Развитие опознавательного действия
У детей 3 лет среднее время узнавания фигуры — 8 сек. За это время они совершают почти столько же движений, сколько их сверстники за 20 сек, в процессе ознакомления с объектом.
Существенно меняется и характер этих опознавательных движений по сравнению с движениями, наблюдавшимися в процессе перцептивного действия. Создается впечатление, что именно при выполнении опознавательного действия дети 3 лет начинают более детально обследовать фигуру. Об этом говорит и большое общее число движений глаза, и число движений в секунду, приближающееся к тому, которое было у детей 6 лет во время рассматривания (см. табл. 5). Такое детальное обследование объекта вызывается тем, что испытуемые не могут сразу узнать фигуру и рассматривают ее теперь, может быть, с какой-то более понятной им целью. Вопросы экспериментатора, на которые дети не могут вначале ответить, актуализируют задачу ознакомления с предметом (трудности узнавания, по-видимому, достаточно мощный стимул развития перцептивных действий).
В траектории движений глаз детей 3 лет (рис. 19) больше всего обращают на себя внимание движения, выходящие за пределы контура фигуры и распространяющиеся на область фона,
которые, по-видимому, ориентируют фигуру по отношению к фону и вместе с тем выделяют ее из фона. Мы специально говорим об этом, ~ так как выделение фигуры из фона издавна рассматривается как проявление некой врожденной сенсорной способности, не требующее участия каких-либо прижизненно сформировавшихся перцептивных действий. Хотя приведенные данные не позволяют сделать каких-либо окончательных выводов, но они дают основание предполагать наличие особых действий по выделению фигуры из фона, действий, носящих на ранних генетических стадиях внешне выраженный, развернутый характер. Из других особенностей траектории следует отметить большую амплитуду движений, несколько раз пересекающих поле фигуры. Эти движения, по-видимому, выполняют функцию измерения, а не построения образа.
Таким образом, и в этом случае, когда выполнение опознавательной задачи потребовало в сущности перцептивного действия, дети этого возраста не смогли выделить контур как наиболее существенный признак, необходимый для решения задачи.
У детей 4 лет (по сравнению с трехлетними детьми) почти вдвое уменьшается среднее время опознания, занимая 4—5 сек. Траектория опознавательных движений у них несколько отличается от траектории перцептивных движений. Глаз останавливается лишь на некоторых точках объекта. Количество этих точек больше у детей 4 лет и уменьшается у детей сравнительно старшего возраста. Наблюдается дальнейшее увеличение числа движений в единицу времени. У детей 4 лет оно достигает 3—7 движений в секунду. По этому параметру и по особенностям траектории способ выполнения опознавательного действия у детей этого возраста все еще близок к тому, который мы наблюдали при изучении перцептивного действия. Испытуемым для опознания необходимо вторичное ознакомление с объектом, которое занимает на этот раз меньшее время.
Разумеется, эта характеристика опознавательного действия справедлива лишь в отношении того материала, который предъявлялся испытуемым в наших опытах, т. е. в отношении малознакомого материала. Житейские наблюдения над детьми свидетельствуют о том, что узнавание хорошо известного им материала может происходить чрезвычайно быстро, как у четырехлетних, так и у более младших детей, такие же результаты можно получить, используя и наш экспериментальный материал, если дать, испытуемым возможность более длительного ознакомления с ним.
У детей этого возраста еще значительно число ошибок, допускаемых при опознании фигуры (около одной трети ответов ошибочны). Возможная причина этого состоит в том, что они еще не выделили в объекте специфического для данной задачи сенсорного содержания. Они все еще оперируют не столько с формой объекта и особенностями его контура, сколько с величиной, с его отдельными признаками. Если же эти признаки оказываются неспецифическими для данной фигуры и имеются также и у других фигур, возникают ошибки.
Пятилетний возраст в развитии опознавательного действия, как и в развитии действия перцептивного, является переломным. При описании последнего уже отмечалось, что дети переходят от ознакомления с отдельными специфическими признаками фигуры к ознакомлению с особенностями ее контура, т. е. выделяют в объекте содержание, адекватное поставленной перед ними задаче. Следует заметить, что понятие «отдельные признаки» не совпадает с понятием «части объекта». Мы не склонны восстанавливать ассоцианистическое представление о процессе восприятия. Субъект всегда имеет дело с «целым» объектом. Другое дело, что в этом «целом» служит предметом действия (перцептивного или опознавательного). В качестве такового может выступать цвет, величина, форма или сочетание этих признаков. Каждый из них может в большей или меньшей мере соответствовать решаемой задаче. Успешность ее решения во многом определяется степенью адекватности выбранного средства,
Мы пока не ставили вопроса о природе выбора средства, а лишь констатируем, что на отдельных возрастных стадиях выбираются разные средства решения одной и той же задачи. Изучение процесса переориентировки на новое средство не входило в задачу настоящего исследования. Однако реально такая переориентировка происходит в процессе развития ребенка. Она определяется общением с окружающими, обучением и воспитанием, а также другими не всегда легко учитываемыми факторами. Наряду с этой переориентировкой вырабатываются способы обследования новых сторон в объекте.
