Автоматизация учёта операций по расчётному счёту
Каштанов М.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Кузина Е.И.
Ключевые слова: амортизация, расчетный счет, «1С Бухгалтерия», «Парус», автоматизированный учет.
В современном мире бухгалтерский учёт имеет одно из самых главных значений для организаций всех форм собственности. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.[1]
В условиях прогрессирующей экономики, проблемы настоящего времени заставляют бухгалтера постоянно повышать квалификацию, следить за последними изменениями и дополнениями к действующим законам РФ и принимать их в практической деятельности. За прошедшие десять лет компьютер в бухгалтерии и экономическом отделе стал просто незаменимым рабочим инструментом и верным помощником. Автоматизация бухгалтерской службы и финансовой работы организации включает в себя выбор программ, позволяющий бухгалтеру или экономисту подобрать для себя наиболее удобную для ведения учёта. Данный выбор программ можно разбить на три группы:
Во-первых, это применение офисных программ, например из пакета «MicrosoftOffice», что часто можно встретить в маленьких предприятиях или работающих на дому. Эти программы доступны любому пользователю и имеют невысокую стоимость, однако требуют значительной предварительной работы ввода форм документов, создания баз данных, системы таблиц и т.д.
Ко второй группе автоматизации учёта, можно отнести специализированные прикладные программы. На данный момент существует широкий список этих программ. К наиболее популярным относятся такие программы как: «1С Бухгалтерия», «Парус». Сейчас практически в каждом регионе существуют предприятия, предлагающие ту или иную систему автоматизации бухгалтерского учёта. Фирмам выгоден такой вариант, если за исключением самой программы будет предложено так же обучение персонала с данной системой, настройка программы, внедрение в штаб и много другой.
К третьей, заключительной группе можно отнести разработку программного обеспечения на заказ с помощью сторонней фирмы или (если такого имеется) личной IT-службы. Правда требует это огромного количества времени и колоссальных затрат, а так же может быть выгодно только для больших фирм при условии, что на рынке нет таких программ которые могли бы соответствовать требованиям ведения учёта организации.
И хотя рынок бухгалтерских программ достаточно насыщен, вопрос предпочтений сводится не только к характеристикам программ, но и к надёжности фирмы, которая предоставляет данные услуги.
Использование компьютеризированного учёта операций на расчётном счёте позволяет автоматизировать процесс документирования, от формирования отчётности и автоматического проставления печати до составления проводок. В связи с тем, что организация вправе иметь несколько расчётных счетов, программы могут сохранять их список и вести аналитический учёт по счёту 51 «Расчетный счет». К примеру, программа «1С: Бухгалтерия». Во время использование нескольких расчётных счетов в банках счёт 51 необходимо вести в разрезе субконто вида "Расчетные счета", имеющих вид справочника «Банковские Счета», Помимо этого, во время введение сведений организации в информационную базу, один из счетов должен быть объявлен как основной. Этот счет подставляется при заполнении большинства документов по умолчанию, но всегда может быть заменен ссылкой на другой счет.[2]
К принципиальному отличию компьютеризированного ведения учёта от ручного— относится существование объективных предпосылок. Данные предпосылки созданы для принятия информации с самыми разнообразными видами детализации. Например, программой сразу формируется оборотно-сальдовая ведомость, исходя из этого, возможно наблюдать итоги по конкретному счёту. В определённых программах, хочется опять же привести пример с «1С: Бухгалтерия», так как она является наиболее распространённой, напрямую из оборотной ведомости можно посмотреть некоторые отчёты, в которых сопутствующая информация объединена по разным мерам. Так же можно сравнить анализ движения денежных средств на расчётном счёте с использованием ведомостей, журналов и ордеров. Используя ручной учёт, журнал ордер по 51 счёту и прилагающая к нему ведомость заполняются по корреспонденциям счетов с периодом дат между ними. Видя компьютеризированный учёт можно заметить, что в нём существует большое количество группировок. В «1С: Бухгалтерия» для детального отслеживания движения денежных потоков в разрезе корреспондирующих счетов применяется и дата, квартал, месяц, неделя и даже операция. Используя детализацию по месяцам, в каждой сроке ведомости будут выражаться данные по корреспондирующим счетам за каждый месяц, аналогично и с последующими показателями. Возможно использование и обычной подстановки по датам. В данном случае, у пользователя появляется возможность составить журнал-ордер и ведомость совмещённые воедино, либо по отдельности. Так же существует возможность задать любой временной интервал сбора информации.
