Мысль вслух - Добавить отсканированную фотографию с банкета (согласовать, убирать ли второго победителя Кубка Стэнли или нет)

ЗАПИСКИ

БЫВАЛОГО АСПИРАНТА

Мысль вслух - Добавить отсканированную фотографию с банкета (согласовать, убирать ли второго победителя Кубка Стэнли или нет),

А также отсканированное решение ВАК о присуждении ученой степени к.э.н., с печатью «Приговор окончательный и обжалованию не подлежит».

КАЗАНЬ 2006

Немного об авторе:

Исмагилов Руслан Хабирович –крупнейшийученый,философ и педагог, чья слава не рискует выходить за пределы его рабочего кабинета.

Автор бессмертных «Записок бывалого аспиранта», чей первый выпуск разошелся огромным тиражом среди двух его друзей и пары-тройки аспирантов – коллег по работе.

Обладатель почетных премий «Хрустальная рюмка» и «Бешеный огурец», владелец звания «Волшебник изумрудного огорода», признанный борец с ветряными мельницами.

Опытный восходитель без страховки на гору «Арарат» в поисках Ноева Ковчега с образцами пернатой и животной дичи на борту.

Олимпийский чемпион по бобслею и скелетону в рамках катания на детской горке зимой.

Характер – семь пятниц на неделе.

Особые приметы – очки на лице и вой простреленной навылет волчицы.

Способ передвижения – бизнес - класс на ковре – самолете, крылья Икара.

Оглавление

Введение
Глава 1. Факторы, принципы и методы организации деятельности аспиранта
1.1. Цель и задачи и социально-экономические результаты деятельности аспиранта
1.2. Принципы организации деятельности аспиранта
1.3. Принципы преподавательской деятельности аспиранта
1.4. Организация командной работы аспирантов
Глава 2. Анализ опыта и особенности научной деятельности аспиранта
2.1. Особенности подготовки к кандидатским экзаменам
2.2. Этапы подготовки диссертационного исследования
2.3. Метод подготовки статей, научной новизны, темы работы.
2.4. Организация работы с литературой и нормативно-правовой базой.
Глава 3. Проблемы организации защиты диссертации
3.1. Организация предварительной защиты и подготовка автореферата
3.2. Этапы представления диссертации в совет
3.3. Организация основной защиты
Приложение 1. Паспорт специальности 05.00.22  
Приложение 2. Паспорт специальности 05.13.10  
Приложение 3. Паспорт специальности 08.00.05  
Приложение 4. Паспорт специальности 08.00.10  
Приложение 5. Программа-минимум по специальностям  
Приложение 6. Рабочий план аспиранта  
Приложение 7. Образец отзыва на автореферат диссертации  
Приложение 8. Образец доклада на диссертацию  
Приложение 9. Образец отзыва официального оппонента  

Введение.

Подготовить данные записки автора заставила сложившаяся практика деятельности аспирантов и соискателей, ведущая к тому, что аспирант иногда теряет лучшие годы своей жизни безрезультатно и безвозвратно.Это связано с различными факторами, однако главным из них являются следующие:

- желание аспиранта превратить трехлетний период аспирантуры вотпуск, в течение которого можно наслаждаться жизнью, не обременяя себя особой работой;

- расслабленность аспирантов, считающих, что три года – это бешеный срок, в течение которого можно успеть сделать в жизни все – успеть защитить диссертацию, и в тоже время как следует погулять, заработать средства для ведения красивой жизни, а также получить пропуск в мир иной. К сожалению, все эти цели не только не поддерживают друг друга, но даже во многом исключают друг друга!!!

