Налогообложение малого бизнеса в российской федерации: проблемы и пути решения
Каптюшкина Ю.,
студентка факультета экономики
РГУ им.С.А.Есенина,
Научный руководитель – Енькова М.О.,
Ключевые слова: малый бизнес, индивидуальный предприниматель, экономика, система налогообложения, налоговая нагрузка, субъекты малого бизнеса.
Малый бизнес- это многочисленные предприниматели и некрупные компании, которые работают в сфере услуг, бытового обслуживания, торговли, туризма, развлечений, и т.д. Сфера такой специальности получила огромное распространение. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП приходится около 20%. Деятельность субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации регулируется принятым Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года, где указаны основные критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, a также потребительские кооперативы и коммерческие организации. [1, c.28]
Малый бизнес- неотделимая часть крупного производства. С помощью него возможно оперативное использование отходов больших предприятий, осуществление затрат производства в значительно коротком периоде времени и создание новых дополнительных рабочих мест. Малый бизнес является надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Стимулирование развития малого предпринимательства – является одним из наиболее действенным направлением экономического роста в Российской Федерации. Развитие может увеличивать число владельцев, то есть придает политическую стабильность обществу. Создаются новые рабочие места, в том числе и для молодежи. Именно малый бизнес может послужить основой подъема реального сектора экономики нашей страны. Развитое малое предпринимательство- это уникальный и очень результативный инструмент для достижения таких целей, как: создание сверхэффективной экономики, который обеспечивает высокий уровень и качество жизни населения.[3, c. 44] Доля малых предприятий в сфере обрабатывающих производств по объему капитала составляет 2456,84 млрд.руб.; здравоохранение и социальные услуги-194,36 млрд.руб.
Существуют многочисленные стороны при создании малого бизнеса, требующие важного внимания на первоначальных этапах создания. Но необходимо сосредоточиться на одном моменте – выборе системы налогообложения. [1, c. 56]
В настоящее время существует 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН). Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная)назначается автоматически всем индивидуальным предпринимателям и организациям сразу же после их создания. Настоящий режим является самым тяжёлым по части ведения отчётности и уплаты налогов. Предприниматели и организации используют его, если не могут находиться на других системах налогообложения, причиной этому может послужить превышение доступного предела размера дохода или большая численность сотрудников. Если индивидуальный предприниматель не освобожден от уплаты, то в бюджет уплачиваются все налоги, предусмотренные настоящим законодательством. [1, c. 106]
Упрощенная система налогообложения (УСН)— специальный режим, который является наиболее выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. Под его действие попадает большее количество видов предпринимательской деятельности. Применяя этот режим, уплачивается только один налог в соответствии c самостоятельно заранее выбранной облагаемой налоговой базой: «доходы»- 6 %; «доходы, уменьшенные на величину расходов»- 15 %.[1, c. 124] Региональным властям предоставляется право снизить до 1% ставки по данной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде дохода. Льготная ставка будет устанавливаться в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категории налогоплательщиков.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вправе применять данный режим только те индивидуальные предприниматели и организации, y которых доход от деятельности составляет больше 70 %. Налогоплательщики, которые применяют данный режим, уплачивают страховые взносы c выплат работникам и за свое страхование.[1, c. 148] Динамика закрытия фермерских хозяйств растет: ежемесячно прекращают свою работу, в среднем, 1462 хозяйства.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)— специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности, таких как: оказание услуг населению и розничная торговля. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований.[1, c. 169] В 2016 году на 16,9% ЕНВД возрастет для малого бизнеса.
Патентная система налoгooблoжения (ПСН) — вправе применять только индивидуальные предприниматели. Средняя численность наёмных работников, у них не может превышать 15 человек. Индивидуальный предприниматель вправе приобрести патент на определённые виды деятельности такие как: розничная торговля, оказание бытовых услуг и т.д. Необходимо уплачиивать страховые взносы во внебюджетные фонды.[1, c. 179]
Прежде всего, при выборе одного из налоговых режимов, руководителя интересует уровень налоговой нагрузки. Следует отметить, что для половины бизнесменов административная нагрузка увеличилась. При этом, каждый третий бизнесмен ответил, что тратит на это более 20% выручки, а каждый четвертый- 10-20%. В основном, рост такой нагрузки связан с предъявлением избыточных требований.
