Налогообложение земельных участков: действующий механизм и пути его совершенствования

Артамонова А..,

студентка факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина,

Научный руководитель – Сычёва О.В.,

Ключевые слова: местный бюджет, налогообложение земельных участков, проблемы налогового администрирования, «выпадающие» суммы, пути совершенствования.

Согласно п.3 в ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации, это – «недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие трактовать её в качестве индивидуально определённой вещи». [1, п.3. ст.6]

Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в РФ является платным. [1, ст.65] Земельный налог и арендная плата – две основные формы платы за землю.

Земельный налог относится к прямым, местным и ресурсным налогам. Чтобы охарактеризовать социально-экономическую сущность данного налога, необходимо определить с какими целями о введён. К основным целям введения земельного налога относятся: стимулирование эффективного использования земель, повышение плодородия почв; выравнивание экономических условий хозяйствования на землях различного качества; освоение и охрана земли.

Также земельный налог играет не мало важную роль в формировании доходов местного бюджета, необходимого для социального и экономического развития региона. Сумма поступлений по земельному налогу в консолидированный бюджет Рязанской области за 2014 г. составила 1547767 тыс. рублей или 3 % от общей суммы доходов. [4]

Анализ статистических данных за период с 2010 г. по 2014 г., позволяет отметить, что численность налогоплательщиков земельного налога в Рязанской области сократилась. В то время как, численность юридических лиц среди налогоплательщиков увеличилась на 52 %, а численность физических лиц уменьшилась на 18 %.

Налоговой базой земельного участка является его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой расчётную величину, определяемую государственными органами в ходе кадастровой оценки с учётом их деления по целевому назначению.

Показатели формирования налоговой базы по земельному налогу в Рязанской области представлены ниже (Таблица 1).

Таблица 1 - Показатели формирования налоговой базы по земельному налогу в Рязанской области [3]

Наименование Годы % 2014 г. к г.
   
земельных участков лиц, учтенных в данных налоговых ед.    
Кадастровая стоимость участков юридически млрд. 119,1   145,07 145,98  
Количество земельных физических лиц, в базе данных органов, ед.     91,24
Кадастровая земельных участков лиц, млрд.   102,15 97,13   115,64 109,63


Анализ статистических данных позволяет отметить следующие изменения: во - первых, количество земельных участков юридических лиц возросло на 58,2 %, а у физических лиц сократилось на 8,7 %; во-вторых, увеличилась кадастровая стоимость земельных участков у физических лиц в 1,09 раза, а у юридических лиц в 1,22 раза.

Следует отметить, что размер ставок по земельному налогу устанавливаемый нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать показатели:

· 0,3% - земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства;приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

· 1,5 % - прочие земельные участки.

Налоговые ставки могут дифференцироваться в зависимости от группы земель и вида разрешённого землепользования и от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям.

Нельзя не отметить, что льготы, устанавливаемые муниципальными образованиями, значительно влияют на долю поступлений в местный бюджет (Рисунок 1).

налогообложение земельных участков: действующий механизм и пути его совершенствования - student2.ru

Рисунок 1 - Динамика сумм налога, в с предоставлением налогоплательщиками льгот в Рязанской области. [3]

Из данных гистограммы, следует, что в анализируемый период «выпадающая» сумма земельного налога, в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот увеличилась в 2,25 раза. Сумма льгот, установленная нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований в 2014 г. по Рязанской области, равнялась 297838 тыс. руб., что составляет 22,5 % от суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Также нельзя не отметить поправки в НК РФ вступившие в силу с 1 января 2015 г. касательно налогообложения земельных участков. Прежде всего изменился срок уплаты физическими лицами земельного налога – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. (до 2015 г. не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, уточнили порядок изменения кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения в течение налогового периода. Ранее изменения не учитывались при определении налоговой базы. На сегодняшний момент применяются два исключения из этого правила: Если в течении налогового периода в земельном кадастре допускается техническая ошибка, то исправленная стоимость начинает учитываться в данном периоде; [5, c.29] Если кадастровая стоимость участка земли изменяется по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то исправленная стоимость также учитывается в данном периоде.

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели теперь уплачивают земельный налог на основе полученного от налоговых органов уведомления.

