужными» людьми – найти партнеров по оборудованию, покрытию, спортивному питанию, рекламе, обменяться контактами и раздать потенциальным клиентам бесплатные абонементы и гостевые визиты.
ЛИТЕРАТУРА
1) Александрова И. Развитие фитнес-рынка // "Компания", №22, 2005. – С.15-17 (дата обращения: 28.10.15)
2) Вадим Галкин. Фит-бизнес и государство: проблемы взаимодействия (Часть 2). Государственная поддержка фитнес-индустрии, 2014. (дата обращения: 29.10.2015).
3) Каплан Роберт С., Дейвид П. Нортон. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, при меня- ющие сбалансированную систему показателей. / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004. (дата обращения: 22.03.2016).
4) Фридаг Х. Р., Шмидт В.Сбалансированная система показателей: Руководство по внедрению. 2004. (дата обращения: 28.10.15).
АУДИТ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Халикова О.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А. Есенина,
Научный руководитель – Кузина Е.И.
Ключевые слова: аудит, товары, розничная торговля, аудит товаров, учет товаров.
Аудиторская деятельность в России активно развивается, ее необходимость постоянно увеличивается.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами»[1].
Аудит в розничной торговле представляет собой регулярное исследование, которое проводится в местах продаж и позволяет отслеживать объемы товарных рынков, розничные цены, товарные запасы и другие показатели.
Аудит розничной торговли является эффективным инструментом отслеживания позиций организации на рынке и деятельности конкурентов, позволяющие разрабатывать варианты решения проблем организации, связанных с маркетинговой деятельностью.
Целью аудита товаров является выражение обоснованного мнения относительно достоверности и полноты информации о товарах в учете и отчетности.
При аудите организаций розничной торговли основное внимание необходимо обратить на правильность оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете, ознакомиться с условиями хранения товарных ценностей, выявить искажения отчетных данных и хищения товарных ценностей [3, c. 217].
Обычно аудит в розничной торговле осуществляется раз в два месяца, хотя возможна и другая периодичность исследования: от 1 до 12 раз в год, в зависимости от потребностей клиента.
Выделяют следующие задачи аудита продажи товаров предприятиями розничной торговли:
1. Проверка правильности применения контрольно – кассовых машин при расчетах с покупателями
2. Проверка операций по поступлению товаров, необходимо проверить на основании каких документов материалы поступили в организацию
3. Проверка правильности расчетов с покупателями
4. Проверка правильности отражения учетных операций
5. Проверка правильности определения финансовых результатов от продажи товаров
Источниками информации аудита товаров являются:
1. Первичные документы, которыми оформляются операции продажи:
· Счета – фактуры
· Товарно – транспортные накладные
· Книга кассира – операциониста
· Товарные отчеты и т.д.
2. Регистры синтетического учета:
· Карточка счета 41, 42, 44, 90
· Анализ счета 41, 42, 44, 90
· Оборотно – сальдовая ведомость по счетам 41, 42, 44, 90
3. Внеучетная информация:
· Сертификаты качества
· Результаты предыдущих проверок
При проведении аудита товародвижения в организациях розничной торговли используют следующие методы [3, c. 218]:
1. Инвентаризация
2. Проверка правильности и полноты отражения операций по оприходованию товаров (взаимная и встречная сверка)
3. Проверка правильности документального подтверждения совершенных операций
4. Проверка правильности отражения бухгалтерских проводок
Для обеспечения эффективности аудиторской деятельности важную роль играет планирование аудита.
Федеральные правила стандарта аудиторской деятельности №3 устанавливает обязательные требования для всех аудиторских организаций по порядку проведения предварительной работы.
Процесс проведения аудита в организации розничной торговли можно разделить на четыре этапа:
1. Изучение учредительных и организационных документов предприятий. На данном этапе проводится проверка наличия и соответствия учредительных документов организации законодательству. Кроме того, проверке подлежат договоры аренды торговых площадей, сертификаты, разрешения на право торговли.
2. Оценка системы внутреннего контроля. На данном этапе проводится:
· Проверка функционирующей системы бухгалтерского учета и сохранности документов
· Оценка организационной структуры предприятия
· Проверка соответствия системы внутреннего контроля характеру деятельности предприятия
3. Аудит хозяйственной деятельности организации. Это наиболее емкий этап, который можно подразделить на подэтапы.
· Аудит производственных фондов предприятия
· Аудит материально – производственных запасов
· Аудит формирования расходов на продажу
· Аудит расчетов предприятия с поставщиками
· Аудит правильности формирования прибыли
4. Подготовка отчета по результатам проведенного аудита. На этом этапе обрабатываются полученные доказательства нарушений и ошибок,
При аудите товаров необходимо уделить внимание следующим аспектам:
1. Проверка правильности применения контрольно – кассовых машин при расчетах с покупателями. Предприятиям розничной торговли необходимо использовать контрольно – кассовые аппараты, которые должны бать зарегистрированы в налоговом органе. Документом, подтверждающем регистрацию, является карточка регистрации контрольно – кассовой машины.
2. Проверка правильности оформления ценников на продаваемые товары. Согласно статье 492 Гражданского кодекса РФ «по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью»[2]. В данном случае договором между продавцом и покупателем является ценник.
3. Проверка правильности операций по продаже товаров на соответствие учетной политике и действующему законодательству.
Аудиторская компания несет ответственность за полноту, правильность и достоверность отражения полученных данных в аудиторском заключении. Однако, аудиторские фирмы оговаривают в договоре о проведении аудита ответственность за отражение результатов проверке в отчете [4, c. 137].
Таким образом, особенностью аудита в организациях розничной торговли является то, что, помимо обязательных аудируемых документов, проверке подлежат отчеты о запасах товаров, товарообороте, проводится контроль сохранности товаров.
Для осуществления аудита в организациях розничной торговли необходимо разработать специальные программы, приемы и методы проверки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2)
3. Саталкина Н. и др. Экономика торговли. – М: «Форум», 2015. – 232 с.
4. Уразова Н.Т., Шикунова Л.Н. Специфика аудита торговых организаций. // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – №17. – С. 135 – 137.