Защита отчета о преддипломной практике
По окончании преддипломной практики организуется защита отчета о практике.
К защите отчета допускаются студенты, полностью выполнившие программу преддипломной практики и представившие научному руководителю две главы выпускной квалификационной работы.
В процессе защиты выявляется качественный уровень прохождения практики, профессиональное владение вопросами оперативного финансового управления предприятием и финансового планирования, видение практикантом недостатков в организации финансовой работы предприятия и высказанные предложения по ее улучшению. Учитывается также качество оформления подготовленного отчета, глубина освещения вопросов, содержащихся в Программе и оформлении.
По результатам защиты отчета ставится оценка, которая включается в приложение к диплому об окончании университета.
Студенты, не защитившие отчет по практике, не допускаются к сдаче междисциплинарного экзамена и могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.
4. Порядок оформления отчета о преддипломной практике
Общий объем отчета не должен превышать 40 страниц печатного текста, напечатанного через 1,5 интервала. Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210x297 мм). В данный объем не включают приложения. Цвет шрифта должен быть черным. Текст отчета автор набирает на компьютере в текстовом редакторе Word через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr (размер основного шрифта – кегль 14). В тексте допускаются только общепринятые сокращения.
Расстояние от границы листа до текста: слева - 25 мм, справа - 10 мм, от верхней и нижней строк текста до границы листа - 20 мм. Номер страницы ставится внизу в центре кеглем 12. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.
При выполнении необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.
Работа должна иметь: титульный лист; задание кафедры на работу; содержание; текст отчета, состоящий из разделов, которые должны быть изучены; выполненного индивидуального задания; выводов и предложений; списка использованных источников; приложения; дневника и отзыва-характеристики с предприятия. По окончании отчет подписывается автором с указанием инициалов и фамилии, а также даты завершения работы над отчетом.
Все листы должны быть пронумерованы арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Последним листом работы нумеруется последний лист списка использованных источников.
Титульный лист оформляется на типовом бланке университета.
Содержание отчета помещают после титульного листа. Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании указывается перечень всех разделов отчета, номера страниц, с которых начинается каждый из них. Разделы должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Параграфы каждого раздела должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела и состоять из номера раздела и номера параграфа в данном разделе, отделенного от номера раздела точкой. В конце номера параграфа точка не ставится.
Например:
1. Организация финансового планирования на предприятии. Основные документы финансового планирования.
1.1. Организация оперативного финансового планирования
1.1.1. Базовые условия оперативного финансового управления предприятием
1.1.2. Оперативное финансовое планирование
1.1.3. Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению предприятием
1.2. Финансовое прогнозирование и финансовое планирование.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись проводится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример:
а)__________
б)__________
1)_______
2)_______
в) __________
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Если работа состоит из двух и более частей, каждая часть должна иметь свой порядковый номер.
В отчете наименование разделов записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) симметрично относительно текста без подчеркивания. Переносы слов в наименовании разделов, параграфов и вопросов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Каждый раздел в работе следует начинать с новой страницы.
1) При написании текста отчета не допускается применять обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;
2) научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;
3) иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
4) сокращения обозначений единиц физических величин, если они «употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
5) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (вместо математического знака (-) следует писать слово «минус»);
6) математические знаки без цифр, например: < (меньше или равно), > (больше или равно), * (не равно), № (номер), % (процент).
В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить арабскую цифру, после нее - скобку. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать дефисы.
Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием штрихом и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черной тушью (шариковой ручкой) рукописным способом. Повреждения листов, помарки и следы неполного удаления прежнего текста не допускаются.
Наименование команд в тексте следует выделять кавычками например: «Ввод».
Числовые значения величин в тексте должны указываться с необходимой степенью точности, при этом обязательно в ряду величин выравнивание числа знаков после запятой. Недопустимо приводить следующий ряд величин: 45; 67; 76,8; 87,98. Данный ряд должен выглядеть следующим образом: 45,00; 67,00; 76,80; 87,98.
В тексте отчета не следует приводить значения, в которых количество значимых цифр более трех. Не следует указывать 56,7893. Для использования в тексте работы лучше округлить величину до 56,8. А еще лучше, если величины будут выражены целыми числами. Использование числовых значений с количеством значимых цифр более трех возможно, когда четвертый и более значимый знак имеет важное значение. Например, если возникает необходимость сравнить два полученных результата 56,7893 и 56,7899, то без приведенной точности до четвертого значимого знака, конечно, не обойтись.