- ориентация аспиранта только на подготовку диссертации, стремление рассматривать преподавательскую и методическую стороны деятельности как балласт, мешающий в достижении главной цели;

- подсознательная мысль о том, что в связке «научный руководитель – аспирант» он является лишь ведомым, наивноверящим в то, что авторитет и научная квалификация руководителя обеспечивают 90 % успеха;

- отсутствие жесткого плана подготовки диссертационной работы и всех сопутствующих с ней документов;

- признание авторитета только непосредственного научного руководителя, нежелание признавать опыт старших товарищей по научной деятельности. Здесь нужно четко помнить, что у научного руководителя очень много проблем и задач, помимо подготовки аспирантов, поэтому работа с аспирантами во многих случаях проходит по остаточному принципу. Именно поэтому первым помощником и советчиком являются именно аспиранты старших годов обучения либо лица, недавно защитившие диссертацию и не забывшие еще вкус научных побед.

В связи с этим можно определить цель представленного материала следующим образом – дать начинающему аспиранту системное представление о специфике, характере и проблемах организации научной деятельности для ускорения подготовки диссертационных работ. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание и сущность цели диссертационной работы аспиранта с точки зрения самого аспиранта, научного руководителя и внешнего окружения;

- дать представление о роли научного руководителя, провести классификацию их видов по различным признакам, раскрыть критерии выбора научного руководителя;

- показать характер и содержание научной, преподавательской, методической и практической деятельности аспиранта, отразить их роль и значение для подготовки диссертационного исследования;

- изложить особенности подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума, показать схему их увязки с целями и задачи основной работы;

- привить навыки применения методов подготовки научной продукции, показать возможные проблемы и особенности их использования;

- изложить особенности организации предварительной и основной защиты, подготовки и оформления сопроводительных документов.

В качестве исходных материалов и данных к работе послужили результаты личного опыта автора, его учителей и соратников в борьбе за ресурсы, опыт деятельности аспирантов младших поколений, материалы нормативно-правовых документов Высшей аттестационной комиссии, результаты исследований известных ученых и практиков в сфере подготовки научных работ.

Деятельности аспиранта

Учитывая вышеизложенное, целесообразно осветить некоторые наиболее часто встречающиеся проблемы на пути аспиранта и возможные методы их решения. Итак, начнем с самого начала процесса – принятия решения о поступлении в аспирантуру и начале научной карьеры. Очень часто молодые люди принимают решение о поступлении в аспирантуру, не владея полной информацией о специфике научной деятельности, целях аспирантуры, а также кодексе «Бусидо» аспиранта. Самым важным шагом при поступлении в аспирантуру является следующее:

- четкое определение, постановка и осознание цели поступления в аспирантуру;

- выбор направления и темы научного исследования;

- подбор научного руководителя;

- определение диссертационного совета и специальности, по которой предполагается проведение защиты.

Важность правильной постановки и осознания цели поступления определяется тем, что по крайней на ближайшие три года аспирант берет на себя определенные обязательства, предполагающие активное занятие научной деятельностью, а также возможный отказ от многих других направлений развития жизненного пути. Среди целей поступления в аспирантуру можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Рис. 1. Декомпозиция главной цели на ряд отдельных подцелей.

Проведенная декомпозиция наверное удивит ряд читателей, однако опыт и практика деятельности многих успешно защитившихся людей показывает, что настоящий ученый должен обладать многогранной подготовкой, так как он в принципе не принадлежит самому себе, а результаты его научного труда должны приносить пользу окружающим его людям в сфере образования (студенты, аспиранты), в сфере бизнеса (в случае консультаций специалистов предприятий), в сфере науки (в случае разработки качественно новых методик и подходов). Характерной чертой работы во всех данных областях является то, что они взаимно обогащают друг друга, позволяют наполнить лекции и практические занятия необходимым конкретным содержанием и практической направленностью, а разработку рекомендаций для предприятий поднять на качественно иной методологический уровень за счет умения проводить обобщения и выводы по принципу «от частного к общему».

Что касается функциональных подцелей, то здесь можно привести пример большого исследователя шахмат М.Ботвинника, который считал, что подготовка и успех классного шахматиста зависит от следующих факторов:

- природный шахматный талант;

- специальная подготовка;

- спортивная подготовка;

- психологическая устойчивость и работоспособность нервной системы.