При значительном числе льгот и низких ставках в администрировании земельного налога существует целый ряд проблем, которые приводят к снижению поступлений от данного налога. Во-первых, существуют неучтённые участки земли. Другими словами, участок земли или его часть не постелены органами государственного кадастра на учёт. Во - вторых, данных кадастра может быть недостаточно для корректного исчисления земельного налога. К примеру, отсутствует вид разрешённого использования. В-третьих, значительная сумма земельного налога «выпадает» за счёт льгот. [6, c.75] В-четвёртых, возникают ошибки при передаче информации из Росреестра в ФНС, согласно которой земельные участки не ставятся на налоговый учёт, либо данные по ним искажаются. В - пятых, в Росреестре права на земельный участок не зарегистрированы, либо данные о правах неполные. Например, отсутствует доля в праве. В - шестых, налог уплачивается в не в полном размере, либо не уплачивается вовсе. В-седьмых, данные о состоянии земельного участка и правообладателю в Росреестре неактуальны. Например, смена физическим лицом адреса прописки или изменён вид разрешённого использования участка. [7, c.39] И последнее, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не подали декларацию по земельному налогу.

Для того чтобы решить проблемы налогообложения земельных участков в Рязанской области, необходимо провести такие мероприятия:

ü выявить и поставить на учёт ранее неучтённых участков земли;

ü устранить различного рода ошибки о состоянии земельных участков при передаче данных из Росреестра в ФНС;

ü обновление данных о состоянии земельного участка и правообладателе в Росреестре;

ü провести налоговые проверки в отношении недобросовестных налогоплательщиков;

ü систематизировать льготы, предоставляемые представительными органами муниципальных образований, и таким образом снизить суммы не уплаченного налога в связи с их применением.

Таким образом, следует отметить, что нерешаемых глобальных проблем в области земельного налогообложения нет. Государству необходимо заострить своё внимание на значимости администрирования земельного налога. Прежде всего для решения такого рода задач нужен целевой подход. Одним словом, он должен базироваться не только на изменениях в законодательстве, но и на совместной работе органов федеральной исполнительной власти субъектов, и органов местного самоуправления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru;

3. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам №5-МН [Электронный ресурс] //Официальный сайт ФНС России, 2016. -Режим доступа: https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms/

4. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ [Электронный ресурс] //Официальный сайт ФНС России, 2016. -Режим доступа: https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms

5. Климова М. Налог на имущество организаций (физических лиц) и земельный налог [Текст] / М. Климова// Налоговый вестник. - 2014. - № 11. - С. 16-30

6. Парыгина И. А., Земельный налог: проблемы взимания [Текст] / И. А. Парыгина// Журнал Бюджет. - 2013. - № 4 (124). - С. 74-76.

7. Рычков А. В., Методология повышения собираемости земельного налога[Текст] / А.В.Рычков / Журнал «Геодезия и картография». -2013. -№3. с.38-46.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Баженова А.

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина,

Научный руководитель – Судакова Г.Ю.,

Ключевые слова: финансирование, бюджет, учреждения, субсидии, доход, средства, услуги.

В России основную роль финансирования расходов на образование становятся, играют средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплена финансовая поддержка:

- образовательных учреждений федерального уровня;

- федеральных образовательных программ;

- образовательных учреждений, находящихся в регионах, нуждающихся в финансовой поддержке.

В настоящее время идет передача ответственности за финансирование общеобразовательных учреждений с федерального на региональный и муниципальный уровни.

В экономическом словаре дается определение бюджетного финансирования как "предоставленное в безвозвратном порядке денежного обеспечения, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций". [6, с. 43]

Без бюджетного финансирования такие сферы как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо.

Принципы бюджетного финансирования:

- целевой характер использования бюджетных ассигнований (нет возможности тратить бюджетные средства на цели, не относящиеся к деятельности учреждения);

- бюджетные средства даются по мере выполнения планов, а также учитываются ранее выделенные средства;

- бюджетные средства даются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Известно, что бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов власти и местного самоуправления в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в том числе в сфере образования).

Образовательные учреждения по организационно-правовым формам делятся на государственные, муниципальные и частные. По источникам финансирования образовательные учреждения можно объединить, так как их финансирование основывается на принципе единства консолидированного бюджета РФ. [5, с. 2]

Начиная с 2012 года, общеобразовательные учреждения работают в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности всех видов бюджетных учреждений.

Государственное задание формируют на основе учредительных документов в зависимости от вида деятельности, которую осуществляет учреждение. Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, учреждение не вправе отказаться от полученного государственного задания.

Порядок и условия финансового обеспечения государственного задания из бюджетов РФ всех уровней для каждого типа государственных учреждений утвержден свой. Так, финансирование казенных учреждений происходит за счет бюджетных средств (необходима смета доходов и расходов). А для бюджетных и автономных учреждений предусмотрены субсидии.