У детей 5 лет отчетливо выражен переход к новому способу решения перцептивной и опознавательной задачи. Однако этот способ еще только складывается, и поэтому он удобен для наблюдения и изучения. Опознавательное действие в этом возрасте уже значительно отличается от перцептивного. В нем есть лишь намеки на обследование фигуры. Взор останавливается лишь на нескольких точках объекта, и, несмотря на это, результаты опознания правильны.
У детей 6 лет наблюдается уменьшение числа движений в единицу времени по сравнению с более младшими детьми (см. табл. 5). Можно предположить, что увеличение продолжительности фиксаций при опознавательном действии объясняется тем, что наличный объект сопоставляется с мнемическим образом ранее предъявленного объекта. Траектория движений глаз у детей 6 лет еще более свернута. Им достаточно пройти небольшой участок контура, чтобы узнать фигуру (рис. 20). Причем, все дети делают это безошибочно.
Опознание объекта на основании отдельных признаков говорит о том, что значительное количество информации, содержащейся в объекте, становится избыточным и не используется при опознании.
Сопоставление отдельных опорных признаков со сложившимся ранее эталоном оказывается достаточным для опознания. Однако это возможно лишь в том случае, когда эталон, образ адекватен объекту.
На рисунке 21 представлена запись движений глаз, совершенных взрослым испытуемым при опознании тест-объекта. Этих движений настолько мало и они в этом случае, по-видимому, настолько мало информативны, что трудно говорить о том, на основе каких признаков испытуемый опознал фигуру. Он мог бы опознать ее и без движений глаза при тахистоскопическом предъявлении объекта. Скорее всего фигура в целом и является для взрослого наблюдателя ее единственным признаком, достаточным для опознавания. Разумеется, такое возможно лишь для очень простых или для очень хорошо знакомых объектов. Это не отрицает того, что наблюдатель в специальных целях может производить дальнейшее расчленение таких простых или хорошо знакомых объектов и выделять в них системы более элементарных признаков.
Перцептивный образ возникает и воспроизводится лишь при наличии воспринимаемого объекта. Однако при высокой степени сформированности и устойчивости этого образа происходит переход от восприятия к представлению, которое может быть вызвано в отсутствие соответствующего объекта. Для выяснения степени сформированности образа мы пытались выяснить, способны ли дети представить воспринятые предметы и какие действия они в данном случае совершают. Испытуемым говорилось, что нужно смотреть на экран так, будто бы на нем находится только что показанная фигура. При этом производилась запись движений глаз.
На рисунках 22, 23 показаны траектории движений глаз детей 3 и б лет, записанные во время представливания тест-объекта. Можно отметить большое сходство между этими траекториями и траекториями, полученными у детей этого же возраста время ознакомления с объектом. У детей 3 лет фактически отсутствуют попытки представить себе фигуру (это не означает, что они не могут представить себе хорошо знакомый предмет). В то же время у детей 6 лет наблюдается развернутая траектория движения глаз по представляемой фигуре. Нельзя сказать, что это точное соответствие траектории и контура фигуры, но сходство между ними установить нетрудно. Следует сказать, что движения глаз при представливании у четырехлетних детей ближе к движениям, наблюдаемым у детей 3 лет. По-видимому, возможность подобного мысленного ' представливания также связана с умением выделять и обследовать соответствующее сенсорное содержание в объекте. Эта способность по отношению к использовавшемуся в экспериментах тестовому материалу появляется довольно поздно — лишь к 6 годам.
ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ФИГУРОЙ И ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ФИГУРЫ ИЗ ФОНА
По аналогичной методике регистрировались движения глаз дошкольников при ознакомлении с фигурой (см. рис. 24, а), которая затем маскировалась другой фигурой (см. рис. 24, б), а также при выделении фигуры из фона.
Характеристика движений глаз детей разного дошкольного возраста несколько отлична от той, которая была описана 'выше.