По мнению автора, данная система критериев как нельзя лучше подходит применительно к подготовке диссертации, но при этом следует также добавить изначальное обладание или образование дружеских связей в научном мире. Рассмотрим содержание каждой из этих подцелей подробнее. Природные аналитические способности, конечно очень важны, так как помогают ускорить процесс овладения новыми знаниями и получение новых научных знаний, однако значимость данного фактора убывает по мере движения от физико-математических к гуманитарным наукам, учитывая также, что гении рождаются только раз в столетие. Очень хорошо данный тезис раскрыт в книге Райзберга Б.А. «Диссертация и ученая степень», в которой четко и ясно показано, что путь в науку не заказан никому, главное четко понимать, что не боги горшки обжигают. Кроме того, аналитические способности можно развить в процессе специальной подготовки и напряженной работы в рамках преподавания, подготовки методических пособий, изучения и анализа литературных источников, а также интерпретации результатов экспериментальной работы. Следует отметить, что еще хоккейный тренер А.Тарасов все время подчеркивал: «Я не верю в талант хоккеиста, я верю в его трудолюбие» - а кому как не ему, следует отдать должное в воспитании ряда ярчайших учеников, звезд отечественной хоккейной Науки.

Что касается специальной подготовки, то здесь следует отметить следующие элементы:

- кропотливое изучение и постоянный мониторинг нормативно-правовой базы того направления, в котором вы работаете. Проводя аналогию, можно сказать, что когда человек впервые решает поиграть в футбол, волейбол, бадминтон или карты, шахматы и так далее, он в первую очередь должен узнать правила игры, которые приняты в данной игре. В сфере экономики государство, формируя, регламентируя и регулируя правовое поле, также определяет возможный спектр управленческих решений, выход за который может быть чреват определенными неприятностями и соответственно не может быть признан законным. Поэтому занятие наукой предполагает наличие определенных ограничений, накладываемых методами государственного регулирования, и если вы не доктор Моро и не Альдо Моро, то вы должны соблюдать правила приличия и не работать на грани фола. Среди источников информации о нормативно-правовой базе следует отметить информационно-поисковые системы «Гарант», «Консультант», а также специализированные периодические издания типа «Человек и закон», «Уголовный кодекс», «Правила поведения на желтой подводной лодке» и так далее.

- исследование современных методологических и методических аспектов обоснования, оценки эффективности и управления в сфере экономических процессов. Давно прошло то время, когда советского экономиста В.Новожилова ругали за использование широкого математического аппарата. В настоящее время экономисты уже не могут обойтись при разработке диссертации трактовкой отличий эффекта от эффективности, поэтому приходится быть в курсе новинок в сфере методологии. Здесь можно порекомендовать такие журналы, как «Вопросы экономики», «Экономист», «Российский экономический журнал», «Финансовый менеджмент» и ряд других центральных изданий, где печатаются по настоящему ценные методики и указания. Мониторинг данных журналов позволяет не просто быть в курсе событий, но и проводить регулярное обогащение своего методического и научного багажа, а также иметь информацию более - менее высокого качества. Кроме того, вы будете знать наиболее имена и фамилии серьезных ученых, и в рамках своих исследований сможете ссылаться на их труды. Конечно, этот прием называется «ссылка на авторитет» и противоречит правилам формальной логики мышления, однако в нашем мире все гораздо сложнее чем четыре арифметических действия. В противном случае вы рискуете потратить значительное время на прочтение ряда книг, которые в изобилии находятся на полках наших книжных магазинов и прилавков в подземных переулках, а также поиск книг, опубликованных в режиме «Самиздат»;