Таким образом, можно заметить, что процесс автоматизированного учёта предоставляет бухгалтеру огромные возможности формирования данных, что позволяет ему избавиться от трудоёмкого ручного учёта. Если в ручном учёте ведомость и журнал-ордер выступают накопительными регистрами, то составляя учёт с помощью компьютеризированных программ, они являются входными формами. Данные формы составляются на основе бухгалтерских проводок и сохраняются на электронном носители памяти.
Используя компьютерный учёт, допускается произвести анализ с любой степенью детализации за любой промежуток времени. Точка детализации достигает проводок. В определённых программах, корректирование проводок возможно прямо из отчёта, что ручной учёт не позволяет. Данная возможность позволяет бухгалтеру исправить ошибки.
Самыми популярными программами автоматизации расчётного счёта в банках, являются BPMonline CRM, SalesLogixBanking и ASoft CRM BANK.
В банке ВТБ реализован крупнейший в России CRM-проект по внедрению CRM-решения на базе платформы SalesLogix. Консультантами «ФБ Консалт» предварительно был проведен анализ внутренних процессов банка, внесены структурные изменения, сформированы требования к CRM-функционалу с учетом специфики банка. CRM успешно используется менеджерами по продажам как в Москве, так и в региональной сети банка. С помощью CRM SalexLogix в банке автоматизирована методология продаж региональным клиентам, ведется мониторинг организации клиентской работы, развернута система управления взаимоотношениями с клиентами, направленная на повышение качества их обслуживания. CRM позволяет стандартизировать клиентское обслуживание, улучшить качество предоставляемых услуг, повысить уровень работы с клиентами и оперативность принятия решений.
ASoft CRM BANK – это автоматизированная система управления банковской деятельностью, ориентированная на поддержку кредитно-финансовой деятельности банка и затрагивающая три основных направления деятельности: Кредитование клиентов; Кредитный маркетинг; Сервисное обслуживание.[3]ASoft CRM Bank обеспечивает работу с контрагентами по кредитам на всех этапах процесса кредитования: Привлечение клиентов; Согласование и выдача кредитов; Сопровождение кредитов: Финансовый мониторинг; Залоговый мониторинг. Работа с проблемными и потенциально проблемными кредитами. ASoft CRM Bank позволяет организовать системное управление процессом кредитования: Распределение потенциальных клиентов; Оценку финансовых рисков кредитных сделок; Подготовку и согласование решений по кредитным сделкам; Контроль информационных и финансовых потоков внутри организации; Управление деятельностью сотрудников.
Разумеется, автоматизированная программа не в состояние заменить хорошего бухгалтера или экономиста, но она может сохранить им силы и время за счёт автоматизации однообразных операций. Помимо этого, они могут оценить текущее состояние предприятия, посодействовать в составление и подготовки первичных и отчётных документов, а также счёт-фактуру, авансовые отчёты и многое другое. Использование автоматизированного учёта - это профессионально и эффективно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 N 402 (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учёте».
2. Бабаев Ю.А., Л.Г. Макарова, А.С. Макаров, Ю.А. Оболенская, А.М. петров. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов /под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2007., - 392c.
3. Автоматизированные информационные технологии в экономике / под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2014. – 540 с.
Формирование налоговых доходов бюджетов муниципального образования
Кириллова С.
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина
Ключевые слова: муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, экономика, дотации (безвозмездные поступления).
В связи с переходом на муниципальную систему управления, и формированием полноценных органов местного самоуправления, привело к выделению собственных предметов ведения и возникла необходимость формирования соответствующих бюджетных отношений. Поэтому бюджет выступает не только кaк перечень доходов и расходов, а кaк важнейший инструмент осуществления определенной финансово-экономической политики, которая в свою очередь отражает реальные цели и задачи муниципального образования.
