Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.)

Годы
В старых границах        
В новых ганицах     71,3 73,2 74,2

Решение: Предварительно определим коэффициент пересчета уровней в 2004 г., в котором произошло изменение границ: Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru .

Умножая на этот коэффициент уровни ряда динамики в старых границах, получаем их сопоставимыми с уровнями в новых границах.

В 2002 г. – Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru (тыс. чел.)

В 2003 г. – Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru (тыс. чел.)

Теперь получим сопоставимый ряд динамики.

Таблица 8

Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.)

Годы
Сопоставимый ряд 67,2 70,0 71,3 73,2 74,2

Индексный метод изучения динамики стоимостных объемов в одних и тех же ценах.

Для изучения изменения стоимости нескольких разномерных видов продукции в динамике рассчитывается индекс стоимости в сопоставимых (или неизменных ценах), который еще называется индексом физического объема:

Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru , где

p – цена изделия,

q – объем изделия в натуральных единицах,

«0» и «1» – базисный и отчетный периоды.

Метод оценки сопоставимости объемов несравнимой продукции при помощи дефлятора цен.

На практике часто встречается такая ситуация, когда нужно оценить динамику объема несравнимой продукции. В настоящее время такая задача может быть решена при помощи расчетов дефлятора – индекса цен по сравнимой продукции, а затем переоценивается фактический объем выручки всей продукции при помощи дефлятора (вся выручка делится на рассчитанный индекс цен). Покажем этот метод на примере.

Пример.По нижеприведенным данным рассчитайте, как изменился объем выпущенной продукции (сравнимой и несравнимой) по 2-м заводам в июле по сравнению с июнем (через дефлятор).

Определите индекс цен, физического объема и выручки по сравнимым изделиям, покажите их индексную и факторную взаимосвязь, сделайте выводы.

Решение.Найдем выручку от реализации продукции в базисном и отчетном периоде и условную выручку за июль в ценах июня, а также индекс цен по сопоставимой продукции (см. гр. 4, 7, 8 и 9 табл. №9).

Объем выручки всей продукции в сопоставимых (неизменных) ценах в июле равен:

Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru

Таблица №9.

Заводы и изделия Июнь Июль Индекс цен Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru , %
цена, т.р.     Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru объем выпуска шт.   Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru выручка от реализации т.р.   Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru цена, т.р.     Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru объем выпуска шт.   Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru выручка от реализации т.р.   Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru условная выручка в ценах июня т.р. Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru
Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru
Завод 1 Изделие 1 Изделие 2 Изделие 3                 133,3 120,0 125,0
Итого:     Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru
Завод 1 Изделие 1 Изделие 2 Изделие 3                    
Итого:        
Всего:      
В том числе по сопостави-мым изделиям      

Отсюда общий индекс физического объема составит:

Численность населения в N-м районе с 2002-2008 г.г. (тыс.чел.) - student2.ru или 95%

Следовательно, в июле месяце вся рассматриваемая продукция (сравнимая и несравнимая) в неизменных ценах в среднем сократилась на 5%.

Наши рекомендации