- регулярное участие или по крайней мере ознакомление с протоколами научно-методических и практических семинаров, проводимых в институтах, университетах и других учреждениях. Проблема заключается в оценке качества данных семинаров и симпозиумов. Нелишне напомнить, что в ревущие семидесятые многие добрые семьянины под словом симпозиум шифровали обычную попойку в кругу друзей. На наш взгляд, чем громче название семинара, встречи или конференции, тем выше вероятности наткнуться на официальное заседание, в рамках которого кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Настоящие семинары проходят в сугубо рабочей обстановке, без лишней шумихи и внешней мишуры, так как преследуют практическую цель – обсудить реальную проблему, а также найти выход из сложившегося положения. Здесь можно отметить семинары и заседания, проводимые в таких учреждениях, как институты Академии Наук РАН, результаты которых можно встретить в Интернет, а также семинары, проводимые гуру с известными именами. Данные люди сильно дорожат своей репутацией, поэтому не позволяют себе опускаться ниже уровня пейджера, проводя исследования и предлагая практические рекомендации.

- проведение регулярных встреч для организации мозговой атаки на научную проблему. Данные мозговые атаки аспиранты могут проводить даже без участия научного руководителя, так как в некоторых случаях его авторитет давит на аспиранта и он не может раскрыть и развить свою мысль до конца. Практика деятельности ведущих советских тренеров показывает, что когда они теряли нить управления командой или не могли заставить игроков раскрыть свой потенциал до конца, они разрешали капитанам собрать всю команду в сауне или бане. И вот там, с непременными атрибутами в виде пивка для рывка, водочки для обводочки, кваса для паса игроки проводили настоящий мужской разговор с высказыванием в лицо всех претензий вне зависимости от ранга, стажа работы в команде и так далее. После этого игра команды выходила на качественно иной уровень, отношения в команде укреплялись, а процесс передачи знаний и обмен идеями происходил не только по принципу «кто идет за клинским?».

Общая рекомендация заключается в том, что данные мозговые атаки аспирантов должны проходить с участием ограниченного числа лиц (порядка 3-4-5). В противном случае происходит разбиение рабочей группы на парочки, тройки жеребцов, а сама атмосфера становится похожей на встречу выпускников школы, в рамках которой все обмениваются впечатлениями о том, как здорово они нахрюкались во время предыдущей встречи. Сам процесс организации мозговой атаки с представлением состава участников, методов коллективного поиска и принятия решений очень хорошо представлен в книге Артура Хейли «Колеса», поэтому позволим привести здесь описание процесса создания образа автомобиля нового поколения. Вставить описание из книги А.Хейли. Кроме того, очень корректно вопрос организации мозговой атаки и применяемые подходы представлены в книге А.П.Ковалева «Функционально-стоимостной анализ» (может лучше вообще представить возможные методы мозговой атаки и активизации творческого мышления).

Относительно места проведения мозговой атаки следует заметить, что оно может быть таким:

- аспирантская комната в учебном заведении при условии наличии круглого стола, закрытых дверей и возможности проветривания помещения. Характерной чертой данного места встречи аспирантов, изменить которое нельзя, является возможность доступа к самым современным средствам массовой информации и коммуникации, то есть компьютеру, Интернет, и даже телефону. В этом случае все обсужденные идеи сразу же могут быть внесены в компьютер и в режиме реального времени вноситься правки в текст хартии о правах аспиранта. В свою очередь, это снижает затраты времени на рутинные операции и дает возможность быстрого реагирования на изменение расстановки акцентов в работе. Единственным условием здесь является наличие дядьки Черномора, который сможет обеспечивать порядок выступлений и направлять научную беседу в правильном направлении. В качестве ведущего может быть избрано лицо, обладающее определенным авторитетом и влиянием, а также не страдающее повышенной эмоциональной возбудимостью при виде лучика солнца за окном. В то же время негативной чертой является привычная атмосфера, надоевшие стены и куча бумаг, а также постоянный стук в дверь студентов с криками о помощи в подготовке дипломов и предложениями о принятии зачета альтернативными методами;