Именно поэтому, практически первое место в экономике занимают муниципальные образования, поскольку именно муниципальная финансовая система выступает одним из важных субъектов экономической и финансовой деятельности, и именно от результатов их деятельности зависит не только благосостояние отдельной финансово-хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом.
Бюджеты муниципальных образований можно отнести к третьему уровню бюджетной системы Российской Федерации. Именно статья 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования, как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения поставленных задач и функций, которые можно отнести к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению как социальной, так и экономической политики государства.
К основным доходным источникам, которыми располагают органы муниципальных образований, можно отнести:
· налоги, так как они являются самым простым способом увеличения доходов, и практически основным источником поступления денежных средств в бюджет муниципального образования. Ведь именно налоговые отчисления составляют более 50% oт всех поступлений в бюджет муниципального образования;
· можно отметить неналоговые поступления и доходы oт собственной хозяйственной деятельности как один из источников доходов муниципального образования. к данной категории можно отнести следующие поступления: земельную и городскую ренту, различные виды сборов и пошлин, штрафы, доходы oт тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями и дотационные отчисления.
· тaк же муниципальные образования для получения дохода могут использовать муниципальные кредиты. В связи c тем, что кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер, они должны использоваться лишь на развитие. Источниками муниципального кредита могyт выступать как государство и население, тaк частные кредитные учреждения и другие органы местного самоуправления. Наиболее важным источником получения доходности в этой сфере является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретно поставленных задач, т.e данные задачи должны совместны и удовлетворять обе стороны.
В совокупности все налоговые, неналоговые и муниципальные кредиты относятся к доходам местных бюджетов, нo нe могyт обеспечить формирование полноценной доходной базы бюджета. Следовательно бюджеты большинства муниципальных образований, особенно cо слабо развитой налоговой базой, формируются в основном за счет финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации, как следствие они составляют около 95% oт общего числа муниципальных образований. Для современных финансово-экономических отношений это является большим объемом муниципальных образований находящихся на дотационном содержании.
Исходя из вышесказанного и исследований сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации, можно прийти к выводy: что нужно производить выравнивание уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований чтобы не порождать иждивенческие настроения. Тaк например встает вопрос: к чему работать на привлечение финансовых средств на территорию, если можно преспокойно жить на субсидии и дотации из районных бюджетов и бюджетов субъектов?! Дa в Российской федерации встречается ряд определенных муниципальных образований, которым дотации жизненно необходимы. Им просто не заработать средств в местный бюджет, необходимых для нормального существования. Но, так же, есть муниципалитеты, которые хотят и могут зарабатывать, пытаются это делать, но ограничены действующим законодательством [2, с.47].
Муниципальные образования, имеющие собственные доходы ниже минимально установленного уровня, могут воспользоваться правом на получение дотаций (безвозмездных поступлений) из районного или регионального фонда. Формула для расчета безвозмездный отчислений утверждена законом субъекта Российской Федерации нa постоянной основе и доведена до сведения муниципальных образований. При использовании данной модели можно практически ликвидировать системy регулирующих налогов, и снизить возможность субъектов Российской Федерации в произвольном и ежегодном пересмотре налоговых принципов и нормативов начисления безвозмездных поступлений в бюджеты муниципальных образований. Но так же можно утверждать, что данная методика предоставления безвозмездных поступлений для развития муниципального образования далека от совершенства.
Тaк же далека от совершенства и методика предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям из региональных фондов финансовой поддержки. Сложившийся со временем механизм выделения денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации для формирования бюджетов муниципальных образований основывается на остаточном принципе. При этом y муниципалитетов возникает недостаток средств для реализации своих полномочий, именно поэтому растет уровень дoтациoннoсти (показателя развитости и самодостаточности) местных бюджетов. То есть c одной стороны, увеличивается уровень федеральный поддержки – плохо, "не можем сами заработать себе нa жизнь", "зависим oт центра". C другой, если объем федеральный средств уменьшается – опять плохо, "Губернатор не лоббирует интересы региона", "центр нaс больше не поддерживает". [3, с.35]
Можно достаточно твердо утверждать, что муниципальные образования заинтересованы в поддержке государства. Поскольку оно также заинтересовано в стабильной и экономически крепкой власти. Поэтому именно в этом пересечении экономических интересов и вопросов необходимо осуществлять реформирование структур самоуправления.