Кроме того, числовые, значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а число без обозначения физических величин и единиц расчета от единицы до девяти - словом. Например: «Выборка документов осуществляется пять раз, при этом общая сумма по документам должна быть не менее 9 руб.» или «Выборка осуществляется 15 раз». Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещенных в таблицах.
Если в тексте для характеристики показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же физической величине, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона, например: «Количество переплат на сумму от 1 до 5 руб.». Если в тексте работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же величине, то ее указывают только после последнего числового значения, например: «200, 300, 4000 руб.».
Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве или государственных стандартах. В тексте работы перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «Коэффициент парной корреляции rух».
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - «(1)».
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках, например, «... в формуле (1)».
Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа записывают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него, например:
(1)
где rух - коэффициент парной корреляции;
ух - среднее значение произведения фактора на показатель;
у - среднее значение показателя; х - среднее значение фактора;
у _ среднеквадратическое отклонение показателя;
х - среднеквадратическое отклонение фактора. Переносить формулу на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций. При этом применяемый знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».
Применение в одной формуле условных символов с использованием букв разных алфавитов, например, Zобщ, ведет к ухудшению восприятия материала и нецелесообразно.
Порядок изложения в тексте работы математических уравнений такой же, как и формул.
В работах используется большое количество иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов единой системе конструкторской документации (ЕСКД) и называться рисунком.
Фотоснимки, размером меньше формата А4, должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если иллюстрация в работе одна, то она нумеруется, например: «Рисунок 1».
Наименование иллюстрации помещают по центру текста после пояснительных данных и формулируют, например, следующим образом: «Рисунок 1. Денежно- кредитный механизм», в конце наименования точку не ставят.
На весь приведенный иллюстративный материал должны быть ссылки в тексте работы. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1».
В работах часто используются графики. График целесообразно использовать для характеристики и прогнозирования динамики изменения непрерывно изменяющегося показателя при наличии функциональной связи между фактором и показателем. Пример оформления графика приведен на рис. 1. На одном графике не следует приводить более трех кривых.
Рис. 1. Индексы инвестиций в основной капитал |
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, которые применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности, удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников.
Оформление составных частей таблицы имеет свои особенности.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей.
Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.
Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу «№ п/п» в таблицу не включают.
Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в разных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены одной единицей измерения, то сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей, как указано на рис. 2.
Таблица 1
Баланс движения и наличия основных средств, тыс. руб.
Показатели | Наличие на начало года | Поступило | Выбыло | Наличие на конец года |
Стоимость основных средств в первоначальной оценке: в т.ч. новых | - | - | ||
Износ основных средств | - | - | ||
Остаточная стоимость основных средств | - | - |
Рис. 2. Пример оформления таблицы с числовыми данными, выраженными в одной и той же единице измерения
Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если цифровые данные в таблице не приводятся, то в графе ставится прочерк.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, то в первой части таблицы головку или боковик следует пронумеровать арабскими цифрами, которые затем перенести на следующую страницу. При переносе таблицы следует записать «Продолжение таблицы 2».
В первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.
В таблицах числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. Порядок оформления по тексту ссылок на таблицы такой же, как и на иллюстрации. Таблица, в зависимости от ее размера, помещается под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. Нумерация таблиц сквозная, арабскими цифрами.
В отчете приводятся примечания, или необходимые пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблицам или графическому материалу. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится точка, и текст примечания пишется с прописной буквы. Одно примечание не нумеруется, а несколько нумеруются арабскими цифрами.
Материал, дополняющий текст отчета, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов, программ задач, решаемых на ЭВМ, исходные данные и т.д.
Приложения оформляют как продолжение отчета на последующих листах. Характер приложения определяется автором самостоятельно исходя из содержания. В тексте отчета на все приложения должны быть ссылки.
Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения нумеруют арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
В работе используются, как правило, только общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например: РФ, ЦБ РФ и т.п.
Если в отчете принята особая система сокращений слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают после приложений перед перечнем терминов (приложение 4).
Если в отчете используется специфическая терминология, то в конце работы должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.