- загородная дача одного из аспирантов при условии наличия свежего воздуха, удочек, речки, лодочки и других непременных атрибутов научного творчества. Здесь следует сразу оговориться, что из числа атрибутов научного творчества исключены спиртные напитки, трубки мира, кальяны и так далее. Их потребление тормозит возможность генерации свежих идей и не дает возможности выйти за пределы обсуждения традиционных проблем из серии «Ты меня уважаешь?» и так далее с взаимными уверениями в вечной любви, дружбе, объятиями и трении носами. Конечно, отдельные лица могут возразить, что в определенных случаях именно чрезмерное потребление спиртных напитков и оглушение самого себя дает возможность утром проснуться с больной головой, но в то же время очищенной от ряда наносных проблем типа «Как там сыграл «Спартак?» или «Что там решил ООН с Гондурасом?». В этом случае из глубин подсознания всплывают те самые научные мысли и мыслишки, которые во множестве рождались где-то на дне Дантова ада души, роились там, мучались, спорили между собой, но не могли выйти на поверхность именно в силу высокой конкуренции с извечными вопросами типа «Пить или не пить». Однако в данном случае слишком велика цена вопроса – за несколько страниц ценнейшего текста, который рождается по итогам данного пробуждения, аспирант расплачивается самым дорогим, что у него есть в этой жизни – здоровьем и любовью к Родине, на которую его рвет.

Положительной чертой загородных поездок является возможность выйти за пределы традиционного круга общения, отказ от необходимости говорить стандартный набор фраз вроде «Как ты после вчерашнего?», или «Ну что, вчера был на философии, подготовил реферат?» и прочие вопросы, отражающие суету околонаучной беготни, а также возможность глотка свежего воздуха и возврата к корням, природе и естественной среде обитания коз, баранов и всех остальных братьев наших меньших. Именно в этом случае, когда аспирант чувствует себя как древнегреческий герой - борец Антей, чья возможность прилива свежих сил заключалась именно в контакте с Землей, научный деятель получает возможность посмотреть на научную проблему совсем с иной точки зрения. Прилив свежих эмоций, впечатлений заставляет гордо биться сердце буревестника, вздымать девятый вал неземных научных страстей, а также парить в облаках собственных и коллективных решений проблемы. Стоит отметить, что похоже, время пребывания на загородней даче целесообразно ограничивать на уровне 1-2 дней, ибо в противном случае происходит притупление остроты эмоций, а также усиливается необходимость расхода и отвлечения значительных материальных ресурсов и физических сил на нормальное функционирование системы жизнеобеспечения. Что касается частоты посещения загородных дач, то стоит заметить, что частое посещение одного места оправдано только в случае разнообразной культурной программы, куда могут входить лыжи, скелетон, сплав по Угрюм - реке, танцы на воде, купание красного коня, полет навигатора, бег на месте, шаманские пляски, сбор яблок на снегу и прочие элементы бытия.

Следует также отметить, что практика загородных дач широко апробирована и в обязательном порядке использовалась лидерами еще Советского Союза и современной России. Достаточно вспомнить, как Сталин и К отдыхали на даче сестры Кагановича, заключение Горбачева в Форосе, затворничество Ельцина в Барвихе, а также печально известное Беловежское соглашение.

- гостиница в другом городе, куда группа аспирантов прибыла для участия в конференции или ознакомления с достопримечательностями. Обязательным условием успеха такого мероприятия является полнейшее отсутствие денежных средств у аспирантов для исключения каких-либо соблазнов и позывов к походу в ближайший магазин за рвотным порошком. Практика показывает, что трудности очень закаляют, сплачивают легионы науки, позволяют выработать единую систему идеологических принципов, что в дальнейшем, наравне со свежим дыханием, облегчает понимание и возможность плодотворной работы. Здесь также следует отметить два важных обстоятельства – это возможность завязки новых знакомств с аспирантами из других городов для взаимного обмена отзывами на автореферат диссертации в дальнейшем, а также возможность вырваться на волю, в пампасы и там, во глубине сибирских руд, ковать оружие победы, пользуясь орудием научного пролетариата, то есть ручкой и бумагой.