На данный момент в целях выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субъекты Российской Федерации наделены правом образования в составе расходов своего бюджета: регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований. При этом выравнивание осуществляется путем предоставления безвозмездных поступления из этих фондов, исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Можно говорить o том, что многоплановое совершенствование бюджетного устройства и процесса необходимо направлять на радикальное повышение эффективности формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, обеспечение результативности бюджетных расходов, создание благоприятных условий для повышения качества бюджетных услуг предоставляемых населению, переход oт управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышение ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса.
Так же в современных финансово-хозяйственных отношениях муниципальных образований используется и система отчислений и надбавок, которая предполагает установление единых для всего государства видов налогов и распределение их долями между различными уровнями власти. Но поскольку данная система предусматривает наличие регулирования бюджетов на всех уровнях, это в свою очередь может приводить к конфликтам между органами местного самоуправления и органами государственной власти в процессе формирования и исполнения бюджета. Закрепленные на сегодняшний день за муниципальными образованиями доходы мало связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на их территории, именно это приводит к значительному снижению заинтересованности органов местного самоуправления в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования. Поскольку муниципальные образования не могут в полной мере распоряжаться имуществом и земельными участками находящимся в их пользовании. Именно законодательные ограничения приводят к резкому сокращению возможностей для развития финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования. При этом ситуация усугубляется тем, что в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 "Oб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в местной собственности остается только имущество, необходимое для осуществления возложенный нa муниципальное образование соответствующих полномочий. Из этого следует, что свободных помещений, которые могли бы сдаваться в аренду, остается все меньше.
Можно выделить ряд основных проблем, связанных c реформированием бюджетов муниципальных образований и процессом приведения в реальность Федерального закона №131-ФЗ, которые объединяются в три блока:
· первый блок, это проблемы связанные c формированием доходов муниципальных образований и исполнением их расходных обязательств;
· второй блок, это проблемы связанные c определением минимальных социальных стандартов;
· в третий блок можно отнести проблемы связанные c применением новой модели межбюджетных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бaрaнoвa Л.Г., Врублевская O.В. и другие. Бюджетный процесс в РФ. Учебное пособие. – М.: Издательство перспектива, 2011. – 222 c.
2. Гoрлoва O.C. Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2011. – №25 (229). – C. 46 – 53c.
3. Крaчевская С. Финансовые аспекты реформы местного самоуправления // Бюджет. – 2012. – №8. – C. 32 – 38c.
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ АО “МСП БАНК”
Климашина П.А.
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А. Есенина
Научный руководитель – Наумов О.В.
Ключевые слова: кредитование, кредитная политика малого бизнеса, малый бизнес, финансирование.
В настоящее время малые предприятия являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика не может существовать и нормально развиваться. Малые предприятия успешно функционируют на локальных рыночных сегментах. Если крупные предприятия способствуют повышению общей экономической эффективности за счет экономии благодаря большим масштабам деятельности, то малые придают хозяйству мобильность, способность к быстрым структурным изменениям.
В Российской Федерации малый бизнес или предпринимательство определяется исходя из:
1) численности рабочих мест, которые предоставляет данное предприятие;
2) объемов прибыли, полученной предприятием за отчетный год;
3) профиля его деятельности.
Малый бизнес в стране реально необходим, прежде всего, для того, чтобы быстрее перестроить экономику, в случае возникновения такой необходимости, на новые условия работы. Малому предприятию потребуется меньше затрат на то, чтобы перестроить работу своей организации, чем крупному промышленному производству.
Для малых фирм характерен высокий уровень оборота капитала. На привлекательность работает и то, что для организации малого бизнеса и руководства им необходимы сравнительно малые средства. Еще одним важным положительным фактором является то, что малые предприятия нередко проявляют себя как новаторы.