Финансовое обеспечение осуществляется путем перечисления бюджетным учреждениям субсидий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) на выполнение государственного задания. А учреждение уже самостоятельно выбирает, по каким направлениям будут расходоваться такие субсидии, и при этом несет ответственность перед вышестоящими организациями за полноту и своевременность выполнения государственного задания.

Кроме того, бюджетному учреждению могут выделяться:

- субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

- субсидии на приобретение капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ).

Кроме основной деятельности, бюджетные учреждения также вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых это учреждение создано. На такую деятельность должно быть соответствующее разрешение. Также она в обязательном порядке должна быть прописана в учредительных документах организации (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы, которые поступают от приносящей доход деятельности идут в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются с целью достижения целей, ради которых оно создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить федеральные законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Общеобразовательные учреждения предназначены не только для реализации государственного заказа, но и для удовлетворения социальных запросов предприятий и различных групп населения. Желание акцентировать систему образования на исполнение собственных интересов побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и осуществлять финансирование государственных. В ответ, государственные учреждения вправе предоставлять платные образовательные услуги населению, т.е. привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

- предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

- взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными на благотворительность и спонсирование общеобразовательного учреждения;

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Главное общее правило для всех учреждений – операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Эти органы также определяют условия открытия и порядок ведения лицевых счетов.

Доходы, общеобразовательного учреждения, полученные путем оказания дополнительных услуг, относятся к внебюджетному финансированию и реализуются в соответствии с положением об использовании внебюджетных средств. Решением представительного органа (совет образовательного учреждения, попечительский совет или другие структуры, действующие в соответствии с Уставом образовательного учреждения) общеобразовательного учреждения, определяется расходование внебюджетных средств. Доходы, поступающие за оказанные услуги в наличной форме, переводятся на счета общеобразовательного учреждения

Если доходы поступили в безналичной форме, то общеобразовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате либо копию платежного поручения с отметкой банка.[4, с. 25]

Расходование средств, полученных за предоставление дополнительных платных образовательных услуг, производится в соответствии с п. 5 ст. 43, п. 2 ст. 45 Федерального закона «Об образовании».

Доход от деятельности образовательного учреждения по оказанию дополнительных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в данное учреждение, самостоятельно определяющее направления расходования средств, полученных за предоставление дополнительных услуг.

Все источники финансового обеспечения, а также расходы учреждения должны отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. (ред. от 27.12.2013г.) утверждены требования к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения.[3, с. 10]

Чтобы в полном объеме вести учет финансирования учреждения обязаны регулярно сдавать отчетность в вышестоящие органы в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 26.10.2012) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Также для полноценного функционирования образовательных учреждений существуют комплексы федеральных целевых программ (ФЦП). Денежные средства на такие программы выделяются исключительно из федерального бюджета. Эти программы нужны для выполнения конкретных функций и решения поставленных задач. Как правило, в процессе выполнения таких программ задействовано множество различных министерств и ведомств.[1, с. 245]

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время деятельность образовательного учреждения не сводится к простому функционированию. Это целый набор всевозможных «операций», которые необходимы для осуществления образовательного процесса, а, следовательно, определенный набор ресурсов, без которых поставленные перед учреждением цели не могут быть выполнены. Поэтому, чтобы избежать проблемы финансирования деятельности образовательного учреждения, оно должно быть соответствующим, чтобы была возможность приобретения всех тех ресурсов, которые необходимы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова С.А. Система финансирования образования: анализ эффективности [Текст] // С.А.Белякова // М.: Технопечать, 2013.- C. 254.

2. Воронин, А. Проблемы расходования бюджетных средств в сфере образования: проблемы и перспективы развития [Текст] // А. Воронин // Финансы. - 2012. -№1.- С. 12.

3. Герасимов А.Н. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений [Текст] // А.Н.Герасимов// М.:Экоперспектива. - 2014.- C. 24-29.

4. Климанов, В. Подушевое финансирование в общем среднем образовании [Текст] // В. Климанов // Финансы. - 2014.- №12. – С. 8.

5. Слесаренко, Г. Бюджетное финансирование образования / Г. Слесаренко // - 2014. - №20. – C. 5.

6. Чекмез, А. Особенности финансового планирования в дошкольных образовательных учреждениях: фундаментальные исследования [Текст] // А. Чекмез // – 2015. – № 2-21. – C. 47.

Наши рекомендации