- встреча на пресс-хате в филиале учебного заведения в результате заранее спланированной и четко проведенной акции попадания туда. Здесь следует отметить, что находясь в филиале, который как правило, аспиранты изучили уже вдоль и поперек и ничего принципиально нового для себя открыть не могут, научные деятели находятся в квартире на положении скорпионов в банке, заключенных в концлагере, или ученых в шарашке по типу Сталинских заведений. Именно данная атмосфера вкупе с достаточно высоким уровнем самосознания и амбиций аспирантов, а также рационализмом мышления позволяет не тратить время на просмотр телепередачи «Время» или «Спокойной ночи, малыши» и безудержную дегустацию «Траяра» из горла, а выпив стакан – другой горячего молока (на полном серьезе, без какой-либо иронии), а также съев порцию горохового супа, заняться жестким и горячим коллективным обсуждением реальной научной проблемы. Опыт показывает, что именно в условиях жесткого давления внешней среды, на фоне физической и психологической усталости и работы в режиме нон-стоп в течение 5 пар, повышается подвижность психики и подсознание начинает генерировать ряд очень интересных идей, которые следует обсудить и тут же записать. Что характерно, данная работа мозга продолжается даже ночью и аспирант просыпается не потому, что у него энурез, а именно в силу потрясения, пробуждения и расширения возможностей нервной системы. Недаром в свое время именно во сне Менделеев изобрел свою знаменитую таблицу, а также пришел к выводу, что настоящая водка должна иметь крепость в сорок градусов, а не сорок два. Понятно, что занести обсужденные идеи в компьютер вряд ли удастся по причине его отсутствия, но если есть в кармане пачка сигарет и конспект лекций (как вариант рулон туалетной бумаги), то жизнь удалась, и ваш скорбный труд не пропадет даром. Важным условием данного вида мозговой атаки является обязательная запись высказанных идей на чем угодно и чем угодно, хоть кровью из носа на персидском ковре, в противном случае окажется, что Акела промахнулся.

Правда, здесь следует предостеречь начинающих аспирантов от следующей опасности. Слишком часто применять данный метод нельзя, так как нервная система имеет свои четко определенные пределы подвижности и выносливости и с какими бы благими намерениями вы не занимались наукой в таком режиме, сама система после поездки в филиал требует достаточно длительного времени на восстановление и регенерацию нервных клеток, которые не восстают из зада. Кроме того, можно получить эффект бумеранга, когда цикл бурной деловой активности сменяется полнейшей апатией ко всему, что связано с наукой и околонаучной деятельностью. Так что, нервная система – это очень важный фактор, который необходимо учитывать в процессе своей деятельности вообще, а научной тем более.

Внимательный читатель, наверное, успел подметить ряд общих черт, объединяющих все указанные места встречи:

- ограниченность числа участников мозговой атаки;

- взаимное пересечение сфер научных интересов и наличие точек соприкосновения;

- ограниченное либо полностью замкнутое пространство;

- выход за пределы традиционного места жительства и работы (за исключением может быть первого случая);

- возможность получения новых свежих впечатлений и интенсивный обмен ими;

- сознательное самоограничение в вопросах потребления спиртных напитков, сыроедения и каннибализма;

- стремление к работе с подсознанием.

Читающие это чтиво аспиранты вправе внести поправки в представленный перечень видов специальной подготовки с учетом специфики своей научной работы, а также индивидуальных особенностей своего организма, а мы идем дальше и переходим к блоку работы под названием спортивная подготовка. Понятно, что проведение аудиторных занятий и научной работы требует больших затрат физической энергии, которая нуждается в регулярном восполнении и водкреплении, однако проблема заключается в том, какой вид спорта избрать и почему. Среди наиболее предпочтительных видов спорта, которые полезны для аспирантов, можно выделить занятия в тренажерном зале, игровые виды спорта, а также бадминтон или теннис.