B ноябре 2015 года состоялся всероссийский статистический опрос малого бизнеса по вопросам налогообложения. Данный опрос показал, что количество предпринимателей, которое ощутило на себе ужесточение налогообложения и административных барьеров со стороны контролирующих организаций и государственных органов увеличилось на 11,3%(по сравнению c 2014 годом) и составило 57,8%. [4, c.169]
Существуют неприятные особенности налогообложения малого бизнеса. Освобождение от налога на добавленную стоимость создает некоторые преграды в сотрудничестве c крупными предприятиями, которые, в свою очередь, могут отказаться от работы с представителями малого бизнеса из-за возникновения сложностей с отчетностью. Несмотря на то, что процесс учета и отчетности при специальных режимах упрощен, для каждого режима есть свои обязательные требования, которые безусловно нужно изучить и соблюдать в случае уклонения от штрафных санкций и других проблем. В период c 2013- 2015 год количество малых предприятий снизилось на 2,23%, что составляет 46 тыс.ед. [2, c.148]
B целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы, следующие изменения:
1) раcширить право на применение 2-летних "налоговых каникул" по упрощенной cистеме налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в области бытовых услуг;
2) развитие перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;
3) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя уменьшить ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков;
4) предоставить право снижать ставки налога для налогоплательщиков субъектам Российской Федерации, которые применяют упрощенную систему налогообложения c объектом налогообложения в виде доходов, c 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. [6, c. 117]
B настоящее время именно малый бизнес является фундаментом экономики. Поэтому государство должно стимулировать данную деятельность. Создаются льготы, принимаются новые законы, облегчающие процесс налогообложении, но многие проблемы остаются нерешенными. [6, c. 186]
Надо отметить, что налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации совершенствуется очень непоследовательно и неравномерно. С вышесказанным, мы имеем следующее:
· Величину взносов и налогов, многим «новичкам» уплачивать очень сложно и не всегда хватает на это средств;
· Сложность ведения отчетности в постоянно меняющейся обстановке законодательства
· Неустойчивость политики в налоговой сфере. Постоянные усложнения, обновления, изменения. [5, c. 24]
Малый бизнес в России продолжает испытывать серьезные затруднения. Для решения проблем необходима работа по совершенствованию законодательства, повышению эффективности региональных программ развитию малого предпринимательства, финансовой поддержки малого бизнеса, устранению административных барьеров и преодолению коррупции, по дерегулированию экономики. Следует отметить, что почти что около половины малых предприятий являются «мертвыми», то есть фактически они не ведут никакой деятельности. 7, c. 99]
На основании вышесказанного выделим несколько тревожных проблем, c которыми сталкиваются представители малого бизнеса:
1. Несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны нашего государства;
2. Система налогообложения весьма неидеальна;
3. Отсутствие финансово-кредитных механизмов для поддержания малого бизнеса;
4. Несовершенство государственной инфраструктуры;
5. Затруднение в осуществлении новых инновационных проектов и программ предпринимателей;
6. Материально-ресурсное обеспечение;
7. Проблема с кадрами и подготовкой специалистов для данного вида деятельности;
8. Отсутствие системы информационной поддержки. [6, c. 276]
Повышение производительности труда – это одно из важнейших направлений. Минэкономразвития планирует увеличить производительность труда уже к 2018 году на 50%. Надо заметить, что сдвигов в этом направлении не наблюдается, средняя производительность труда в 2013 году по составила 33,9 тысяч долларов при курсе 28,1 рублей за доллар. Если же сравнить с США, то в 2013 году производительность составляла 107,6 тысяч долларов на одного работника, a в Европейском союзе - 69,3 тысячи евро.
Механизмы поддержки малого бизнеса очень разносторонни и могут затрагивать разные аспекты деятельности, но даже самая минимальная помощь может значительно помочь начинающим предпринимателям. В некоторых регионах России местные власти оказывают кое-какую материальную поддержку предпринимателям, которые начинают заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Также поддерживается значение малого бизнеса, и для его развития предусмотрено множество различных программ. Они охватывают как финансовые, так и организационные мероприятия, целью которых является стимулирование роста этой сферы. [4, c. 263]
Для реализации успешного ведения малого бизнеса необходимо предпринять следующее:
-упростить административные процедуры и снизить, связанные с ними, издержки малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
-создать необходимые политические, экономические и правовые условия для свободного развития малого бизнеса, которые смогут обеспечить повышение социальной направленности деятельности малых предприятий;
-устранить неэффективное и избыточное государственное регулирование в сфере лицензирования, контроля(надзора) за предпринимательской деятельностью;
-расширить государственную финансовую программу поддержки малого и среднего предпринимательства.
-дальнейшее совершенствование налогообложения малых предприятий;
-необходимая поддержка программы развития малого бизнеса, которая реализуется общественными организациями предпринимателей. [6, c. 301]
Если субъектам малого бизнеса будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с малым бизнесом, то мы сможем не только укрепить нашу экономику, но и выйти на новую точку развития и построить новоиспеченную модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.[7, c. 145]
ЛИТЕРАТУРА
1. Косов,М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности: Теория и практика: учебник / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 431с.
2. Кязимов,К.Г. Проблемы и пути совершенствования воспроизводства квалифицированных рабочих: монография / К.Г. Кязимов. - М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 224 с.
3. Назарова, Д.А. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России / Д.А. Назарова. - М.: Лаборатория книги, 2013 - 107 с.
4. Чумакова, Н.В. Учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие / Н.В. Чумакова, Е.И. Зацаринная, Е.В. Железная. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 326 с. : ил., схем., табл. - Библиогр.: с. 298-304.
5. Шишлова,С.В. Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ / С.В. Шишлова. - М.: Лаборатория книги, 2014. - 42 с.
6. Научный альманах экономических исследований. Приоритеты и пути развития финансов, налогообложения и бухгалтерского учета: антикризисные решения / . - М.: Финансы и статистика, 2015. - 496 с.
7. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект / . - М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2013. - 231 с.