Для подтверждения достоверности, обоснования или дополнения отдельных положений в отчете могут быть использованы цитаты - дословное воспроизведение части первоисточника. Для цитирования следует брать такой отрывок из первоисточника, который содержит четкую, логически законченную мысль. Необходимо выполнять следующие правила оформления цитат: все цитаты заключаются в кавычки; в начале предложения они должны начинаться с прописной буквы, даже если первое цитируемое слово в источники напечатано строчной; в цитатах сохраняются также знаки препинания, которые даны в цитируемом источнике; если цитируется предложение не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие.
Ко всем приведенным в тексте цитатам необходимо сделать ссылки (сноски). При этом в конце каждой цитаты арабской цифрой без точки указывается порядковый номер сноски. Если на одной странице приводится несколько ссылок на один и тот же источник, то его описание дается только в первой сноске, а в остальных пишут слова «там же», и указывают номер страницы источника.
Список использованных источников является составной частью отчета. В данный список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые вы изучили при изучении соответствующих вопросов.
Литература группируется в списке в следующем порядке:
1) нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ - в хронологической последовательности;
2) ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;
3) источники статистических данных в хронологической последовательности;
4) документы и материалы государственных архивных учреждений - в хронологической последовательности;
5) книги и статьи на русском языке - в алфавитном порядке;
6) книги и статьи на иностранных языках - в алфавитном порядке.
Включенная в список литература нумеруется арабскими цифрами без точки сплошным порядком от первого до последнего названия.
Библиографическое описание каждого источника приводится в соответствии с требованиями и может содержать более 10 (чаще 5-6 элементов). Их необходимо располагать в такой последовательности:
- фамилия, инициалы автора;
- название книги: издание (первое издание не отмечается);
- с какого языка и чей перевод;
- под чьей редакцией, - том: - часть;
- выпуск; - место издания;
- издательство; - год издания,
- на каких страницах расположен материал или несколько страниц составляет в издании.
Фамилию автора необходимо указывать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. Перед каждой последующей фамилией ставят запятую. При наличии более двух авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого автора и слова «и др.».
Заглавие книги, статьи следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе в периодическом издании.
Наименование места издания необходимо приводить в именительном падеже. Допускается сокращенное название следующих городов»; Москва (М.) и Санкт- Петербург (СПб.). При указании номера страниц, на которых помещена статья, следует приводить номера первой и последней страниц, разделенных тире.
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПРАКТИК ВЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1. Примерный план содержания практики на предприятиях различных отраслей и форм собственности
Вопросы, подлежащие раскрытию при прохождении преддипломной практики на предприятии (в организации):
1. Общая характеристика предприятия (учреждения, организации).
1.1. Характеристика организационно-правовой формы и учредительных документов предприятия.
1.2. Отраслевая принадлежность предприятия.
1.3. Производственная структура предприятия.
1.4. Структура управления на предприятии.
1.5. Масштабы деятельности предприятия.
1.6. Основные показатели деятельности предприятия за последние 1-2 года:
- номенклатура выпускаемой продукции (основные группы товаров и услуг) и общее число позиций номенклатуры.
- среднесписочная численность работников по различным категориям (основные производственные рабочие, вспомогательные рабочие, ИТР и т.д.)
- фонды оплаты труда на предприятии.
- размер собственного (уставного) капитала и земных средств.
- среднегодовая стоимость основного капитала.
- объем производства и реализуемых товаров, работ, услуг.
- финансовые результаты деятельности – прибыль (убыток).
2. Организация финансов. Общие вопросы.
2.1. Принадлежность предприятия (организации) к определенной сфере (звену) финансовой системы.
2.2. Метод финансового обеспечения деятельности предприятия.
2.3. Состав и структура источников финансирования деятельности предприятия (организации).
2.4. Состав и структура фондов денежных средств предприятия (организации): фонды внутрихозяйственного назначения; фонды, формируемые в отношениях с внешними субъектами.
2.5. Нормативные документы, регулирующие деятельность предприятия (нормативные документы, регулирующие финансовую деятельность предприятия).
3. Структура финансов предприятия.
3.1. Отношения с учредителями:
- формирование исходных фондов (уставный капитал, сметы бюджетного финансирования и т.п.).
- отношения по поводу финансовых результатов деятельности (дивиденды, проценты и т.п.).
3.2. Отношения с государством:
- платежи в бюджет;
- платежи во внебюджетные фонды;
- отношения в рамках государственного кредита;
- финансирование и поступления из бюджетных и внебюджетных фондов.