Занятия в тренажерном зале позволяют значительно разгрузить нервную систему и в спокойном режиме обеспечивать постоянный прилив физической энергии, что в конечном итоге позволяет аспиранту не просто как маленькая лошадка, везущая на себе вязанку тетрадей, рефератов, конспектов, всходить на Олимп пятого, седьмого этажа учебных заведений. Нет, вы станете подниматься туда с гордым видом киборга – терминатора, батарейки которого полны энергии, а сами вы будете готовы к новым сражениям с племенем яйцеголовых студентов. Проблема занятия в зале заключается в достаточно монотонной и однообразной работе, которая сама по себе может приносить удовольствие не всем людям, кроме того, она не предполагает тренировку нервной системы и умственной деятельности, если конечно, не считать умственной деятельностью подсчет совокупного веса блинов, висящих на грифе штанги.

Очень привлекательным методом работы в тренажерном зале является также перетягивание каната, привязанного к стенке с обязательной разработкой стратегии и тактики оттягивания его конца, а также оценкой вероятности его разрыва. В этом случае аспирант избавляет себя от необходимости борьбы за презренный металл с поклонниками А.Шварценеггера, Альбины Хомич и прочих Чак Норрисов.

Что касается игровых видов спорта, то они позволяют отточить командное взаимодействие, поднять тонус и в то же время не дать застояться мозгам, так как любая игра требует определенного ума. Кроме того, важность игры заключается в ее состязательности, что позволяет вырабатывать потребность достижения и упорство в реализации цели. Проблема может заключаться в том, что не всегда можно набрать команду для игры в водное поло, хоккей на траве или керлинг.

Занимательным и поучительным видом спорта, от занятий которым сносит крышу над головой, являются также бобслей и скелетон, значимость которых определяется именно возможностью по-настоящему оценить ценность диссертационной работы, ее практическую значимость и возможностью претворения в жизнь ее результатов. Здесь следует привести пример двух аспирантов-аксакального возраста, которые однажды, после очередной мозговой атаки околонаучной проблемы, решили развеяться и прокатиться с детской ледяной горки, изобразив бобслей. Сам процесс установления рекорда проходил следующим образом – сначала один из аспирантов сел на свой портфель, набитый самыми последними достижениями научной и околонаучной мысли, а второй сел чуть впереди него и экипаж – двойка помчался вниз. Первый спуск окончился более - менее удачно, поэтому аспиранты решили повторить свой трюк, но уже в рамках другого вида спорта – скелетона. Один из олимпийцев лег на живот головой вперед, второй умудрился вскарабаться на него сверху и мощнейшая неуправляемая ракета GS300 - «Сатана» полетела вниз и на огромной скорости, обладая повышенной инерцией двух налитых мощью тел, воткнулась прямо в ледяную стену в конце спуска. В роли судей, по достоинству оценивших сей подвиг, выступили врачи скорой помощи, вынесшие свой вердикт: «Вы что не знаете, для чего нужен позвоночник? Чтоб башка в штаны не провалилась, идиоты!».

Этот пример очень ярко показывает, насколько тонка грань между Олимпийскими и Паралимпийскими играми, а также насколько велик риск принятия необдуманных решений при исследовании новой научной проблемы. В общем, каким бы многогранным не был талант аспиранта, необходимо внимательно следить за тем, чтобы количество граней не превышало число граней граненого стакана со святой водой.

Еще одним видом спорта, который стимулирует физическую активность и в то же время дает очень серьезную пищу для размышлений, является бадминтон. Бадминтон – это высокоинтеллектуальная игра, задача игроков в которой заключается в самостоятельной, а не командной разработке, планировании и четкой реализации стратегии и тактики игры, и наборе определенного количества очков. Я бы даже назвал данную игру иезуитским видом спорта, так как многие удары являются просто издевательскими и очень обманчивыми. Именно эта изворотливость, а также самостоятельность в игре стимулирует возможность активного использования в научной работе таких приемов как инверсия, реверсия, диверсия, дисперсия, а также эвристических методов работы. Этот факт проверен на практике большим количеством ученых и практиков, обладающих достаточно высоким уровнем научной квалификации и занимающихся, например такими дисциплинами, как функционально-стоимостной анализ или теория решения изобретательских задач.

