Модели детерминированного факторного анализа.
Для построения факторной модели необходимо знать экономическую сущность изучаемого явления, т.е. исследователь должен обладать знаниями экономической теории, конкретной экономики, статистики, финансов. Он должен установить существует или отсутствует связь между анализируемыми показателями, выявить устойчивость этих связей, нет ли автокорреляции между факторами. Признаки-факторы могут быть внутренними и внешними; объективными и субъективными существующими или несуществующими. Состав анализируемых факторов зависит от экономического содержания и способа формирования признака-результата.
Факторные аналитические модели могут быть классифицирован как описательные, нормативные, прогнозные и имитационные.
Описательные модели – дескриптивные строятся на основе данных бухгалтерской отчетности и, как правило, представляет функциональные связи между явлениями.
Нормативные модели строятся на основе сравнительных оценок фактических показателей с нормативными, рассчитываются абсолютные и относительные отклонения фактических показателей от их нормативных значений и выявляются причины этих отклонений.
Прогнозные модели – это расчет плановых показателей, оценка инвестиций и анализ рисков. Эти модели отражают жесткие, детерминированные связи и построены в виде регрессионных уравнений.
Имитационные модели строятся в том случае, если нет достаточной информации. Эти модели оценивают вероятные ситуации, оценивают вероятность наступления неблагоприятных решений в условиях неопределенности.
Детерминированная модель задается определенным алгоритмом расчета результативного показателя. Все изменения признака результата считаются следствием изменения фактов, включенных в модель алгоритма. Исследователь абстрагируется от влияния других факторов, не вошедших в модель, т.к. эти факторы невозможно объединить с факторами выбранного алгоритма.
Для построения стохастической модели выбрать метод, а потом собрать информацию. Необходимо объединить качественную и количественную однородность собранной информации, а так же предусмотреть случайность и независимость изучаемых наблюдений.
Поскольку для построения детерминированной модели не требуется совокупность наблюдений, то преимущественно применяются функциональные модели.
При функциональной связи могут быть выделены следующие типы моделей: аддитивная, мультипликативная, кратная, смешанная.
Аддитивная модель– все факторы составляют алгебраическую сумму: . Примером аддитивной модели является структура балансовой прибыли (прибыль от реализации продукции плюс проценты получаемые минус проценты уплаченные плюс прочие доходы минус прочие расходы), уравнение бухгалтерского баланса (сумма активов и дебиторов равна сумме пассивов и кредитов или собственный капитал равен разности сумме активов минус обязательства).
Мультипликативная модель представляет произведение факторов входящих в модель: . Например, объем выручки от реализации равен произведению цены продукции и объему реализации в натуральном выражении; выпуск продукции равен произведению выработки продукции на численность рабочих; рентабельность собственного капитала равна произведению рентабельности продаж, оборачиваемости активов и коэффициента финансовой зависимости.
Кратная модель – частное от деления двух факторов: . Например, показатель рентабельность продаж равен частному от деления прибыли от реализации на выручки от реализации продукции, или коэффициент оборачиваемости равен частному от деления выручки от реализации продукции деленной на среднегодовую стоимость оборотных средств.
Смешанная (или комбинированная) модель – в эту модель входят две или более предыдущих моделей; например: , где x, y, k – факторы.
Примером смешанной модели может быть расчет общей рентабельности, которая равна частному от деления балансовой прибыли деленной на сумму среднегодовых стоимостей основных и оборотных средств.