Дети 3 лет в данном -случае совершают большое число размашистых движений, которые часто выходят за пределы рассматриваемого объекта (рис. 25). Частично эти движения объясняются тем, что они не могут сосредоточиться на выполнении стоящей перед ними задачи. У них наблюдаются достаточно длительные фиксации (от 0,6 до 1,8 сек), которые не всегда соответствуют наиболее информативным точкам фигуры.
У детей 4 лет траектория движений глаза расположена преимущественно внутри фигуры. Движения менее размашисты, чем .у трехлеток. Они тщательно рассматривают одну какую-либо часть фигуры, например одно «крыло», больше внимания обращают на перекрест линий внутри фигуры (см. рис. 26).
Дети 5 лет выделяют не только центральную часть фигуры, но рассматривают также верхние углы фигуры, пытаются выделить наиболее существенные признаки (см. рис.27).
У детей шестилетнего возраста уже довольно большая часть движений идет вдоль контуров фигуры. Большое время они уделяют рассматриванию, перекреста внутренних линий ее. Но полного обведения контура (как в случае рассматривания более плавной фигуры) у них не наблюдается (см. рис. 28).
Для сравнения были записаны движения глаз у взрослых испытуемых (см. рис. 29, 30). Траектории движений глаз взрослых очень просты. Число движений невелико. Один испытуемый, по-видимому, сразу установил симметричность фигуры и рассматривал поэтому лишь одно крыло. Второй испытуемый рассмотрел всю фигуру.
Следует отметить, что настоящая фигура была значительно сложнее тех, которые рассматривались в предыдущих серия
Показателем этого является то, что даже дети 6 лет не справились с задачей произвольного выделения контура и прохождения вдоль него. Хотя подобная задача легко решалась при предъявлении детям сравнительно простых криволинейных фигур.'
После предварительного ознакомления с фигурой всем испытуемым ставилась задача найти эту же фигуру в другой, более сложной. (Подробный анализ формирования умения выделять фигуру из фона проведен В. П. Сохиной (1964), опыты которой изложены в гл. V.) Эта задача для большинства детей, в том числе и старших, оказалась непосильной, так как была достаточно велика степень замаскированности фигуры. Траектории движений глаз детей разного возраста представлены на рисунках 31—34.
Обращает на себя внимание то, что с возрастом траектории постепенно начинают концентрироваться в той части объекта, в которой находится искомая фигура. Если у детей 3 лет еще есть, движения за пределами треугольника, то у детей 4 лет они совершаются внутри него, а у детей 5 лет — уже внутри квадрата. Дети 6 лет рассматривают всю площадь фигуры. Они выделяют перекрест внутренних линий искомой фигуры, но значительно меньше, чем дети_5 лет, которые в основном рассматривают этот запомнившийся им признак фигуры.
Наконец, число движений у взрослых испытуемых при поиске фигуры минимально. Им достаточно 5—7 движений в центре перекреста линий и на периферии, чтобы определить место искомой фигуры (рис. 35). Таким образом, в этой серии экспериментов дошкольникам была предложена более сложная задача — задача, для выполнения которой у них не сложились еще адекватные перцептивные действия.
Контуры фигур, предъявленных нашим испытуемым, в этом случае были значительно сложнее, соответственно ознакомление с фигурой и особенно ее поиск требовали более развитых перцептивных действий.
Эксперименты с выделением заданной фигуры из более сложной интересны в том отношении, что испытуемые, решающие эту задачу, фактически должны осуществить некоторое действие обнаружения. Если в экспериментах с криволинейными фигурами все объекты были даны испытуемым, то в этих экспериментах тестовая фигура должна была быть найдена. Обнаружение объекта в этих условиях требовало от испытуемых специальной системы поисковых действий. В наших экспериментах эти поисковые деист- вия успешно завершались лишь у взрослых испытуемых, так как они в результате предварительного ознакомления построили адекватный образ искомой фигуры. Дошкольники этого сделать не смогли, поэтому при осуществлении поиска у них отсутствовал отчетливый поисковый эталон. В свете этих фактов целесообразно различать два типа обнаружения и поиска. Первый — обнаружение объекта, попавшего в поле зрения, т. е. неспецифическое обнаружение. Второй — обнаружение объекта, осуществляющееся в результате специального поиска, когда у наблюдателя имеется определенный поисковый эталон.
В первом случае за обнаружением при появлении незнакомого объекта следует операция выделения специфических признаков и ознакомление, при появлении знакомых объектов — опознавание. Во втором случае в результате направленного поиска за обнаружением объекта следует опознавание. К характеристике взаимоотношений между отдельными перцептивными и опознавательными действиями мы вернемся в конце настоящей книги. Сейчас мы рассмотрим особенности осязательных перцептивных и опознавательных действий.