И конечно, в любом случае при подготовке научной работы следует отказаться от таких видов спорта, как бокс, сумо, кикбоксинг, таэквондо и других, предполагающих возможность получения удара в голову либо в пах. И то и другое очень вредно для продолжения научной деятельности и ещенеизвестно, что страшнее. Пример таких деятелей, как О. Саитов или В.Попенченко, здесь не проходит, так как это лишь редкостные экземпляры, которые только подтверждают общее правило, которое гласит: держи ноги в тепле, а голову в ежовых рукавицах. Вообще, именно спортивная подготовка помогает аспиранту в реализации принципа железного Феликса, который говорил: «настоящий аналитик должен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки».

Применительно к спортивной подготовке необходимо отметить, что занятия ей не должны превращаться в самоцель, любой аспирант должен четко понимать ее подчиненность целям более высокого уровня на данном этапе своего жизненного пути, а именно подготовке научного исследования.

Продолжая обзор блоков подготовки аспирантов, следует отметить, что воспитание психологической устойчивости и укрепление центральной нервной системы является важнейшим залогом успешной работы вообще, а по отношению к аспиранту стоит отметить, что жизнь не заканчивается защитой диссертации и ему после защиты открыты все дороги в жизни, которые еще нужно одолевать. В свое время товарищ И.Сталин учил молодого наркома (не путать с наркоманом) нефтяной промышленности Байбакова, что в его работе самое главное – это иметь бычьи нервы и железное здоровье.

В связи с этим вспоминается трагический случай, произошедший на одной из защит. Соискатель, посвятивший 4 года исследованию каких-то технических процессов и фанатично работавший над диссертацией по ночам, пришел к финишу в очень изможденном состоянии. Как говорится, «я весь затянут в кожу и ненависть на роже». По итогам успешной защиты все члены диссертационного совета поаплодировали ему и председатель предоставил ему право на свое последнее (извините, заключительное) слово. Диссертант зашел за доску с чертежами, выглянул оттуда и сказал «Ку-ку», после чего его сразу отправили в психическую больницу, откуда он говорят, до сих пор не вышел…

Современная история также знает немало примеров, в частности во время защиты дипломного проекта одна из эмоциональных девушек, учившаяся на одном потоке с автором, прочитала блестяще доклад, шикарно защитилась, а после аплодисментов комиссии у нее случился инсульт.

По мнению В.Смыслова, причиной поражения Каспарова в знаменательном матче с В.Крамником явилось именно крайнее истощение нервной системы. Применительно к практической деятельности аспирантов можно отметить, что причинами утомления нервной системы и потери психологической устойчивости могут быть следующие:

- неудачное приземление после прыжка в научную яму. Проще говоря, решил прыгнуть в надежде, что там лежит соломка, а там доброжелатели уже вколотили осиновый кол. Именно поэтому нужно все время быть готовыми к форс-мажорным обстоятельствам и правильно оценивать риски, связанные с нарушением связей в научном мире и не всегда уместным высказыванием критики относительно научных достижений других людей. Мир науки представляет собой тесный клубок, ниточки которого завязаны в очень крепкие узелки, причем очень давно и надежно. Конечно, можно вспомнить опыт Гарри Гудини и попытаться не завязывать его еще сильнее, а взять и разрубить гордиев узел, однако это обойдется себе дороже и вам придется дописывать свой научный репортаж с петлей на шее;

- нарушение дружеских отношений с коллегами по работе и руководством. Вопрос в том, что вне зависимости от причин, которые привели к этой ситуации, вы должны понимать, что все аспиранты и коллеги по кафедре находятся на одной подводной лодке, где

Наши рекомендации