Перспективы автоматического обмена налоговой информацией в рф

Цой В.Р.,

студент 4 курса института прокуратуры,

Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург.

Научный руководитель:

Пустовалов Е.В.,

преподаватель кафедры финансового права,

Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос внедрения на территории Российской Федерации автоматического обмена финансовой информацией. Автор анализирует процедуру применения такого обмена.

Ключевые слова: автоматический обмен финансовой информацией, финансовые институты, стандарт.

Summary: The article considers the issue of implementation in the territory of the Russian Federation, the automatic exchange of financial information. The author analyzes the process of application of such exchange.

Keywords: the automatic exchange of financial information, financial institutions, standard.

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов в области налогового права России и ряда зарубежных стран, является реализация автоматического международного обмена финансовой информацией (далее - обмен информацией или обмен).

Юридической основой такого обмена выступает Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее - Конвенция), вступившая в силу на территории Российской Федерации (далее - РФ) 1 июля 2015 г. [1].

Существует множество причин, объясняющих необходимость присоединения России к данной Конвенции: а) «повышение эффективности ведения борьбы с уклонением от уплаты налогов и противодействие вредоносной налоговой практике; б) избежание двойного налогообложения» [2, с. 146], а также укрепление международных отношений между странами и так далее.

Однако основной целью присоединения, по мнению автора, является наполнение государственной казны. Косвенно об этом указано в тексте пояснительной записки к федеральному закону о ратификации Конвенции: «в случае присоединения к Конвенции появится потенциальная возможность вернуть часть средств в бюджетную систему Российской Федерации (далее - РФ)...» [3, с. 2].

Хотелось бы подчеркнуть, что совокупный объем задолженности различных юридических лиц по всему миру, в том числе Канады, Турции, США и ряда других стран перед РФ составляет «6 млрд 236 млн 361 тыс. руб.», что является значительной суммой для российского бюджета [3, стр.2 Приложения № 2].

Сам обмен информацией будет построен следующим образом. Первый этап: финансовые институты, например, кредитные, страховые и иные организации, собирают определенную информацию о своих клиентах; на втором этапе: передают собранную информацию в налоговые органы своей страны; на третьем этапе между налоговыми органы разных стран осуществляется обмен информацией [4].

В объем финансовой информации включаются сведения: 1) об операциях, счетах и вкладах клиентов; 2) стоимости имущества клиентов и выгодоприобретателей, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность; 3) пенсионных счетах и так далее (более подробная информация указана в подпункте 5 ст. 142¹ «ФЗ о внесении изменений в часть 1 НК РФ») [5].

Кстати, Конвенция предусматривает 3 вида обмена информацией: автоматический, инициативный и по запросу.

К сожалению, на сегодня, реализация обмена информацией для России попросту невозможна, что объясняется, во - первых, «необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым обязанностям»[6], и, во вторых, «внесением изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями»[7], поэтому начать обмен информацией планируется только с начала 2019 г.

На настоящий момент РФ уже присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (далее - Соглашение) [8]. Такое присоединение означает, что обмен будет осуществляться на основе разработанного ОЭСР стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах (Common reporting standard, CRS, далее - Стандарт), которым установлены содержательные и технические детали процесса обмена информацией [9]. «Основной задачей Стандарта является установление для участвующих государств общего подхода к идентификации клиентов и собственно автоматическому обмену информацией, что позволит снизить издержки для финансового сектора, особенно международных групп» [10].

Список использованных источников:

1. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) (с изм. и доп. от 27.05.2010) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186124/ef86653224ffe9e2d009126808e99391d8b978fb/ (дата обращения 03.12.2016 г.).

2. Дёмина Е.В. Обмен информацией на международном уровне: современные тенденции. Экономика. Налоги. Право. 2014. №4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obmen-informatsiey-na-mezhdunarodnom-urovne-sovremennye-tendentsii (дата обращения 01.12.2016 г.).

3. Пояснительная записка по вопросу ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 04.07.2014 г. // Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/5A7BFD247F63432643257CEE002C2171/$File/540271-6.PDF?OpenElement (дата обращения 02.12.2016 г.).

4. Гусейнова Ж. Обменные заморочки // ЭЖ - Юрист. 2016. № 32 // СПС Консультант Плюс.

5. Проект ФЗ О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний) // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254 (дата обращения 03.12.2016 г.).

6. Пояснительная записка к проекту ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254 (дата обращения 03.12.2016 г.).

7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // СПС Консультант Плюс.

8. Минфин опубликовал текст законопроекта о международном автоматическом обмене информацией // Официальный сайт Федеральной налоговой службы [электронный ресурс]. 09.09.2016 г. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/6162346/ (дата обращения (04.12.2016 г.).

9. Вопрос: Об автоматическом обмене налоговой информацией с иностранными государствами (Письмо Минфина России от 28.12.2015 N 03-08-05/76765) // СПС Консультант Плюс.

10. Стандарт! Внимание! Марш! Синицын А. // Банковское обозрение. 2016. №10. // СПС Консультант Плюс.

АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

перспективы автоматического обмена налоговой информацией в рф - student2.ru

Сборник научных трудов

«Развитие общественных наук российскими студентами»

Выпуск II

(10 апреля 2017 г.)

Краснодар

Печатается в авторской редакции.

Подписано в печать 10.04.17 г.

Формат 60*90/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7.

Тираж 60 экз. Заказ № 2.

Отпечатано в ООО «Альфа-полиграф+».

350000, г. Краснодар.

перспективы автоматического обмена налоговой информацией в рф - student2.ru перспективы автоматического обмена налоговой информацией в рф - student2.ru

[*]Составлено автором на основании данных Центрального Банка России (www.cbr.ru).

[†] Подготовлено при поддержке финансируемого РФФИ научного проекта 17-03-00688

Наши рекомендации