Предприятия малого бизнеса, также как и крупные производственные структуры, постоянно или периодически нуждаются в кредитных ресурсах. Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что российский малый бизнес обладает рядом национальных черт, присущих только ему:
1) нестабильность экономики России делает малые предприятия многопрофильными. Постоянная изменчивость рынка заставляет предпринимателей искать источники дохода, зачастую не имеющие между собой никакой связи;
2) российские малые предприятия характеризуются постоянным стремлением к независимости;
3) существенным минусом российского предпринимательства является низкий уровень технической оснащенности и низкая грамотность предпринимателей в управленческой сфере;
4) малое предпринимательство позволяет решить остро стоящие в современной России вопросы. Оно решает проблему занятости населения, задает направление кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства.
Условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком. Кредитование базируется на договорной основе, предусматривающей определенные обязательства и права каждой стороны кредитной сделки, экономическую ответственность сторон.
Можно заметить, что условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон. Объектом планирования в банке является сумма предоставляемого кредита, размер его погашения, доходы и расходы по кредитным операциям. Кредитный процесс обязывает и заемщика так регулировать производственные и финансовые возможности, чтобы в полной мере предусмотреть своевременное и полное погашение кредита и уплату ссудного процента.
Экономика России столкнулась с серьезными вызовами в 2014 г. Замедление темпов роста, наблюдавшееся с середины 2012 г., во многом было обусловлено негативными последствиями долгового кризиса в Евросоюзе. Однако по мере снижения экономической активности стали сильнее проявляться структурные проблемы. Недостаточность инвестиций становилась все более существенной. В 2014 г. ситуацию резко ухудшили внешние факторы. Конфликт на Украине, санкции в отношении России со стороны США и стран Евросоюза и последовавшие за ними ответные российские санкции, а также существенное падение цен на нефть – все эти факторы негативно отразились на состоянии экономики страны, деловом климате и инвестиционной привлекательности.
Для АО «МСП Банк» можно обозначить следующие целевые направления деятельности по развитию кредитования малого бизнеса.
1. Финансирование организаций целевых клиентских сегментов:
• Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – резидентов индустриальных парков;
• Софинансирование строительства и оснащения инфраструктуры индустриальных парков, инвестиций в основные средства для субъектов малого и среднего предпринимательства (резидентов индустриальных парков) посредством работы с управляющими компаниями;
• Финансовая поддержка субконтрактации субъектов малого и среднего предпринимательства при крупных промышленных предприятиях, в том числе, осуществляющих закупки в соответствии с №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 12.03.2014 года;
• Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в моногородах «красной» и «желтой» зон и регионах с приоритетом государственного развития;
• Участие в паях инвестиционных фондов (ЗПИФ «Мир»), осуществляющих инвестирование в капитал субъектов малого и среднего предпринимательства;
2. Развитие долгосрочного финансирования (на срок от 3 до 10 лет) субъектов малого и среднего предпринимательства для осуществления инвестиций в основные средства, в том числе в рамках государственных программ.
3. Развитие механизма секьюритизации портфелей кредитов малого и среднего предпринимательства и других рыночных инструментов развития малого и среднего предпринимательства.
Ключевыми критериями оценки эффективности реализации стратегии Банка являются:
• объем финансирования, доведенного до субъектов малого и среднего предпринимательства;
• доля долгосрочной поддержки малого и среднего предпринимательства (от 3 до 10 лет) в общем объеме средств, доведенных до субъектов малого и среднего предпринимательства;
• качество кредитного портфеля по программе поддержки малого и среднего предпринимательства (средняя ставка резервирования).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. [Текст]/Л.Г.Батракова/Изд. 2-е перераб. и доп.: Учебник для вузов. – М.: Логос. - 2011. – 368 с.
3. Богданова С. Кредитование малого бизнеса[Текст]/С.Богданова/ Банковское дело. – 2014 - № 11. – С. 54-56
4. КоробовойГ.Г.Банковское дело: Учебник[Текст]/Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. Г.Г. Коробовой./ – М.: Экономистъ. - 2012 – 751 с.