3.3. Отношения со сферой страхования:
- необходимость взаимодействия со сферой страхования;
- отрасли страхования, с которыми взаимодействует организация;
- структура страховых взносов;
- состав и структура получаемых страховых возмещений;
- перспективы развития отношений со сферой страхования;
3.4. Отношения с физическими лицами:
- пособия, пенсии, платежи, взаимоотношения с работниками по поводу оплаты коммунальных услуг, детских дошкольных учреждений;
- отношения по поводу оплаты и стимулирования труда.
3.5. Отношения с предприятиями и организациями:
- совместная деятельность;
- участие в объединениях, организациях;
- претензионная работа (штрафы, пени, санкции и т.д.);
3.6. Взаимодействие с финансовым рынком:
- с рынком банковских ссуд;
- получение ссуд;
- погашение ссуд;
- перспективы развития отношений с рынком банковских ссуд;
- с рынком ценных бумаг;
- эмиссия ценных бумаг;
- инвестирование;
- привлекаемые ресурсы;
- перспективы развития отношений с рынком ценных бумаг.
4. Основные документы финансовой отчетности и денежных расчетов на предприятии. Формы расчетов и порядок платежей на предприятии.
5. Организация финансового планирования на предприятии. Основные документы финансового планирования.
5.1. Организация оперативного финансового планирования
5.1.1. Базовые условия оперативного финансового управления предприятием
5.1.2. Оперативное финансовое планирование
5.1.3. Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению предприятием
5.2. Финансовое прогнозирование и финансовое планирование.
6. Анализ финансовой отчетности на предприятии.
6.1. Структура и динамика источников деятельности предприятия.
6.2. Структура и динамика активов.
6.3. Движение основного и оборотного капитала. Движение денежных средств.
6.4. Анализ финансового состояния предприятия.
2. Особенности прохождения практики в банковских учреждениях
Вопросы, подлежащие раскрытию при прохождении преддипломной практики в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях:
1. Общая характеристика банка (иного финансово-кредитного учреждения).
1.1. Организационно-правовая форма, учредительная документация.
1.2. Основные цели и виды деятельности.
1.3. Организационно-функциональная структура. Функции отдельных подразделений.
1.4. Масштабы деятельности.
1.5. Среднегодовая численность работников.
1.6. Среднегодовой фонд оплаты труда.
1.7. Размеры собственного (уставного) капитала.
1.8. Привлечение средств (пассивные операции).
1.9. Размещение средств (активные операции).
1.10. Финансовые результаты деятельности – прибыль (убыток).
1.11. Структура операций банка (фонда и т.п.).
1.12. Основные показатели деятельности за последние 1-2 года.
2. Содержание и характеристика отношений с учредителями по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли.
3. Организация деятельности.
3.1. Назначение и роль банков (инвестиционных фондов) и иных посредников финансового рынка в финансовой системе.
3.2. Нормативные документы, регулирующие деятельность банка (иного финансово-кредитного учреждения).
3.3. Ресурсы коммерческого банка (иного финансово-кредитного учреждения): состав, структура.
- собственные средства;
- привлеченные средства (депозитные источники);
- заемные средства (недепозитные источники).
3.4. Депозитная политика коммерческого банка.
- виды депозитов;
- перечень документов и порядок оформления операций по привлечению средств в депозиты, депозитные и сберегательные сертификаты.
3.5. Порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям.
3.6. Участие в системе страхования вкладов.
3.7. Кредитная политика коммерческого банка.
- виды кредитных операций;
- формы обеспечения возвратности кредитов;
- порядок выдачи и погашения кредитов;
- порядок начисления и уплаты процентов по кредитам;
- порядок формирования резерва на возможные потери по ссудам.
3.8. Операции банка с ценными бумагами.
- эмиссионная деятельность банка.
- деятельность банка как профессионального участника рынка ценных бумаг.
3.9. Валютные операции коммерческого банка.
3.10 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов.
4. Отчетность коммерческого банка.
5. Анализ финансового состояния коммерческого банка.
- анализ динамики и структуры активов.
- анализ динамики и структуры пассивов.
- анализ динамики и структуры доходов и расходов банка, прибыли и рентабельности.
6. Методы управления активами и пассивами. Риск-менеджмент.